Конкуренция: ее основные формы, методы и роль в системе рыночных отношений»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 17:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы рассказать об эволюции понятия "конкуренция" с развитием экономических теорий, показать какую роль играет государство в развитии и поддержании конкурентных отношений в рыночной среде.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1.Конкуренция. Функции и методы конкуренции…………………………….5
1.1. Понятие конкуренции……………………………………………………….5
1.2. Функции конкуренции………………………………………………………8
1.3. Методы конкуренции……………………………………………………….10
2.Формы конкуренции…………………………………………………………..14
2.1. Совершенная конкуренция………………………………………………...14
2.2. Монопольная конкуренция………………………………………………...19
2.3. Олигополия………………………………………………………………….21
2.4. Чистая монополия…………………………………………………………..23
3. Роль конкуренции в системе рыночных отношений………………………28
3.1. Значение конкуренции в рыночной экономике…………………………..29
3.2. Антимонопольная политика………………………………………………..29
3.3. Особенности конкуренции в России……………………………………....30
Заключение……………………………………………………………………….38
Список используемой литературы………………………………………….......40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по экономической теории.docx

— 67.90 Кб (Скачать файл)

Прогрессивное действие функций и успех в конкурентной борьбе обеспечиваются взаимодействием целой системы факторов. Наиболее важная и четкая система факторов в конкуренции рассмотрена американским исследователем М. Портером.

 

Он выделил три типа конкурентных стратегий:

  • ценовое лидерство – привлечение потребителей за счет минимальной цены на рынке;
  • дифференциация – привлечение потребителей за счет максимизации отличий продукта компании от продуктов конкурентов;
  • фокусировка – ориентация компании на узкий сегмент потребителей по какому-либо признаку.

1.3Методы конкуренции.

 На конкурентном рынке соперники  используют разные методы борьбы: ценовые, неценовые, нечестные.

Исторически конкуренция в рыночной экономике начиналась с применения преимущественно методов ценового соперничества.

Ценовые методы конкуренции — это конкуренция, в которой главным средством борьбы является цена.

При ценовой конкуренции побеждает тот, кто добивается более низкой цены продукции, чем конкуренты. Это, в сущности, борьба за сокращение издержек производства благодаря использованию достижений научно-технического прогресса, научной организации труда, повышения его производительности и т. п.

В зависимости от форм и целей конкуренции формируются следующие виды цен: монопольно высокие, монопольно низкие, демпинговые, дискриминационные.

Монопольно высокая цена — это разновидность рыночной цены товара или услуги, которая устанавливается монополиями значительно выше стоимости товара и обеспечивает им сверхприбыль. Эта цена устанавливается вследствие выпуска монополиями подавляющего количества экономических благ определенного вида, ограничения ими конкуренции и достижения господствующего положения на рынке.

Монопольно низкие цены устанавливаются на товары и услуги, которые закупают крупные компании на комплектующие детали у мелких и средних фирм через контрактную систему: на сырье, закупаемое в развивающихся странах; на товары, изготовленные в государственном секторе экономики, и т. д.

Демпинговые цены — это чрезвычайно заниженные цены на товары при продаже их на внутренних и внешних рынках с целью разорения и устранение конкурентов с уже освоенных рынков. А затем конкурент-победитель компенсирует свои потери значительным повышением цен на товары.

Дискриминационные цены— это разные цены на один и тот же товар для различных покупателей. Устанавливая разные подходы к обслуживанию покупателей, фирма осуществляет ценовую дискриминацию. Различают три вида ценовой дискриминации.

В условиях современной конкуренции преобладают неценовые методы конкуренции.

Неценовая конкуренция — это стратегия конкурентной борьбы, направленная не на изменения цен, а на создание предпосылок, которые улучшают реализацию продукции.

Это значит, что, разрабатывая стратегию и тактику поведения на рынке, фирма прежде всего заботится о том, чтобы созданная продукция по своим потребительским качествам отвечала запросам потребителей. Поэтому непременным условием экономической политики фирмы является учет динамики ожиданий потребителей. И в рамках этих параметров она определяет пути уменьшения издержек и снижение цены.

Неценовые методы конкуренции делятся на два вида: конкуренцию по продукту и конкуренцию по условиям продажи.

Конкуренция по продуктам предусматривает усиление таких неценовых характеристик товаров, как улучшение их качества при сохранении цены, повышение надежности при эксплуатации, обновление ассортимента, соответствие товаров международным стандартам и т. п.

Конкуренция по условиям продажи предусматривает распространение и усовершенствование услуг, которые сопровождают реализацию товаров. К ним относятся:

  • продажа товаров в кредит;
  • продление срока гарантийного обслуживания;
  • бесплатная доставка товара на дом и его установка;
  • безвозмездные консультации относительно использования купленного товара;
  • продажа товара с предоставлением к нему запасных частей;
  • интенсивное использование рекламы, которая показывает преимущества продукции продавца;
  • открытие ремонтных мастерских и сервисных центров, которые осуществляют гарантийный ремонт и текущее обслуживание проданного товара.

Передовые фирмы предоставляют и ряд других допродажных и послепродажных услуг покупателям своих товаров.

Нечестная конкуренция — это нецивилизованные формы конкурентной борьбы, которые проявляются в нарушении субъектами рыночных отношений действующего законодательства, профессиональных, этических, моральных норм и правил поведения для достижения неправомерных преимуществ в конкуренции.

Наиболее распространенными методами нечестной конкуренции являются следующие.

  1. Неправомерное использование обозначений товара другого производителя. Это осуществляется путем копирования внешнего вида товара, наименования, фирменного знака, упаковки и других обозначений, которые могут привести к смешению его с товаром конкурента. Тем самым покупатели низкокачественной подделанной продукции подвергаются обману. А к фирмам, чья продукция подделана, падает доверие потребителей, у них сужается рынок сбыта, снижаются прибыли.
  2. Дезинформация потребителей о собственном товаре проявляется в неправдивых сведениях о свойствах своего товара — о качестве, сорте, безопасности использования, сроках хранения, в сокрытии дефектов и т. п.
  3. Компрометация товаров конкурентов осуществляется путем распространения в любой форме, в том числе и посредством сравнительной рекламы, неправдивых, неточных или неполных сведений о свойствах товаров своих конкурентов. Конечно, такая информация наносит вред деловой репутации конкурентов и отрицательно отражается на результатах их коммерческой деятельности.
  4. Давление на поставщиков ресурсов и банки, чтобы они не заключали или разрывали договора по снабжению конкурентов сырьем, материалами, предоставлению кредитов.
  5. Неправомерное получение, разглашение и использование коммерческой тайны о деятельности соперника-конкурента. К этому можно также добавить и экономический шпионаж.
  6. Переманивание ведущих специалистов фирм-конкурентов путем подкупа, установления более высоких окладов и предоставления разных льгот.

Иногда некоторые нечестные методы конкурентной борьбы перерастают в уголовные преступления: шантаж, подлоги, взрывы, убийства.

Все это вызывает необходимость вмешательства государства в регулирование и устранение недопустимых форм конкурентной борьбы.

 

  1. Формы конкуренции

Принято выделять четыре типа рыночных структур, взаимное деление которых в форме конкуренции разбивается на:

  • совершенную конкуренцию;
  • несовершенную конкуренцию (монополию);
  • монополистическую конкуренцию;
  • олигополию.

Возможности рационального выбора для фирмы зависят от того, в какой рыночной среде она действует.

 

    1. Совершенная конкуренция

Совершенная конкуренция – тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.

В экономической теории совершенной конкуренцией называют такой тип организации рынка, при котором исключены все виды соперничества как между продавцами, так и между покупателями. С точки зрения рыночной экономики такая конкуренция является оптимальной, так как конкурирующие субъекты слишком малы относительно размера рынка, чтобы существенно влиять на условия покупки и продажи товаров. В этом случае предприятия вынуждены оптимизировать свою деятельность, чтобы иметь возможность удовлетворить максимальные потребности клиентов по минимальным ценам.

Совершенная конкуренция представляет собой научную абстракцию, идеальный тип рыночной структуры, служит эталоном для сравнения с другими типами рыночных структур.

Совершенная конкуренция имеет следующие основные признаки.

1. Многочисленность субъектов рынка. На рынке действует большое  число мелких продавцов и покупателей. В силу этого совершаемые продавцом  продажи (или потребителем покупки) ничтожно малы по сравнению  с совокупным объемом рынка (менее 1% продаж или покупок за любой  период).

2. Однородность продукции. Это значит, что продукция конкурирующих  фирм гомогенна и неразличима, т.е. данные продукты разных предприятий  рассматриваются покупателем как  точные аналоги. Поскольку товары  одинаковы, потребителю безразлично, у какого продавца их приобретать. Вследствие однородности продукции  отсутствует основание для неценовой  конкуренции, т.е. конкуренции на  базе различий в качестве продукции, рекламе или стимулировании сбыта.

3. Отсутствие контроля над ценой. Многочисленность производителей  и потребителей однородной продукции  фактически предопределяет, что  при совершенной конкуренции  субъекты рынка не в состоянии  оказывать влияние на цены. Когда  какой-то продавец устанавливает  более высокую цену на товар, покупатели свободно переходят к его многочисленным конкурентам. Если же отдельный продавец установит цену ниже обычного уровня, то товары, реализованные по такой цене, не смогут удовлетворить существенным образом спрос покупателей и нарушить  среди них свободную конкуренцию. На совершенно конкурентном рынке и покупатели, и продавцы являются ценополучателями, они «соглашаются» с ценой, принимают ее как данность.

4. Отсутствие барьеров при входе  на рынок и выходе из него. Новые фирмы могут свободно  входить, а существующие фирмы  — покидать чисто конкурентные  рынки (отрасли). Не существует никаких  серьезных препятствий — законодательных, финансовых и других, которые  могли бы помешать возникновению  новых фирм и сбыту их продукции  на конкурентных рынках. Отсутствие  барьеров означает, что ресурсы  полностью мобильны и без проблем  перемещаются из одного вида  деятельности в другой.

5. Полная информированность участников  рынка о его текущем состоянии. Исчерпывающая информация о ценах, технологии, спросе и предложении  товаров, норме прибыли доступна  для всех. Не существует никаких  коммерческих тайн, непредсказуемого  развития событий, неожиданных действий  конкурентов.

Решения принимаются покупателями и продавцами в условиях полной определенности в отношении рыночной ситуации. Названным условиям едва ли может соответствовать хоть один из реально функционирующих рынков. Даже наиболее похожие на совершенную конкуренцию рынки (рынок зерна, ценных бумаг, иностранных валют) лишь частично удовлетворяют им. В реальной жизни всегда действуют какие-либо  бюрократические или экономические ограничения на вхождение в отрасль и открытие бизнеса. Существует множество торговых марок, дифференцирующих товары. Даже при наличии в отрасли множества продавцов зачастую есть доминирующая фирма, обладающая рыночной властью и диктующая цены.

Таким образом, перечисленные условия являются в значительной степени допущениями, которые полностью никогда не исполняются в реальном мире.

Поэтому о рынке совершенной конкуренции можно говорить лишь как о научной абстракции, позволяющей более четко раскрыть ничем не ограниченное действие законов рынка. Тем не менее при всей своей абстрактности концепция совершенной конкуренции играет в экономической науке важную роль.

Во-первых, существуют отрасли, которые действуют в условиях, приближенных к совершенной конкуренции. Например, сельское хозяйство наиболее соответствует данному типу рынка, чем любой другой рыночной структуре. Поэтому модель совершенно конкурентного рынка позволяет судить о принципах функционирования очень многих малых фирм, продающих однородную продукцию.

Во-вторых, являясь простейшей рыночной ситуацией, совершенная конкуренция дает исходный образец, или стандарт, для сравнения с другими типами рынков и оценки эффективности реальных экономических процессов.

Преимущества свободной конкуренции:

  • способствует более эффективному использованию ресурсов при производстве необходимых для общества товаров;
  • вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства;
  • создает условия по оптимальному использованию научно-технических достижений в области создания новых видов товаров, внедрения новой техники и технологий, разработке более совершенных методов организации и управления производством;
  • обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;
  • нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей и на повышение качества товаров услуг.

Недостатки свободной конкуренции:

  • не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (леса, дикие животные, запасы недр, морей и океанов);
  • отрицательно сказывается на защите окружающей среды;
  • не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (дамбы, дороги, общественный транспорт);
  • не создает условия для развития фундаментальной науки, системы общего образования, многих элементов городского хозяйства;
  • не гарантирует право на труд, на доход на отдых;
  • не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.

Информация о работе Конкуренция: ее основные формы, методы и роль в системе рыночных отношений»