Конкуренция и монополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 14:27, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе применен своеобразный универсальный подход к освещению теории конкуренции и монополии, их видов и особой роли в функционировании смешанной экономики.

Содержание

Введение
1. Конкуренция и ее виды
1.1. Сущность конкуренции
1.2. Конкурентность на рынке
1.3. Общие принципы поведения фирмы на рынке
1.4. Виды конкуренции
1.4.1. Совершенная конкуренции
1.4.2. Монополистическая конкуренция 1
1.4.3. Олигополия
2. Монополия: экономическая природа, причины возникновения, формы
2.1. Сущность монополии
2.2. Международные монополии
2.3. Монополизация экономики
2.4. Монополизм и конкуренции
2.4.1. Баланс "монополия" – "конкуренция"
2.4.2 Монополистическая практика
3. Экономические последствия монополии
3.1. Антимонопольное регулирование
3.2. Антимонопольная и конкурентная политика в Российской Федерации
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 102.50 Кб (Скачать файл)

Производители осуществляют постоянную борьбу за покупателя на рынке. Результатом такой борьбы является политика стимулирования сбыта, которая  всемерно и всесторонне изучает  потребительский спрос и создает  новые формы и методы реализации товара. Все это с одной стороны, увеличивает прибыли фирмы, а  с другой, удовлетворяет все желания  и потребности покупателя. В итоге  выигрывает и потребитель, и общество в целом.

1.4.2. Монополистическая  конкуренция

Теория монополистической  конкуренции разработана в трудах английского экономиста Дж. Робинсон и американского ученого Э. Чемберлина. Монополистическая конкуренция предполагает взаимосочетание двух моделей – совершенной конкуренции и чистой монополии. Как и при совершенной конкуренции, предполагается, что в отрасли действует много фирм и имеется достаточно свободный вход и выход. Однако (и это черта, присущая монополии) все фирмы отрасли располагают определенными возможностями видоизменять цену производимого ими товара, поскольку каждая фирма продает товар, имеющий значительное отличие от товаров, выпускаемых конкурентами. Казалось бы, что все фирмы готового платья выпускают один и тот же товар – мужские костюмы. Но это не так – отдельная фирма производит свой товар (мужской костюм), который отличается от товара других фирм фасоном, качеством отделки, примененной тканью, фурнитурой и т. п. Дифференциация товара предполагает, что каждая фирма обладает в некоторой мере монопольной властью над своим товаром: она может повышать или понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов. Но эта власть ограничивается, безусловно, как наличием производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой входа в отрасль. Все это приводит к тому, что кривая спроса отдельной фирмы в условиях несовершенной конкуренции имеет падающий характер, но более плавный, чем кривая спроса отрасли. Дифференциация товара, таким образом, означает, что фирмы отрасли производят товары достаточно схожие, чтобы их можно было назвать тем же товаром (мужской костюм), но и достаточно несхожие (фрак, тройка и т. п.), чтобы производитель каждого товара имел возможность менять цену своего товара.

Суммируя вышесказанное, можно отметить, что теория монополистической  конкуренции основывается на трех принципиальных положениях:

1. Кривая спроса отдельной  фирмы имеет падающий характер; ее эластичность выше, чем эластичность  кривой спроса отрасли, поскольку  на рынке продаются товары-заменители, производимые другими фирмами.  Падающий характер кривой спроса  предоставляет фирме возможность  получать монопольную прибыль  в краткосрочном периоде.

2. Имеется свобода входа  в отрасль и выхода из нее.  Данное обстоятельство приводит  к тому, что в долгосрочном  периоде экономическая прибыль  всех фирм отрасли становится  равной нулю. Это будет ясно, если  рассмотреть графики на рис. 1. Если фирма получает монопольную  экономическую прибыль (на рис. 1,а это заштрихованный прямоугольник), то в отрасль начинается эксплуатация  капитала. Появление каждой новой  фирмы будет приводить к тому, что рыночный спрос покупателей  на данный товар начнет распределяться  на все большее количество  фирм, и кривая спроса отдельной  фирмы переместиться влево (кривая D2). Наконец, наступит такой момент, изображенный на рис. 1,б, когда  экономическая прибыль фирмы  станет равной нулю, и вход  новых фирм прекратится. Следовательно,  в условиях монополистической  конкуренции равновесие отдельной  фирмы отрасли в долгосрочном  периоде наступает тогда, когда  цена продаваемого товара (т. е.  величина среднего дохода) сравняется  с величиной средних суммарных  издержек (точка В, где кривая D2 касается кривой АТС).

Рис 1. Равновесие фирмы-монополиста  в долгосрочном периоде.

3. В отрасль входит  достаточное количество конкурирующих  друг с Другом фирм, так что  каждая отдельная фирма проводит  собственную ценовую политику, не взирая на реакцию конкурентов.

И еще одно интересное замечание: если рассмотреть рис. 1,б, то можно  видеть, что, добившись равновесия в  точке В (в долгосрочном периоде), фирма, действуй она в условиях совершенной конкуренции, обязательно увеличила бы выпуск продукции до уровня q с, поскольку в точке С она имеет минимальные средние суммарные издержки (т. е. в точке С она бы получила максимальную прибыль). Значит, в условиях монополистической конкуренции производится более широкий ассортимент товаров, но с более высокими издержками на единицу товара, чем при совершенной конкуренции.

Как показывает практика, третье условие монополистической конкуренции  часто не выполняется. Во многих отраслях США, например, имеется небольшое  число (от 3 до 12) доминирующих фирм, которые  определяют политику цен. Но вместе с  тем в отрасли присутствует все  же достаточное количество конкурентов, поэтому кривая суммарного спроса доминирующих фирм не может расцениваться как  кривая спроса отрасли. Такая рыночная структура носит название "олигополии", и мы ее рассмотрим ниже.

1.4.3. Олигополия

Олигополия является преобладающей  формой современной рыночной структуры. Термин "олигополия" применяется  в экономике для описания рынка, на котором существуют несколько  фирм, отдельные из которых контролируют значительную долю рынка.

На олигополистическом рынке  конкурируют между собой несколько  крупных фирм (от трех до пяти) и вступление на этот рынок новых фирм затруднено. Продукция, производимая фирмами, может  быть как однородна, так и дифференцирована. Однородность преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента; дифференциация – на рынках потребительских товаров (автомобили).

Существование олигополии связано  с ограничениями входа на данный рынок. Одно из них необходимость  значительных капиталовложений для  создания предприятия в связи  с крупномасштабным производством  олигополистических фирм. Сегодня общепризнано, что эффективным может быть предприятие, производящее не менее 500 тыс. легковых автомобилей в год, выплавляющее не менее 2,5 млн. т стали, и т.д.

Характерная особенность  олигополистического рынка зависимость  поведения каждой фирмы от реакции  и поведения конкурентов. Крупные  размеры и значительный капитал  фирм крайне немобильны на рынке, и  в этих условиях наибольшие выгоды обещает именно сговор между олигополистическими фирмами в целях поддержания цен и максимизации прибыли Производители договариваются и сотрудничестве и заключают (иногда открытое и даже оформленное) соглашение о дележе рынка – "картельное соглашение".

Картель представляет собой  соглашение нескольких предприятий, устанавливающее  для всех участников объем производства, цены на товар, условия найма рабочей  силы, обмена патентами, разграничение  рынков сбыта и долю ("квоту") каждого участника в общем  объеме производства и сбыта. Его  целью является повышение цен (сверх  конкурентного уровня), но не ограничение  производственной и снабженческо-сбытовой деятельности участников.

На первый взгляд, сходство картеля с монополией очевидно. Но картель весьма редко, в отличие  от монополии, контролирует весь рынок, ибо вынужден учитывать политику некартелизованных предприятий. Кроме того, участники картеля имеют довольно мощный соблазн обмануть своих партнеров, снижая цены или активно рекламируя свой товар, что создает условия для захвата части рынка. Вследствие этого многие картели представляют собой временную структуру рынка и встречаются редко. К тому же законодательство многих стран считает картельную практику незаконной и противодействует ей различными методами.

Классическим примером образования  и существования до сих пор  картельного соглашения является, например, Организация Стран Экспортеров  Нефти (ОПЕК), которая в разные периоды  своей истории контролировала от 25% до 60°о производства нефти индустриальных стран.

Невозможность полностью  и постоянно использовать картель  для взаимодействия олигополистических фирм вынуждает их вести тайную экономическую  политику в области изменения  цен и разграничения сфер влияния. Такое сотрудничество может проявляться  как через особую экономическую  политика олигополистических фирм в  виде "жесткости цен" или "лидерства  в ценообразовании", так и через  особые организации типа "патентных  пулов" (или консорциумов).

Жесткость цен – так  называется практика действий олигополистических фирм, когда, даже при изменении издержек или спроса, определенная фирма не склонна к изменению цены. Она  полагает, что если ей придется поднять  цену, то другие последуют за ней, что  приведет к потере части рынка. Таким  путем фирмы удерживаются от изменения  цен из-за страха развязать "войну  цен".

Лидерство в ценах означает практику, когда при формировании цен на свою продукцию компания ориентируется  на цены, установленные лидером –  чаще всего доминирующей в данной отрасли на данном рынке крупной  фирмы. Это демонстрирует своеобразный скрытый сговор, хотя его наличие  обычно не доказано

Патентные пулы – это  соглашение о специализации и  кооперации производства, а консорциум – объединение фирм с целью  проведения общих научных исследований, совместному строительству крупных инвестиционных объектов. Обе эти организации выполняют картельные функции и являются базой для организации сговора о дележе рынка.

Главное отличие совершенно конкурентного рынка от олигополи-стического состоит в особенностях изменения цен. Если в конкурентном рынке цены изменяются непрерывно в зависимости от флуктуаций спроса и предложения, то при олигополии цены меняются не столь часто, обычно через какие-то промежутки времени и на значительную величину. Такая "неподвижность" цен обычно встречается, когда фирмы сталкиваются с циклическими и сезонными изменениями спроса. Подобные колебания спроса заранее учитываются фирмами-олигополистами, и последние стараются не изменять цену товара, а реагировать на изменения спроса увеличением или уменьшением объема выпускаемых товаров. Обычно фирме выгодно в случае флуктуаций спроса менять объем производства, а не цену. Изменение цены, как правило, связано со значительными издержками – нужно менять и печатать новые прейскуранты, тратить деньги на оповещение покупателей, не говоря уже о потере доверия клиентов. Удержание цен на одном уровне эффективно только в краткосрочном периоде, для долгосрочного периода оно неприменимо.

Способность удерживать цены в краткосрочном периоде заложена в самой структуре фирм-олигополистов: планируя производство, они заранее подготавливают его к возможным падениям или увеличениям спроса. Обычно фирма-олигополист имеет своеобразную кривую средних переменных издержек (рис 2). При такой кривой AVC выпуск товара с величины q1 до q2 может производиться при одном и том же уровне переменных издержек. На этом интервале предельные издержки также не меняются и равны средним переменным.

Рис. 2. Кривая AVC и MC в условиях олигополии в краткосрочном периоде

Как мы знаем, согласно закону уменьшающейся отдачи, если один из факторов производства (капитал) остается неизменным (напомним, что мы рассматриваем  краткосрочный период), то по мере ввода  в производство дополнительных единиц переменного фактора (труда) средние переменные издержки начинают падать. Затем они достигают своего минимума, и если не прекратить привлечение новых единиц труда, то AVC начнут возрастать. Но это верно, если мы считаем капитал как нечто неделимое. Но, положим, на заводе используется 25 станков, которые обслуживаются в смену 50 рабочими и производят один и тот же товар. Дневная производительность 25 станков – 100 единиц товара, а дневная оплата одного рабочего – 10 руб. Легко подсчитать величину средних переменных издержек:

AVC = 50 * 10 / 100 = 5 руб./ед.

Пусть дневной спрос на товар упал до 96 единиц. Это означает, что фирма должна уменьшить число  нанимаемых рабочих до 48 человек.

Но фирме нет необходимости  использовать 48 рабочих и 25 станков, она сократит число действующих  станков до 24, а один станок законсервирует. Поскольку произошло одновременное  изменение и постоянного и  переменного фактора, то закон уменьшающейся  отдачи не действует и в этом случае

AVC = 48 * 10 / 96 = 5 руб./ед.

Таким образом, используя  делимые фиксированные факторы  производства, фирма-олигополист может на определенном интервале (Q1 – Q2) выпуска продукции сохранять неизменным отношение работающих единиц труда и капитала. В этом случае и средние переменные, и предельные издержки не меняются.

Как же ведет себя фирма-олигополист в краткосрочном периоде? Обычно на основе изучения рынка фирмы определяют свою нормальную кривую спроса, которая отражает, какой объем товара в среднем они могут реализовать на рынке при каждой цене. Зная потенциальный спрос, они устанавливают оборудование с учетом его ожидаемых вариаций. "Нормальная" кривая спроса используется для определения первоначальной "нормальной" цены товара (рис. 3,а).

Рис. 3. Неизменность цен при  варьировании спроса

Так как любая фирма  максимизирует свою прибыль при MR=MC, а кривые AVC и МС совпадают, что  соответствующие значения цены и  объема находятся по точке А пересечения кривых MR и AVC. Цена Рn – "нормальная" цена. Она берется за основу и в случае изменений спроса (кривые D1 и D2 на рис. 3,б) не меняется, а объемы продукции уменьшаются (до q1) или увеличиваются (до q2).

Следует иметь в виду, что удержание цен целесообразно, если в определенных рамках объема выпуска удается сохранять неизменными средние переменные издержки. Когда фирма имеет классическую U-образную кривую AVC, попытки удержать цену и сократить объем производства (при падении спроса) приведут к потерям.

2. Монополия: экономическая  природа, причины возникновения,  формы

2.1. Сущность монополии

Монополия – это абсолютное преобладание в экономике единоличного производителя или продавца продукции1. Такое преобладание обеспечивает предпринимательской фирме (фирмам) или иным субъектам хозяйствования, добившимся монополии, т. е. монополистам, исключительное право распоряжения ресурсами, возможность давления на конкурентов, потребителей и общество в целом, возможность получения сверхприбылей и устойчивого получения прибылей вообще. Монополия может возникать как продукт естественного, либо искусственного монополизма.

В нашей литературе термин "монополия" охватывает, как правило, широкий круг экономических структур, для обозначения которых в  работах зарубежных экономистов  применяются наряду со словом "монополия" термины "олигополия", "двусторонняя монополия". Двусторонняя монополия  – это взаимодейстие единого поставщика или объединенного покупателя (такая ситуация возможна в системах транспорта, энерго-, водо-, газоснабжения и иных существенно важных системах жизнеобеспечения общества). Олигополия – это наличие на рынках немногих поставщиков, число которых может колебаться от 2 ("дуополия") до 7-8. Собственно "монополия" – явление достаточно редкое, если не сказать уникальное. Типичным же явлением для рыночной экономики стран Запада является сочетание олигополии и мелкого предпринимательства, причем за два последних десятилетия этот симбиоз оказался наилучшей формой выражения отношений во многих отраслях тяжелой индустрии, прежде всего машиностроения, охватив даже область информатики.

Информация о работе Конкуренция и монополия