Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 14:27, курсовая работа
В данной курсовой работе применен своеобразный универсальный подход к освещению теории конкуренции и монополии, их видов и особой роли в функционировании смешанной экономики.
Введение
1. Конкуренция и ее виды
1.1. Сущность конкуренции
1.2. Конкурентность на рынке
1.3. Общие принципы поведения фирмы на рынке
1.4. Виды конкуренции
1.4.1. Совершенная конкуренции
1.4.2. Монополистическая конкуренция 1
1.4.3. Олигополия
2. Монополия: экономическая природа, причины возникновения, формы
2.1. Сущность монополии
2.2. Международные монополии
2.3. Монополизация экономики
2.4. Монополизм и конкуренции
2.4.1. Баланс "монополия" – "конкуренция"
2.4.2 Монополистическая практика
3. Экономические последствия монополии
3.1. Антимонопольное регулирование
3.2. Антимонопольная и конкурентная политика в Российской Федерации
Заключение
Список используемой литературы
Следует подчеркнуть, что
эффективность проведения конкурентной
и антимонопольной политики в
значительной степени зависит от
согласованности действий федеральных
органов исполнительной власти, в
том числе при отработке
Заключение
В заключение курсовой работы необходимо сделать некоторые общие выводы из проведенного исследования конкуренции, как многообразной экономической категории.
Конкуренция – ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в различных формах и осуществляется разными способами.
Она может быть внутриотраслевой (между аналогичными товарами) и межотраслевой (между товарами различных отраслей).
Она может быть ценовой и неценовой. Ценовая предполагает продажу товаров и услуг по ценам, которые ниже, чем у конкурента. Снижение цены возможно либо за счет снижения издержек, либо за счет уменьшения прибыли, что могут позволить себе лишь крупные фирмы.
Неценовая конкуренция основана на продаже товаров более высокого качества и надежности, достигаемых благодаря техническому превосходству.
В зависимости от того, каким
образом конкурируют между
Чем меньше воздействие отдельных фирм на цену продукции, тем более конкурентным считается рынок.
Совершенная конкуренция (рынок
свободной конкуренции) представляет
собой идеальный образ
Главная черта совершенной конкуренции: ни одна из фирм не влияет на розничную цену, т.к. доля каждой из них в общем выпуске продукции незначительна.
Совершенная конкуренция в полном объеме недостижима. К ней можно только приближаться. С известной долей условности свободной можно считать конкуренцию, существовавшую примерно до середины XIX в.
Со второй половины XIX в. под влиянием НТП идет бурный процесс концентрации производства, что приводит к образованию крупных и сверхкрупных предприятий, т.е. монополий.
Монополия (греч.: monos – один, poleo – продаю) возникает тогда, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара.
Цель монополии – получение максимально возможного дохода посредством контроля над ценой или объемом производства на рынке. Средством достижения цели является монопольная цена, которая обеспечивает прибыль сверх нормальной.
Монополии образуются путем
слияния нескольких компаний и имеют
следующие организационные
Картель – соглашение о квоте (количестве) выпускаемой продукции и разделе рынков сбыта.
Синдикат – объединение
с целью организации
Трест – монополия, в которой объединяются и собственность, и производство, и сбыт продукции входящих в нее фирм.
Концерн – монополия с единым финансовым центром всех входящих в нее фирм разных отраслей, но с общей технологией.
Конгломерат – объединения, основанные на проникновении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи со сферой деятельности головной фирмы.
Возникновение монополий
делает конкуренцию несовершенной
(рынок несовершенной
Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий свободной конкуренции.
Несовершенную конкуренцию подразделяют на три типа: монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия.
1. При монополистической
конкуренции на рынке
Имея такие преимущества,
владелец дифференцированного продукта
в определенной степени становится
монополистом и приобретает возможность
влиять на цену. Но т. к. объем продаж
каждого продавца относительно невелик,
то фирм-монополистов достаточно много
и каждая из них имеет ограниченный
контроль над рыночной ценой –
в этом отличительная черта
2. Олигополистическая
Этот принцип предполагает, что большинство фирм стремится установить примерно такую же цену, как наиболее сильная на этом рынке фирма.
Явлением, обратным олигополии, является олигопсония, когда на рынке действует несколько не продавцов, а покупателей.
3. Чистая монополия существует
на рынке в том случае, если
на нем действует только один
продавец, у которого нет конкурентов.
Ее особенность в том, что
продавец может изменить цену
в очень широких пределах, а
максимально высокая цена
Случается, что на рынке существует только один покупатель. Такое явление называется монопсонией (один покупаю).
Роль монополии в экономике двойственна.
Положительная сторона в
том, что продукция
Отрицательный эффект состоит в том, что монополия, господствуя на рынке и имея большие прибыли благодаря монопольно высокой цене, ограничивает выпуск продукции. Кроме того, в условиях, когда нет конкуренции, монополия теряет стимул для повышения эффективности за счет технического прогресса.
Учитывая это, государство
старается противостоять
Список используемой литературы
При написании курсовой работы были использованы следующие источники литературы:
1. Нормативно-законодательные акты
2. Закон РФ "О естественных монополиях"
3. Закон РФ "О конкуренции
и ограничении
4. Закон РФ "О рекламе"
5. Конституция РФ 1993 г.
6. Уголовный кодекс РФ
7. Периодические издания
А. Городецкий, Ю. Павленко, А. Френкель.
Демонополизация и развитие
8. Антимонопольная и
9. Варламова А.Н. О некоторых
проблемах законодательства о
конкуренции //Вестник
10. Гордейчик С. Андреев А. // Российская юстиция. – 1998. – №7.
11. Гукасьян Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учебное пособие/Под ред. д.э.н., профессора А. И. Добрынина. – М.: ИНФРА-М, 1998.
12. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика /Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ. ред. Лисовика Б. и Лукашевича В. – С-Пб., 1997. – 448 с.
1З. айдель Х., Теммен Р. Основы учения об экономике. – М.: Дело ЛТД, 1994.
14. Мамедов О. Ю. Современная
экономика. Общедоступный
16. Электронный архив "Финансовой газеты" (1994 – 1997 гг.)