Конкуренция и её роль в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 16:03, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ конкуренции, её сущности, видов и роли в рыночной экономике. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть сущность и формы конкуренции;
определить её роль в рыночной экономике и выявить методы конкурентной борьбы;
охарактеризовать условия существования конкуренции: совершенная и несовершенная конкуренция;
изучить виды конкуренции (чистая конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия).
Рассмотреть особенности конкуренции в России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….стр3

Раздел 1. Глава I Сущность и формы конкуренции…………………………...стр.4

Глава II Роль конкуренции в рыночной экономике. Методы конкурентной борьбы………………………………………………………………………........стр.7

2.1 Роль конкуренции в рыночной экономике…………………………….......стр.7

2.2 Методы конкурентной борьбы…………………………………………......стр.8

Глава III Условия существования конкуренции. Совершенная и несовершенная конкуренция…………………………………………………………………….стр.10

Раздел 2. Глава IV Виды конкуренции……………………………………….стр.12

4.1 Совершенная (чистая) конкуренция………………………………………стр.12

4.2 Чистая монополия………………………………………………………….стр.13

4.3 Монополистическая конкуренция………………………………………...стр.15

4.4 Олигополия…………………………………………………………………стр.17

Раздел 3. Глава V Особенности конкуренции в России……………………..стр.19

Заключение……………………………………………………………………стр.23

Список использованной литературы…………………………………………стр.24

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по эк. теории.docx

— 58.62 Кб (Скачать файл)

2.2МЕТОДЫ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ

     В современных  условиях используются силовые методы конкурентной борьбы. К ним относятся такие экономические методы, как лишение конкурента сырья, рынков сбыта, кредитов, скупка патентов, сбивание цен, захват рынков рабочей силы, выпуск на рынок новых марок и видов изделий и т.д. Действуют также методы прямого насилия поджоги, взрывы, убийства опасных конкурентов, шпионаж, государственные перевороты и т.д

     В целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции продавцами используются разные методы конкурентной борьбы:

• ценовая конкуренция, когда производитель в целях создания на рынке для своей продукции более благоприятных условий и подрыва позиций конкурента снижает цену посредством уменьшения издержек производства. Если продавец занимает на конкретном рынке доминирующее положение, то он может устанавливать монопольно низкую цену на продукцию и без изменения издержек производства.

• неценовая конкуренция: повышение технического уровня, качества продукции, выпуск новой продукции, создание товаров-заменителей, послепродажное обслуживание, реклама. В современном мире наиболее распространена неценовая конкуренция.

     Все это – методы честной, добросовестной конкурентной борьбы, они носят «законный» характер. Добросовестная конкуренция ведет к выигрышу потребителя (он получает более разнообразную продукцию, лучшего качества, по более низким ценам).

     Конкуренция может быть и недобросовестной, нечестной. Под такой конкуренцией понимаются способы укрепления рыночного положения фирмы, связанные не с повышением качества продукции и снижением издержек ее производства, а с использованием таких методов как:

• продажа по цене ниже себестоимости;

• установление дискриминационных (разных для разных покупателей) цен  или коммерческих условий;

• установление зависимости  поставок конкретных товаров от принятия ограничений в отношении производства конкурирующих товаров;

• ложная информация и реклама, вводящая в заблуждение;

• недобросовестное копирование  товаров конкурентов;

• нарушение качества, стандартов и условий поставок товаров;

• промышленный шпионаж;

• переманивание ведущих  специалистов из соперничающих фирм и т.п.

     Недобросовестная конкуренция запрещается законодательством большинства стран с рыночной экономикой, гражданскими и уголовными кодексами. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» определяет недобросовестную конкуренцию как «любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации». Закон не допускает недобросовестную конкуренцию, в том числе:

• распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому  хозяйствующему субъекту либо нанести  ущерб его деловой репутации;

• введение потребителей в  заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;

• некорректное сравнение  хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с  товарами других хозяйствующих субъектов;

• продажу товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности...

• получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том  числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

     Вместе с тем использование различных методов конкурентной борьбы не принесет успеха, не сделает конкуренцию цивилизованной и эффективной, если экономическим центром общества — государством — не будут предприняты меры, обеспечивающие нормальные условия для функционирования и защиты от монополизма, усиление которого негативно сказывается на развитии рыночной экономики. Осуществление политики в области конкуренции и регламентации деятельности монополий со стороны государства проявляется в формировании и совершенствовании антимонопольного регулирования, включающего антимонопольный контроль над монополизированными рынками, организационный механизм (поддержка малого бизнеса, упрощение механизма лицензирования, либерализации рынков и т. д.) и антимонопольное законодательство.

 

ГЛАВА III УСЛОВИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ КОНКУРЕНЦИИ. СОВЕРШЕННАЯ И НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРНЦИЯ

     Конкуренция является необходимым инструментом рыночного механизма, способом достижения рыночного равновесия. Однако характер конкуренции может быть различным. В зависимости от соотношения конкуренции и монополии различают два типа рынка: совершенной и несовершенной конкуренции.

     Идеальному рыночному хозяйству соответствует модель совершенной конкуренции. Иногда ее называют сочетанием «полиполии», что в переводе с греческого означает «много продавцов», и «полипсонии», что означает «много покупателей». Совершенной конкуренцией является конкуренция, соответствующая ряду условий:

     – полная свобода действий участников товарного производства – неограниченный доступ любого товаропроизводителя на рынок и свободный выход из него, абсолютно самостоятельное принятие хозяйственных решений;

     – множественность участников товарного производства – продавцов и покупателей так много, что ни один из них не может сколько-нибудь существенно влиять на уровень рыночных цен;

     – полное («совершенное») знание участниками рыночных сделок всей информации о рынке.

Нетрудно прийти к выводу, что  одновременное выполнение всех этих условий (особенно, предпосылки о  полном знании) весьма маловероятно. Действительно, совершенная конкуренция есть идеальная (высокой степени абстракции) модель, редко встречающаяся в реальной жизни. Однако эта модель полезна  для экономической науки, поскольку  с ее помощью можно понять, как  работал бы «идеальный» рынок

     Когда не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции, то это называют несовершенной конкуренцией.

Есть несколько моделей несовершенной  конкуренции продавцов, наиболее важными  из которых являются монополия и  олигополия. Монополия (в буквальном переводе «один продавец») – рыночная ситуация, когда единственная фирма полностью контролирует рынок выпускаемых ею товаров, единолично определяя уровень цен и объем продаж. Что касается олигополии (в буквальном переводе «несколько продавцов»), то в этом случае на рынке господствует малое число фирм, каждая из которых при формировании своей ценовой политики должна учитывать реакцию сильных конкурентов. Если анализировать рынок покупателей, то здесь тоже возможны ситуации, когда покупатель один (монопсония) или когда их число немногочисленно (олигопсония).

     Таким образом, с высокой степенью упрощения, можно выделить девять различных потенциально возможных моделей организации отраслевых рынков, отличающихся степенью конкурентности продавцов и покупателей.  Крайние ситуации – абсолютная конкуренция  и двусторонняя монополия  – встречаются весьма редко. Реальные отраслевые рыночные обычно описываются промежуточными вариантами.

 

 

 

РАЗДЕЛ 2. ГЛАВА IV ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ

4.1СОВЕРШЕННАЯ (ЧИСТАЯ) КОНКУРЕНЦИЯ

     Совершенная (чистая) конкуренция - состояние рынка, на котором присутствует большое количество покупателей и продавцов, каждый из которых занимает сравнительно незначительную долю на рынке и не может диктовать условия продажи или покупки товаров. Предполагается присутствие необходимой и доступной информации о ценах, их динамике, о продавцах и покупателях не только в данном месте, но и в остальных регионах. Рынок совершенной конкуренции подразумевает отсутствие власти производителя над рынком: установление цены не производителем, а посредством функции спроса и предложения.

     Черты совершенной конкуренции не присущи ни одной отрасли в полной мере - лишь могут приближаться к модели.

     Модель чистой конкуренции имеет следующие характеристики: много продавцов и покупателей определенного товара; производители продают одинаковый товар - товар одного производителя неотличим от товара другого производителя; ресурсы являются мобильными - имеется свободный доступ к производству и выход из него, при производстве определенного продукта. Совершенной модели чистой конкуренции не существует в действительности, хотя сельскохозяйственные товары, например зерно, близки к этому рыночному типу.

     Совершенная конкуренция так же подразделяется на: внутриотраслевую конкуренцию (среди производителей одинаковой продукции) - приводящую к научно-техническому прогрессу, снижению производственных издержек и стоимости товара; межотраслевую конкуренцию (среди производителей различной продукции) - позволяющую найти сферу более выгодного капиталовложения.

     У совершенной конкуренции присутствуют определенные требования, такие как: отсутствие входных и выходных барьеров в определенной отрасли производства; отсутствие государственных монополий; лицензирование отдельных видов деятельности; отсутствие ограничений или запрещений доступа к ресурсам, необходимых для производства товаров; и т.п.

     К положительным сторонам чистой конкуренции относится: стабилизация цены на товар; приспособление к спросу; снижение производственных издержек; высокое качество товара; развитие научно-технического прогресса.

     К отрицательным сторонам можно отнести: рискованность производственных процессов; неблагоприятное влияние на экологию; разорение многих участников рыночной борьбы; чрезвычайная эксплуатация ресурсов.

     При совершенной конкуренции присутствуют рыночные недостатки, такие как: вытеснение монополиями и олигополиями; не способность распространения для производства общественных благ; стандартизирует и унифицирует продукцию, что не отвечает требованиям современного потребителя; в долгосрочном периоде низкая экономическая прибыль, как главный источник научно-технического прогресса.

     В условиях совершенной конкуренции, при любом сформировавшемся уровне цены, наличествует как бы "внешний предел", при котором производители входят в данную отрасль или же выходят из нее. Увеличение цены способствует появлению новых фирм и сохранение старых. При снижении цены производители с высоким уровнем издержек становятся убыточными и покидают данную отрасль.

     Создание идеальной модели совершенной конкуренции является чрезмерно сложным процессом.

4.2 ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ

     Чистая монополия - это, когда один продавец противостоит множеству покупателей: обладатель исключительного права на свой товар. Применительно к экономике - исключительное право на производство, покупку, продажу, относящееся одному лицу, группе лиц или государству. Зарождается на основе высокой концентрации и централизма капитала и производства. Цель заключается в извлечении сверхвысокой прибыли. Обеспечивается с помощью установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Подавляет конкурентный потенциал рыночной экономики, ведёт к росту цен и диспропорциям.

     Монополия - это полное доминирование в экономике единоличного производителя продукции. Такое доминирование обеспечивает производителю-монополисту, исключительное право распоряжения ресурсами, возможность давления на конкурентов, потребителей и общество в целом.

     Монополия может зарождаться как продукт естественного, либо искусственного монополизма. Обладатели естественной монополии частные собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем составе редкие и трудно восстанавливаемые элементы производства. Искусственные монополии - это объединения, созданные для получения монополистической выгоды: выступают в форме различных монополистических отношений.

     В связи с высокой концентрацией производства возможно возникновение различных организационных видов монополий, таких как:

     1. Картель - простейшая форма монополии. В отличие от других форм монополии сохраняет финансовую производственную самостоятельность. Действует в рамках одной отрасли. Затрудняет функционирование рыночных отношений. Попадает под действие антимонопольного законодательства.

     2. Синдикаты - организационная форма монополистического объединения, при которой вошедшие в него компании теряют коммерческую сбытовую состоятельность, но сохраняют юридическую и производственную свободу действий. В синдикате сбыт товара происходит централизованно.

     3. Трест - монополистическое объединение, при котором вошедшие в него предприятия теряют коммерческую и производственную самостоятельность. Единый центр осуществляет полностью руководство трестом.

     4. Концерн - организованная форма объединения предприятий различных отраслей, находящихся под финансовым контролем и единым управлением. Как водится в состав концерна помимо производственных, торговых и транспортных предприятий входят банки либо другие организации (кредитные учреждения, пенсионные фонды и т.п.). Участники концерна формально независимы, в то же время контролируются и управляются единым центром компании.

     5. Пул - распространяется в области использования проектов. Участники пула приходят к выгодным для всех соглашениям о передаче патентов и лицензий. Распределение доходов происходит в соответствии с квотой, определяемой при вступлении в пул.

     6. Холдинг - акционерная компания, владеющая контрольным пакетом акций одного или группы акционерных сообществ, для управления и контроля над ними. Захватив контрольный пакет акций, холдинг подчиняет себе формально свободные компании.

     7. Патенты, авторские права, товарные знаки - документ, выдаваемый уполномоченным государственным органом, удостоверяющим авторство изобретения, и исключительное право обладателя патента на использование изобретения. Действует в течение установленного законом срока.

Информация о работе Конкуренция и её роль в рыночной экономике