Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 13:37, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является: изучение конкуренции и монополии.
Задачи курсовой работы:
Рассмотреть теорию монополии.
Изучить монополистическую конкуренцию.
Рассмотреть олигополии.
Изучить антимонопольное законодательство.
Раскрыть формы синтеза монополии и конкуренции.
Введение………………………………………………………………………...…3
Объективная неизбежность сочетания конкуренции и монополии…….
Теория монополии……………………………………………………...5
Монополистическая конкуренция……………………………………11
Олигополии…………………………………………………………….17
Синтез конкуренции и монополии………………………………………24
Антимонопольное законодательство………………………………...24
Формы синтеза монополии и конкуренции………………………….28
Антимонопольная политика в России…………………………………...31
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы …………………………………………..36
Приложение А……………………………………………………………………37
Приложение Б…………………………………………………………………....38
К основным задачам федерального антимонопольного органа, непосредственно указанным в Законе, относятся [16]:
За нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность. В самом Законе о конкуренции установлена система административных штрафов, налагаемых за нарушение антимонопольного законодательства на должностных лиц, исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации и их руководителей, индивидуальных предпринимателей. Уголовная ответственность за монополистические действия и ограничение конкуренции предусмотрена в ст. 178 Уголовного кодекса РФ [15].
Таким образом, антимонопольное законодательство представляет собой свод нормативно – правовых актов, которые занимаются поддержанием конкурентной среды. Нарушение антимонопольного законодательства преследуется по закону и касается все субъектов деятельности, связанных с данным состоянием на рынке, как конкуренция.
Процессы монополизации
рынка и подрыва свободной (совершенной)
конкуренции долгое время не получали
адекватного (вполне соответствующего)
отражения в экономической
Существенный вклад в
понимание несовершенной
Монополистическая конкуренция базируется на так называемой дифференциации продукта. Эта дифференциация означает, что какие-то виды продуктов и услуг разделяются на их подвиды, производством и реализацией которых занимаются разные компании.
В монополистической конкуренции
органически представлены две разные
стороны. Одна из них состоит в
том, что фирма создаёт легальную
монополию, которая с помощью
патентов, торговых и фирменных знаков
защищается от конкурентов. Этому же
способствует дифференциация товаров
– придание им таких индивидуальных
свойств (по качеству, форме, окраске, упаковке,
условиям продажи), которые делают рынок
сбыта монополистическим. Другая сторона
заключается в том, что на рынке,
где продаются однородные товары
(например, аптеки, рестораны) имеется
много разных конкурентов, которые
в целях привлечения
Э. Чемберлен так описывает
приёмы, применяемые в
Таковы характерные черты одной формы синтеза монополии и конкуренции.
В западных странах существует и другая подобная форма – олигополия.
В США олигополию
обычно образуют четыре
Олигополии возникли не случайно. На Западе
государство активно вмешивается в хозяйственную
деятельность монополий. Так, оно устанавливает
контроль за ценами, чтобы сдерживать
инфляцию и регулировать уровень цен в
высококонцентрированных отраслях, где
сильнее всего развита монополизация.
Специальные государственные органы наблюдают
за ценами, объёмами производства, входом
и выходом фирм из отраслей. Они содействуют
выполнению антимонопольного законодательства. Олигополии
вынуждены считаться с антимонопольным
законодательством. Однако они нередко
различными путями (посредством "лидерства
в ценах", тайного "джентльменского
соглашения") обходят антимонопольные
законы и добиваются повышения рыночных
цен или поддерживают по крайней мере
выгодные им цены [17].
Уже то обстоятельство, что
олигополия стремится сохранить
или ещё более увеличить и
без того достаточно высокие цены,
исключает метод ценовой
Неценовая конкуренция существенно
меняет рыночный механизм регулирования
взаимосвязи цен и стоимости.
Поскольку на рынке господствует
установленная олигополией
Таким образом, формами синтеза монополии и конкуренции является монополистическая конкуренция и олигополия. Обе эти формы являются важным звеном в развитии экономики любой страны, являются показателем уровня и состояния на рынке, а так же показывают степень функционирования и показатель развитости экономики и рынка.
В социалистических странах борьбы с монополиями не было как таковой. В результате этого, экономика России оказалась суммой гигантских предприятий: 3/4 всех занятых работали на предприятия с числом работников более 1 тысячи человек, и эти предприятия производили 75% всей промышленной продукции. Но даже в такой огромной стране, как Россия, не нужны были гиганты, производящие одинаковую продукцию [5].
В ходе реализации антимонопольных мер преследуются следующие основные цели [5]:
Достижение поставленных целей реализуется посредством применения сложившихся в мировой практике методов, основными из которых можно выделить следующие [6]:
Самыми важными из всех мер антимонопольной политики для России оказались ограничительные меры. Они применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.
Недобросовестная конкуренция
- любые действия хозяйствующих субъектов
(группы лиц), которые направлены на
получение преимуществ при
Власти субъектов Федерации
и органы местного самоуправления допускают
многочисленные нарушения, в частности
необоснованно предоставляют
Сейчас в России чаще практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией - монопольно низкие, иногда даже демпинговые. Российский монополизм проявляет свое антиконкурентное поведение преимущественно в отношениях с потребителями или поставщиками, а не с конкурентами. Но по мере развития конкуренции повышается вероятность применения монопольно низких цен: мощные многопрофильные компании благодаря перекрестному субсидированию за счет прибыльности одних секторов могут занижать цены на продукцию других и тем самым блокировать конкурентов. В этой части особенно необходимо контролировать финансово-промышленные группы.
Для того чтобы осуществлять все пункты антимонопольной политики необходимо создание органа, который будет не только осуществлять, но и контролировать всю деятельность различных организаций.
9 марта 2004 г. была образована Федеральная Антимонопольная Служба (ФАС), которая заменила МАП России.
Федеральная антимонопольная служба
(ФАС России) является федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по контролю и надзору
за соблюдением законодательства о
конкуренции на товарных рынках и
на рынке финансовых услуг, о естественных
монополиях, о рекламе, а также
изданию в пределах своей компетенции
индивидуальных правовых актов в
установленной сфере
Основными функциями Федеральной антимонопольной службы являются [6]:
В структуре антимонопольного ведомства
находятся территориальные
Таким образом, антимонопольная
политика является важным понятием в
жизни любой страны, в данном случае
России. Антимонопольная политика
России заключается в разработке,
внедрении и осуществлении