Конкуренция: ее основные формы, методы и роль в системе рыночных отношений»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 17:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы рассказать об эволюции понятия "конкуренция" с развитием экономических теорий, показать какую роль играет государство в развитии и поддержании конкурентных отношений в рыночной среде.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1.Конкуренция. Функции и методы конкуренции…………………………….5
1.1. Понятие конкуренции……………………………………………………….5
1.2. Функции конкуренции………………………………………………………8
1.3. Методы конкуренции……………………………………………………….10
2.Формы конкуренции…………………………………………………………..14
2.1. Совершенная конкуренция………………………………………………...14
2.2. Монопольная конкуренция………………………………………………...19
2.3. Олигополия………………………………………………………………….21
2.4. Чистая монополия…………………………………………………………..23
3. Роль конкуренции в системе рыночных отношений………………………28
3.1. Значение конкуренции в рыночной экономике…………………………..29
3.2. Антимонопольная политика………………………………………………..29
3.3. Особенности конкуренции в России……………………………………....30
Заключение……………………………………………………………………….38
Список используемой литературы………………………………………….......40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по экономической теории.docx

— 67.90 Кб (Скачать файл)

Максимальный уровень цен в большинстве случаев тяготеет к покрытию издержек монополиста и обеспечению ему минимальной прибыли. Поскольку при такой схеме монополисту выгодно занижать объем производства по сравнению с существующим спросом, установление максимальных цен сопровождается определением групп потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, что дает тем известную гарантию от сокращения поставок монополистом.

Положение резко осложняется и запутывается в результате широкого распространения практики неплатежей. В этих условиях монополисты добиваются установления цен с таки расчетом, чтобы все издержки можно было покрыть за счет реально поступающих средств. Государственные органы обычно считают этот уровень завышенным.

Помимо цен на продукцию естественных монополий на начальных этапах реформы ограничивались и цены предприятий, занимающих доминирующее положение на отдельных товарных рынках, т.е. регулировались цены искусственных монополий. С этой целью для всех производителей, контролирующих более 35% рынка, устанавливались предельные нормы рентабельности.

Российские законы требуют осуществления государственной политики недопущения формирования новых монополий. На Министерство по антимонопольной политике возложены задачи контроля за слияниями крупных предприятий, пересечения разнообразных форм сговора, недопущения системы участий и личной унии. Представляется, однако, что опасность всех этих новых форм монополизации еще недостаточно осознана обществом и работа в этих направлениях ведется недостаточно интенсивно.

Наконец, значительное внимание уделяется борьбе с ограничивающей конкуренцию практикой местных властей. В условиях нестабильной экономической ситуации в стране региональные власти часто пытаются незаконными методами поддержать свои предприятия. Например, под тем или иным предлогом запретить ввоз конкурирующих товаров из других областей. Это создает местным производителям монопольное положение, что, естественно, вызывает протесты Министерства по антимонопольной политике. Впрочем, как и в других областях современной российской экономики и политики, центральные власти, несмотря на юридическую справедливость своих требований, далеко не всегда оказываются в силах одолеть сопротивление местных властей.

В целом система антимонопольного регулирования в России находится пока в стадии становления и требует радикального совершенствования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

   Развитие конкуренции в настоящее время является стратегическим приоритетом развития экономики. Предполагается, что конкуренция относится к числу объективных закономерностей функционирования предприятий в рыночной модели хозяйствования и представляет собой достаточно универсальный механизм, обеспечивающий повышение эффективности экономической системы. Плюсы конкуренции очевидны: это низкие цены для потребителя, это богатство выбора и высокое качество − конкуренция задает параметры высокого качества. Это, в конечном счете, отражается на масштабах экономического роста, на создании рабочих мест. Преимущества очевидны, их теоретически понимают все.

Стоит отметить, чистая конкуренция, равно как и чистая монополия являются по своей сути скорее исключениями, а не правилом рынка. На любом рынке всегда присутствуют и олигополии, и элементы несовершенной конкуренции. Безусловно, действуют на рынках и монополии. С одной стороны, монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень населения. Однако с другой стороны, существуют достаточно весомые аргументы в пользу монополий, и направленные против совершенной конкуренции. Продукция монополистических компаний отличается достаточно высоким качеством, что и позволило этим фирмам завоевать господствующее положение на рынке. Монополизация в отличие от совершенной конкуренции воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок.

Таким образом, равно как совершенная, так и несовершенная конкуренции имеют своих сторонников и противников, и играют существенную роль в различных отраслях современной экономики. Опыт развитых стран мира только лишний раз подтверждает это. Создание конкурентной экономики открывает страну для интеграции в мировое сообщество, открывает каналы для притока иностранных инвестиций, для экспорта и импорта товаров. 
Иными словами, конкуренция способствует развитию взаимовыгодных внешнеэкономических связей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристъ, 2002. – 568 с
  2. Воронов А. Конкуренция в 21 веке // Маркетинг, 2008 №5. – С. 6-9
  3. Гасанов Р.М Промышленный шпионаж на службе монополий.,  М.: Международные  отношения. 1986
  4. Зайдель. Х , Теммен.Р  Основы учения об экономике. М.: Дело ЛТД. 1994
  5. Камаев В.Д. Основы экономической теории (экономика) – М.: «ВЛАДОС»,2005.– 324 с.
  6. Кураков Л.П., Яковлева Г.Е. Курс экономической теории - М.: Гелиос АРВ, 2005.
  7. Львов. Ю.А Основы экономики и организации бизнеса. С-П. Формика. 1992
  8. Майкл Е. Портер Конкуренция,  М.: Вильямс, 2002, 496 с.
  9. Портер. М Международная конкуренция. М.:1994
  10. Робинсон. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М. 1986
  11. Самуэльсон П.А. Экономика. М., 1993. С. 53.
  12. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов., М.: Соцэкгиз, 1962. С 331-332
  13. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. - М.: ИЛ, 1959.
  14. Юданов А. В. Конкуренция: теория и практика. М., 1996
  15. Юданов А. В. Теория конкуренции: прикладной аспект //Мировая экономика и междунароные отношения. 1997, №6
  16. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов. 3-еиздание. – М.: ИНФА-М,

 

 

 

 


Информация о работе Конкуренция: ее основные формы, методы и роль в системе рыночных отношений»