Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 00:27, курсовая работа
Целью работы является рассмотреть роль конкуренции в современной экономической системе, а также особенности этого понятия применительно к нашей стране. Стоит отметить, что общетеоретические моменты проблемы хорошо освещены в систематических курсах по экономической теории, а сегодняшние российские реалии – в периодической специализированной литературе.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Сущность конкуренции и её виды 5
2. Формы и методы конкурентной борьбы 14
3. Пути совершенствования конкурентных отношений в России 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
Проведение государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции осуществляется федеральным органом исполнительной власти - федеральным антимонопольным органом.
Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» устанавливает достаточно много различных правил поведения на конкурентном рынке.
По большому счету именно этот закон определяет основы построения конкурентной среды в России.
Итак, антимонопольное законодательство устанавливает цели, приоритеты и место демонополизации экономики и развития, конкуренции в общей государственной политике экономических реформ, этапы и методы формирования и развития конкурентной среды, задания и мероприятия по демонополизации экономики и развитию конкуренции на федеральном, отраслевом и региональных уровнях, а также ограничения в этой области.
Целью антимонопольного законодательства является повышение эффективности общественного производства на основе рыночного регулирования экономических процессов.
Основной задачей антимонопольного законодательства является снижение концентрации производства и создание необходимых условий для развития конкуренции на рынках Российской Федерации по приоритетным группам товаров (работ, услуг).
Реализация этой задачи предусматривает [5, c. 66]:
- анализ сложившихся товарных рынков, поведения на них предприятий и различных их объединений, не являющихся субъектами естественной монополии;
- формирование необходимых организационно-экономических предпосылок для эффективной конкуренции на рынках России;
создание системы государственного контроля и регулирования деятельности субъектов естественной и государственной монополии;
-
создание правовых и
-
учет структуры рынка при
Антимонопольное законодательство и развитие конкуренции на рынках Российской Федерации взаимосвязаны с финансовой стабилизацией, антиинфляционными мерами, а также инвестиционной и экспортно-импортной политикой. Прямая защита конкурентной среды и хозяйствующих субъектов от монополистической деятельности осуществляется в большинстве своем на основании Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Эффективность
государственного регулировании конкуренции
очень велика. Конкуренция является
основой развития рыночной экономики,
способствуя расширению производства,
обеспечивая развитие научно-технического
прогресса и оптимальное
Правомерно выделить два основных подхода к определению целей и задач конкурентной политики.
Один подход базируется на том, что если процессы экономической концентрации, происходящие в той или иной отрасли экономики и связанные с созданием более крупной компании, могут в итоге привести к уходу с рынка ее конкурентов или снижению доли рынка, занимаемой ее конкурентами, до уровня, при котором последние больше не смогут эффективно конкурировать с укрупняющейся компанией, то такое слияние подлежит запрету, даже несмотря на то, что в выигрыше от создания крупной компании в данной конкретной отрасли могут оказаться потребители продукции отрасли (за счет действия эффекта масштаба, снижения издержек, снижения цен). Такой подход означает приоритет защиты конкурентов друг от друга: чем их больше, тем лучше.
Другой подход заключается в следующем. Если укрупнение производства в отрасли может привести, во-первых, к расширению предложения на рынке товаров более высокого качества по более привлекательным ценам, то есть на более выгодных для потребителя продукции условиях, чем готова была предложить каждая из прежде раздельно существующих компаний, а во-вторых, к появлению у конкурентов образовавшейся крупной компании более сильного стимула и возможностей улучшить характеристики предлагаемой продукции, то государство должно содействовать таким процессам. Данный подход означает приоритет защиты конкуренции как таковой вне зависимости от количества конкурентов на рынке. Интерес потребителей – первичен. Учитывается способность рынка к саморегулированию [8, c. 34].
Развитие малого бизнеса должно служить существенным фактором формирования конкурентной среды в Российской Федерации. Большинство малых предприятий являются многопрофильными, что повышает их устойчивость на рынке за счет работы на различных его сегментах и внутрипроизводственного перераспределения ресурсов.
Торгово-промышленная палата Российской Федерации проводит политику развития конкуренции на товарных и финансовых рынках; поддержки предпринимательства; защиты прав потребителей.
Обеспечение
единого правового и
Вхождение
России в систему глобальных экономических
связей выдвигает качественно новые
задачи перед российской государственной
экономической политикой в
Антимонопольное законодательство России сохраняет существенные различия с международными нормами. Так, при контроле экономической концентрации пороговым показателем, который используется антимонопольными органами России в качестве критерия необходимости рассмотрения сделок или действий хозяйствующих субъектов, является сумма активов юридических лиц – участников сделки или движения по последнему балансу. В большинстве же зарубежных стран таким критерием является годовой объем реализации товаров (услуг) [5, c. 78].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
И на последок, можно сказать, что конкуренция представляет собой соперничество между участниками рыночной экономики за приобретение наиболее благоприятных условий своего хозяйствования. Формы такого соперничества могут быть самые различные, однако существует объективная потребность не только глубокого познания закономерностей и условий зарождения этого соперничества как формы движения капитала, бизнеса, но установления границ, сдержек этих форм движения хозяйственной деятельности.
Рыночная конкуренция за выживание и экономическое процветание между предпринимателями принимает более цивилизованную форму, если эта борьба подчиняется регулированию со стороны общества в лице государства.
Конкуренция при всех её положительных сторонах, является важным элементом рыночного механизма саморегулирования.
Изучая конкуренцию в России, я пришла к выводу, что как ни банально это прозвучит, самым мощным тормозом развития экономики России является недостаток конкуренции. Причем государство само создает условия, которые сдерживают ее и способствуют монополизму.
Сегодня, можно с удовлетворением констатировать, что традиционно существовавший разрыв между Россией и развитыми капиталистическими странами в области теории и практики конкуренции, по крайней мере, перестал углубляться. Реальный переход к рыночным отношениям объективно потребовал более серьезного отношения к этому.
Особенность ситуации состоит и в том, что в распоряжении российского бизнеса находится теоретический и огромный практический опыт мировой конкуренции. Есть возможность, не теряя времени на самостоятельные разработки, усвоить уроки системного, комплексного решения проблемы, чтобы избежать дорогостоящих ошибок.
Как показала практика, большинство российских предприятий не готово к активному ведению конкурентной борьбы. В условиях либерализации цен и скачка инфляции промышленность оказалась в таком тяжелом положении, что сколько-нибудь серьезные инновации, связанные с усилением конкурентной позиции предприятий, стали невозможны. И тем не менее, выход из тяжелого финансового положения может быть лишь на пути создания конкурентоспособного производства, ориентированного на нужды потребителей. И в этом смысле, конкуренция является не только дестабилизирующим фактором, но и условием выживания предприятия.
Пакет акций норвежской компании (33,6%) арестован по иску компании, называющей себя акционером предприятия. Это ответ на решение Федерального суда Южного округа Нью-Йорка, утверждают в Москве. 11 марта суд назначил ему штраф, который может превысить $12 в год, за неисполнение его предыдущих решений. Компания отрицает связь между арестом акций предприятия и решением нью-йоркского суда, так же как и свою связь с прибылью.
Ни одна страна в мире не тратит столько на борьбу с кризисом, сколько Россия, выделившая на эти цели уже 12% ВВП, доказывал шахтерам премьер Владимир Путин. Экономисты готовы с этим поспорить. Но главное – не количество выделяемых средств, а эффективность их использования. С этим, по словам экспертов, пока есть проблемы.
Путин особо подчеркнул, что «ни одна страна мира этого не делает». «Из развитых экономик больше всего в антикризисные мероприятия вкладывает Япония – примерно 2% ВВП», – сказал премьер.
По словам премьер-министра, приоритетом для правительства остаются исполнение социальных обязательств и содействие росту внутреннего спроса. «Мы не только не сокращаем социальные программы, а наоборот, увеличиваем. Что касается содействия отраслям экономики, то здесь мы ничего особенного не придумали», – добавил Путин. Премьер напомнил, что ранее правительство сократило налог на прибыль, налоги на малый бизнес, повысило амортизационные отчисления и импортные пошлины на многие товары, которые производятся в России.
Согласно данным, опубликованным на сайте ЦБ РФ, темпы роста активов банковской системы за ноябрь 2007 г. полностью восстановились, составив 3.7 % или 43.9 % в годовом выражении. Напомним, что в режиме «нормального развития» темп роста активов за 1 полугодие составлял в среднем 3.7 % в месяц или 45 % в годовом выражении (за 2006 год - 44 % ).
Как
известно, после «финансовой лихорадки»
августа 2007 г. темпы роста активов
резко снизились, составив за сентябрь
1.5 % в месяц или примерно 18 % в
годовом выражении. Что касается
темпов прироста за октябрь, то они
упали до 0.3% в месяц или примерно
до 3 % в годовом выражении. В этот период
банковская система испытывала серьезный
дефицит ресурсов, общие остатки на счетах
клиентов за октябрь снизились на 45 млрд.руб.
- с 10 935 млрд.руб. до 10 889. Виктор Поляков,
впрочем, утверждает, что Альфа-банк открыт
для обсуждения несудебных схем возврата
долгов, в том числе через реструктуризацию
кредитов. "Такие переговоры ведутся,
в том числе и с Кларой, однако приемлемых
для нас вариантов должники пока не предложили,—
пояснил он.— Те предложения, которые
мы получили, не соответствуют нашим требованиям
по обеспечению долга и необходимости
понимания экономики группы". По словам
Виктора Полякова, до кризиса значительная
доля кредитов выдавалась частично без
обеспечения, в кризис по этим кредитам
пошли просрочки, поэтому внесение дополнительного
обеспечения — один из главных вопросов
при переговорах о реструктуризации.
Ни одна страна в мире не тратит столько
на борьбу с кризисом, сколько Россия,
выделившая на эти цели уже 12% ВВП, доказывал
шахтерам премьер Владимир Путин. Экономисты
готовы с этим поспорить. Но главное –
не количество выделяемых средств, а эффективность
их использования. С этим, по словам экспертов,
пока есть проблемы.
Путин особо подчеркнул, что «ни одна страна мира этого не делает». «Из развитых экономик больше всего в антикризисные мероприятия вкладывает Япония – примерно 2% ВВП», – сказал премьер.