История экономических учений в вопросах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 19:01, курс лекций

Краткое описание

Под термином «экономика» одновременно понимается:
• совокупность производственных отношений; экономический базис общества;
• народное хозяйство определенной страны или его часть, включающая соответствующие отрасли и виды производства;
• отрасль науки, изучающая производственные отношения или их специфические стороны в определенной сфере общественного производства и обмена.

Вложенные файлы: 1 файл

История экономических учений В вопросах=.doc

— 334.00 Кб (Скачать файл)


История экономических  учений.

Конспект лекций

Вопрос 1. Предмет и  методология истории экономических  учений

Менеджер –  наемный управленец, начальник!

Если у вас  нет ни одного подчиненного – вы не менеджер, а максимум специалист!

 

Под термином «экономика» одновременно понимается:

• совокупность производственных отношений; экономический базис  общества;

• народное хозяйство  определенной страны или его часть, включающая соответствующие отрасли  и виды производства;

• отрасль науки, изучающая  производственные отношения или их специфические стороны в определенной сфере общественного производства и обмена.

Предметом истории экономической  мысли является изучение истории  становления и развития общественного  производства, а также исторического  процесса возникновения, развития и смены экономических концепций (идей и воззрений) в ходе эволюции человеческого общества.

Методами исследования экономической науки являются:

• экспериментальный  метод – изучение поведения экономической  системы в целом и ее составных  частей путем постановки экспериментов; нужно отметить сложность использования этого метода из-за частой невозможности постановки экспериментов в экономике;

• гипотетико-дедуктивный  метод – основан на выдвижении и проверке различных гипотез  в сочетании с анализом отдельных экономических процессов и явлений в микро– и макроэкономике;

• статистико-временной  анализ – изучение совокупности массовых экономических явлений и объектов, однородных в некотором существенном положении, во временном периоде;

• историко-модельный  подход – представление экономических процессов в виде моделей, которые функционально повторяют изучаемый процесс, в историческом контексте;

• математический метод  – описание изучаемых экономических  явлений при помощи математических знаков и символов;

• метод абстрагирования – исключение явлений, носящих случайный характер, при исследовании процессов экономики.

К современным направлениям экономической мысли относят:

• неоклассицизм –  направление, сформированное в 90-х годах XIX века, основанное на идеях экономического либерализма и принципах системного анализа маржинальных (предельных) величин в исследованиях микроэкономики; в настоящее время в задачи этого направления входят решение макроэкономических вопросов и проблем государственного регулирования экономики;

• неокейнсианизм – направление, возникшее в 50 – 60 годы XX века; взяло  за основу теорию Дж. М. Кейнса, дополнив ее учением о влиянии роста  доходов на процесс воспроизводства (принципом акселерации);

• неоинституционализм  – течение, возникшее в 60 – 70-е годы XX века, которое ставило экономические процессы в зависимость от технократии (глубокого знания современной техники) и разъяснило значение экономических процессов в социальной жизни общества;

• неолиберализм –  экономическое учение о государственном  регулировании хозяйственных процессов при достижении свободной конкуренции предпринимателей и других элементов экономического либерализма;

• марксизм – направление  экономической мысли, возникшее  в 40-х годах XIX века в Германии, которое  выступает в защиту интересом рабочего класса; в основе этого направления лежат представления о стоимости и прибавочной стоимости для обоснования неизбежности победы социализма.

 

Вопрос 2. Зарождение экономической  мысли 

Чтение – вот лучшее учение! Книгу ничто не заменит.

Выразители экономической мысли древнего мира – крупные мыслители (философы) и отдельные правители рабовладельческих государств – стремились идеализировать и сохранить навсегда рабовладение и натуральное хозяйство.

Доказательства идеологов  древнего мира основывались преимущественно на категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупных торгово-ростовщических операций, то есть против свободного функционирования денежного и торгового капитала.

Источники экономической  мысли Древнего Востока:

• Вавилон – кодекс царя Хаммурапи;

• Китай – Конфуций, Бодхидхарма или Бато (монастырь  Шаолинь), монахи горы «Удан»;

• Индия – трактат  «Архашастра».

Свод законов царя Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н. э.) создан около 1760 г. до н. э. Он уделяет особое внимание укреплению власти рабовладельцев над рабами, частной собственности вообще и охране интересов царских служилых людей; дает возможность сделать вывод о весьма значительном развитии товарно-денежных отношений в Вавилонии.

Шаолинь. Суншань Шаолиньсы  – монастырь Шаолинь в горах Сун был основан в 19 году эры Тхайхэ в период Северная Вэй (495г) индийским монахом Бато. Торжественное открытие монастыря состоялось 19 числа 2 месяца (~ 31 марта). Согласно шаолиньской летописи, название монастыря происходит от его географического расположения и буквально означает – монастырь в лесу на горе Шао-ши.

Надо сказать, что за всю историю Китая монастырей с названием Шаолинь было около 10 (включая самый знаменитый Южный  Шаолинь), также в силу широкого распространения  китайской культуры во всей Юго-восточной Азии существовали аналогичные монастыри в Японии, Корее и Вьетнаме. Но до нынешних дней все же уцелел лишь один, тот самый Северный монастырь Суншань Шаолиньсы. Несмотря на многочисленные пожары, стоит и поныне, вдохновляя массы поклонников. И хотя современная жизнь значительно отличается от того легендарного времени, но и сейчас, как в прошлом, можно встретить людей, порой лишь с одной котомкой за плечами, приходящих в Шаолинь только по одному искреннему движению души. Шаолинь, кажется, уже невозможно сжечь, возрождаясь каждый раз из пепла, вновь торжествует его вечная идея гармонии духа и тела. И она, как бы уже, независима от того реального места, где расположен сам монастырь (чаньская задача гласит: – Где находится монастырь Шаолинь? – Он находится там, где ты есть). Напоминаем о том, что кунфу в Шаолине есть следствие буддийской практики, а не наоборот.

Монастырь расположен на склоне горы Шаоши. Нижние его ворота представляют собой вход в монастырь  с южной стороны (они также имеют название «Горные ворота» – shan men), Северных задних ворот в настоящее время не существует. Склон горы довольно крут, так что внутри монастыря каждый последующий двор расположен значительно выше предыдущего, и т.о. сам монастырь напоминает лестницу. По периметру около 800-900 метров стена, окружающая его высотой 2,5-3 метров, выкрашена в традиционно киноварный (густо-красный) цвет, черепица же крыш по древнему китайскому регламенту покрыта зеленой глазурью.

Конфуций (Кун-цзы) (551 – 479 гг. до н. э.) заложил основы конфуцианства – этико-политического учения, оказывавшего огромное влияние на развитие духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении более чем двух тысяч лет. Конфуцианство призывало государей управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, примером высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременять народ тяжелыми налогами и повинностями.

Индийский трактат «Артхашастра» (буквально – «наука о пользе, о практической жизни») – это собрание наставлений по вопросам управления государством. В трактате описывается идеальное государство с разветвленной полицейской системой и сильной царской властью, для укрепления которой допускаются любые средства. Важнейший источник сведений об общественных отношениях, экономике, политических институтах Древней Индии. Автором трактата считается Каутилья (IV в. до н. э.) – древнеиндийский государственный деятель.

В соответствии с этими  источниками для азиатского способа  производства характерны:

• чрезмерное регулирование  хозяйства посредством регламентации  сферы ссудных операций и торговли;

• ведущая роль в экономике  отводится собственности государства;

• неприкосновенность частной  собственности.

Экономическая мысль  Древней Греции связана с именами Ксенофонта, Платона и Аристотеля.

Ксенофонт (430 – 354 гг. до н. э.) в трактате «О домашнем хозяйстве» дал характеристику образцового, с  его точки зрения, хозяйства и  образцового гражданина. Его труд «О доходах» – попытка найти выход  из экономических трудностей Афин. Важнейшие идеи трактата «О домашнем хозяйстве» сводятся к следующему:

• естественным происхождением является разделение труда на умственный и физический, а людей – на свободных и рабов;

• любой товар обладает полезными свойствами (потребительная стоимость) и способен обмениваться на другой товар (меновая стоимость).

Платон (428 – 347 гг. до н. э.) создал теорию идеального общественного  устройства и изложил ее в своем  труде «Государство». Коренной идеей  такого устройства является идея справедливости; каждый занимается тем, к чему более приспособлен. Под справедливостью философ подразумевал так называемую цельную добродетель, объединяющую мудрость, мужество и просветленное (аффектное) состояние и представляющую их равновесие. Платон проповедовал уничтожение частной собственности, общность жен и детей, государственную регулируемость браков, общественное воспитание детей, которые не должны знать своих родителей.

Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) основывал свое экономическое  учение на предпосылке, что рабство – явление естественное и всегда должно быть основой производства. Ключевые положения его труда «Политика»:

• обязательным является наличие частной собственности;

• все виды деятельности разделены на две группы: экономию и хрематистику.

Под экономией Аристотель понимал изучение естественных явлений, связанных с производством потребительных стоимостей; к ней же относил мелкую торговлю, необходимую для удовлетворения потребностей людей. Под хрематистикой  – изучение противоестественных, с его точки зрения, явлений, связанных с накоплением денег; сюда же причислял и крупную торговлю. В соответствии с этим Аристотель установил два вида богатства: как совокупность потребительских стоимостей и как накопление денег, или как совокупность меновых стоимостей.

Источником первого  вида богатства он считал земледелие и ремесло и называл его  естественным, поскольку оно возникает  в результате производственной деятельности, направлено на удовлетворение потребностей людей и его размеры ограничены этими потребностями. Второй вид богатства Аристотель называл противоестественным, так как оно возникает из обращения, не состоит из предметов непосредственного потребления, и размеры его ничем не ограничиваются. Таким образом, Аристотель одобряет экономическую деятельность и порицает хрематистику;

• деньги выступают в  роли соизмерителя при обмене, и  поэтому их нельзя ссужать (монета не может рождать монету). Аристотель считал, что деньги стали «всеобщим  средством обмена» в результате соглашения;

• человек, по мнению Аристотеля, есть существо, которое не может жить вне общества и государства. Следовательно, государство важнее семьи и отдельной личности. Рассматривая воспитание как средство укрепления государственного строя, философ считал, что школы должны быть только государственными и в них все граждане, исключая рабов, должны получать одинаковое воспитание, приучающее их к государственному порядку.

 

Вопрос 3. Экономическая  мысль Средневековья 

Источники экономической  мысли Средневековья:

• в арабских странах: Коран (610 – 632 гг.); учение Ибн-Халдуна (1332-1406);

• в Западной Европе: идеи Августина (354 – 430); идеи Фомы Аквинского (Аквината) (1225 – 1274);

• в России: «Русская правда» (XII – XIII вв.) – свод законов  Киевского государства; И. С. Пересветов (конец XV – начало XVI в.); М. Башкин (XVI в.).

Изучение и толкование Корана – собрания проповедей, обрядовых  и юридических установлений, заклинаний и молитв, назидательных рассказов  и притч, произнесенных Мухаммедом в форме пророческих откровений в Мекке и Медине – положили начало гражданскому и каноническому мусульманскому праву. Коран освятил складывавшееся в Аравии социальное неравенство, институт частной собственности. Согласно Корану одним из пяти «столпов веры», то есть правильного поведения, является обязательная благотворительность (налог закат). наряду с которой рекомендуется и добровольная милостыня (салака).

Ибн-Халдун (Ибн Халдун Абдуррахман Абу Зейд ибн Мухаммед) (1332 1406) – арабский историк и философ. Его основной труд носит название «Книга назидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле». Выдвинул концепцию «социальной физики», которая призывала к: а) осознанному отношению к труду; б) борьбе с расточительством и жадностью; в) пониманию несбыточности имущественного и социального равенства. Главные труды Блаженного Августина – «О граде Божием» и «Исповедь». Августин усматривал два противоположных вида человеческой общности: «град Земной», то есть государственность, которая основана «на любви к себе, доведенной до презрения к Богу», и «град Божий» – духовная общность, которая основана «на любви к Богу, доведенной до презрения к себе».

Информация о работе История экономических учений в вопросах