Конкуренция и её роль в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 16:03, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ конкуренции, её сущности, видов и роли в рыночной экономике. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть сущность и формы конкуренции;
определить её роль в рыночной экономике и выявить методы конкурентной борьбы;
охарактеризовать условия существования конкуренции: совершенная и несовершенная конкуренция;
изучить виды конкуренции (чистая конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия).
Рассмотреть особенности конкуренции в России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….стр3

Раздел 1. Глава I Сущность и формы конкуренции…………………………...стр.4

Глава II Роль конкуренции в рыночной экономике. Методы конкурентной борьбы………………………………………………………………………........стр.7

2.1 Роль конкуренции в рыночной экономике…………………………….......стр.7

2.2 Методы конкурентной борьбы…………………………………………......стр.8

Глава III Условия существования конкуренции. Совершенная и несовершенная конкуренция…………………………………………………………………….стр.10

Раздел 2. Глава IV Виды конкуренции……………………………………….стр.12

4.1 Совершенная (чистая) конкуренция………………………………………стр.12

4.2 Чистая монополия………………………………………………………….стр.13

4.3 Монополистическая конкуренция………………………………………...стр.15

4.4 Олигополия…………………………………………………………………стр.17

Раздел 3. Глава V Особенности конкуренции в России……………………..стр.19

Заключение……………………………………………………………………стр.23

Список использованной литературы…………………………………………стр.24

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по эк. теории.docx

— 58.62 Кб (Скачать файл)

     Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера.

     Антимонопольное регулирование - это система нормативных правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополии, связанных с властью, позволяющих им подавлять сводную конкуренцию и контролировать цены.

     Методы антимонопольного регулирования: ограничение монополизации рынка; постоянный государственный мониторинг; запрещение установления монополистических цен; сохранение и поддержание конкуренции всех цивилизованных фирм.

     Экономические меры: поощрение создания товаров - заменителей; поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса; привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли; финансирование мероприятий по расширению товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов.

     В 2006г. в России принят Федеральный Закон «О защите конкуренции», который определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пересечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. В целях проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности создана Федеральная антимонопольная служба (ФАС). По решению ФАС доля хозяйствующего субъекта может быть ограничена до 35% объема продаж на соответствующем рынке.

     Обычно государство прибегает к ценовому контролю, устанавливая или конкретные значения цен, или их предельные уровни для предприятий - монополистов. Нередко государство для таких субъектов определяет территорию деятельности, контролирует качество продукции. Степень ограничений еще зависти от того, является ли естественный монополист частной или государственной структурой.

     В современных условиях главными функциями государства становятся организация экономического, правового и социально - политического пространства для рыночного хозяйства, создание равных условий для всех форм предпринимательства.

     Основное внимание уделяется качественным параметрам экономического развития: повышению качества жизни, защите окружающей среды и др. Отсюда можно сделать вывод, что антимонопольное законодательство закрепляет основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов. Но уровень развития конкуренции в нашей стране явно недостаточен. Называются несколько причин:

     Приватизация не привела, как ожидалось, к появлению эффективных собственников, которые заботились бы о развитии предприятия;

     Принудительная реструктуризация предприятий не была использована должным образом, хотя могла бы облегчить массовое образование новых конкурентоспособных хозяйствующих субъектов;

     Малый бизнес так и не получил должного развития. Во многих странах именно малый бизнес является естественной основой формирования конкурентной среды, полигоном для испытания технологических и экономических проектов. У него больше возможностей манипулировать капиталом, переключаясь с одного вида деятельности на другой, ниже операционные расходы, у работников выше чувство причастности к делам фирмы и заинтересованность в её успехе. Даже в условиях повышенного риска малые предприятия охотно берутся за новации. Как показывает зарубежный опыт, чем выше доход малых предприятий в общем числе хозяйствующих субъектов и численности занятых, тем меньше безработица и больше конкуренция. Однако сегодня темпы роста числа этих предприятий замедлились, занимаются они в основном торговлей и посреднической деятельностью. Для развития малого бизнеса необходимы доступные кредиты и льготное налогообложение, создание лизинговых компаний, технопарков, информационных, консалтинговых и учебно-деловых центров, а также вовлечение малых предприятий в новые сферы деятельности, международные программы сотрудничества. Пока же всё это остаётся благим пожеланием из-за скудности госбюджета, недостатка политической воли у властей, противодействия чиновников, настроенных против рыночных реформ.

     Для демонополизации экономики и развития конкуренции необходимо: Наладить антимонопольный контроль за проведением конкурсов, торгов, аукционов, в том числе при размещении заказов на поставки продукции для государственных и муниципальных нужд (только в 1998 г. финансовые обороты на таких конкурсах и торгах достигли 122 млрд рублей); Ввести жёсткие меры против действий региональных властей, препятствующих свободе перемещения товаров и капитала по всей России; Совершенствовать правовое регулирование использования государственных средств для расширения конкурентной среды, снижения концентрации производства и уменьшения ведомственного монополизма; адаптировать конкурентную политику к международным принципам и правилам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Конкуренция проявляется как соперничество, происходящее между участниками рыночной экономики за получение наиболее благоприятных условий своего хозяйствования. Она проявлялась во все времена как «война всех против всех».

      Рыночная конкуренция за выживание и экономическое преуспевание среди производителей обретает наиболее цивилизованную форму, если она покоряется регулированию со стороны общества в облике государства.

     Конкуренция является необходимым и обусловливающим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но, как и всякое явление, конкуренция обладает положительными и отрицательными сторонами. К положительным сторонам можно отнести: активизацию инновационного процесса; эластичная адаптация к спросу; высокое качество товара; минимум производственных издержек; высокую производительность труда и т.п. К негативным сторонам можно отнести: победу одних и поражение других игроков рынка; чрезвычайную эксплуатацию природных ресурсов; экологические нарушения и т.п. Непомерная монополизация без надлежащего контроля со стороны государства может привести к формированию государства в государстве. Монополизм приводит к замедлению научно-технического прогресса, низкому качеству товара, пропадают стимулы отыскивания более действенных решений функционирования в экономике. Конкуренция при всех её позитивных и негативных сторонах, является значимым элементом рыночного устройства саморегулирования. Рынок является показателем общественно необходимых надобностей общества, в нужном количестве материальных благ. С другой стороны рынок показывает о состоянии и потенциалах общественного производства в создании необходимых обществу материальных благ. Конкуренция - определяющее условие поддержания динамизма в экономике.

     За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.

     Когда мы ассоциируем конкуренцию с развивающейся экономикой, мы часто забываем, как много изменений произошло в государствах, занимающих ведущие позиции в мировой экономике. Распад картелей и мощных экономических блоков, с одной стороны, и усиление конкуренции с другой, связаны с известным экономическим рывком Германии и Японии после второй мировой войны. Наиболее конкурентоспособные сегодня отрасли экономики Японии, такие как электроника и машиностроение, развились благодаря усилению внутренней конкуренции. В то же время развитие большой части экономики этой страны, в частности химической промышленности, розничной торговли и сферы финансовых услуг, сдерживается ограничениями конкуренции.  Даже в Соединенных Штатах, где в течение XX века отмечен самый высокий рост конкуренции, огромные сектора экономики до недавнего времени были подчинены строгому регулированию. В то же время телекоммуникация, транспорт, энергетика и другие области экономики являются яркими примерами мощи конкуренции, обусловливающей постоянные инновации и беспрецедентно быстрые темпы их развития.  Можно назвать очень немногие области экономики, которые сегодня в состоянии противостоять влиянию конкуренции и рынка. Ни одна страна и ни одна компания не могут позволить себе игнорировать объективную необходимость конкуренции. Они должны постараться понять и овладеть искусством конкурентной борьбы.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Камаев В.Д. и коллектив авторов. Учебник по основам экономической теории (экономика). - М.: "ВЛАДОС",1997. - 384 с.
  2. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т. 2. - М.: Республика, 1992. - 400 с.
  3. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям/Под редакцией А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. - М.:ИТД "КноРус", 1999. - 544 с.
  4. Носова С.С. Экономическая теория: Учеб. для вузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 520 с.
  5. Основы экономической теории: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений с углубленным изучением экономики/Государственный университет Высшая школа экономики; Под ред. С.И. Иванова. - В 2-х книгах. Книга 1. - М.: Вита-Пресс, 1999. - 336 с.
  6. Рыночная экономика. Учебник в трех томах. Т. I. Теория рыночной экономики. Часть I. Микроэкономика./В.Ф. Максимова - М.: "Соминтэк", 1992. - 168 с. 
  7. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. со 2-го изд. - М.: Дело, 1999. - 864 с.

 

.  
 
 
 
 
 
 

 


Информация о работе Конкуренция и её роль в рыночной экономике