Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 18:49, дипломная работа
Целью данной работы является анализ эволюции понятия "конкуренция" с развитием экономических теорий, показать какую роль играет государство в развитии и поддержании конкурентных отношений в рыночной среде.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОНКУРЕНЦИИ
1.1.Роль конкуренции в экономической жизни
1.2. Государственные рычаги стимулирования конкуренции
1.3. Конкуренция и право
1.4. Развитие антимонопольного законодательства
1.5. Законодательство о недобросовестной конкуренции
Глава 2. КОНКУРЕНЦИЯ. ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ.
2.1. Понятие и условия возникновения конкуренции.
2.2. Функции конкуренции.
2.3. Виды конкуренции
Глава 3. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
3.1. Правовое регулирование конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на рынке в РФ.
Глава 4. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ
Глава 5. ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ КОНКУРЕНЦИИ В РОССИИ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Определенная часть
указанных отношений
Традиционно сюда относят две основные группы правовых норм:
В условиях недостаточного развития конкурентных отношений на отечественных рынках назрела необходимость в выделении третьей группы норм, направленных, прежде всего, на формирование и развитие самих конкурентных отношений в отечественной экономике.
Очевидно, что для существования и функционирования эффективной рыночной экономики недостаточно предусмотреть лишь меры по пресечению определенных правонарушений (монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции) и обеспечить контроль за монополизацией экономики (концентрацией капиталов). В связи с этим особое значение приобретают положения законодательства, предоставляющие и гарантирующие субъектам предпринимательства право на конкуренцию, т.е. возможность осуществлять конкурентные действия. К их числу, прежде всего, относится положение Конституции РФ, провозглашающее свободу экономической деятельности и государственную поддержку конкуренции.
К данной группе следует отнести также нормы, направленные на создание условий существования и развития конкурентных отношений (осуществления конкурентных действий). К таким условиям относятся большое число продавцов (производителей) и покупателей на рынке, отсутствие (или незначительность) барьеров для входа на рынок и выхода из него и т.д. Обеспечение последних возможно при наличии и эффективном применении норм о поддержке малого предпринимательства, поощрении отечественного производства, приватизации и др., некоторые из которых в данном контексте также целесообразно относить к нормам законодательства о конкуренции3.
По пути установления таких норм, в частности, пошел закон о конкуренции, В нем предусматривается комплекс мероприятий, включающих предоставление льготных кредитов; уменьшение налогов или освобождение от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на рынок определенного товара; создание и развитие параллельных структур в сферах производства и обращения и др. Положение Федерального закона от 14 июня 1995 г. №88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" предоставляет органам исполнительной власти и местного самоуправления право оказывать поддержку в организации и обеспечении деятельности союзов (ассоциаций) субъектов малого предпринимательства в целях обеспечения наиболее благоприятных условий для развития добросовестной конкуренции.
1.4. Развитие антимонопольного
законодательства
Одной из важнейших экономических функций государства является разработка и проведение антимонопольной политики, причем она наиболее актуальна в странах, находящихся на переходном этапе к созданию социально ориентированного хозяйства. Антимонопольная политика рассматривается как комплекс мер государственной власти, направленных на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности, обеспечение всем хозяйствующим субъектам равных условий конкуренции и недопущение недобросовестной конкуренции.
В настоящее время основными целями антимонопольной политики нашего государства являются:
Эти цели реализуются с помощью укрепления антимонопольного контроля за экономической концентрацией; предотвращения организации монопольных структур на товарных и финансовых рынках: предупреждения антиконкурентных соглашений; преодоления административных барьеров и других мер.
Государственное антимонопольное регулирование включает в себя два взаимосвязанных направления:
Главную роль в антимонопольном
законодательстве играет закон "О
конкуренции и ограничении
Необходимость первого
существенного изменения
Редакция 2002 г. диктовалась годовым опытом в сфере развития Конкуренции и необходимостью устранить выявившиеся противоречия и пробелы.
Новые редакции закона преследовали также цель ограничения процесса монополизации как отдельных сфер предпринимательской деятельности (рынков, отраслей), так и экономики в целом. Для реализации данной задачи законодателем были предусмотрены следующие правовые средства: запрещение и преследование монополистической деятельности, контроль за созданием, реорганизацией, ликвидацией коммерческих организаций и их объединений, приобретением акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и т.д. Субъектами регулирования по этому закону являются лица, участвующие в процессе монополизации на рынке или оказывающие непосредственное влияние на монополизацию. Таковыми, в частности, выступают хозяйствующие субъекты (группа лиц), занимающие доминирующее положение на рынке (или владеющие долей более 35%), участвующие в соглашениях (согласованных действиях) по ограничению, недопущению или устранению конкуренции; федеральные органы исполнительной власти РФ; органы исполнительной власти субъектов РФ; органы местного самоуправления; должностные лица органов государственной власти и управления.
1.5. Законодательство о недобросовестной конкуренции
Его задача - устранение негативных проявлений самой конкуренции, выражающихся в особом типе правонарушений -недобросовестной конкуренции. К основным правовым средствам регулирования в данной области относится запрещение и преследование недобросовестной конкуренции. С этой целью законодатель определяет понятие такого правонарушения и приводит примерный перечень неправомерных действий.
Субъектами регулирования являются субъекты предпринимательской деятельности независимо от их участия в процессе монополизации. К субъектам защиты от недобросовестной конкуренции наряду с хозяйствующими субъектами отнесены также потребители. В число субъектов данного правонарушения (т.е. правонарушителей) соответственно не входят органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и должностные лица органов власти и управления. Это вполне соответствует мировому опыту. В развитие закона о конкуренции в ряде стран действует закон об ограничении конкуренции. Такие законы принимаются для защиты здоровой и действенной конкуренции5.
Законы об ограничении конкуренции предусматривают:
В ряде стран (Швеция, Дания,
Финляндия и др.) приняли, например,
законы о запрещении повышения цен,
которые введены для
Более того, тот, кто умышленно нарушает положение закона, должен быть приговорен за преступное ограничение конкуренции либо к штрафу, либо к лишению свободы не более чем на один год.
Тот, кто не исполняет
предусмотренной обязанности
Тот, кто умышленно нарушает запрет, подвергается за нарушение обязанности хранить тайну к штрафу или лишению свободы не более чем на 6 месяцев.
Анализ особенностей
разных видов правового регулирования
конкуренции дает основание говорить
о том, что антимонопольное законодате
В законе о конкуренции указано, что другие федеральные законы, содержащие нормы антимонопольной направленности, должны издаваться в соответствии с Законом о конкуренции. Тем самым провозглашен приоритет данного закона над всеми другими федеральными законами, включая кодексы основных отраслей права. Такой подход законодателя представляется недостаточно продуманным. Ведь не вызывает сомнения, что антимонопольное законодательство (как и все конкурентное законодательство) носит комплексный характер, т.е. состоит из норм различных отраслей права: гражданского, административного, уголовного и др. Кодексы, соответствующие этим отраслям права, в иерархии нормативно-правовых актов занимают место после международных договоров РФ и федеральных конституционных законов. За кодексами следуют другие федеральные законы, к числу которых относится и закон о конкуренции. Поэтому последний должен прежде всего соответствовать Конституции РФ, нормам международных договоров РФ, федеральным конституционным законам, Административному и другим кодексам. Другие же федеральные законы, указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ в части антимонопольного регулирования должны соответствовать Закону о конкуренции7.
Среди положений Гражданского кодекса РФ, прежде всего, следует назвать норму, устанавливающую недопустимость использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на рынке, и норму об антимонопольных правилах, касающихся ограничительных условий договора коммерческой концессии и др.
Антимонопольные нормы Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП) и Уголовного кодекса РФ (УК) касаются в основном усиления ответственности за отдельные наиболее опасные правонарушения.
Федеральный антимонопольный орган (в настоящее время таковым является Федеральная антимонопольная служба, ранее соответствующие функции выполняли Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Российской Федерации, Государственный антимонопольный комитет (ГАК) РФ) также издает акты антимонопольной направленности, не входящие в систему антимонопольного законодательства, но играющие большую роль. Упомянутые документы носят ведомственный характер (т.е. используются в работе самих антимонопольных органов).
Важно при этом отметить, что за последние годы все отрасли законодательства весьма динамично развиваются и совершенствуются, и это также не может не сказываться на конкурентном праве8.
В этой ситуации задача готовящегося в настоящее время закона заключается в том, чтобы обеспечить системный подход к регулированию конкуренции с учетом всего комплекса уже имеющихся нормативных актов и перейти на новые принципы антимонопольного регулирования экономической концентрации, в том числе увеличить пороговые значения, определяющие необходимость обращения хозяйствующих субъектов в антимонопольные органы по вопросам экономической концентрации; сократить перечень документов, представляемых в антимонопольные органы; перейти при проведении государственного контроля экономической концентрации от разрешительного порядка к предварительному уведомлению при слиянии и присоединении коммерческих организаций, заключение сделок на приобретении акций (долей) основных фондов и нематериальных активов с правом антимонопольного органа в течение ограниченного срока запретить сделку; упростить процедуру обращения хозяйствующих субъектов по поводу нарушений антимонопольного законодательства9. Жизнь покажет, как будет реализована эта задача.
2. КОНКУРЕНЦИЯ. ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ.
2.1. Понятие и условия возникновения конкуренции.
Конкуренция - это соперничество, экономическая борьба, состязательность между продавцами - производителями за право получения максимальной прибыли и между покупателями при покупке товаров за большую выгоду.