История экономических учений в вопросах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 19:01, курс лекций

Краткое описание

Под термином «экономика» одновременно понимается:
• совокупность производственных отношений; экономический базис общества;
• народное хозяйство определенной страны или его часть, включающая соответствующие отрасли и виды производства;
• отрасль науки, изучающая производственные отношения или их специфические стороны в определенной сфере общественного производства и обмена.

Вложенные файлы: 1 файл

История экономических учений В вопросах=.doc

— 334.00 Кб (Скачать файл)

Разрабатывал идеи Прудона, Конта. Критиковал капитализм за пре вращение рабочих в придатки машин.

П. Л. Лавров отдавал предпочтение общественной собственности. Считал, что  для достижения социализма народные массы нужно сознательно подготавливать, воспитывая дух единства и пропагандируя среди них народнические идеи.

 

Вопрос 31. Экономические  взгляды М. И. Туган-Барановского

Михаил Иванович Туган-Барановский (1865 – 1919) – великий экономист, ученый с мировым именем. Окончил Харьковский  университет.

В 1894 году он опубликовал работу «Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние на народную жизнь», за которую был удостоен степени магистра Московского университета.

Взяв за основу идеи, изложенные в книге «Русская фабрика в  прошлом и настоящем», М. И. Туган-Барановский защищает докторскую диссертацию.

В 1916 году выходит его  работа «Социальные основы кооперации», а в 1918 году – «Социализм как положительное  учение», где ученый описывает свои взгляды на социализм.

Переход к социализму М. И. Туган-Барановский считал неизбежным, поскольку при капитализме небольшая группа людей наживается за счет остальной многочисленной части общества. Основой социализма является идея о равноценности человеческой личности (эта идея была заимствована у И. Канта).

М. И. Туган-Барановский выделяет три типа социализма:

• государственный –  строй, при котором единицей хозяйствования является государство;

• синдикальный – строй, при котором значительная роль государства  сочетается с автономией производственных единиц;

• коммунальный – строй, при котором роль государства незначительна.

• М. И. Туган-Барановский  говорил о том, что теория предельной полезности дополняет трудовую теорию стоимости. В доказательство он приводил следующее высказывание: «Полезность  последних единиц продуктов...

– их предельная полезность – должна быть обратно пропорциональна относительному количеству этих продуктов, производимому в единицу рабочего времени».

Относился к числу  сторонников закона убывающего плодородия почвы, как части теории предельной полезности.

Промышленное производство в своем развитии циклично. В его развитии М. И. Туган-Барановский выделил две фазы:

• в первой фазе благодаря  усиленному созданию основного капитала происходит расширение производства, усиливается спрос на товары;

• во второй фазе процесс формирования основного капитала закончен; это сопровождается перепроизводством средств из-за падения спроса на них.

Исходя из этого, М. И. Туган-Барановский формулирует закон  инвестиционной теории циклов – фазы промышленного цикла определяются процессом инвестирования.

Далее связывает свою теорию с величиной процента на капитал: высокий процент говорит о  нехватке средств на инвестиционную деятельность, а ликвидация промышленного  кризиса вызывает падение ставки процента.

M. И. Туган-Барановский  глубоко изучил проблемы теории и практики кооперации. Он разработал основные принципы кооперации: материальная заинтересованность; добровольность; использование труда только членов кооператива.

Специфика учения о заработной плате М. И. Туган-Барановского:

• рост прибыли и падение заработной платы – явление необязательное;

• рост производительности труда может сопровождаться одновременным  ростом прибыли и заработной платы;

• рабочая сила не служит товаром, так как работник – личность, наделенная потребностями;

• размер заработной платы зависит от производительности труда и от социальной организованности рабочего класса.

 

Вопрос 32. Экономические  взгляды Н. Д. Кондратьева и А. В. Чаянова 

Николай Дмитриевич Кондратьев (1892 – 1938) – русский экономист.

Родился в семье крестьянина, закончил юридический факультет Петербургского университета. В октябре 1917 года был заместителем министра продовольствия во Временном правительстве. После октября 1917 года он работал в Сельскохозяйственной академии, а затем возглавил Конъюнктурный институт. В 1938 году был расстрелян по ложному обвинению.

Аграрный вопрос. Решение  аграрного вопроса Н. Д. Кондратьев видел к социализации земли. Он приходит к выводу, что в деревне должно быть уравнительное семейно-трудовое пользование землей и каждому трудящемуся земля должна предоставляться безвозмездно.

Ученый выделял три  приемлемые формы землепользования – личную, общинную и артельную, но считал, что выбор формы должен осуществляться на местах.

Кооперация. Н. Д. Кондратьев верил в возможность широкой кооперации в сельском хозяйстве. Положительные стороны кооперации заключаются в отсутствии акцента на прибыль и в возможности роста производительности труда. К принципам кооперирования ученый относил добровольность и последовательный переход к высшим формам кооперации.

Теория длинных волн. Анализ важнейших экономических  показателей в четырех странах  за период, примерно равный 140 годам, привел Н. Д. Кондратьева к мысли о  существовании больших периодических  циклов продолжительностью примерно 50 лет. Каждый цикл состоял из двух фаз – подъема и спада. Период продолжительности и причину возникновения циклов Н. Д. Кондратьев связывал с революционным обновлением производственных средств.

Александр Васильевич Чаянов (1888 – 1939) – крупнейший ученый, экономист– аграрник. Родился в Москве. Окончил Московский сельскохозяйственный институт. В 1919 году возглавил Научно-исследовательский институт сельскохозяйственной экономики. За свои взгляды был репрессирован и в 1939 году расстрелян.

Аграрный вопрос. Решение аграрного вопроса А. В. Чаянов видел в социализации земли. Сущность социализации, с его точки зрения, – в уравнительном распределении земли: по трудовой норме, то есть крестьянин должен получать надел земли, который он мог бы обработать трудом своей семьи, или по потребительской норме надела, чтобы доход с земли удовлетворил все потребности его семьи.

Теория крестьянского  хозяйства. Крестьянское хозяйство  ориентируется на оптимальное сочетание  дохода и тягот труда. А. В. Чаянов говорил об исключительной выживаемости крестьянских хозяйств в условиях длительного и значительного падения цен, а также роста издержек, поскольку они не гонятся за прибылью.

Кооперация. Развитие деревни  и выход из кризиса ученый видел  в создании кооперации. Система кооперации представлялась ему как совокупность союзов кооперации, ведавшая отдельными отраслями крестьянского хозяйства.

А. В. Чаянов признавал  преимущество крупного хозяйства над  мелким. Для России, считал он, предпочтительно  сочетание семейных крестьянских хозяйств с крупными кооперативами: последние берут на себя переработку, транспортировку и реализацию продукции, а также кредитование крестьянских хозяйств.

 

Вопрос 33. Историческая школа  экономической теории

Историческая  школа – направление экономической мысли второй половины XIX века, представители которой рассматривали политическую экономию как науку о национальном хозяйстве.

Это направление возникло в противовес неоклассическому.

В развитии исторической школы выделяют два этапа:

• старая»историческая  школа (40-е годы XIX века); ее идеологами являлись Ф. Лист, В. Рошер;

• «молодая»историческая  школа (80-е годы XIX века); ее представителями  были Л. Брентано, Э. Дюркейм, В. Зомбарт.

Основной труд Ф. Листа (1789 – 1846) – «Национальная система  политической экономии» (1841 г.).

Главные идеи:

• для каждой страны характерна своя национальная политическая экономия, поскольку экономика отдельных  стран развивается по собственным  законам;

• задача национальной политической экономии заключается в определении  наиболее благоприятных условий для развития производительных сил нации;

• богатство нации  составляют ее производительные силы;

• выделил три стадии развития производства (земледельческую, земледельческо-промышленную, промышленную);

• защищал государственную  политику протекционизма;

• считал, что необходимо развивать те отрасли экономики, которые неконкурентоспособны на мировом  рынке.

Особенности взглядов В. Рошера (1817 – 1894):

• политическая экономия – это наука о социальном хозяйстве;

• для изучения политической экономии надо знать такие стороны жизни, как язык, религия, искусство, национальность, право, государство и хозяйство;

• человек стремится  к справедливости, опираясь при этом на обычаи и традиции общества.

Экономические взгляды  Л. Брентано (1844 – 1931):

• экономические процессы и явления всегда регулируются обычаями и правовой основой нации и связаны с ними;

• справедливость заключается  в праве и обычаях (в то время  как по мнению классиков справедливость устанавливается благодаря конкуренции);

• ученый не признавал  математических исследований процессов экономики, так как человеческая психика, от которой зависит экономика, слишком сложна.

Заслуга Э. Дюркгейма (1858 – 1917) состоит в следующем –  ученый выделил социальную функцию  разделения труда, которая состоит  в создании условий дифференциации деятельности и возрастании солидарности общества.

О» Специфичность взглядов В. Зомбарта (1863 – 1941) – в утверждении  того, что капиталистический хозяйственный  уклад возник в Западной Европе, поскольку отличительной чертой ее жителей является сочетание духа предпринимательства с жаждой наживы.

М. Вебер (1864 – 1920) считал, что:

• капитализм – это  хозяйственный учет при сопоставлении  затрат с результатами производства;

• для «экономического  человека» характерны трудолюбие, честность, скромность;

• существует связь между  религией и экономической организацией общества.

 

Вопрос 34. Институционализм

Институционализм (с лат. institutio – «обычай, наставление») – направление экономической мысли, которое сформировалось в 20 – 30-е годы XX века для исследования совокупности социально-экономических факторов (институтов) во времени, а также для изучения социального контроля общества над экономикой.

Институты – это первичные  элементы движущей силы общества, рассматриваемые  в историческом развитии. Среди институтов выделяют:

• общественные институты  – семья, государство, правовые нормы, монополия, конкуренция и т. д.;

• понятия общественной психологии – собственность, кредит, доход, налог, обычаи, традиции и т. д.

Институционализм характеризуется следующими положениями:

• основа анализа –  метод описания экономических явлений;

• объект анализа –  эволюция социальной психологии;

• движущей силой экономики  наряду с материальными факторами  являются моральные, этические и  правовые, элементы в историческом развитии;

• трактовка социально-экономических  явлений с точки зрения общественной психологии;

• неудовлетворение применением  абстракций, присущих неоклассицизму;

• стремление к интеграции экономической науки с общественными  науками;

• необходимость детального количественного исследования явлений;

• защита проведения антимонопольной  политики государства.

В развитии институционализма  выделяют три этапа.

• Первый этап – 20 – 30-е  годы XX века; он характеризуется формированием  основных положений институционализма; родоначальниками этого этапа являются Т. Веблен, Д. Коммонс, У. Митчелл.

• Второй этап – середина XX века; изучались демографические  проблемы, социально-экономические  противоречия капитализма, была разработана  теория профсоюзного движения; типичными представителями являются Дж. М. Кларк, А. Берли, Г. Мит.

• Третий этап – 60 – 70-е  годы XX века; этот этап называют неоинституционализмом, в котором экономические процессы ставятся в зависимость от технократии, а также объясняется значение экономических процессов в социальной жизни общества; видными идеологами этого этапа являются Н. Ноув, Дж. Гэлбрейт, Р. Хайлбринер, Р. Коуз.

 

Вопрос 35. Экономическое  учение Т. Веблена 

Торстейн Веблен (1857 – 1929) – американский экономист, социолог.

Родился в семье крестьянина. Окончил университет в Йейле (США).

Информация о работе История экономических учений в вопросах