Конкуренция и монополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 13:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является: изучение конкуренции и монополии.

Задачи курсовой работы:
Рассмотреть теорию монополии.
Изучить монополистическую конкуренцию.
Рассмотреть олигополии.
Изучить антимонопольное законодательство.
Раскрыть формы синтеза монополии и конкуренции.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Объективная неизбежность сочетания конкуренции и монополии…….
Теория монополии……………………………………………………...5
Монополистическая конкуренция……………………………………11
Олигополии…………………………………………………………….17
Синтез конкуренции и монополии………………………………………24
Антимонопольное законодательство………………………………...24
Формы синтеза монополии и конкуренции………………………….28
Антимонопольная политика в России…………………………………...31
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы …………………………………………..36
Приложение А……………………………………………………………………37
Приложение Б…………………………………………………………………....38

Вложенные файлы: 1 файл

Конкуренция и монополия (сокращенный вариант).docx

— 127.53 Кб (Скачать файл)

К основным задачам федерального антимонопольного органа, непосредственно указанным  в Законе, относятся [16]:

  • содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;
  • предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
  • государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. Федеральный антимонопольный орган выполняет следующие основные функции, прямо перечисленные в Законе:
  • направляет в Правительство Российской Федерации предложения по вопросам совершенствования антимонопольного законодательства и практики его применения, заключения о проектах законов и других нормативных актов, касающихся функционирования рынка и развития конкуренции;
  • дает рекомендации федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления о проведении мероприятий, направленных на содействие развитию товарных рынков и конкуренции;
  • разрабатывает и осуществляет меры по демонополизации производства и обращения;
  • контролирует соблюдение антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов;
  • контролирует приобретение акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственных обществ, которое может привести к доминирующему положению на рынках в Российской Федерации хозяйствующих субъектов либо к ограничению конкуренции.

За нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность. В самом Законе о конкуренции установлена система административных штрафов, налагаемых за нарушение антимонопольного законодательства на должностных лиц, исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации и их руководителей, индивидуальных предпринимателей. Уголовная ответственность за монополистические действия и ограничение конкуренции предусмотрена в ст. 178 Уголовного кодекса РФ [15].

Таким образом, антимонопольное законодательство представляет собой свод нормативно – правовых актов, которые занимаются поддержанием конкурентной среды. Нарушение антимонопольного законодательства преследуется по закону и касается все субъектов деятельности, связанных с данным состоянием на рынке, как конкуренция.

 

 

 

 

    1. Формы синтеза монополии и конкуренции

Процессы монополизации  рынка и подрыва свободной (совершенной) конкуренции долгое время не получали адекватного (вполне соответствующего) отражения в экономической теории [17]. 

Существенный вклад в  понимание несовершенной конкуренции  внёс американский экономист Эдуард Чемберлин. В своей работе [2] он разъяснил, что реальные цены на рынке не тяготеют ни к чистой конкуренции, ни к чистой монополии, а стремятся к промежуточному положению, определяемому в каждом отдельном случае в соответствии с относительной силой обоих факторов. Сочетание конкуренции и монополии достигается в так называемой монополистической конкуренции [2]. 

Монополистическая конкуренция  базируется на так называемой дифференциации продукта. Эта дифференциация означает, что какие-то виды продуктов и  услуг разделяются на их подвиды, производством и реализацией  которых занимаются разные компании. 

В монополистической конкуренции  органически представлены две разные стороны. Одна из них состоит в  том, что фирма создаёт легальную  монополию, которая с помощью  патентов, торговых и фирменных знаков защищается от конкурентов. Этому же способствует дифференциация товаров  – придание им таких индивидуальных свойств (по качеству, форме, окраске, упаковке, условиям продажи), которые делают рынок  сбыта монополистическим. Другая сторона  заключается в том, что на рынке, где продаются однородные товары (например, аптеки, рестораны) имеется  много разных конкурентов, которые  в целях привлечения покупателей  вынуждены прибегать к дифференциации товаров и услуг [2]. 

Э. Чемберлен так описывает  приёмы, применяемые в монополистической конкуренции: «Дифференциация может базироваться на определённых особенностях самого продукта, вроде таких, как особые запатентованные свойства – фабричные марки, фирменные названия, своеобразие упаковки или тары (если таковые имеются), или же таких, как индивидуальные особенности, относящиеся к качеству, форме, цвету или стилю. Дифференциация может существовать в отношении условий, сопутствующих продаже товара. В розничной торговле эти условия включают в себя такие факторы, как удобство местонахождения продавца, общая атмосфера или общий стиль, свойственные его заведению, его манера ведения дел, его репутация как честного дельца, любезность, деловая сноровка и все личные узы, которые связывают его клиентов либо с ним самим, либо с теми, кто у него работает»[2]. 

Таковы характерные черты  одной формы синтеза монополии  и конкуренции.

В западных странах существует и другая подобная форма – олигополия. 

 В США олигополию  обычно образуют четыре ведущих  фирмы отрасли, продающих на  рынке до 60% всей продукции. При  этом монополизация производства  может достигать ещё больших  масштабов.  
Олигополии возникли не случайно. На Западе государство активно вмешивается в хозяйственную деятельность монополий. Так, оно устанавливает контроль за ценами, чтобы сдерживать инфляцию и регулировать уровень цен в высококонцентрированных отраслях, где сильнее всего развита монополизация. Специальные государственные органы наблюдают за ценами, объёмами производства, входом и выходом фирм из отраслей. Они содействуют выполнению антимонопольного законодательства. Олигополии вынуждены считаться с антимонопольным законодательством. Однако они нередко различными путями (посредством "лидерства в ценах", тайного "джентльменского соглашения") обходят антимонопольные законы и добиваются повышения рыночных цен или поддерживают по крайней мере выгодные им цены [17]. 

Уже то обстоятельство, что  олигополия стремится сохранить  или ещё более увеличить и  без того достаточно высокие цены, исключает метод ценовой конкуренции. Поэтому в ход пускается новый  способ борьбы за спрос покупателей  – неценовая конкуренция [17]. 

Неценовая конкуренция существенно  меняет рыночный механизм регулирования  взаимосвязи цен и стоимости. Поскольку на рынке господствует установленная олигополией высокая  цена, то она уже не может совершать  прежнее движение вокруг стоимости  товара. Наоборот, величина стоимости  – общественно необходимых затрат труда и материальных средств  – изменяется в соответствии с  уровнем зафиксированной цены продуктов [7]. 

Таким образом, формами синтеза  монополии и конкуренции является монополистическая конкуренция и олигополия. Обе эти формы являются важным звеном в развитии экономики любой страны, являются показателем уровня и состояния на рынке, а так же показывают степень функционирования и показатель развитости экономики и рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Антимонопольная политика в России

 

В социалистических странах  борьбы с монополиями не было как  таковой. В результате этого, экономика  России оказалась суммой гигантских предприятий: 3/4 всех занятых работали на предприятия с числом работников более 1 тысячи человек, и эти предприятия  производили 75% всей промышленной продукции. Но даже в такой огромной стране, как Россия, не нужны были гиганты, производящие одинаковую продукцию  [5].

В ходе реализации антимонопольных  мер преследуются следующие основные цели [5]:

  • обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
  • обеспечение «прозрачности» процессов, связанных с созданием, слиянием и присоединением коммерческих организаций, приобретением крупных пакетов акций, основных производственных средств и нематериальных активов, а также прав, которые дают возможность определять условия деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке;
    • снижение барьеров входа на товарные рынки;
  •   создание эффективных правовых механизмов, которые обеспечивают соблюдение запрета на занятие предпринимательской деятельностью представителями органов власти, в том числе через использование государственных и муниципальных унитарных предприятий как инструментов совмещения органами власти хозяйственных и властных полномочий;
  • активизация работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках.

Достижение поставленных целей реализуется посредством  применения сложившихся в мировой  практике методов, основными из которых  можно выделить следующие [6]:

  1. Ограничительные меры. 

Самыми важными из всех мер антимонопольной политики для России оказались ограничительные меры. Они применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.

  1. Запрет на недобросовестную конкуренцию.

Недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении  предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили  или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам  либо нанесли или могут нанести  вред их деловой репутации;

  1. Запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию.

Власти субъектов Федерации  и органы местного самоуправления допускают  многочисленные нарушения, в частности  необоснованно предоставляют льготы, ограничивают создание предприятий, вводят запреты на их деятельность, продажу  или покупку товаров, указывают  на приоритетность некоторых договоров, произвольно устанавливают размеры  регистрационного сбора, препятствуют выходу на рынок товаров и услуг  «иногородних» предприятий и  т.п.

  1. Контроль над усилением экономической концентрации.

Сейчас в России чаще практикуются монопольно высокие цены, а в странах  с развитой конкуренцией - монопольно низкие, иногда даже демпинговые. Российский монополизм проявляет свое антиконкурентное поведение преимущественно в  отношениях с потребителями или  поставщиками, а не с конкурентами. Но по мере развития конкуренции повышается вероятность применения монопольно низких цен: мощные многопрофильные компании благодаря перекрестному субсидированию за счет прибыльности одних секторов могут занижать цены на продукцию других и тем самым блокировать конкурентов. В этой части особенно необходимо контролировать финансово-промышленные группы.

Для того чтобы осуществлять все  пункты антимонопольной политики необходимо создание органа, который будет не только осуществлять, но и контролировать всю деятельность различных организаций.

9 марта 2004 г. была образована Федеральная Антимонопольная Служба (ФАС), которая заменила МАП России.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору  за соблюдением законодательства о  конкуренции на товарных рынках и  на рынке финансовых услуг, о естественных монополиях, о рекламе, а также  изданию в пределах своей компетенции  индивидуальных правовых актов в  установленной сфере деятельности [6].

Основными функциями Федеральной  антимонопольной службы являются [6]:

В структуре антимонопольного ведомства  находятся территориальные управления ФАС России.

Таким образом, антимонопольная  политика является важным понятием в  жизни любой страны, в данном случае России.  Антимонопольная политика России заключается в разработке, внедрении и осуществлении различных  мер по контролю за деятельностью  различных предприятий. Федеральная  антимонопольная служба осуществляет непосредственный контроль за деятельностью  данных предприятий.

 

 

Информация о работе Конкуренция и монополия