Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2014 в 13:32, курс лекций
Цель работы: познакомиться с основными элементами современного рыночного механизма, в том числе:
• особенностями потребительского поведения в условиях ограниченности ресурсов;
• закономерностями рыночного механизма в условиях свободной конкуренции;
• механизмом принятия решений относительно цены и выпуска на уровне фирмы;
• особенностями фирменной стратегии в условиях совершенной и несовершенной конкуренции;
• закономерностями в распределении экономических ресурсов между рыночными субъектами;
Сам термин "смешанная экономика" не имеет однозначного толкования. Его первоначальная и трактовка делает упор на сочетании различных секторов экономики (частного и государственного), на разнообразии форм собственности. Вторая позиция, получившая импульс от кейнсианства, выдвигает на первый план проблему сочетания рыночного механизма и государственного регулирования. Третья позиция, инициированная разнообразными социал-реформистскими течениями, основывается на сочетании капитала частного предпринимательства и общественных социальных гарантий. Наконец, еще одна позиция, вытекающая из цивилизационного подхода, нацеливает на проблему соотношения экономических и неэкономических начал в структуре современного общества
Общая линия на развитие смешанной системы не означает однообразия и стандартизации. Реально в разных странах и регионах складываются различные модели смешанной экономики. Они отличаются друг от друга своими "национальными коэффициентами смешения" разных форм собственности, рынка и государственного регулирования, капитала и социальности, экономической и постэкономической сторон. В настоящее время наибольшую известность получили американская либеральная, европейская социально-демократическая и азиатская патриархально-корпоративная модели в их страновом исполнении.
Американская модель - это либеральная рыночно-капиталистическая модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночно-конкурентного механизма, капиталистических мотиваций, высокий уровень социальной дифференциации.
Государственное вмешательство в экономику ограничивается социальным и отраслевым регулированием. Социальное регулирование касается проблем безопасности продуктов, создания более безопасных условий труда, уменьшения загрязнения окружающей среды и увеличения экономических возможностей граждан. Целью отраслевого регулирования является защита общества от рыночной власти естественных монополий путем регулирования цен и качества обслуживания. Главная функция государства состоит в сохранении конкуренции как ключевого механизма контроля в экономике. Об эффективности государственного макроэкономического регулирования можно судить по таким параметрам как уровень текущей инфляции- 3,5%, уровень безработицы- 4-5%%, темпы экономического роста-4%.
С учетом надежно защищенных прав частной собственности американская экономика лидирует по количеству единоличных предприятий в мире, однако доля создаваемой ими продукции несопоставимо мала в сравнении с крупными высокотехнологичными фирмами, такими как «Дженерал Моторс», «Хьюлетт Паккард», « Майкрософт» и др. Благодаря им в экономике налажено производство массовых стандартизированных товаров, а также продукции хай-тека.
Несмотря на то, что годовой уровень ВВП на душу населения в США один из самых высоких в мире-43,5 тыс.долларов, отмечен большой разрыв в доходах населения. На 10% самых обеспеченных американцев приходиться 30,5% национального дохода, а на 10% бедных только 1,8%. Коэффициент Джини, показывающий отклонение от идеального уравнительного распределения, составляет 0,45 ( при максимальном значении показателя 1,0). Это значительно хуже, чем в Евросоюзе(0,31),Японии(0,38) или России (0,41).
Германская модель - это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики.
В германской экономической модели государство не устанавливает экономические цели - это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, - а создаст надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите). Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой.
Один из основателей рассматриваемой концепции Альфред Мюллер-Армак считал, что в социальном рыночном хозяйстве правительство должно уравновешивать требования экономической свободы, эффективности и роста, с одной стороны, и потребность в социальной справедливости при распределении доходов и богатства- с другой.
Как и представители «ордолиберализма» ( orden-приводить в порядок, нем.) приверженцы данной модели исходят из предпочтения рыночного механизма централизованно-управляемому. Однако рыночный механизм не создается сам по себе, как считали классики и для его поддержания необходима защита конкуренции от монополии силами правительства.
Как следствие равноправия большого и малого бизнеса, доля товаров и услуг, создаваемых малыми предприятиями в валовом продукте приближается к 50%. Одновременно с этим сильны позиции и крупных фирм в части производства металла, цемента, машин, транспортных средств, станков, электротехники и др. Благодаря этому Германия обладает третьей по технологической мощи экономикой мира после США и Японии.
Социальная политика государства осуществляется в форме социального страхования (пенсионное, медицинское страхование, страхование по безработице и по уходу, от несчастного случая), а также социальной помощи (натуральные и денежные пособия населению). Из-за старения населения (его прирост в 2007 г. составил всего 0,49%) расходы на социальное обеспечение пенсионеров и ряда других слоев населения неуклонно растут. Высокий уровень пособий для безработных нередко порождает иждивенческие настроения в обществе, обусловливает постоянство безработицы (7% экономически активного населения ). Помимо этого, налоговый пресс в Германии значительно выше, чем в США, Великобритании и многих странах Европы.
Японская модель - это модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного начала.
Ведущими владельцами собственности в Японии являются не отдельные граждане, а компании, формирующие свой капитал в основном за счет заемных средств. В крупных японских компаниях доля собственного капитала занимает не более 20 % ( в том числе акционерный капитал - 5 %), остальная часть формируется за счет банковских займов. Вместе с тем банковский капитал еще в меньшей степени имеет индивидуальных собственников. Собственный капитал в банках составляет менее 3 % от всех финансовых средств банка, и те принадлежат в основном страховым компаниям. Юридические лица прочно заняли позиции ведущих владельцев акций крупных корпораций.
Конкурентное преимущество японского бизнеса на мировом рынке состоит в относительно низких ценах, обусловленных экономией на рабочей силе, более высоких темпах роста производительности труда в сравнении с заработной платой.
Немаловажную роль в поддержке частного предпринимательства играет государство. Государственные заказы, субсидии, таможенные ограничения на импорт товаров помогают японскому бизнесу успешно конкурировать с иностранными компаниями и на внутреннем рынке.
Распределение доходов между семьями равномерно, что достигается уравнительными тенденциями в оплате труда, незначительным участием капитала как источника доходов. Так для подавляющего большинства населения Японии ведущим источником дохода является заработная плата. Исключение составляют наиболее бедные 10 % населения, у которых лишь 30 % дохода формируется за счет заработной платы, а остальная часть - за счет дотаций по линии социального обеспечения. Согласно статистике доходы от собственности формирует лишь 13,5 % всей суммы доходов в группе наиболее обеспеченных. Это, конечно, не означает, что в Японии нет богатых людей, живущих за счет собственности. Просто их доля в населении настолько мала, что статистикой она не учитывается и соответственно не определяет социальную систему общества. Экономическая система отличается особой моделью управления трудом: «пожизненный наем», «зарплата по старшинству» и «пофирменные профсоюзы» представляют собой триединую основу традиционной японской системы организации труда.
Вопросы для самоконтроля
1.Какое место занимает
2. Какова связь между ограниченностью ресурсов и проблемой выбора в экономике?
3.Что включает в себя понятие «рационального поведения» субъектов экономики.
4. Охарактеризуйте содержание основных моделей рационального поведения человека.
5. Что иллюстрирует кривая производственных возможностей?
6 Чем объясняется рост альтернативных издержек?
7. Охарактеризуйте основных субъектов экономической системы.
8. Определите место отношений собственности в экономической системе.
9. Проведите сравнительный анализ рыночной и административной модели.
10. Чем определяется содержание смешанной экономической модели?
3. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ. АНАЛИЗ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
3.1 Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения.
Теоретическим основанием действия рыночного механизма является анализ рыночного равновесия, а именно равновесия между спросом и предложением .
Спрос на какой-либо товар характеризует желание субъекта купить то или иное количество этого товара. Наличие спроса на какой-то товар предполагает согласие уплатить за него определенную цену, а также отказаться от покупки других товаров на ту же сумму. Следовательно, на спрос оказывают влияние не только вкусы и предпочтения покупателей, ,но и размеры их денежных доходов и сбережений, а также цены остальных товаров.
Объемом спроса (QD) на какой-либо товар называют количество этого товара, которое согласно купить отдельное лицо или группа людей при заданной цене ((P). К числу прочих условий относятся вкусы и предпочтения покупателей, цены данного и других товаров, величина денежных доходов и накоплений.
Ценой спроса называют максимальную цену, которую покупатели согласны заплатить за определенное количество данного товара.
Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называют функцией спроса, которая может быть представлена в виде уравнения:
QiD= QiD(Pi)
или в развернутом виде :
QiD= a - bPi , (3. 2),
где QiD - количество спроса на i-тый товар (i = 1,2,..., k) ед. ;а-независимая переменная, определяемая максимально возможным спросом; b- степень изменения спроса в расчете на единицу цены( угловой коэффициент наклона линии спроса); Pi –цена i-го товара.
Графическое отображение функции спроса от цены представлено на рис.3.1. Абсциссы точек линии спроса характеризуют объем спроса, а ординаты -цены спроса. Линия DD называется линией спроса и представляет обратную зависимость спроса от цены.
Необходимо различать изменение объема
спроса и изменение спроса.
Изменение объема спроса имеет место при
изменении цены товара и неизменном характере
зависимости объема спроса от цены (3.2)
- движение вдоль линии спроса. Например,
как видно на рис. 3.2, при снижении цены
с Р1 до P2 объем спроса увеличивается с Q1 до Q2. Если же в силу изменения доходов
или вкусов покупателей установится новая
зависимость между ценой и объемом спроса,
т.е. изменится функция спроса
от цены, то произойдет сдвиг линии спроса от D1D1 до D2D2, так что при цене Р1 объем спроса возрастет с Q1 до Q3, а при цене Р2 ≈ с Q2 до Q4- В этом случае говорят, что увеличился сам спрос. Очевидно, что при
снижении спроса, скажем, в результате
сокращения доходов новая линия спроса
пройдет левее и ниже D1D1.
Рис. 3.2 Изменение объема спроса и сдвиг кривой спроса
Обратную зависимость между ценой и объемом спроса (при снижении цены объем спроса растет, и наоборот) называют законом спроса.
Известно одно исключение из этого закона, получившее название парадокса Гиффена. Английский экономист Роберт Гиффен (1837-1910) обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в середине XIX в. объем спроса на картофель, цена которого выросла, существенно увеличился. Поскольку картофель оставался сравнительно дешевым продуктом для бедняков, объем спроса на него вырос. Аналогичные явления наблюдались и в России в 90-х гг.прошлого века в связи с резким повышением цен.
Нередко некоторые явления действительности ошибочно рассматриваются как исключения из общего закона спроса, а иногда на них ссылаются и для его опровержения. Остановимся на нескольких из них.
А. Цена-показатель качества.
Потребитель, особенно конечный, зачастую не может квалифицированно судить о качестве предлагаемого ему товара. В этом случае он склонен принимать цену этого товара за своеобразный показатель его качества, полагая, что высокая цена свидетельствует о высоком качестве товара, и наоборот. На этом основана широко распространенная практика повышения цен без реального улучшения качества товаров. Фактически здесь имеет место направленное воздействие посредством цены на мнение потребителей о качестве товаров, результатом чего является сдвиг линии спроса вверх и вправо, а не движение вдоль неизменной линии спроса.