Конкуренция - ключевая категория рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 13:42, курсовая работа

Краткое описание

Рынок — это группа покупателей и продавцов определенного товара или услуги. Покупатели как группа определяют спрос на товар, а продавцы как группа — предложение товара.
Формы рынка многообразны. Иногда рынки прекрасно организованы — на рынках многих сельскохозяйственных продуктов покупатели и продавцы встречаются в строго определенное время в заранее обусловленном месте, а специальные работники помогают им установить цены и оформить продажи.

Содержание

Введение
ГЛАВА1. Понятие конкуренции
ГЛАВА2. Виды конкуренции: классификация товарных рынков
Совершенная конкуренция
Несовершенная конкуренция
Недобросовестная конкуренция
Ценовая конкуренция
Неценовая конкуренция
Эффективная конкуренция
ГЛАВА 3. Конкурентоспособность и закон конкуренции
ГЛАВА 4. Конкуренция и монополизм в условиях рынка Современной России
Заключение
Литература, использованная при написании работы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по экономической теории на тему.docx

— 106.79 Кб (Скачать файл)

Членом  Российской товарно-сырьевой биржи  может быть любое юридическое  лицо. Формы участия в деятельности товарной биржи разные: можно приобрести постоянное брокерское место дающее право участия во всех торгах, пользования  всеми услугами биржи, можно приобрести акции биржи вместе с брокерским местом дающее право не только на представительство  своего брокера (брокерской конторы), но и на получение дивиденда и  участия в управлении биржи. Придельное количество товарной биржи предусматривается  ее уставом с учетом ее информационных и других возможностей («пропускной  способности»).  

 Биржа труда – организация, специализирующаяся на посредничестве между рабочими и предпринимателями с целью купли-продажи рабочей силы. Не устраняя безработицы в целом, биржи труда позволяют упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить гражданам время поиска работы. При существовании системы страхования от безработицы биржи труда выполняют также функции контроля за установлением, право на получения пособия безработными и за его утратой. Биржи труда могут иметь разные формы: бюро, конторы, общество и т.п. В зависимости от форм собственности выделяются следующие их основные виды: частные, функционирующие на коммерческой основе; филантропические; общественные и государственные. Биржи труда кроме трудоустройства безработных, обычно оказывают услуги лицам, желающим переменить место работы, изучают спрос и предложение рабочей силы, собирают и распространяют информацию об уровне занятости в разрезе профессий и территорий. В компетенцию биржи труда входит также профессиональная ориентация молодежи, направление молодых людей на курсы для приобретения профессии. Важное место занимает организация переобучение и трудоустройство инвалидов. Направление биржи труда не обязательно для предпринимателей, могущих отказать в прием на работу. С другой стороны, отказ безработного от направления на роботу, как правили, влечет потерю права на пособие по безработицы. Деятельность биржи труда получила международно-правовую регламентацию в ряде конвенций МОТ. В дореволюционной России биржи труда существовали во всех губернских и во многих уездных городах до конца 1919 года, когда потребность в них отпала с введение всеобщей трудовой повинности. На смену им Наркоматом труда была создана сеть отделов учета и распределение рабочей силы. В период новой экономической политики биржи труда были восстановлены; их деятельность направлялась комитетами, состоявшие из представителей профессиональных союзов и органов на паритетных началах. Первоначально наем рабочей силы обязательно осуществлялся через биржи труда за несколькими исключениями. Затем процедура трудоустройства претерпела изменения в направлении смягчения и упрощения условий найма. В 1925 году деятельность биржи труда была реализована на основе государственного трудового посредничества (свободный наем), причем частные посреднические бюро были запрещены. К концу 1930 года биржи труда прекратили свое существования. Переход нашей экономики к рынку требует проведения структурных маневрах и существенного перераспределения рабочей силы между отраслями и регионами страны. Возникновение безработицы в определенных масштабах обусловило необходимость воссоздания трудовой биржи с учетом современных требований. Их функции не могут ограничиваться регистрацией безработных и поискам для ним рабочего места. Предстоит создать организационные, квалификационные и информационные структуры биржи труда. Программа перехода к рынку и концепция социальной защищенности, информационные системы учета вакантных рабочих мест, подготовке и переобучения кадров, формирования единой системы социальной помощи не занятым трудоспособным гражданам и др.  

 Фондовая биржа – организация торгующих предприятий и лиц, создаваемая для публичной торговли ценными бумагами на аукционной основе. Важнейшая цель фондовой биржи – обеспечивать быструю и эффективную куплю-продажу и перепродажу акций, облигаций и других ценных бумаг, а для их владельцев возможность обмена на деньги и обратно. Фондовая биржа аккумулирует спрос и предложения контролирующихся на бирже ценных бумаг, содействует формированию их биржевого курса. Учредители фондовой биржи сами определяют необходимые для нее функционирования органы управления, регулируют деятельность участников торговле на ней, устанавливают плату на услуги. Широкое развитие биржевой торговли ценными бумагами с постоянной публикацией курсов ценных бумаг придало фондовой бирже новую функцию – чуткого барометра состояния дел в отдельных компаниях, отраслях хозяйства и экономике страны в целом. Такая оценка позволяет владельцам денежных средств и ценных бумаг принимать решения о перемещении капиталов из отраслей в отрасль, стимулируя приток инвестиционных средств на наиболее перспективные динамически развивающиеся направления, поддерживая технические и технологические открытия и разработки, новые товары и продукты. Фондовая биржа имеет специальное оборудованное помещение достаточное для того, чтобы вместить всех участников торга, штат сотрудников, подготовленные для биржевой деятельности и имеющих необходимые юридические права для торговли ценными бумагами. Первая в России Петербургская биржа, открытая в 1703 году по указу Петра- I, совмещала функции товарной и фондовой бирж. На ней торговали сырьем, товарами, акциями, государственными облигациями, иностранными векселями. В период нэпа в СССР существовали лишь фондовые отделы при товарных биржах Москвы, Киева и других городов. Фондовая биржа может функционировать периодически, по мере накопления спроса на ценные бумаги, либо ежедневно в течении нескольких часов. И лишь при большом объеме операций и весьма развитом рынке потребуется постоянное функционирование биржи.

II.6 Рекламные агентства.

К услугам  рекламных агентств прибегают даже фирмы, имеющие сильные собственные рекламные отделы. В агентствах работают творческие и технические специалисты, которые зачастую в состоянии выполнять рекламные функции лучше и эффективней, чем штатные сотрудники фирмы. Кроме того, агентства привносят взгляд со стороны на стоящие перед фирмой проблемы, а также богатый разнообразный опыт работы с разными клиентами и в разных ситуациях. Оплата услуг агентств происходит за счет комиссионных скидок, получаемых ими от средств рекламы, и поэтому они обходятся фирмам недорого. А поскольку фирма может в любой момент разорвать контракт, у агентства есть мощный стимул работать эффективно.  

 Обычно  основу рекламного агентства  составляют четыре отдела: творческий  отдел, занимающийся разработкой  и производством объявлений; отдел  средств рекламы, ответственный  за выбор средств рекламы и  размещения объявлений; исследовательский  отдел, изучающий характеристики  и потребности аудитории, и  коммерческий отдел, занимающийся  коммерческой стороной деятельности  агентства. Работой над заказами  каждого отдельного клиента руководит  ответственный исполнитель, а  сотрудникам специализированных  отделов поручается обслуживание  заказов одного или нескольких  клиентов.  

 Нередко  агентства привлекают к себе  новых клиентов благодаря своей  репутации или своей величине. Однако, как правило, клиент предлагает  нескольким агентствам провести  конкурентные презентации, по  результатам которых и делает  свой выбор.  

 Рекламные  агентства получают компенсацию  в виде комиссионного вознаграждения  и иногда гонорар. Обычно агентство  получает 15%-ную скидку со стоимости  закупаемых им средств рекламы.  Предположим, оно закупает для  клиента место в журнале стоимостью 60 тыс. долл. Журнал выставляет  агентству счет на 51 тыс. долл. (60 тыс. минус 15%), а агентство  получает с клиента полную  сумму – 60 тыс. долл., – удерживая  комиссию в 9 тыс. долл. в свою  пользу. Если бы клиент закупил  это же место непосредственно  у журнала, он также заплатил  бы журналу 60 тыс. долл., поскольку  комиссионные скидки представляют  только аккредитованным рекламным  агентствам.  

 И рекламодатели  и агентства испытывают все  большее недовольство системой  комиссионных скидок. Крупные рекламодатели  жалуются, что платят за те  же самые услуги больше, чем  мелкие рекламодатели, просто  потому, что размещают большие  рекламы. Рекламодатели также  считают, что комиссионная система  отвлекает внимание агентств  от недорогих средств рекламы  и кратковременных рекламных  кампаний. Агентства сетуют на  то, что оказывают клиенту дополнительные  услуги, не получая за это никакого  дополнительного вознаграждения. Сегодня  все больше склоняются к системе  компенсирования либо на основе  прямых гонораров, либо на основе  сочетания комиссии и гонораров.   

 На  устоях деятельности агентств  отрицательно сказываются и некоторые  тенденции наших дней. Агентства  с полным циклом обслуживания  сталкиваются с растущей конкуренцией  со стороны агентств с ограниченным  циклом услуг, которые специализируются  либо на закупках средств рекламы,  либо на создании рекламных  текстов, либо на производстве  рекламных материалов. Коммерческие управляющие завоевывают в рекламных агентствах все больше власти и все настойчивее требуют от творческого персонала большей нацеленности на извлечение прибыли. Некоторые рекламодатели открыли собственные внутрифирменные рекламные агентства, прекратив таким образом долговременную связь со своими прежними рекламными агентствами. И, наконец, Федеральная торговая комиссия хочет, чтобы рекламные агентства несли ответственность за лживую рекламу наравне с клиентами. Все эти тенденции, несомненно, вызовут ряд перемен в данной сфере деятельности, однако агентства, добротно делающие свое дело, выживут.

 

 II.7 Предприятия торговли.

Основой товарного рынка являются предприятия  торговли, которые на данном  этапе развития экономики России являются как бывшими государственными, так и возникшими в ходе рыночных преобразований.

Предприятия оптовой и розничной торговли обладают всеми признаками, присущими  инфраструктуре, так, например, такие  предприятия не изменяют товар в  материальном плане, что коренным образом  отличает их деятельность от деятельности производителей.  Однако  именно  предприятия оптовой и  розничной торговли являются элементом производственной инфраструктуры, потому что предметом оптовой и розничной торговли  является продукт производства  товар.

Также необходимо отметить,  что предприятия торговли являются механизмом обслуживающим  определенную  структуру - это еще один признак элемента производственной инфраструктуры.

Роль торговых  предприятий  заключается  в экономической функции, реально выполняемой торговлей и непосредственно выступающих в виде услуг,  которые предоставляются населению.

Некоторые функции присутствуют в любом  типе экономики, характеризующейся  разделением труда. Торговые предприятия  оказывают услуги производителям. Они освобождают их от необходимости вступать в сношения с огромной массой потребителей, путем создания запасов товаров они обеспечивают синхронизацию ритма производства и ритма потребления, подверженных разновременным сезонным колебаниям, благодаря им денежные доходы производителей становятся более регулярными и независимыми  от  задержек в сбыте продукции потребителям.

С другой стороны, торговые предприятия расширяют  возможность производства по удовлетворению запросов потребителей: они создают  условия для того,  чтобы материальные блага,  произведенные в массовом порядке множеством предприятий,  разбросанных  на  обширной территории,  стали доступными потребителям в таком количестве и качестве, в таком месте и в такое время, которые удобны для населения.

В рыночной экономике,  в которой (в противоположность  плановой) предприятия свободно организуют свое производство,  торговые предприятия воздействуют на некоторые принципиальные моменты принятия решений: они помогают информировать производителей относительно запросов потребителей и участвуют в различного рода рекламной деятельности,  которая влияет на выбор потребителями того или иного товара; способствует поддержанию конкуренции,  осуществление сравнения  и  выбор  поставщиков, принимают участие  в  формировании  издержек  производства и розничных цен, от энергичности их действий в сфере стимулирования и сбыта в значительной степени  зависит  рост  производства  соответствующих видов продукции.

Таким образом, роль предприятий торговли не ограничивается лишь распространением продукции. Предприятия  оптовой и розничной торговли - это совокупность организаций, стимулирующих производство и задает ему определенное направление.  Она являться неотъемлемым элементом инфраструктуры рыночной экономики.

II.8 Оптовая торговля.

Оптовый торговец закупает товары у производителей, а затем перепродает их коммерсантам, промышленникам или предприятиям сферы  обслуживания, причем обычно он оперирует крупными партиями товаров. Таким образом, оптовый торговец выступает в роли посредника,  не контактируя непосредственно с потребителями.  Часто задают вопрос, зачем нужно такое промежуточное звено в товарообороте. Однако те операции технического и финансового характера,  которые осуществляет оптовый торговец, закупая, складируя и  сбывая товар,  являются совершенно необходимыми,  так как каждому производителю невозможно иметь собственную сеть  снабженческих и рыночных организаций поскольку тогда для покрытия издержек по реализации надо значительно повысить стоимость продукции.

Своей деятельностью  оптовый торговец увеличивает стоимость предлагаемых им товаров и услуг.  Процессы закупки, хранения и продажи товаров потребителю  в  удобное  для него время,  в нужном ассортименте и требуемом количестве создают дополнительную стоимость  товара.  Однако надо четко представлять,  что дополнительная стоимость определяемая оптовым предприятием не должна намного  превышать  разумной  прибыли  на вложенный капитал,  поскольку в противном случае это приведет к неумеренному росту цен на предлагаемые товары. Однако, необходимо отметить, что без деятельности оптовых предприятий стоимость товара была бы значительно более высокой. Рассмотрим почему это происходит.

Во-первых, если  поставки  производителей продукции будут прямые, т.е. напрямую связываются с предприятиями розничной торговли,  то  отсутствие звена оптовых предприятий в системе производитель-оптовик - магазин, приведет к тому, что товарные запасы в розничной сети увеличатся, а  так как в розничной торговле прибыль складывается от реализации товара, находящегося на прилавках,  а не на складе, то для предприятия розничной торговли необходимо максимально уменьшить складскую площадь.  Таким образом,  увеличение товарных запасов на  предприятии  розничной торговли приведет  к увеличению стоимости товара до размеров превышающих розничную цену товара. Следовательно, оптовое предприятие выполняя функцию складского предприятия уменьшает стоимость товара.

Во-вторых, если поставки  производителя  прямые,  к  предприятиям розничной торговли,  то придется увеличивать количество поставок из-за уменьшения количества товаров в партии,  однако если бы оптовик участвовал в этой системе, крупные партии снизили бы количество перевозок.

Информация о работе Конкуренция - ключевая категория рыночных отношений