Конкуренция в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 16:12, реферат

Краткое описание

Актуальность данной работы определяется тем, что на современном этапе рыночных преобразований в России товарный дефицит уже в значительной мере преодолен. На первое место для потребителя сегодня выходит уже не само наличие дефицитного ранее товара, а его характеристики, важнейшими из которых являются качество и цена. Это совершенно по-новому определяет стратегию поведения отечественных фирм-производителей, ведь в ситуации либерализации внешнеэкономической деятельности им приходится выдерживать значительную конкуренцию со стороны иностранных фирм, работающих на соответственных сегментах рынка.
Целью курсовой работы является исследовать общие аспекты конкуренции, а также особенности этого понятия применительно к нашей стране.

Содержание

Введение 3
1. Модели рынка. Конкуренция. 5
1.1. Механизм функционирования совершенной конкуренции 9
1.2. Характерные черты монополии. 15
2. Несовершенная конкуренция.......................................................................18
2.1. Олигополия 18
2.2. Монополистическая конкуренция 19
Заключение 21
Список литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

Конкуренция в России.doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)

     

  • 2.2. Монополистическая  конкуренция
  •      Название  и модель данного типа рынка возникли после выхода в 1927 г. одноименной книги Э. Чемберлина. Однако со временем сам автор, рассматривавший олигополию и монополистическую конкуренцию как два разных типа рынка, пришел к выводу, что все типы рынков, находящиеся между совершенной конкуренцией и монополией, содержат элементы того и другого и потому могут быть объединены в широкий класс рынков монополистической конкуренции. «Чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, чистая монополия — писал он в 1957 г.,— такова классификация, которая представляется мне по природе дела исчерпывающей».

         Основной  чертой рынка монополистической  конкуренции является дифференциация продукции. Субъекты рынка, как и  при совершенной конкуренции, многочисленны, и каждый из них занимает на рынке  незначительную долю, однако они обладают некоторой рыночной властью благодаря дифференциации продукции и сегментированию соответствующего товарного рынка.

         Монополистическую конкуренцию сближают с совершенной  такие черты, как множество продавцов  и покупателей, значительная свобода входа на рынок, а отличает неоднородность, дифференцированность продукции. Эта неоднородность столь же сильна, что и однородность при совершенной конкуренции. Продукция характеризуется широким ассортиментом товаров, характером дизайна, эргономики, качеством упаковки. Все это многообразие различается в итоге товарными знаками.

         В отличие от олигополистического  рынка, предприятия на рынке монополистической  конкуренции не являются взаимозависимыми, если их доли на рынке сравнимы по размеру. Их поведение на рынке ближе к поведению совершенно конкурентных предприятий, чем к поведению оли-гопольного типа. Персонифицированность продукции дает право предприятиям на таких рынках использовать определенную степень рыночной власти при назначении цен.

         Существует  и другая модель монополистической  конкуренции, когда на рынке присутствуют одно-два предприятия, занимающих доминирующее положение, и значительное количество небольших по рыночной доле предприятий-аутсайдеров. В этом случае для системы отношений «доминирующее предприятие — аутсайдеры» будет характерна модель, приближающаяся к монопольному рынку, а для конкуренции аутсайдеров между собой — модель совершенной конкуренции либо первый вид монополистической конкуренции.

         Последнее в значительной степени зависит от характера продукции — степени ее стандартизованное или, напротив, возможности индивидуализации (сравните: уголь и целлюлоза или кондитерские изделия).

         Спрос на товары предприятия на рынке монополистической  конкуренции такого вида не является абсолютно эластичным, поскольку приверженные марке покупатели будут приобретать товар, даже если его цена несколько выше, чем у аналогов. Таким образом, весьма существенным детерминантом рыночной власти в условиях монополистической конкуренции служит не ценовая политика других продавцов, а степень приверженности покупателей конкретной марке товара. Индикатором рыночной власти служит ценовая эластичность спроса на товар предприятия. При прочих равных условиях эластичность спроса тем ниже (соответственно, рыночная власть продавца выше), чем больше уверенность покупателей в уникальности и значимости потребительских свойств товара.

         Следовательно, на рынках монополистической конкуренции  именно уникальность комбинации потребительских  свойств в глазах покупателей  — основной фактор конкурентоспособности товара. Ценовая конкуренция отходит на второй план, уступая первое место неценовой конкуренции, использующей такие инструменты, как рекламные кампании, конкуренция сервиса, гарантийное и послегарантийное обслуживание, конкуренция ассортимента (что особенно актуально для предприятий торговли, общественного питания, массовых услуги др.), местоположение и т.д.

    Заключение

     

         Конкуренция представляет собой соперничество, состоящее между участниками  рыночной экономики за приобретение наиболее благоприятных условий своего хозяйствования. Формы такого соперничества могут быть самые различные, однако существует объективная потребность не только глубокого познания закономерностей и условий зарождения этого соперничества как формы движения капитала, бизнеса, но и установления границ, сдержек этих форм движения хозяйственной деятельности.

         Рыночная  конкуренция за выживание и экономическое  процветание между предпринимателями  принимает более цивилизованную форму, если эта борьба подчиняется регулированию со стороны общества в лице государства.

         Конкуренция при всех ее положительных и отрицательных  сторонах, является важным элементом  рыночного механизма саморегулирования. Рынок является индикатором общественно  необходимых потребностей общества в соответствующем количестве материальных благ.

         С другой стороны рынок сигнализирует  о состоянии и потенциальных  возможностях общественного производства в созидании необходимых обществу материальных благ.

         В рыночной конкуренции проявляется  действие закона стоимости. Под его воздействием одни производители товаров успешно выдерживают противодействие своих конкурентов и прогрессируют в своем развитии, другие разоряются и сходят со сцены участников рыночной конкуренции.

         Свободная конкуренция свойственная существованию большого количества независимых форм может принимать другие формы, которые сами по себе представляют полную ее противоположность. Такой противоположностью может быть монополия или олигополия.

         Монополия как особое состояние поставщика товаров или услуг характеризуется тем, что продавец обладает возможностью диктовать свои условия продажи товаров.

         В разных странах в различное время  существовали различные виды монополий. Эти виды формируются под влиянием различных факторов: времени, пространства, форм взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности, входящих в монополистическое объединение.

         Естественные  монополии представляют собой хозяйствующие  субъекты, имеющие в своем распоряжении или управлении редкие и свободно не воспроизводимые материальные блага или услуги - земли, полезные ископаемые, газ, электричество и т.п.

    Список  литературы

     
    1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник. –  М.: Юрайт-М, 2008.
    2. Войтов А.Г. Экономика. Общий курс. – М.: Информац.-внедренч. центр «Маркетинг», 2005.
    3. Гандина Н.М. Экономика и нормирование труда: Учеб. Пособ. - М.: Изд-во ИГЭА, 2007.
    4. Гурова, И.П. Мировая экономика: учебник. / И.П. Гурова. – М.: Омега-Л, 2007.
    5. Зубко Н.М. Экономическая теория, - Минск, 2005
    6. Камаев В.Д. и коллектив авторов. Учебник по основам экономической

    теории. – М.: Владос, 2006 г.

    1. Коробов В.О. Антимонопольное законодательство; экономика и применение. – Й.-Ола, 2006.
    2. Курс экономической теории. /Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров: АСА, 2008.
    3. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебное пособие для студентов вузов / Рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2007.
    4. Макконнели К.,Брю С. Экономика:Принципы, проблемы и политика:   в 2 томах. М.Республика, 2008 г.
    5. Макконнел К.Р., Брю С.Л. Экономикс, Баку, - 2003
    6. Макроэкономика: теория и российская практика; под редакцией  Грязновой А.Г., Юданова А.Ю. – М., 2006
    7. Огивина Ю.А. Предложение в условиях совершенной конкуренции. М., Экономика. 2004.
    8. Основы экономики. Учебник для ссузов. /Борисов Е. – М.: Дрофа, 2008. – 415 с
    9. Пиндайк Р. Монополистическая конкуренция и олигополия. М., Экономика, 2007.
    10. Политэкономия (история экономических учений, экономическая теория, мировая экономика) / Под ред. Д. В. Валового. М., 2006
    11. Учебник по основам экономической теории. / Под ред. Камаева В.Д. – М.: «Владос», 2008.
    12. Фишер С., Дорнбуш Р. Экономикс. - М., 1995.
    13. Цыганова А.Г. Конкуренция и антимонопольное регулирование. М., Логос, 2007
    14. Экономика: учебник. /Под ред. А.Н. Архипова. – М.: Проспект, 2006.
    1. Экономика организаций (предприятий): Учебник  для вузов/ Под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, В. А. Швандера. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 608 с.
    1. Экономика предприятий: учеб. пособие/ В. П. Волков, А. И. Ильин, В. И. Станкевич и др.; Под  общей ред. А. И. Ильина. - 2-е изд., испр. - М.: знание, 2004.
    1. Экономика; под редакцией Булатова А.С., - М., 2007
    1. Экономическая теория; под редакцией Камаева  В.Д., - М., 2008
    1. Yandex.  http://www.bibliotekar.ru/finance-3.htm

      

          


    Информация о работе Конкуренция в России