Конкуренция. Виды конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 18:49, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ эволюции понятия "конкуренция" с развитием экономических теорий, показать какую роль играет государство в развитии и поддержании конкурентных отношений в рыночной среде.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОНКУРЕНЦИИ
1.1.Роль конкуренции в экономической жизни
1.2. Государственные рычаги стимулирования конкуренции
1.3. Конкуренция и право
1.4. Развитие антимонопольного законодательства
1.5. Законодательство о недобросовестной конкуренции
Глава 2. КОНКУРЕНЦИЯ. ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ.
2.1. Понятие и условия возникновения конкуренции.
2.2. Функции конкуренции.
2.3. Виды конкуренции
Глава 3. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
3.1. Правовое регулирование конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на рынке в РФ.
Глава 4. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ
Глава 5. ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ КОНКУРЕНЦИИ В РОССИИ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 301.50 Кб (Скачать файл)

Определенная часть  указанных отношений регулируется нормативными правовыми актами, составляющими  законодательство о конкуренции (в  современной юридической литературе и практике оно нередко обозначается термином "конкурентное право").

Традиционно сюда относят  две основные группы правовых норм:

  • нормы антимонопольного законодательства,
  • нормы законодательства о недобросовестной конкуренции.

В условиях недостаточного развития конкурентных отношений на отечественных рынках назрела необходимость в выделении третьей группы норм, направленных, прежде всего, на формирование и развитие самих конкурентных отношений в отечественной экономике.

Очевидно, что для существования  и функционирования эффективной  рыночной экономики недостаточно предусмотреть лишь меры по пресечению определенных правонарушений (монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции) и обеспечить контроль за монополизацией экономики (концентрацией капиталов). В связи с этим особое значение приобретают положения законодательства, предоставляющие и гарантирующие субъектам предпринимательства право на конкуренцию, т.е. возможность осуществлять конкурентные действия. К их числу, прежде всего, относится положение Конституции РФ, провозглашающее свободу экономической деятельности и государственную поддержку конкуренции.

К данной группе следует  отнести также нормы, направленные на создание условий существования  и развития конкурентных отношений (осуществления конкурентных действий). К таким условиям относятся большое  число продавцов (производителей) и покупателей на рынке, отсутствие (или незначительность) барьеров для входа на рынок и выхода из него и т.д. Обеспечение последних возможно при наличии и эффективном применении норм о поддержке малого предпринимательства, поощрении отечественного производства, приватизации и др., некоторые из которых в данном контексте также целесообразно относить к нормам законодательства о конкуренции3.

По пути установления таких норм, в частности, пошел  закон о конкуренции, В нем  предусматривается комплекс мероприятий, включающих предоставление льготных кредитов; уменьшение налогов или освобождение от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на рынок определенного товара; создание и развитие параллельных структур в сферах производства и обращения и др. Положение Федерального закона от 14 июня 1995 г. №88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"  предоставляет органам исполнительной власти и местного самоуправления право оказывать поддержку в организации и обеспечении деятельности союзов (ассоциаций) субъектов малого предпринимательства в целях обеспечения наиболее благоприятных условий для развития добросовестной конкуренции.

 
1.4. Развитие антимонопольного законодательства

 

Одной из важнейших экономических функций государства является разработка и проведение антимонопольной политики, причем она наиболее актуальна в странах, находящихся на переходном этапе к созданию социально ориентированного хозяйства. Антимонопольная политика рассматривается как комплекс мер государственной власти, направленных на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности, обеспечение всем хозяйствующим субъектам равных условий конкуренции и недопущение недобросовестной конкуренции.

В настоящее время  основными целями антимонопольной политики нашего государства являются:

  • формирование единого экономического и правового пространства;
  • обеспечение экономической свободы предпринимательской деятельности;
  • создание конкурентной среды.

Эти цели реализуются  с помощью укрепления антимонопольного контроля за экономической концентрацией; предотвращения организации монопольных структур на товарных и финансовых рынках: предупреждения антиконкурентных соглашений; преодоления административных барьеров и других мер.

Государственное антимонопольное регулирование включает в себя два взаимосвязанных направления:

  • разработку и принятие специального антимонопольного законодательства, а также контроль за его выполнением;
  • формирование адекватной системы органов управления, осуществляющих возложенные на него функции по антимонопольному регулированию.

Главную роль в антимонопольном  законодательстве играет закон "О  конкуренции и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках". С  момента его принятия 22 марта 1991 г. прошло уже тринадцать лет. За это время в закон неоднократно вносились изменения и дополнения. Большинство из них носило частный характер и затрагивало лишь отдельные положения. Однако дважды (в мае 1995 г. и в октябре 2002 г.) изменения были столь существенными, что давали основание говорить о принятии новой редакции закона о конкуренции4.

Необходимость первого  существенного изменения содержания спустя всего четыре года после его  вступления в силу была обусловлена  несколькими обстоятельствами. Во-первых, в декабре 1993 г. Россия получила новую Конституцию, и надлежало привести в соответствие с ней все акты отраслевого законодательства. Во-вторых, к моменту принятия закона о конкуренции в 1991 г. еще только зарождались те общественные отношения, которые он должен был регулировать, и их ; развитие в последующем требовало ; корректировки закона. И, наконец, в-третьих, экономические и законотворческие процессы в начале 90-х годов были столь динамичными, что принимаемые тогда законы не всегда оказывались в достаточной степени согласованными друг с другом.

Редакция 2002 г. диктовалась  годовым опытом в сфере развития Конкуренции и необходимостью устранить  выявившиеся противоречия и пробелы.

Новые редакции закона преследовали также цель ограничения процесса монополизации как отдельных сфер предпринимательской деятельности (рынков, отраслей), так и экономики в целом. Для реализации данной задачи законодателем были предусмотрены следующие правовые средства: запрещение и преследование монополистической деятельности, контроль за созданием, реорганизацией, ликвидацией коммерческих организаций и их объединений, приобретением акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и т.д. Субъектами регулирования по этому закону являются лица, участвующие в процессе монополизации на рынке или оказывающие непосредственное влияние на монополизацию. Таковыми, в частности, выступают хозяйствующие субъекты (группа лиц), занимающие доминирующее положение на рынке (или владеющие долей более 35%), участвующие в соглашениях (согласованных действиях) по ограничению, недопущению или устранению конкуренции; федеральные органы исполнительной власти РФ; органы исполнительной власти субъектов РФ; органы местного самоуправления; должностные лица органов государственной власти и управления.

 

1.5. Законодательство о недобросовестной конкуренции

 

Его задача - устранение негативных проявлений самой конкуренции, выражающихся в особом типе правонарушений -недобросовестной конкуренции. К основным правовым средствам регулирования  в данной области относится запрещение и преследование недобросовестной конкуренции. С этой целью законодатель определяет понятие такого правонарушения и приводит примерный перечень неправомерных действий.

Субъектами регулирования  являются субъекты предпринимательской  деятельности независимо от их участия в процессе монополизации. К субъектам защиты от недобросовестной конкуренции наряду с хозяйствующими субъектами отнесены также потребители. В число субъектов данного правонарушения (т.е. правонарушителей) соответственно не входят органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и должностные лица органов власти и управления. Это вполне соответствует мировому опыту. В развитие закона о конкуренции в ряде стран действует закон об ограничении конкуренции. Такие законы принимаются для защиты здоровой и действенной конкуренции5.

Законы об ограничении конкуренции  предусматривают:

  • устранение отрицательных явлений, связанных с ограничением конкуренции;
  • исключение неправильного использования монопольного положения на рынке;
  • расширение прав ведомства по делам конкуренции;
  • исключение превышения устанавливаемых цен.

В ряде стран (Швеция, Дания, Финляндия и др.) приняли, например, законы о запрещении повышения цен, которые введены для обеспечения  возможности уменьшить нарушения  в динамике цен и расходов при значительном колебании валютных курсов, существенном для повышения уровня цен и расходов на международном рынке и серьезном расстройстве народного хозяйства страны. Если предприниматель нарушает названный закон, то к нему предъявляются санкции экономического и правового характера. Речь идет о праве государственного органа по контролю за конкуренцией

  • запретить предпринимателю или ассоциации предпринимателей применять договоренность или иную ограничивающую конкуренцию согласованную практику;
  • обязать предпринимателя поставлять предметы потребления другому предпринимателю на условиях, соответствующих тем, на которых он предлагал их другим, находящимся в аналогичном положении;
  • приостановить деятельность, если имеющий доминирующее положение предприниматель или ассоциация предпринимателей назначают предмету потребления цены, вознаграждения, основа определения которых стали неумеренными или в силу их чрезмерно низкого уровня существенно искажающими условия конкуренции.

Более того, тот, кто умышленно нарушает положение закона, должен быть приговорен за преступное ограничение конкуренции либо к штрафу, либо к лишению свободы не более чем на один год.

Тот, кто не исполняет  предусмотренной обязанности извещения  или передачи сведений, предъявления документов или же умышленно передает ведомству по вопросам конкуренции несостоятельные сведения, должен, если иным законодательством не предусмотрено более строгое наказание, быть приговорен к штрафу или к лишению свободы не более чем на 6 месяцев.

Тот, кто умышленно нарушает запрет, подвергается за нарушение обязанности хранить тайну к штрафу или лишению свободы не более чем на 6 месяцев.

Анализ особенностей разных видов правового регулирования  конкуренции дает основание говорить о том, что антимонопольное законодательство и законодательство о недобросовестной конкуренции являются самостоятельными областями (подотраслями) законодательства о конкуренции, что, к сожалению, не было учтено российским законодателем6.

В законе о конкуренции  указано, что другие федеральные законы, содержащие нормы антимонопольной направленности, должны издаваться в соответствии с Законом о конкуренции. Тем самым провозглашен приоритет данного закона над всеми другими федеральными законами, включая кодексы основных отраслей права. Такой подход законодателя представляется недостаточно продуманным. Ведь не вызывает сомнения, что антимонопольное законодательство (как и все конкурентное законодательство) носит комплексный характер, т.е. состоит из норм различных отраслей права: гражданского, административного, уголовного и др. Кодексы, соответствующие этим отраслям права, в иерархии нормативно-правовых актов занимают место после международных договоров РФ и федеральных конституционных законов. За кодексами следуют другие федеральные законы, к числу которых относится и закон о конкуренции. Поэтому последний должен прежде всего соответствовать Конституции РФ, нормам международных договоров РФ, федеральным конституционным законам, Административному и другим кодексам. Другие же федеральные законы, указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ в части антимонопольного регулирования должны соответствовать Закону о конкуренции7.

Среди положений Гражданского кодекса РФ, прежде всего, следует  назвать норму, устанавливающую  недопустимость использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на рынке, и норму об антимонопольных правилах, касающихся ограничительных условий договора коммерческой концессии и др.

Антимонопольные нормы  Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП) и Уголовного кодекса РФ (УК) касаются в основном усиления ответственности за отдельные наиболее опасные правонарушения.

Федеральный антимонопольный  орган (в настоящее время таковым  является Федеральная антимонопольная служба, ранее соответствующие функции выполняли Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Российской Федерации, Государственный антимонопольный комитет (ГАК) РФ) также издает акты антимонопольной направленности, не входящие в систему антимонопольного законодательства, но играющие большую роль. Упомянутые документы носят ведомственный характер (т.е. используются в работе самих антимонопольных органов).

Важно при этом отметить, что за последние годы все отрасли  законодательства весьма динамично развиваются и совершенствуются, и это также не может не сказываться на конкурентном праве8.

В этой ситуации задача готовящегося в настоящее время закона заключается  в том, чтобы обеспечить системный  подход к регулированию конкуренции с учетом всего комплекса уже имеющихся нормативных актов и перейти на новые принципы антимонопольного регулирования экономической концентрации, в том числе увеличить пороговые значения, определяющие необходимость обращения хозяйствующих субъектов в антимонопольные органы по вопросам экономической концентрации; сократить перечень документов, представляемых в антимонопольные органы; перейти при проведении государственного контроля экономической концентрации от разрешительного порядка к предварительному уведомлению при слиянии и присоединении коммерческих организаций, заключение сделок на приобретении акций (долей) основных фондов и нематериальных активов с правом антимонопольного органа в течение ограниченного срока запретить сделку; упростить процедуру обращения хозяйствующих субъектов по поводу нарушений антимонопольного законодательства9. Жизнь покажет, как будет реализована эта задача.

 

 2. КОНКУРЕНЦИЯ. ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ.

 

2.1. Понятие и условия возникновения конкуренции.

 

Конкуренция - это  соперничество, экономическая борьба, состязательность между продавцами - производителями за право получения максимальной прибыли и между покупателями при покупке товаров за большую выгоду.

Информация о работе Конкуренция. Виды конкуренции