Конкуренция и монополия. Конкуренция на рынке медицинских услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 21:39, реферат

Краткое описание

В условиях широкого использования медицинского страхования рынок услуг может быть представлен следующими видами: страховым рынком, рынком медицинских услуг по системе страхования и свободным рынком медицинских услуг. Что же касается рынка ресурсов, то он также может быть определенным образом классифицирован. Это рынок медицинского оборудования, рынок лекарственных препаратов, рынок труда.
Рынок медицинских услуг и рынок ресурсов связаны между собой самым тесным образом. С одной стороны, спрос на рынке ресурсов является производным от спроса на медицинские услуги, а с другой стороны, уровень цен и в целом конъюнктура на рынке ресурсов определяют потенциальные возможности и границы развития медицинских учреждений. Поэтому не случайно уровень профессиональной подготовки медицинских работников, наличие лекарственных препаратов, низкий уровень материально-технической базы здравоохранения стали наиболее острой проблемой наблюдаемого у нас в стране кризиса здравоохранения.

Вложенные файлы: 1 файл

СРС Мустафина реферат на тему Конкуренция и монополия. Конкуренция на рынке медицинских услуг.docx

— 41.50 Кб (Скачать файл)

Можно выделить несколько  типов олигополистических ситуаций:

> Совместная координация,  картель. Цена и продукция отрасли  и каждой фирмы, примкнувшей  к картелю, определяется единым  для картеля органом с целью  максимизации совместной прибыли;

> Сговор. Олигополистические  фирмы соглашаются открыто, либо  молчаливо применять цену, максимизирующую  совместную прибыль; они делят  рынок согласованно или согласно  предпочтению покупателей их  продукции, и каждая получает прибыль, соответствующую ее продажам;

> Нескоординированная  олигополия. Характеризуется неуверенностью  олигополистов в отношении поведения  своих соперников из-за отсутствия  договоренности или достаточного  знания типичной реакции конкурентов.  В этом случае отмечается жесткая  конкуренция в области цен.

Фирмы действительно очень  часто прибегают к различного рода сговорам и соглашениям, но стимулы конкуренции настолько велики, что вскоре тот или иной участник постарается обойти условия соглашения. Поэтому часто это приводит к тому, что конкуренция обретает самые жесткие и бескомпромиссные формы. К этому можно добавить, что не существует идеального соглашения, условия которого могли бы устроить каждую из сторон, учитывали бы динамично меняющиеся реалии экономических отношений. Соглашения между конкурирующими продавцами обычно не имеют юридической силы и не только не встречают поддержки со стороны государства, а наоборот подпадают под всевозможные ограничения и запреты.

Монополия

Не существует чистой монополии, то есть такой, которая в какой-то мере не была бы подвержена конкуренции  со стороны отраслей, не контролируемых монополией. Монополия в чистом виде может существовать там, где устранена  всякая конкуренция, то есть там, где  бы она охватывала предложение всех экономических благ. Таким образом, монополия предполагает господство одного производителя только в отдельно взятой отрасли, где он полностью  контролирует объем предложения  товара, что позволяет устанавливать  цены, которые принесут максимум прибыли.

Издержки монополиста  и рыночный спрос являются ограничителями, которые не позволяют монополисту  устанавливать произвольно высокую  цену на свою продукцию. Максимализируя прибыль, он определяет цену и объем производства, исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек. Поскольку кривая предельного дохода монополиста лежит ниже кривой спроса, он будет продавать по более высокой цене и производить в меньшем объеме по сравнению с условиями совершенной конкуренции.

Монополист, устанавливая цену более высокую, чем средняя стоимость, стремится к получению прибыли  выше нормы. Цена будет тем выше, чем меньше для монополиста угроза появления конкурентов и мало эластичнее спрос. В некоторых случаях монополист, когда имеется эластичный спрос, стремится увеличить прибыль снижая цены, с тем чтобы увеличить спрос.

Объем производства при монопольной  ситуации имеет тенденцию к такому уровню, когда предельная стоимость  ниже цены, тогда как при конкуренции  производство стремится к такому уровню, когда предельная стоимость  равна цене. Заниженная стоимость  обеспечивает монополисту объем  производства выше, чем у фирм-конкурентов.  Отсюда  можно  заключить,  что  лучшим  средством  против ограничительной практики является не столько поиск конкурентных структур, сколько стимулирование расширения производства монополиста до такой точки, где его цена сравняется с предельной стоимостью .

Слабое воздействие отдельных  фирм на рынок своей продукции  позволяет сделать вывод о  конкурентности этого рынка и  низкой монопольной власти, под которой  понимают такой характер экономических  отношений, которые позволяют фирме  диктовать свои условия. На степень  монопольной власти влияют концентрация производства, конкурентная стратегия  и эластичность спроса. Чем выше эластичность спроса, тем больше условия  деятельности монополиста приближены к действиям в условиях конкуренции. Если в условиях совершенной конкуренции  стратегическая цель фирмы - получение  дополнительной прибыли путем достижения лучших условий доступа к факторам производства и реализации товаров, то в условиях монополии -получение максимально возможного дохода посредством контроля над ценой и объемом производства.

Наличие монополий порождено  рядом причин естественного и  искусственного характера. Так например, расчеты по отраслям автомобильной промышленности, металлургии и энергетики показывают, что для возмещения издержек необходим массовый выпуск продукции, обеспечивающий экономию на масштабе производства. Существующий на рынке спрос на данную продукцию в состоянии полностью удовлетворить   всего   несколько   крупных   предприятий.   Высокоэффективное производство достигается только в условиях крупного производства, за счет использования эффекта масштаба. Таким образом, технология в ряде отраслей естественным образом порождает монополии.

Другим естественным барьером, запрещающим или ограничивающим проникновение в отрасль, являются патенты и лицензии. Изобретатели, имеющие патент, в течение некоторого времени являются монопольными производителями. Государство с помощью лицензий ограничивает доступ в отрасль или  занятие какой-либо деятельностью. Следовательно, на основе патентов и  лицензий возникает естественная научно-техническая  монополия. Она носит временный  характер, исчезая по мере распространения  и коммерческого освоения результатов  научных исследований и технологических  разработок.

Государство может предоставить статус единственного продавца в  отрасли (транспорт, связь, газоснабжение), где долгосрочные издержки минимальные  только, если одно предприятие обслуживает  весь рынок. Взамен государства сохраняет  за собой   право  регулировать  действия  этих  монополий,   чтобы   исключить злоупотребления  монопольной властью, защитить интересы немонополизированных отраслей и населения.

Несовершенство рынка  обусловлено тем, что покупатели не склонны "переходить" от одного продавца к другому, если же при этом тот или иной продавец в состоянии поделить свой рынок на отдельные части, то становится ощутимой ценовая дискриминация. Дискриминация возникает тогда, когда монополист в течение одного периода предлагает покупателям один и тот же товар, но по разным ценам. Ценовая дискриминация наиболее сильна, если продавец данной продукции не участвует в конкуренции, или когда конкурирующие продавцы заключили между собой соглашение, или когда рынки, на которых монополист ведет торговлю, отделены один от другого географически или посредством таможенных барьеров. Очевидно, что дискриминация может осуществляться лишь тогда, когда продавец полностью контролирует рынок и исключена возможность перепродажи товаров одним потребителем другому.

Практика применения различных  цен со стороны монополий обусловлена  разной реакцией спроса на изменение  цены. Можно выделить три основных типа дискриминации :

> Личная. Некоторые покупатели  с готовностью приобретают товар  по стоимости выше рыночной, что  связано с разницей в уровне  доходов, другим предоставляются  различные условия покупки или  оплаты услуг в зависимости  от количества приобретаемого  блага;

> Материальная. Цена зависит  от использования продаваемых  товаров или услуг; 

> Географическая. Продавец  использует разницу в расстоянии  и назначает цены, играя на  разнице в таможенных тарифах,  защищающих национальные рынки.

Высокая цена устанавливается  там, где эластичность спроса меньше всего, а ценовая дискриминация  наоборот обеспечивает наибольшую отдачу на рынке с высокой эластичностью. В целом ценовая дискриминация  стимулирует спрос среди различных  категорий  потребителей  и  способствует  расширению  выпуска продукции.

2. Рыночное равновесие при монополии и совершенной конкуренции.

Экономическое равновесие - это состояние экономики, при  котором произведенная продукция  реализуется, а спрос удовлетворен. Совершенная конкуренция автоматически  через рыночные цены, в силу действия внутренних экономических законов  обеспечивает общее равновесие или  состояние оптимальности, создавая условия для получения максимальной полезности. По Вальрасу конкуренция  является одним из необходимых условий  достижения общего равновесия.

Отличие равновесия монопольного рынка от равновесия совершенного рынка  состоит в том, что цена спроса не может быть равна цене предложения. В условиях монополии, когда цена устанавливается выше средних и  предельных издержек, действуют административные регуляторы, способствующие поддержанию равновесия. Государственное регулирование экономики осуществляется в двух направлениях, что определяется степенью развитости рыночной инфраструктуры: через монетарные инструменты, деньги и кредит, объем денежной массы в обращении; и путем проведения    соответствующей    бюджетной    политики,    государственных капиталовложений, налоговой политики и прямого государственного вмешательства в экономику. В целом административными и другими методами трудно уничтожить условия для образования монополий, поэтому нужно стремиться к созданию условий для перераспределения монопольного дохода в интересах всего общества.

Противоречия  присущие  экономическим  отношениям,   в  частности  между конкуренцией и  монополией, воздействуют на производство, и в свою очередь порождают  нарушения равновесия между спросом  и предложением. Так, если для рынка  совершенной конкуренции были характерны кризисы перепроизводства, то в последнее  время характер кризисов и диспропорций в экономике изменился. Сегодня  фирма в условиях монополистической  конкуренции гораздо лучше знает  конъюнктуру рынка. Образование  монопольных объединений и нередкие случаи соглашений между ними привносят  элемент стабильности. Рынок утрачивает хаотичность и подпадает под  регулирующее воздействие устойчивых хозяйственных связей. Правда, развитие этих же тенденций может вылиться в застой.

И все же монополистическая  корпорация не может заранее спрогнозировать  и рассчитать последствия своей  производственной и коммерческой деятельности. Экономическая жизнь порой настолько  динамична, что да же те "слабые сигналы", которые удается уловить, недостаточны для принятия своевременного и взвешенного  решения. Укрепление монополий в  экономике заметно ограничивает гибкость конкурентно-рыночного механизма  преодоления диспропорций, порождая при этом новое явление в экономике - структурные кризисы .

Планомерность организации  производства при монополии и  диверсификация позволяют при наличие продуманной государственной политики, опирающейся на рыночные отношения, избегать особых нарушений рыночного равновесия. Для экономических процессов, если мы рассматриваем их в динамике, нарушение равновесия на рынке - обычная ситуация, но введение элемента планомерности позволяет прогнозировать колебания и не допускать их до критических отклонений.

3.Конкуренция на рынке медицинских услуг.

Как уже было сказано  выше различают следующие виды конкурентных структур: рынок совершенной конкуренции, олигополия, монополия, монопсония, монополистическая конкуренция. Каждая из структур имеет свои особенности формирования цены, спроса и предложения. 

Анализируя с этих позиций  сферу здравоохранения во многих развитых странах, следует отметить наличие таких ограничений, выступающих  в самых различных формах. Так, например, важную роль в искусственном  сдерживании предложения медицинских  услуг в США играет Американская медицинская ассоциация, объединяющая около половины всех частнопрактикующих врачей. Ею ограничиваются набор на медицинские факультеты, увеличивается  плата за обучение, контролируется приток врачей-эмигрантов и их доступ к занятиям медицинской практикой. Без ведома ассоциации не могут быть одобрены сколько-нибудь значительные инициативы, касающиеся медицинского обслуживания.

Необходимо отметить наличие  дополнительных искусственных барьеров для производителей медицинских  услуг при их выходе на рынок: частые аттестации, необходимость получения  новой лицензии при переезде врача  из штата в штат и т.п. это связано  с тем, что в чисто экономическом  плане для уже сформировавшегося  специалиста существует относительная  легкость выхода на рынок медицинских  услуг и ухода с него, так  как оказание многих видов медицинской помощи не связано с крупными первоначальными затратами, значительными стартовым капиталом (в отличие от деятельности в промышленности, торговле и большинстве других сфер). С другой стороны, динамический спрос, появление новых потребностей и “ниш” на рынке медицинских услуг и сопутствующих товаров активно привлекают в эту сферу новых специалистов и псевдоспециалистов. Поэтому вполне понятно, стремление уже устоявшегося контингента производителей всеми возможными, и не только экономическими, средствами минимизировать вероятность появления на рынке потенциальных конкурентов, ограничить предложение, максимизировать цены и доходы.

Рынок совершенной  конкуренции

Рынок медицинских  услуг

Большое количество продавцов

Число продавцов ограничено, существуют ограничения входа на рынок, возможны даже ситуации, близкие  к естественной монополии.

Однородность товара

Неоднородность медицинской  услуги, ее индивидуальность, уникальность.

Хорошая информированность  покупателей

Несовершенная информация

Возможность сопоставления  цены товара и его качества

Невозможность или затруднительность  сопоставления цены и качества.

Производители стремятся  к максимизации прибыли

Наличие большого числа государственных  или частных “бесприбыльных”  организаций.

Реализация продукции  осуществляется, как правило, напрямую.

В большинстве случаев  требуется участие “третьей стороны” – компетентного посредника, который  и оплачивает значительную часть  медицинских услуг.

Информация о работе Конкуренция и монополия. Конкуренция на рынке медицинских услуг