Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 17:21, курсовая работа
Цель данной работы рассказать об эволюции понятия "конкуренция" с развитием экономических теорий, показать какую роль играет государство в развитии и поддержании конкурентных отношений в рыночной среде.
Введение…………………………………………………………………………..2
1.Конкуренция. Функции и методы конкуренции…………………………….5
1.1. Понятие конкуренции……………………………………………………….5
1.2. Функции конкуренции………………………………………………………8
1.3. Методы конкуренции……………………………………………………….10
2.Формы конкуренции…………………………………………………………..14
2.1. Совершенная конкуренция………………………………………………...14
2.2. Монопольная конкуренция………………………………………………...19
2.3. Олигополия………………………………………………………………….21
2.4. Чистая монополия…………………………………………………………..23
3. Роль конкуренции в системе рыночных отношений………………………28
3.1. Значение конкуренции в рыночной экономике…………………………..29
3.2. Антимонопольная политика………………………………………………..29
3.3. Особенности конкуренции в России……………………………………....30
Заключение……………………………………………………………………….38
Список используемой литературы………………………………………….......40
Прогрессивное действие функций и успех в конкурентной борьбе обеспечиваются взаимодействием целой системы факторов. Наиболее важная и четкая система факторов в конкуренции рассмотрена американским исследователем М. Портером.
Он выделил три типа конкурентных стратегий:
1.3Методы конкуренции.
На конкурентном рынке
Исторически конкуренция в рыночной экономике начиналась с применения преимущественно методов ценового соперничества.
Ценовые методы конкуренции — это конкуренция, в которой главным средством борьбы является цена.
При ценовой конкуренции побеждает тот, кто добивается более низкой цены продукции, чем конкуренты. Это, в сущности, борьба за сокращение издержек производства благодаря использованию достижений научно-технического прогресса, научной организации труда, повышения его производительности и т. п.
В зависимости от форм и целей конкуренции формируются следующие виды цен: монопольно высокие, монопольно низкие, демпинговые, дискриминационные.
Монопольно высокая цена — это разновидность рыночной цены товара или услуги, которая устанавливается монополиями значительно выше стоимости товара и обеспечивает им сверхприбыль. Эта цена устанавливается вследствие выпуска монополиями подавляющего количества экономических благ определенного вида, ограничения ими конкуренции и достижения господствующего положения на рынке.
Монопольно низкие цены устанавливаются на товары и услуги, которые закупают крупные компании на комплектующие детали у мелких и средних фирм через контрактную систему: на сырье, закупаемое в развивающихся странах; на товары, изготовленные в государственном секторе экономики, и т. д.
Демпинговые цены — это чрезвычайно заниженные цены на товары при продаже их на внутренних и внешних рынках с целью разорения и устранение конкурентов с уже освоенных рынков. А затем конкурент-победитель компенсирует свои потери значительным повышением цен на товары.
Дискриминационные цены— это разные цены на один и тот же товар для различных покупателей. Устанавливая разные подходы к обслуживанию покупателей, фирма осуществляет ценовую дискриминацию. Различают три вида ценовой дискриминации.
В условиях современной конкуренции преобладают неценовые методы конкуренции.
Неценовая конкуренция — это стратегия конкурентной борьбы, направленная не на изменения цен, а на создание предпосылок, которые улучшают реализацию продукции.
Это значит, что, разрабатывая стратегию и тактику поведения на рынке, фирма прежде всего заботится о том, чтобы созданная продукция по своим потребительским качествам отвечала запросам потребителей. Поэтому непременным условием экономической политики фирмы является учет динамики ожиданий потребителей. И в рамках этих параметров она определяет пути уменьшения издержек и снижение цены.
Неценовые методы конкуренции делятся на два вида: конкуренцию по продукту и конкуренцию по условиям продажи.
Конкуренция по продуктам предусматривает усиление таких неценовых характеристик товаров, как улучшение их качества при сохранении цены, повышение надежности при эксплуатации, обновление ассортимента, соответствие товаров международным стандартам и т. п.
Конкуренция по условиям продажи предусматривает распространение и усовершенствование услуг, которые сопровождают реализацию товаров. К ним относятся:
Передовые фирмы предоставляют и ряд других допродажных и послепродажных услуг покупателям своих товаров.
Нечестная конкуренция — это нецивилизованные формы конкурентной борьбы, которые проявляются в нарушении субъектами рыночных отношений действующего законодательства, профессиональных, этических, моральных норм и правил поведения для достижения неправомерных преимуществ в конкуренции.
Наиболее распространенными методами нечестной конкуренции являются следующие.
Иногда некоторые нечестные методы конкурентной борьбы перерастают в уголовные преступления: шантаж, подлоги, взрывы, убийства.
Все это вызывает необходимость вмешательства государства в регулирование и устранение недопустимых форм конкурентной борьбы.
Принято выделять четыре типа рыночных структур, взаимное деление которых в форме конкуренции разбивается на:
Возможности рационального выбора для фирмы зависят от того, в какой рыночной среде она действует.
Совершенная конкуренция – тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.
В экономической теории совершенной конкуренцией называют такой тип организации рынка, при котором исключены все виды соперничества как между продавцами, так и между покупателями. С точки зрения рыночной экономики такая конкуренция является оптимальной, так как конкурирующие субъекты слишком малы относительно размера рынка, чтобы существенно влиять на условия покупки и продажи товаров. В этом случае предприятия вынуждены оптимизировать свою деятельность, чтобы иметь возможность удовлетворить максимальные потребности клиентов по минимальным ценам.
Совершенная конкуренция представляет собой научную абстракцию, идеальный тип рыночной структуры, служит эталоном для сравнения с другими типами рыночных структур.
Совершенная конкуренция имеет следующие основные признаки.
1. Многочисленность субъектов
2. Однородность продукции. Это значит,
что продукция конкурирующих
фирм гомогенна и неразличима,
т.е. данные продукты разных
3. Отсутствие контроля над ценой.
Многочисленность
4. Отсутствие барьеров при входе
на рынок и выходе из него.
Новые фирмы могут свободно
входить, а существующие фирмы
— покидать чисто конкурентные
рынки (отрасли). Не существует никаких
серьезных препятствий —
5. Полная информированность
Решения принимаются покупателями и продавцами в условиях полной определенности в отношении рыночной ситуации. Названным условиям едва ли может соответствовать хоть один из реально функционирующих рынков. Даже наиболее похожие на совершенную конкуренцию рынки (рынок зерна, ценных бумаг, иностранных валют) лишь частично удовлетворяют им. В реальной жизни всегда действуют какие-либо бюрократические или экономические ограничения на вхождение в отрасль и открытие бизнеса. Существует множество торговых марок, дифференцирующих товары. Даже при наличии в отрасли множества продавцов зачастую есть доминирующая фирма, обладающая рыночной властью и диктующая цены.
Таким образом, перечисленные условия являются в значительной степени допущениями, которые полностью никогда не исполняются в реальном мире.
Поэтому о рынке совершенной конкуренции можно говорить лишь как о научной абстракции, позволяющей более четко раскрыть ничем не ограниченное действие законов рынка. Тем не менее при всей своей абстрактности концепция совершенной конкуренции играет в экономической науке важную роль.
Во-первых, существуют отрасли, которые действуют в условиях, приближенных к совершенной конкуренции. Например, сельское хозяйство наиболее соответствует данному типу рынка, чем любой другой рыночной структуре. Поэтому модель совершенно конкурентного рынка позволяет судить о принципах функционирования очень многих малых фирм, продающих однородную продукцию.
Во-вторых, являясь простейшей рыночной ситуацией, совершенная конкуренция дает исходный образец, или стандарт, для сравнения с другими типами рынков и оценки эффективности реальных экономических процессов.
Преимущества свободной конкуренции:
Недостатки свободной конкуренции:
Информация о работе Конкуренция: ее основные формы, методы и роль в системе рыночных отношений»