Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 21:52, курсовая работа
Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический ( ускоряющий движение ) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие конкуренции в экономической науке………………….5
1.1. Функции конкуренции………………………………………………8
1.2. Виды конкуренции………………………………………………….11
Глава 2. Социально-экономические последствия конкуренции………14
2.1 Экономика Российской Федерации и конкуренция. ……..………14
2.2. Последствия конкуренции …………………………………………...22
Заключение………………………………………………………………….33
Список литературы…………………………………………………………35
Антимонопольная политика -
одно из направлений государственного
регулирования экономики, представляющее
комплекс государственных мер (соответствующее
законодательство, система налогообложения,
денационализация, разгосударствление
и приватизация собственности, поощрение
создания малых предприятий и
пр.), направленных против монополизации
производства и рынка и обеспечивающих
развитие конкуренции среди
Антимонопольное законодательство - законодательно закрепленные основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов, органов государственной власти и управления.
Государство не стремится сделать все рынки совершенно конкурентными, а пытается устранить серьезные недостатки рынка. Оно создает среду, где поощряется конкуренция, а не монополизм, где первый вариант поведения выгоднее второго. Таким образом, антимонопольная политика представляет собой инструмент административного регулирования экономики, с целью предотвращения нарушений экономического равновесия или социально нежелательных изменений, ее основными моментами является:
· охрана и поощрение конкуренции;
· контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке;
· контроль над ценами;
· защита интересов и содействие развитию мелкого и среднего бизнеса.
Пока существуют монопольные
рынки, их нельзя оставлять без государственного
контроля. Так, эластичность спроса становится
в этой ситуации единственным фактором,
но не всегда достаточным, ограничивающим
монопольное поведение. С этой целью
проводится антимонопольная политика.
Можно выделить два ее направления.
К первому относятся формы
и методы регулирования, назначение
которых состоит в
Государство стремится не
допустить превращения крупного
бизнеса, возникшего на основе концентрации
и централизации производства и
капитала, в монополию, нарушающую нормальное
функционирование рыночного механизма.
Государство контролирует процессы
слияния корпораций, и далеко не
каждое из них признается законным
и допустимым. Именно против таких
монополий, возникших на основе централизации
капитала, в первую очередь направлено
антимонопольное
Противоречивость такого
явления, как монополизм отражается
и на специальном законодательстве.
С одной стороны
Главной целью монополиста
является получение максимальной прибыли.
Для этого предприятие
Наибольшее распространение
получили естественные монополии. В
частности, российские естественные монополии
по своим характеристикам
Таким образом, можно сделать
вывод о том, что монополизм представляет
собой серьезную проблему рыночной
экономики и требует
12
Монополистическая конкуренция
Монополистическая конкуренция - тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с рынка.
Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими особенностями:
а) наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей);
б) свободный вход на рынок и выход с него (отсутствие барьеров, удерживающих новые фирмы от вступления на рынок, или препятствий на пути существующих фирм, покидающих рынок);
в) разнородная, дифференцированная продукция, предлагаемая конкурирующими фирмами. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например, по химическому составу);
г) совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка;
д) влияние на уровень цен, но в довольно узких рамках.
Монополистическая конкуренция и экономическая эффективность
В отличие от цен на совершенно конкурентном рынке равновесная цена монополистической конкуренции превышает предельные издержки. Это означает, что цена, которую платят покупатели за потребление дополнительных единиц продукции, превышает издержки на их производство. Кроме того, фирмы на данном типе рынка имеют резервные мощности, следовательно, объем производства фирмы меньше, чем тот, который минимизирует средние издержки.
С другой стороны, на большинстве рынков монополистической конкуренции монопольная власть невелика, цена и объем производства не многим отличаются от тех, которые существовали бы на рынке совершенной
конкуренции. Нельзя также
игнорировать ценность разнообразия продуктов,
свойственного
Таким образом, в условиях
монополистической конкуренции
экономическое соперничество
Все же, по сравнению со свободной конкуренцией, он может ограничиваться патентами фирм на свою продукцию, авторскими правами на торговые знаки и др. Основная сфера деятельности этого вида конкуренции - розничная торговля.
Олигополия
Слово "олигополия" введено английским гуманистом и государственным деятелем Томасом Мором (1478-1535) в ставшем всемирно известном романе "Утопия" (1516).
Олигополия является преобладающей формой современной рыночной структуры. Термин «олигополия» применяется в экономике для описания рынка, на котором существуют несколько фирм, отдельные из которых контролируют значительную долю рынка.
Олигополистические рынки обладают следующими признаками:
а) малое число фирм и большое число покупателей. Это означает, что объем рыночного предложения находится в руках нескольких крупных фирм, которые реализуют продукт многим мелким покупателям;13
б) дифференцированная или
стандартизированная продукция. В
теории удобнее рассматривать
в) наличие существенных препятствий входа на рынок, т. е. высокие барьеры входа на рынок;
г) фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость, поэтому контроль за ценами ограничен.
На олигополистическом рынке
конкурируют между собой
Характерная особенность олигополистического
рынка — зависимость поведения каждой
фирмы от реакции и поведения конкурентов.
Крупные размеры и значительный капитал
фирм крайне немобильны на рынке, и в этих
условиях наибольшие выгоды обещает именно
сговор между олигополистическими фирмами
в целях поддержания цен и максимизации
прибыли. Производители договариваются
о сотрудничестве и заключают (иногда
открытое и даже оформленное) соглашение
о дележе рынка — «картельное соглашение»,
которое представляет собой соглашение
нескольких предприятий, устанавливающее
для всех участников объем производства,
цены на товар, условия найма рабочей силы,
обмена патентами, разграничение рынков
сбыта и долю («квоту») каждого участника
в общем объеме производства и сбыта. Его
целью является повышение цен (сверх конкурентного
уровня), но не ограничение производственной
и снабженческо-сбытовой деятельности
участников.
Олигополии типичны для отраслей с высокой
капиталоемкостью и сложностью технологических
процессов: рынки автотранспорта, авиа-
и морских судов, лекарственных препаратов
и т.д.14
Заключение
В ходе работы мы изучили
понятие экономической
Итак, конкуренция имеет определённые преимущества и недостатки.
Преимущества:
1)Способствует более эффективному использованию ресурсов;
2)Вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства;
3) Создаёт условия по оптимальному использованию научно – технических достижений в области создания новых видов товаров и т.д.;
4) Обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;
5) Нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей потребителей и на повышение качества товаров и услуг.
Недостатки:
1) Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (животные, полезные ископаемые, леса, вода и т.д.);
2) Отрицательно сказывается на экологии окружающей среды;
3) Не обеспечивает развития производства товаров и услуг общественного пользованья (дороги, общественный транспорт и т.д.);
4) Не создаёт условий для развития фундаментальной науки, системы образования, многих элементов городского хозяйства;
5) Не гарантирует права на труд (стимулирует безработицу), доход, отдых;
6) Не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.
В целом же, эта форма экономических отношений несет больше положительных моментов, чем негативных; конкуренция - значительно меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.
Таким образом, можно сделать
вывод о том, что монополизм представляет
собой серьезную проблему рыночной
экономики и требует
Олигополия же, характерна для современного развитого типа рыночной экономики. Она основана на господстве на рынке стандартизированного товара небольшого числа, как правило крупных фирм. Особенность олигополистического рынка — зависимость поведения каждой фирмы от реакции и поведения конкурентов.
Конкуренция является несомненным двигателем современной экономики. Она позволяет создавать что-то новое, двигаться дальше.
Соответственно, высокий
уровень конкуренции –
Список литературы
Информация о работе Конкуренция: сущность и социально-экономические последствия