Кафедра «Макроэкономика
и социально-экономическое прогнозирование»
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»
на тему: «Классическая политическая
экономия»
Исполнитель:
студентка 1 курса
группы ФМ -1
_________
(подпись)
(инициалы, фамилия)
Руководитель:
к.э.н.,
доцент
_________
(ученая степень,
ученое звание)
(подпись)
(инициалы, фамилия)
Москва -2012
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Общая характеристика
классического направления политической
экономии…………………………………………………………………………...4
- Сущность учений классического направления……………………………...4
- Этапы эволюции классического направления………………………………6
Глава II. Первый этап классической
политической экономии……………….10
2.1 Уильям Петти – родоначальник
классической политической экономии в
Англии……………………………………………………………………………10
2.2 П.Буагильбер – основоположник
классической политической экономии во
Франции……………………………………………………………………….12
2.3 Экономическое учение
Ф.Кенэ……………………………………………..13
Глава III. Второй этап развития
классической политической экономии……14
3.1 А.Смит – центральная фигура
классической политической экономии….14
3.2 Особенности в методологии
исследований А.Смита…………………….14
Глава IV. Третий этап развития
классической политической экономии…….19
4.1 Экономическое учение Д.Рикардо………………………………………….19
4.2 Экономическое учение Ж. Б.
Сэя…………………………………………...21
4.3 Экономическое учение Т. Мальтуса………………………………………..22
Глава V. Четвертый этап развития
классической политической экономии…24
5.1 Экономическое учение Дж.С.Милля……………………………………….24
5.2 Экономическое учение
К.Маркса………………………………………….25
Заключение ………………………………………………………………………30
Список использованной литературы…………………………………………...31
ВВЕДЕНИЕ
Классическая политическая
экономия – экономическая течение конца
XVIII - начала XIX века, призванное для решения
проблем свободного частного предпринимательства.
Классическая политическая
экономия придала экономической теории
подлинно научный характер. Во-первых,
она открыла реальный источник богатства
общества – процесс производства. Во-вторых,
политическая экономия стала исследовать
хозяйственную деятельность как систему,
охватывающую производство, распределение,
обмен и потребление услуг и благ. В-третьих,
эта наука не ограничилась описанием явлений
(например, обмен товара на деньги) и перешла
к выявлению их сущности и законов развития.
Классическая политическая
экономия прочно заняла свое место в истории
экономической науки и до сих пор некоторые
их идеи актуальны, что, безусловно, говорит
об их ценности для экономической науки.
Объектом исследования является
классическая политическая экономия,
предметом исследования – экономические
идеи представителей классического политического
направления.
Цель моей работы заключается
в том, чтобы охарактеризовать одно из
направлений в истории экономических
учений, а именно классическую политическую
экономию: общие признаки, характеризующие
данное направление, ее наиболее известных
представителей и их вклад в экономическую
науку.
ГЛАВА I
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССИЧЕСКОГО
НАПРАВЛЕНИЯ
1.1 СУЩНОСТЬ УЧЕНИЙ КЛАССИЧЕСКОЙ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ
Классическая политическая
экономия возникла тогда, когда предпринимательская
деятельность вслед за сферой торговли,
денежного обращения и ссудных операций
распространилась также на многие отрасли
промышленности и сферу производства
в целом. Поэтому уже в мануфактурный период,
который выдвинул на первый план в экономике
капитал, занятый в сфере производства,
протекционизм меркантилистов уступил
свое доминирующее положение новой концепции
— концепции экономического либерализма,
базирующейся на принципах невмешательства
государства в экономические процессы,
неограниченной свободы конкуренции предпринимателей.
Произошедшие социально-экономические
преобразования изменили и характер политической
экономии. Как известно, с начала XVII в.
после выхода в свет «Трактата политической
экономии» А.Н. Монкретьена (1615) суть политической
экономии сводилась проводниками административного
(протекционистского) решения экономических
проблем к науке о государственном хозяйстве.
Но к концу XVII в. и в последующее время
мануфактурная экономика наиболее развитых
европейских стран достигла такого уровня,
что «советники при короле» уже более
не могли убеждать его о путях наращивания
богатства страны через «...работы о золоте,
о сдерживании импорта и поощрении экспорта
и о тысяче детальных распоряжений, имеющих
целью установить контроль над экономикой».
Указанный период ознаменовал
начало действительно новой школы политической
экономии, которую классической называют,
прежде всего, за подлинно научный характер
многих ее теорий и методологических положений,
лежащих и в основе современной экономической
науки. Именно благодаря представителям
классической политической экономии экономическая
теория обрела статус научной дисциплины,
и до сих пор, «когда говорят «классическая
школа», то имеют в виду школу, которая
остается верной принципам, завещанным
первыми учителями экономической науки,
и старается наилучше доказать их, развить
и даже исправить, но не изменяя в них того,
что составляет их существо».
В результате разложения меркантилизма
и усиления нарастающей тенденции ограничения
прямого государственного контроля над
экономической деятельностью «доиндустриальные
условия» утратили былую значимость, и
возобладало «свободное частное предпринимательство».
Последнее, по словам П.Самуэльсона, привело
«к условиям полного «laissez faire» (т.е. абсолютного
невмешательства государства в деловую
жизнь), события начали принимать другой
оборот», и только «...с конца XIX в. почти
во всех странах происходило неуклонное
расширение экономических функций государства».
В действительности принцип
«полного laissez faire» стал главным девизом
нового направления экономической мысли
— классической политической экономии,
а ее представители различали меркантилизм
и пропагандируемую им протекционистскую
политику в экономике, выдвинув альтернативную
концепцию экономического либерализма.
При этом классики обогатили экономическую
науку многими фундаментальными положениями,
во многом не потерявшими свою актуальность
и в настоящее время.
Следует отметить, что впервые
термин «классическая политическая экономия»
употребил один из ее завершителей К.Маркс
для того, чтобы показать ее специфическое
место в «буржуазной политической экономии».
И состоит она (специфика), по Марксу, в
том, что от У.Петти до Д.Рикардо в Англии
и от П.Буагильбера до С.Сисмонди во Франции
классическая политическая экономия «исследовала
действительные производственные отношения
буржуазного общества». Близкую на этот
счет позицию занимает и Н.Кондратьев,
по мнению которого «классики анализировали
по существу только капиталистический
строй и нигде не говорят о его преходящем
значении... Классики поступали так... потому,
— уточняет он, — что они считали его в
условиях свободы хозяйственной деятельности
строем наиболее совершенным».
В современной зарубежной экономической
литературе, отдавая должное достижениям
классической политической экономии,
не идеализируют их. Одновременно в системе
экономического образования большинства
стран мира выделение «классической школы»
в качестве соответствующего раздела
курса истории экономических учений осуществляется,
прежде всего, с точки зрения присущих
трудам ее авторов общих характерных признаков
и черт. Такая позиция позволяет отнести
к числу представителей классической
политической экономии целый ряд ученых
XIX столетия — последователей знаменитого
А.Смита.
Например, один из ведущих экономистов
современности профессор Гарвардского
университета Дж.К.Гэлбрейт в своей книге
«Экономические теории и цели общества»
считает, что «идеи А.Смита подверглись
дальнейшему развитию Давидом Рикардо,
Томасом Мальтусом и в особенности Джоном
Стюартом Миллем и получили название классической
системы». В широко распространенном во
многих странах учебнике «Экономикс»
американского ученого, одного из первых
лауреатов Нобелевской премии по экономике
П.Самуэльсона также утверждается, что
Д.Рикардо и Дж.С.Милль, являясь «главными
представителями классической школы...
развили и усовершенствовали идеи Смита».1
1.2 ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ РАЗВИТИЯ
КЛААСИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
По общепринятой оценке классическая
политическая экономия зародилась в конце
XVII — начале XVIII в. в трудах У.Петти (Англия)
и П.Буагильбера (Франция). Время ее завершения
рассматривается с двух теоретико-методологических
позиций. Одна из них — марксистская —
указывает на период первой четверти XIX
в., и завершителями школы считаются английские
ученые А.Смит и Д.Рикардо. По другой —
наиболее распространенной в научном
мире — классики исчерпали себя в последней
трети XIX в. трудами Дж.С.Милля.
В развитии классической политической
экономии с определенной условностью
можно выделить четыре этапа.
Первый этап охватывает период
с конца XVII в. до начала второй половины
XVIII в. Это этап существенного расширения
сферы рыночных отношений, аргументированных
опровержений идей меркантилизма и его
полного развенчания. Главные представители
начала данного этапа У.Петти и П.Буагильбер
безотносительно друг от друга первыми
в истории экономической мысли выдвинули
трудовую теорию стоимости, в соответствии
с которой источником и мерилом стоимости
является количество затраченного труда
на производство той или иной товарной
продукции или блага. Осуждая меркантилизм
и, исходя из причинной зависимости экономических
явлений, основу богатства и благосостояния
государства они видели не в сфере обращения,
а в сфере производства.
Завершила первый этап классической
политической экономии, так называемая
школа физиократов, получившая распространение
во Франции в середине и начале второй
половины XVIII в. Ведущие авторы этой школы
Ф.Кенэ и А.Тюрго в поисках источника чистого
продукта (национального дохода) решающее
значение наряду с трудом придавали земле.
Критикуя меркантилизм, физиократы еще
более углубились в анализ сферы производства
и рыночных отношений, хотя и в основном
в области сельского хозяйства, неправомерно
отдаляясь от анализа сферы обращения.
Второй этап развития классической
политической экономии охватывает период
последней трети XVIII в. и несомненно связан
с именем и трудами А.Смита — центральной
фигуры среди всех ее представителей.
Его «экономический человек» и «невидимая
рука» провидения убедили не одно поколение
экономистов о естественном порядке и
неотвратимости независимо от воли и сознания
людей стихийного действия объективных
экономических законов. Во многом благодаря
нему вплоть до 30-х гг. XX столетия неопровержимым
считалось положение о полном невмешательстве
правительственных предписаний в свободную
конкуренцию. И это о нем, как правило,
говорят, что «...ни один западный студент,
ученый не может считать себя экономистом
без знания его (А.Смита) трудов».
По мнению Н.Кондратьева, под
влиянием воззрений А.Смита у классиков
все их учение — это проповедь хозяйственного
строя, опирающегося на принцип свободы
индивидуальной хозяйственной деятельности
как идеала». Авторы одной из популярных
книг начала XX в. «История экономических
учений» Ш. Жид и Ш. Рист отмечали, что главным
образом авторитет А.Смита превратил деньги
в «товар, еще менее необходимый, чем всякий
другой товар, обременительный товар,
которого надо по возможности избегать.
Эту тенденцию дискредитировать деньги,
проявленную Смитом в борьбе с меркантилизмом,
— пишут они, — подхватят потом его последователи,
и преувеличив ее, упустят из виду некоторые
особенности денежного обращения». Нечто
похожее утверждает Й.Шумпетер, говоря
о том, что А.Смит и его последователи «пытаются
доказать, что деньги не имеют важного
значения, но в то же время сами не в состоянии
последовательно придерживаться этого
тезиса». И только некоторое снисхождение
этому упущению классиков (прежде всего
А.Смиту и Д.Рикардо) делает М.Блауг, полагая,
что «...их скептицизм по отношению к денежным
панацеям был вполне уместен в условиях
экономики, страдающей от недостатка капитала
и хронической структурной безработицы».
Далее отметим, что классическими
по праву считаются и открытые А.Смитом
(по материалам анализа булавочной мануфактуры)
законы разделения труда и роста его производительности.
На его теоретических изысканиях в значительной
мере основываются также современные
концепции о товаре и его свойствах, доходах
(заработной плате, прибыли), капитале,
производительном и непроизводительном
труде и другие.
Третий этап эволюции классической
школы политической экономии приходится
на первую половину XIX в., когда в ряде развитых
стран завершился промышленный переворот.
В течение этого периода последователи
и в том числе ученики А.Смита (так называли
себя многие из них) подвергли углубленной
проработке и переосмыслению основные
идеи и концепции своего кумира, обогатили
школу принципиально новыми и значимыми
теоретическими положениями. В числе представителей
данного этапа следует особо выделить
французов Ж.Б.Сэя и Ф.Бастиа, англичан
Д.Рикардо, Т.Мальтуса и Н.Сениора, американца
Г.Кэри и др. Хотя эти авторы, следуя, как
они утверждали, А.Смиту, происхождение
стоимости товаров и услуг видели либо
в количестве затраченного труда либо
в издержках производства (но такого рода
затратный подход в действительности
оставался недоказательным), все же каждый
из них оставил в истории экономической
мысли и становления рыночных отношений
довольно заметный след.