Конкуренция и монополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 13:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является: изучение конкуренции и монополии.

Задачи курсовой работы:
Рассмотреть теорию монополии.
Изучить монополистическую конкуренцию.
Рассмотреть олигополии.
Изучить антимонопольное законодательство.
Раскрыть формы синтеза монополии и конкуренции.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Объективная неизбежность сочетания конкуренции и монополии…….
Теория монополии……………………………………………………...5
Монополистическая конкуренция……………………………………11
Олигополии…………………………………………………………….17
Синтез конкуренции и монополии………………………………………24
Антимонопольное законодательство………………………………...24
Формы синтеза монополии и конкуренции………………………….28
Антимонопольная политика в России…………………………………...31
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы …………………………………………..36
Приложение А……………………………………………………………………37
Приложение Б…………………………………………………………………....38

Вложенные файлы: 1 файл

Конкуренция и монополия (сокращенный вариант).docx

— 127.53 Кб (Скачать файл)

Монополия — это, как правило, крупная фирма, поэтому она может  добиться низких издержек благодаря  положительному эффекту масштаба (мелкие фирмы не получили бы такого эффекта). Но данный эффект не достигается полностью. Монополией трудно управлять, контролировать ее деятельность. Монополист в меньшей  степени стремится внедрять новые  технологии, чем предприниматель  в условиях конкуренции. Поэтому  его фактические издержки больше, чем минимальные. Издержки повышаются во многом и благодаря тому, что  монополия осуществляет затраты  на поддержание барьеров, препятствующих проникновению в отрасль других компаний [11].

Негативные последствия  монополизма приводят к искусственному образованию дефицита продукции  и взвинчиванию цен; создают угрозу конкуренции, а следовательно, и  эффективности производства; возводят барьеры, препятствующие вхождению  в отрасль, что при отсутствии конкуренции может привести к  задержке научно-технического прогресса. Поэтому государство во всех странах  проводит антимонопольную политику [11].

Таким образом, монополия с начала своего существования и до сих пор живет на рынке, однако, не смотря на то что фирмы – монополисты, выпускающие уникальные товары и предоставляющие услуги, и находятся на рынке, устанавливают свою цену на предоставляемые услуги и товары, получают прибыль и не стараются снизить цену, существует специальные органы власти, которые следят за деятельностью фирм – монополистов и разрабатывают специальные условия, требования и правила для данных фирм, т.е. вводят в деятельность страны антимонопольное регулирование.

 

    1. Монополистическая конкуренция

Понятие "монополистическая  конкуренция" связана с американским экономистом Эдуардом Чемберлином [1]. Вклад Э. Чемберлина заключается, среди прочего в том, что он был первым, кто ввел в экономическую теорию понятие "монополистической конкуренции". Это явилось вызовом традиционной экономической науке, согласно которой конкуренция и монополия - взаимоисключающие понятия, и которая отдельные цены предлагала объяснять либо в категориях конкуренции, либо в категориях монополии [12].

Монополистическая конкуренция  является своего рода «золотой серединой» между чистой монополией и чистой конкуренцией. Можно сказать, что  монополистическая конкуренция  не является ни совершенно конкурентной, ни совершенно монопольной. Для монополистической  конкуренции характерно значительное число товаропроизводителей, которое  превышает как минимум 25 субъектов, хотя четких границ здесь нет. Однако важно отметить тот факт, что каждое предприятие в определенных рамках обладает контролем над ценой [12].

Теория монополистической  конкуренции была направлена на уничтожение  «стены» между конкуренцией (полной или неполной) и монополией, соединяя их друг с другом и не устраняя различия между ними. Таким образом, введение в качестве объекта исследования монополистической конкуренции  положило конец биполярной классификации  рынка. Это позволило более объективно вести анализ во многих отраслях и  сферах хозяйственной деятельности, рынок которых характеризуется  как конкуренцией, так и монополией [12].

Монополистическая конкуренция – такой тип рыночной структуры, при котором множество фирм производят дифференцированные товары. Продукция этих фирм является близкой, но не полностью взаимозаменяемой, т.е. каждая из множества мелких фирм производит продукт, несколько отличающийся от продукции ее конкурентов. Монополистическая конкуренция является не только наиболее распространённой, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено точной абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое здесь зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и стратегию развития производителя, предсказать которые практически невозможно, а также от природы стратегического выбора, имеющейся у фирм данной категории. Примерами монополистических конкурентов служат небольшие сети магазинов, ресторанов, рынок сетевой связи и тому подобные отрасли [12].

Основные черты монополистической  конкуренции [4]:

  1. Относительно большое число фирм.

Монополистическая конкуренция  подразумевает такую рыночную ситуацию, при которой относительно большое  число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. Различия между монополистической  и чистой конкуренцией весьма значительные. Для монополистической конкуренции  не требуется присутствие сотен  или тысяч фирм, достаточно сравнительно большого их числа 25, 35, 60 или 70.

  1. Дифференциация продукта.

В противоположность чистой конкуренции одним из основных признаков  монополистической конкуренции  является также дифференциация продукта. Фирмы в условиях чистой конкуренции  производят стандартизированную продукцию; производители в условиях монополистической  конкуренции выпускают разновидности  данного продукта.

При этом дифференциация продукта может принимать ряд различных  форм: качество продукта; услуги; размещение; стимулирование сбыта и упаковка

  1. Неценовая конкуренция.

В условиях монополистической конкуренции экономическое соперничество сосредоточивается не только на цене, но также и на таких неценовых факторах, как качество продукта, реклама и условия, связанные с продажей продукта. Так как продукты дифференцированы, можно предположить, что со временем они могут быть изменены и что черты различия продукта каждой фирмы будут восприимчивы к рекламе и другим формам стимулирования сбыта. 

  1. Легкое вступление в отрасль.

Вступить в отрасль  с монополистической конкуренцией относительно легко. То, что производители  в условиях монополистической конкуренции  являются типично небольшими по размеру  фирмами как в абсолютном, так  и в относительном выражении, предполагает, что эффект масштаба и требующийся капитал невелики. Существующие фирмы могут владеть  патентами на свою продукцию и  авторскими правами на свои фабричные  клейма и торговые знаки, что увеличивает  трудности и издержки их успешного  копирования.

В данном вопросе курсовой работы и основываясь на проблеме монополистической конкуренции  необходимо рассмотреть процесс  определения объема продукции в  условиях непосредственно монополистической  конкуренции.

Спрос на продукцию отражает кривая спроса, показывающая суммарный объем  продукции, поставляемой фирмой при  каждом значении цены. Кривая спроса на продукцию, как и у фирмы-монополиста, является убывающей с той лишь разницей, что она более эластична, поскольку продавец в условиях монополистической  конкуренции встречается с относительно большим числом конкурентов, выпускающих товары-субституты. Чем больше конкурентов и слабее дифференциация продукта, тем более эластичной является кривая спроса. В условиях монополистической конкуренции кривая предельного дохода (MR) расположена ниже кривой спроса производителя (D), и ее наклон будет составлять половину угла наклона линии спроса (см. Рисунок 1) [13].


 

 

 

 

 

Рисунок 1 - Спрос на продукцию монополистической фирмы

 

В долгом периоде максимизация прибыли  предполагает такой объем выпуска, при котором предельный доход  равен долгосрочным предельным издержкам. В долгом периоде сверхприбыли стимулируют  новые фирмы ко входу на рынок, что вызывает понижение кривой спроса для закрепившихся фирм, т. е. сдвигает кривую спроса влево. Это означает уменьшение объема продаж при каждом уровне цен. Вход новых фирм будет продолжаться до тех пор, пока дополнительные прибыли  не исчезнут (см. Рисунок 2) [13].


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 - Длительное равновесие монополистической конкуренции

Фирма по-прежнему максимизирует прибыль  при такой комбинации цены (ОРЕ) и  объеме выпуска (OQE), когда предельные издержки равны предельному доходу. Однако в этом случае фирма извлекает  лишь нормальную прибыль. Равновесие на уровне нормальной прибыли в долгом периоде аналогично равновесию фирмы  при совершенной конкуренции  с той разницей, что монополистическая  конкуренция вызывает менее эффективную  действенность рынка. В условиях монополистической конкуренции  фирма выпускает меньше продукта и реализует его по более высокой  цене в сравнении с совершенной  конкуренцией. Поскольку кривая спроса имеет отрицательный наклон, то она  касается долгосрочной кривой средних  издержек слева от точки минимума последней. Следовательно, размер каждой фирмы меньше оптимального, вследствие чего на рынке образуется избыточная мощность [12].

Экономические последствия монополистической конкуренции заключаются в следующем [12]:

В - первых, недоиспользуются ресурсы для производства товаров, т. е. возникают избыточные производственные мощности.

Во - вторых, потребители не получают товар по наименьшей цене, т. е. недопроизводится продукция, необходимая потребителю.

В - третьих, приспособление продукта к потребительскому спросу требует дифференциации продукта и его совершенствования.

В - четвертых, приспособление потребительского спроса к продукту вызывает совершенствование рекламы. Названные два вида приспособления в определенной степени компенсируют монополистическую конкуренцию, однако максимальная экономическая и социальная эффективность не достигается.

 

 

 


 

 

 

 

Рисунок 3 - Избыточная производственная мощность

 

Из данного рисунка видно, что минимум LATC, точка М, в которой LMC пересекает LATC, расположена правее точки Е, которой соответствует прибылемаксимизирующий выпуск долгого периода qE. Эффективность применяемых в производстве ресурсов достигается тогда, когда средние издержки в долгом периоде минимальны. Эта эффективность будет достигнута при выпуске qM, соответствующем минимуму долгосрочных средних издержек (точка М). Но прибылемаксимизирующий выпуск монополистически конкурентной фирмы составит лишь qE, что много меньше qM. Разность между qM и qE называют избытком мощности [13].

Таким образом, монополистическая  конкуренция связана с чистой монополией и чистой конкуренцией, точнее говоря, является золотой серединой между двумя этими состояниями на рынке. Монополистическая конкуренция характеризуется такими признаками как, дифференциация продукта, легкое вступление в отрасль, неценовая конкуренция.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Олигополии 

Термин "олигополия" происходит от слов греческого происхождения —  «oligos» (несколько) и «poleo» (продаю).

Олигополия - это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминирует очень  немного продавцов, а появление  новых продавцов затруднено или  невозможно. Товар, реализуемый олигополистическими  фирмами, может быть и дифференцированным и стандартизированным [8].

Олигополия является одной  из самых распространенных структур рынка в современной экономике. Почти все технически сложные  отрасли промышленности: металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др., имеют  именно такую структуру.

Наиболее заметная черта  олигополии состоит в немногочисленности действующих на рынке фирм (от 2 до 10). Однако в олигополистической отрасли, как и при монополистической конкуренции, наряду с крупными часто действует немало мелких фирм. Но на несколько ведущих компаний приходится столь большая часть суммарного оборота отрасли, что именно их деятельность (ведущих компаний) определяет развитие событий [8].

Формально к олигополистическим обычно относят те отрасли, где четыре крупнейшие фирмы производят более  половины всей выпускаемой продукции. Если же концентрация производства оказывается, ниже, то отрасль считают действующей в условиях монополистической конкуренции. Конечно, установление такой количественной границы во многом условно. Тем не менее, два названных типа рынка имеют и качественные отличия друг от друга. Отрасль приобретает олигополистическую структуру в том случае, если крупный размер фирмы обеспечивает существенную экономию на затратах и, следовательно, если крупные фирмы в ней имеют значительные преимущества над мелкими фирмами [4].

Большая доля в выпуске  продукции обеспечивает фирмам - олигополистам значительную степень контроля над рынком. Уже каждая из фирм в отдельности достаточно велика, чтобы оказывать влияние на положение в отрасли. Так, если олигополист решит уменьшить выпуск продукции, это приведет к повышению цен на рынке. А если несколько олигополистов начнут проводить общую политику, то их совместная рыночная власть и вовсе приблизится к той, которой обладает монополия.

Существует много моделей  олигополии, и ни одну из них нельзя считать универсальной [4].

Огромную роль при определении  модели олигополии играет характер взаимоотношений  между конкурирующими на рынке фирмами. В этом состоит уникальная особенность  олигополии. При всех других типах  рыночных структур значение индивидуальной политики фирм-конкурентов невелико. В условиях совершенной и монополистической  конкуренции на рынке действует  такое множество фирм, что особенности  поведения каждой из фирм-конкурентов  не поддаются учету. А при монополии  конкурентов вообще нет. И только на олигополистическом рынке решение  каждого из немногочисленного круга  фирм - олигополистов сказывается  на всех остальных и на отрасли  в целом самым непосредственным образом [4].

Информация о работе Конкуренция и монополия