Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 03:15, курсовая работа
По определению рынок - это организованная структура, где "встречаются"
производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате
взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара,
которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения
производителей (предложение - это количество товара, которое производители
продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы
продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение
имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей
(покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости
(денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей,
характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и
предложения.
Введение..........................3
1. Понятие и функции экономической конкуренции........5
1.1. Определение конкуренции как экономического явления....5
1.2. Функции конкуренции................8
2. Формы экономической конкуренции............12
2.1. Общее понятие видов экономической конкуренции....12
2.2. Совершенная и несовершенная конкуренция......13
2.2.1. Совершенная конкуренция..............13
2.2.2. Несовершенная конкуренция...........15
3. Методы конкуренции....................19
3.1. Ценовая конкуренция................19
3.2. Неценовая конкуренция...............20
4. Способы ведения конкурентной борьбы..........23
4.1. Добросовестная конкуренция..............23
4.2. Недобросовестная конкуренция.............23
Выводы..........................32
Список использованной литературы.............35
стоило правительству 2 млрд. долларов.
Основными объектами внимания промышленного шпионажа являются патенты,
чертежи, секреты производства, технологии, структура издержек; экономический
шпионаж кроме промышленных секретов охватывает и макроэкономические
показатели и включает в себя разведку природных ресурсов, выявление
промышленных запасов; в связи с развитием маркетинга большую ценность
приобретает сбор информации о вкусах и доходах различных социальных групп
общества.
С развитием промышленного шпионажа промышленные монополии тщательно охраняют
содержание патентов, результаты
научно-технических
эскизы любой своей продукции. В организационную структуру ТНК входят т.н.
технические центры, основной задачей которых является разработка новых
товаров, повышение качества уже существующей продукции, разработка новых
технологий и т.д.
В целях повышения прибыли ТНК стремятся к установлению истинной ценности
собственной продукции. Для этого производится детальнейший анализ продукции
конкурентов с целью установления сравнительного качества своей продукции.
Все промышленные монополии
имеют засекреченные
параметрам сравнивают уровни технически решений, качество, производительность
и надежность своей продукции с аналогичной продукцией конкурентов. В этих
лабораториях разбирают каждый узел и агрегат собственных машин и аналогичной
продукции конкурентов, чтобы объективно сравнить их и выявить действительную
ценность той или иной продукции. Учитываются все недостатки или преимущества
своих и чужих товаров. Все лучшее у конкурентов перенимают и приспосабливают
для своих машин, механизмов и конструкций, если при этом можно обойти
патентное законодательство или если это выгодно фирме.
Недостатки своей продукции тщательно изучаются. Затем ищутся пути их
устранения, если это оказывается выгодно. Но никогда информация о слабых
сторонах своей продукции не выходит за пределы таких лабораторий и конечно
никогда не доходит до обычных потребителей. Само существование таких
лабораторий также не афишируется.
Существуют различные
способы получения
деятельности конкурентов, как законных, так и незаконных. Законными
средствами считаются сбор и анализ информации из официально публикуемых
источников, докладов, отчетов, изучений продукции конкурентов и т.д.
Основными законными путями сбора информации о конкурентах являются:
публикации конкурентов и отчеты о деятельности фирм; сведения, данные
публично бывшими служащими конкурентов; ежегодные финансовые отчеты; обзоры
рынков и доклады инженеров-
анализ изделий конкурентов; отчеты зарубежных филиалов и др.
Так как каждая ТНК знает о возможных действиях, исследований против нее со
стороны конкурентов, то в
официальных публикациях и
старается дать минимальную информацию о своей деятельности и финансовом
положении, о научно-исследовательских работах. В основном, любая крупная
компания составляет несколько вариантов отчета.
Отчет, отражающий истинное состояние дел, в считанных экземплярах
представляется высшим руководителям ТНК , которые определяют политику и
стратегию корпорации.
Другой вариант отчета, из которого исключена наиболее важная и личная
информация, структура производственных издержек, предоставляется
руководителям корпорации среднего
уровня, некоторым управляющим
филиалами, некоторым лицам из среды основных акционеров.
Возможен и третий - популярный вариант отчета, в котором отсутствует
практически всякий смысл, но зато присутствуют отличные иллюстрации, отчет
прекрасно издан и т.д. ; такой отчет предназначен для акционеров и широкой
общественности.
Но конкурирующие фирмы, зная о возможных способах сокрытия информации,
осуществляют сбор конфиденциальной информации следующими путями:
- различного рода вопросы,
задаваемые специалистам
- приглашение на работу специалистов конкурента
- ложные предложения работы
специалистам из фирм-
брать их на работу.
Также могут быть реализованы следующие способы:
- тайное наблюдение за интересующим специалистом, отделом, лаборатории
- использование
- подкуп сотрудников из основных отделов конкурента
- внедрение "нужных"
лиц в структуру фирмы-
- подслушивание разговоров и т.д.
- похищение чертежей, образцов, документов
- шантаж и другие способы давления
- получение информации
от источников в
- сбор информации через зарубежные филиалы и через общих поставщиков.
Еще одним из эффективных способов экономического шпионажа является внедрение
"своего человека" в государственные органы, призванные регулировать
деятельность промышленных монополий, что позволяет получать необходимую
информацию о конкурентах, контролировать действия связанные с антимонопольной
политикой и т.п.
Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод, что основной идей
промышленного шпионажа для ТНК является сохранение своих секретов и получение
информации о секретах конкурента.
Промышленный шпионаж и фальсификация фирменной продукции.
Частное собственность на
изобретения устанавливается
экономической точки зрения патентование равнозначно монополизации выгод,
связанных с использованием патента.
В основном патент предоставляет реальные выгоды в течении семи лет, что
позволяет за это время получить немалую прибыль его владельцу. Но с другой
стороны, появление патента, запрещающего использовать какое-либо
патентованное открытие непосредственно конкурентами, заставляет их на
форсированную разработку каких-то новых технических приемов, технологий.
Кроме того, многие крупнейшие изобретения часто не патентуются, чтобы не
привлекать к ним внимания конкурирующих компаний. Это чаще всего относится к
технологиям, техническим процессам, которые трудно скопировать, в отличие от
создания новых товаров.
Путь от изобретения до
коммерческого использования
финансовых, трудовых и материальных затрат. Поэтому, если нет опасности, что
конкурент не внедрит изобретение быстрее чем сама корпорация, то изобретение
не патентуется, если же существует
риск, что изобретение будет
конкурентом, его сразу же патентуют и конкурент вынужден 15-20 лет ожидать,
пока истечет срок монопольного права. Секреты производства тех или иных
товаров не патентуются с тем, чтобы по истечении определенного срока не
обнародовать технологию их изготовления. Наличие патента служит мощным
средством для контроля над рынком, т.к. его нарушение карается конфискацией
незаконно произведенной продукции, возмещением убытков и уплатой нарушителем
крупных штрафов, достигающих 10 млн. долларов. Патенты применяются прежде
всего для охраны продукции фирмы от подделок или имитации качественных
товаров.
Для фирм, чью продукцию копируют, подделки имеют катастрофические последствия
: резко сужается рынок
сбыта, прибыль резко
подделок, подделки подрывают авторитет фирмы, т.к. подделки кроме своей
дешевизны имеют еще и низкое качество, поэтому подделки быстро выходят из
строя, ухудшая тем самым доверие потребителей к фирме, чья марка была
подделана.
Методы промышленного шпионажа.
Наряду с широко известными методами современный промышленный шпионаж
пользуется новейшими достижениями науки и техники. Очень часто стали
использоваться различного рода микроскопические приборы на основе различных
электронных схем.
Специальная технология позволяет
перехватывать любую
устно, через телефон, телефакс, компьютер. Оконные стекла могут служить
микрофонами : по их колебанию специальные устройства восстанавливают картину
разговора. Использование электронной техники обеспечивает специальным
службам монополий, как и спецслужбам государств, возможность получать
необходимую информацию о состоянии дел конкурентов, их переговорах и т.д.
С развитием компьютерной техники и созданием различного рода компьютерных
сетей как глобального (мирового масштаба), так и различных локальных сетей,
например банковских, встает проблема защиты источников информации в этих
сетях, т.к. любое несанкционированное вторжение скажем в банковскую сеть
может привести к потере важной информации, к потере ее секретности и как
следствие -использованию этой информации в каких-либо корыстных целях.
Развитие компьютеров и компьютерных сетей с развитием компьютерного
пиратства и воровства вынудило правительства многих стран применять различные
меры; например, в США организована специальная группа, отвечающая за
безопасность и
данных, т.к. любой человек, имеющий компьютер, доступ в сеть и определенный
интеллект может получать доступ в такие компьютерные банки данных, которые
содержат строго конфиденциальную и секретную информацию, которая не
предназначена для рядового пользователя. В качестве примера можно привести
случай, произошедший в США, когда один пользователь смог подключиться к сети
компьютеров министерства обороны США, в результате его злого умысла была
полностью уничтожена важная информация одного из пентагоновских компьютеров.
Выводы
Итак, конкуренция имеет определённые преимущества и недостатки.
Преимущества:
1. Способствует
более эффективному
2. Вызывает
необходимость гибко
изменяющимся условиям производства;
3. Создаёт
условия по оптимальному
достижений в области создания новых видов товаров и т.д.;
4. Обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;
5. Нацеливает
производителей на
потребностей потребителей и на повышение качества товаров и услуг.
.И определённые недостатки.
Недостатки:
1. Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (животные,
полезные ископаемые, леса, вода и т.д.);
2. Отрицательно
сказывается на экологии
3. Не
обеспечивает развития
пользованья (дороги, общественный транспорт и т.д.);
4. Не создаёт условий для развития фундаментальной науки, системы
образования, многих элементов городского хозяйства;
5. Не гарантирует права на труд (стимулирует безработицу), доход, отдых;
6. Не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной
несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.
К сожалению лишь недавно мы осознали необходимость экономического
соревнования производителей, их конкуренции для успешного развития народного
хозяйства. Такая необходимость объясняется прежде всего невозможностью без
действенной системы материальных стимулов. В недавнем прошлом доминировало
стремление сделать стержнем этой системы стимулы, устанавливаемые "сверху", в
директивном порядке. Но эффективность такой системы была весьма ограничена.
Именно принудительная сила конкуренции побуждает фирмы предпринимать
энергичные усилия, чтобы снизить свои издержки производства и сбыта до
минимального уровня. Иными словами, угроза огромных материальных потерь во
многих случаях заставляет предпринимателя "добиться невозможного" и
"подогнать" свои издержки к низким рыночным цена.
В целом же, эта форма экономических отношений несет меньше негативных
моментов, чем положительных; конкуренция - значительно меньшее зло, чем
монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.
Конкуренция - определяющее условие поддержания динамизма в экономической
системе, и в её условиях создается большее национальное богатство при меньшей
стоимости каждого вида продукции по сравнению с монополией и плановой
экономикой.
Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального
функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и
минусы. К положительным чертам можно отнести: активизацию инновационного
процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую
производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом оплаты по
количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства.
К негативным последствиям - "победа" одних и "поражение" других, различие в