Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 14:27, курсовая работа
В данной курсовой работе применен своеобразный универсальный подход к освещению теории конкуренции и монополии, их видов и особой роли в функционировании смешанной экономики.
Введение
1. Конкуренция и ее виды
1.1. Сущность конкуренции
1.2. Конкурентность на рынке
1.3. Общие принципы поведения фирмы на рынке
1.4. Виды конкуренции
1.4.1. Совершенная конкуренции
1.4.2. Монополистическая конкуренция 1
1.4.3. Олигополия
2. Монополия: экономическая природа, причины возникновения, формы
2.1. Сущность монополии
2.2. Международные монополии
2.3. Монополизация экономики
2.4. Монополизм и конкуренции
2.4.1. Баланс "монополия" – "конкуренция"
2.4.2 Монополистическая практика
3. Экономические последствия монополии
3.1. Антимонопольное регулирование
3.2. Антимонопольная и конкурентная политика в Российской Федерации
Заключение
Список используемой литературы
В то же время, очевидно, что
ряд отраслей может не выдержать
конкуренции иностранных
2.4.2 Монополистическая практика
Монополистическая практика
– это действия хозяйствующих
субъектов, в ходе которых реализуется
их доминирующее положение в экономике
(рыночная власть), либо это действия,
направленные на монополизацию экономики.
Имеются различные
Государственная монополистическая
практика осуществляется центральными
правительственными органами и включает
государственную национализацию рентабельных
предпринимательских фирм, создание
новых акционерных компаний с
удержанием контрольного пакета акций
в руках государственных
Ведомственная монополистическая практика (т. е. соответствующая практика отраслевых министерств) имеет аналогичные формы проявления только в масштабах не народного хозяйства в целом, а отдельных его отраслей. Такая практика являлась в прошлом основой т. н. "ведомственности" и "ведомственной разобщенности в народном хозяйстве", сдерживая как экономическую инициативу "снизу", так и рациональное регулирование экономики "сверху". В настоящее время наблюдается стремление ряда ведомств сохранить такую практику, используя несовершенство законодательства об акционерных обществах и ценных бумагах. Министерства пытаются овладеть контрольными пакетами акций подчиненных предприятий. Если это примет широкие масштабы, ведомственная монополистическая практика сохранится в нашем народном хозяйстве, существенно ограничивая возможности развития конкуренции и распространении рыночных отношений.
Монополистическая практика
предпринимательских фирм включает
навязывание партнерам
3. Экономические последствия монополии.
3.1. Антимонопольное регулирование
Важнейшим средством регулирования
деятельности монополий является антимонопольное
законодательство, основы которого заложены
в законодательных актах
Антимонопольное законодательство представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных "правил игры" на рынке.
Начало антимонопольному законодательству было положено в США и Канаде, что явилось реакцией на усиление власти союзов монополистов в экономике. В 1880 г. был принят первый закон – закон Шермана, который запрещал монополизацию рынка, признавал незаконными любые объединения и сговоры, направленные на ограничение производства и торговли. Позднее, в 1914 г., был принят еще один важный законодательный акт – закон Клейтона. Этот закон был направлен в первую очередь против различных видов монополистической практики. Он объявлял вне закона ценовую дискриминацию, запрещал исключительные или "принудительные" соглашения, формирование взаимопереплетающихся директоратов, приобретение акций конкурирующих корпораций. В 1914 г. была образована Федеральная торговая комиссия, предназначенная для борьбы с антиконкурентными слияниями компаний. В 1938 г. на эту комиссию была возложена дополнительная ответственность по защите общественности от вводящей в заблуждение или ложной рекламы. Акт Целлера–Кефовера 1950 г. дополнил закон Клейтона о слияниях запретом на слияние путем приобретения активов, результатом чего могло явиться ослабление конкуренции.
Первые антимонопольные законы США представляли собой попытку борьбы против крупного производства за выживание мелкого. В дальнейшем практика антимонопольного законодательства неоднократно менялась на протяжении XX столетия, периоды его ужесточения и либерализации чередовались.
В последние десятилетия наблюдается смягчение действий статей законодательства. В этом проявилось влияние представителей чикагской школы. По их мнению, основной задачей антимонопольного законодательства является не защита интересов отдельных компаний, а предотвращение ухудшения условий конкуренции.
В Западной Европе антимонопольное
законодательство было принято в
послевоенный период и имеет ряд
особенностей. С одной стороны, оно
формально направлено на защиту интересов
потребителей, а с другой – призвано
поощрять процесс концентрации производства
и образования крупных
Хотя конкретный характер и содержание антимонопольного законодательства в различных странах имеют свои особенности, можно выделить общие для всех стран основы этого законодательства: охрана и поощрение конкуренции, контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке, контроль над ценами, защита интересов потребителей, защита интересов и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса.
Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления – контроль за ценами и контроль за слияниями компаний. Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашения по ценам. Незаконным является любой сговор между фирмами в целях установления цен. Законом также преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов. Например, в деле против "IBM" министерство юстиции США обвинило компанию в демпинге при установлении цен на аренду компьютеров ее собственного производства.
Слияние компаний происходит, когда одна фирма приобретает акции другой. В результате вторая компания становится составной частью первой. Со второй половины 80-х гг. усиление этого процесса наблюдается практически во всех странах. Так, в США в 1987 г. более 2000 фирм были поглощены в процессе слияний.
Правительство обычно предпринимает меры, когда в результате горизонтального слияния (объединение сходных компаний) фирм их рыночная доля значительно увеличивается. Исключение может быть сделано, когда одна из фирм находится на грани банкротства.
В случае вертикального слияния
(объединение последовательно
Конгломератные слияния (объединение компаний из разных отраслей) обычно разрешаются. Если нефтяная или страховая компания приобретает фирму по производству мороженого, то в результате их позиции на соответствующих рынках практически не меняются.
3.2. Антимонопольная и конкурентная политика в Российской Федерации
В настоящее время возрастает
значение антимонопольной и конкурентной
политики как одного из ключевых направлений
деятельности по преодолению кризиса
и реформированию российской экономики,
что отмечено в Конституции Российской
Федерации, Послании президента Российской
Федерации Федеральному собранию и
среднесрочной программе
Антимонопольная и конкурентная политика в наряду с традиционными направлениями по предупреждению и пресечению монополистической деятельности будет в значительной мере концентрироваться на поощрении развития рыночной конкуренции между хозяйствующими субъектами, а также на организации государственного регулирования и контроля деятельности предприятий-монополистов, в том числе естественных монополий.
Реализация этих задач будет проводиться по следующим основным направлениям.
- разработка и реализация
Государственной программы
- осуществление
- недопущение создания
или сохранения более
- выработка сбалансированной
экспортно-импортной политики, в
том числе политики умеренного
государственного
- проведение специальной
политики в отношении
- выявление и пресечение
незаконных действий
- снижение барьеров для
входа на рынки новых
- дальнейшая разработка
и реализация государственной
политики по поддержке
- защита предпринимателей от преступных посягательств и злоупотреблений со стороны должностных лиц;
- проведение государственной
потребительской политики как
важнейшей формы
Практика применения законодательства,
регулирующего вопросы развития
конкуренции, предупреждения и пресечения
монополистической
Настоятельной стала разработка законодательства, регулирующего процессы демонополизации и поддержания добросовестной конкуренции в финансовой сфере. Требуют законодательного урегулирования процессы слияния и поглощения банков на основе разработки специальных законов о банковских слияниях и банковских холдинговых компаниях.
Важным направлением деятельности
антимонопольных органов
Необходимо регулирование
со стороны антимонопольных
Значительная роль отводится законодательству, регулирующему конкуренцию в процессе биржевой деятельности и проведения организованных торгов. Здесь важно обеспечить, в том числе на законодательном уровне, конкурсность, гласность и публичность их проведения. Необходимо разработать нормативную базу развития фьючерсных и опционных сделок в биржевой торговле с системой необходимых гарантий по таким торгам.