Конкуренция и монополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 13:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является: изучение конкуренции и монополии.

Задачи курсовой работы:
Рассмотреть теорию монополии.
Изучить монополистическую конкуренцию.
Рассмотреть олигополии.
Изучить антимонопольное законодательство.
Раскрыть формы синтеза монополии и конкуренции.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Объективная неизбежность сочетания конкуренции и монополии…….
Теория монополии……………………………………………………...5
Монополистическая конкуренция……………………………………11
Олигополии…………………………………………………………….17
Синтез конкуренции и монополии………………………………………24
Антимонопольное законодательство………………………………...24
Формы синтеза монополии и конкуренции………………………….28
Антимонопольная политика в России…………………………………...31
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы …………………………………………..36
Приложение А……………………………………………………………………37
Приложение Б…………………………………………………………………....38

Вложенные файлы: 1 файл

Конкуренция и монополия (сокращенный вариант).docx

— 127.53 Кб (Скачать файл)

Заключение

В курсовой работе был проведен анализ сочетания конкуренции и монополии, синтез конкуренции и монополии, а так же изучена антимонопольная политика в России.

На основе всего рассмотренного и изученного в данной курсовой работе был сделан ряд выводов.

Олигополия представляет собой рыночную структуру, при которой в реализации какого-либо товара лидирующие место занимает маленькое количество продавцов, а появление новых затруднено и практически невозможно. Классификация данного понятия разнообразна, неоднозначна и включает в себя не один пункт. Специфика олигополистической структуры рынка обусловливает особенности рыночного поведения хозяйственных субъектов и ценообразования, а так же включает ряд важных принципов: ценовая конкуренция, тайный сговор в цене, лидерство в ценах, ценовая накидка. Так же важным моментом в изучении олигополии являются теории, способствующие более глубокому пониманию проблем олигополии. Наиболее важными и распространенными являются модель Курно, модель ломанной кривой спроса, сговор и картели.

Монополия играет важную роль в экономике любой страны. Изучение данного вопроса, имеет сегодня  не только теоретическое, но и огромное практическое значение. Для России проблема чистой монополии занимает одно из центральных мест в экономическом  анализе деятельности страны. Монополии устанавливают монопольные цены, состоящие из издержек и монопольной прибыли. Продукт монополии уникален в том смысле, что не существует адекватных или близких заменителей монополизированного продукта.

Монополистическая конкуренция связана  с чистой монополией и чистой конкуренцией. Монополистическая конкуренция характеризуется такими признаками как, дифференциация продукта, легкое вступление в отрасль, неценовая конкуренция. Спрос на продукцию отражает кривая спроса, показывающая суммарный объем продукции, поставляемой фирмой при каждом значении цены. В коротком периоде в условиях монополистической конкуренции фирма, максимизирующая прибыль, будет стремиться осуществлять производство при такой комбинации цены и объема выпуска, которая уравнивает предельные издержки и предельный доход. В долгом периоде максимизация прибыли предполагает такой объем выпуска, при котором предельный доход равен долгосрочным предельным издержкам.

Антимонопольное законодательство представляет собой свод нормативно – правовых актов, которые занимаются поддержанием конкурентной среды. Нарушение антимонопольного законодательства преследуется по закону и касается все субъектов деятельности, связанных с данным состоянием на рынке, как конкуренция.

Формами синтеза монополии  и конкуренции является монополистическая  конкуренция и олигополия. Обе эти формы являются важным звеном в развитии экономики любой страны.

Антимонопольная политика России заключается  в разработке, внедрении и осуществлении  различных мер по контролю за деятельностью  различных предприятий. Для того чтобы осуществлять все пункты антимонопольной  политики необходимо создание органа, который будет не только осуществлять, но и контролировать всю деятельность различных организаций. В России этим органом является Федеральная  антимонопольная служба, которая  осуществляет непосредственный контроль за деятельностью данных предприятий.

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
  2. Борисов Е. Экономическая теория: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Из-во Проспект, 2007, Гл.9.
  3. Винокурова М.А., Демина М.П. Экономическая теория. Часть1. Издательство ИГЭА, 2007. – 427 с.
  4. Иохин В. Экономическая теория: Учебник.- М.: Экономистъ, 2007, Гл. 19 - 22.
  5. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. / под ред. Нуреева Р.М. – М.: «Норма», 2008. – 576 с.
  6. Курс рыночной экономики. /Под ред. Абалкина А.И. М., 2009. – 350 с.
  7. Экономика : учебник / под ред.проф.А.С.Булатова. - 4-е изд.,перераб.и доп. - М. : Экономистъ, 2006, Гл. 12.

URL:

  1. http://slovari.yandex.ru 
  2. http://www.center-yf.ru
  3. http://economuch.com
  4. http://yourlib.net
  5. http://www.inventech.ru
  6. http://www.genon.ru
  7. http://www.antitrustlaw.ru
  8. http://www.klerk.ru
  9. http://www.vedomosti.ru
  10. http://knigi-uchebniki.com

 

 

 

 

Приложение А

Рыночные структуры

Модель рынка

Число фирм и их размеры

Условие вступления в отрасль  и выхода из нее

Тип продукции

Контроль над ценой

Формы конкуренции

Доступ-ность информа-ции

  1. Совершенная конкуренция

1.1. Чистая конкуренция

Множество мелких фирм

Очень легко, никаких затруднений

Однородная,

стандарти-зированная

Отсутствует

Ценовая

Равный доступ

ко всем видам информации

  1. Несовершенная конкуренция

2.1. Монополис-тическая конкуренция

Относи-тельно много небольших  фирм

Сравни-

тельно легкое, имеются  отдельные препятствия

Разнородная, дифференциро-ванная

Имеется контроль в узких  рамках

Ценовая. Неценовая: дифференциация продукта, реклама, торговые знаки, торговые марки,.

Сравнительно незначительные ограничения

2.2. Олигополия

Число фирм невелико, как  правило, средние и крупные фирмы

Наличие существен-ных пре-пятствий

Разнородная или однородная

Ограни-

ченный (при взаимной зависимости) либо значительный (при тайном сговоре)

Ценовая.

Неценовая:

тайный сговор, лидерство  в ценах, ценовая накидка, реклама.

Существенные ограничения

2.3. Монополия

Одна фирма

Наличие непреодо-лимых препятствий, полная блокировка

Уникальная, не имеющая заменителей

Значительный либо полный

Неценовая: связи с общест-венными  организациями

От некоторых ограничений  до полной информа-ционной блокады


 

 

 

Приложение Б

Формы синтеза монополии  и конкуренции

 

 
Параметр состояния рынка

 
Монополистическая конкуренция

 
Олигополия

Число продавцов

Много

Мало

Барьеры входа в рынок  и выхода из него

Нет

Обычно есть

Дифференциация товаров

Есть

Возможна

Участие фирм в контроле над ценами

Цена индивидуализированного продукта контролируется

Нелегальный контроль


1 Эдуард Чемберлен – «Теория монополистической конкуренции» 1933г.

2 « Теория монополистической конкуренции» 1933г.

 


Информация о работе Конкуренция и монополия