Конспект лекций по микроэкономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2014 в 13:32, курс лекций

Краткое описание

Цель работы: познакомиться с основными элементами современного рыночного механизма, в том числе:
• особенностями потребительского поведения в условиях ограниченности ресурсов;
• закономерностями рыночного механизма в условиях свободной конкуренции;
• механизмом принятия решений относительно цены и выпуска на уровне фирмы;
• особенностями фирменной стратегии в условиях совершенной и несовершенной конкуренции;
• закономерностями в распределении экономических ресурсов между рыночными субъектами;

Вложенные файлы: 1 файл

конспект по микро.doc

— 1.07 Мб (Скачать файл)

Б. Эффект Веблена.

Внешне с ситуацией цена - показатель качества схож так называемый эффект Веблена, названный так по имени американского экономиста и социолога Т. Веблена (1857-1929), внесшего существенный вклад в его исследование. Этот эффект связан с престижным спросом, ориентированным на приобретение товаров, свидетельствующих, по мнению покупателя, о его высоком социальном статусе. Такую функцию могут выполнить лишь товары, доступ к которым для широких масс так или иначе ограничен. Обычно таким ограничителем является высокая цена, поэтому престижный спрос обычно ассоциируется со спросом на дорогостоящие товары. Отсюда нередко делают вывод, что повышение цен таких товаров ведет к росту объема спроса за счет увеличения объема престижного спроса. Действительно, престижность таких товаров с ростом цен возрастает, но спрос на них сокращается в связи со все меньшей их доступностью для широких кругов покупателей. Престижной ценностью могут обладать не только дорогостоящие, но и распределяемые бесплатно или по льготным ценам товары, если доступ к ним для широкого круга потребителей ограничен какими-то другими, неценовыми средствами. Согласно современным взглядам, потребность выделиться из мира, ощутить и продемонстрировать свою власть над" природой, вещами и людьми является одной из базовых, универсальных потребностей человека. Поэтому выделить в составе спроса престижный элемент далеко не просто.

В. Эффект ожидаемой динамики цен.

Если цена товара снизилась и потребители ожидают сохранения наметившейся тенденции, спрос в данный момент может сократиться. Наоборот, в случае повышения цены спрос может возрасти, если покупатели ожидают дальнейшего роста цен. В этом случае, казалось бы, наблюдается не обратная, а прямая зависимость между ценой и объемом спроса. Это означало бы, что линия спроса на рис. 2.2 должна иметь не отрицательный (вниз и вправо), а положительный (вниз и влево) наклон.

Такой вывод был бы, однако, неправилен. Покупатель сопоставляет в данном случае текущие цены с ожидаемыми. В случае ожидаемого снижения цены он воспринимает текущую цену как относительно более высокую и соответственно сокращает спрос. В случае ожидаемого повышения цены он воспринимает текущую цену как относительно более низкую и соответственно увеличивает

Предложение характеризует готовность продавца продать определенное количество того или иного товара в определенный период времени.

Объемом предложения называют количество какого-либо товара, которое желает продать на рынке отдельный продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных условиях. К числу этих условий относятся цены данного и других товаров, включая цены производственных ресурсов, характер применяемой технологии, наличие и размеры налогов и дотаций, а в природоэксплуатирующих отраслях и природно-климатические условия.

Цена предложения ≈ это минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара.

Зависимость объема предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения. В общем виде функция предложения от цены имеет вид:

QiS= QiS(Pi)                             (3.3)

или в развернутом виде :

QiS= -a + bPi                           (3.4)

где QiS -объем предложения i-того товара (i = 1,2,..., k); P1, ..., Pk - цены товаров, включая i-тый товар; а-независимая переменная, определяемая минимально возможным предложением; b- степень изменения предложения в расчете на единицу цены( угловой коэффициент наклона линии предложения);

На рис. 2.3 линия SS представляет графическое отображение функции предложения от цены. Она называется линией предложения. Абсциссы точек линии предложения характеризуют объем спроса, а ординаты ≈ цены предложения. Как видим, линия предложения в отличие от линии спроса имеет здесь положительный наклон, с ростом цены увеличивается и объем предложения. В отличие от общего закона спроса, практически не знающего исключений, подобного общего закона предложения не существует. Мы принимаем положительный наклон линии предложения пока лишь в качестве первого приближении.

                                                                      

 

                                                          Рис.3.3      Кривая предложения

 

Как и при рассмотрении спроса, следует различать изменение объема предложения и изменение предложения. Изменение объема предложения имеет место при изменении цены товара и неизменном характере зависимости объема предложения от цены -движение вдоль линии предложения. Если же в силу изменения какого-либо другого фактора устанавливается новая зависимость между ценой и объемом предложения, т.е. изменяется сама функция предложения, происходит сдвиг линии предложения . В этом случае говорят, что изменилось само предложение. Например, что при увеличении предложения линия предложения сместится вправо от S1S1.

Увеличение предложения (сдвиг линии предложения вправо) может произойти по следующим причинам:

а) понижение цен на применяемые в производстве данного товара ресурсы;

б) понижение цен на товары, которые являются "конкурентами" данного товара в производстве (например, понижение цены на свеклу может увеличить предложение моркови);

в) повышение цен на товары, производимые "совместно" с данным товаром. Так, повышение цен на шкуры крупного рогатого скота может увеличить предложение говядины;

г) улучшение технологии производства данного товара;

д) уменьшение налога на данный товар или введение дотации;

е) благоприятные погодные условия, если речь идет о сельскохозяйственном продукте, или открытие месторождений с благоприятными условиями добычи, если речь идет об ископаемом сырье.

 

3.2 Взаимодействие спроса  и предложения. Рыночное равновесие.

 

Смысл рыночного равновесия заключается в том, что интересы продавцов и покупателей данного товара совпадают. Спрос покупателей (demand) обусловлен предельной полезностью, определяющей их цену спроса, а предложение (supply) — предельными усилиями и потерями, т. е. издержками производства товара, определяющими цену предложения продавцов.                                                                                                                                           

Классическая и австрийская школы страдали односторонним взглядом на формирование цены: первая в основу цены закладывала издержки производства, вторая — полезность товара для потребителя. Лишь А. Маршалл доказал, что и спрос, и издержки производства играют важную роль в формировании равновесных цен. В его теории процесс ценообразования представлен как результат взаимодействия рыночного спроса и рыночного предложения.

Чтобы рассмотреть взаимодействие спроса и предложения, необходимо совместить линии спроса и предложения на одном графике. На рис. 3.4, DD - линия спроса, а SS - линия предложения. Абсциссы их точек характеризуют соответственно объемы спроса и объемы предложения, а ординаты - цены спроса и цены предложения. Рыночное равновесие определяется координатами точки пересечения линий DD и SS, которым соответствуют объем QE и цена PE- Их называют соответственно равновесным объемом (QE = QD = QS) и равновесной ценой (Рe = РD = РS).


                                         P                                                D


                                           

                                  

                                         

                                       Pe  -----------------                                                                      

                     

                                            S

                                            

                                      


Q

                                       Рис. 3.4 Равновесие спроса и предложения.

 

В состоянии равновесия рынок сбалансирован, ни у продавцов, ни у покупателей нет внутренних побуждений к его нарушению. Напротив, при любой другой цене, отличной от PE, рынок не сбалансирован, а у покупателей и продавцов имеются эффективные стимулы к изменению сложившейся ситуации.

Если рыночная цена отклоняется от равновесной, то образуется разница между спросом и предложением, приводящая к усилению конкуренции либо продавцов, либо покупателей, в результате которой рыночная цена устанавливается на равновесном уровне. Это явление получило название равновесия по Л. Вальрасу. Оно характерно для рыночной ситуации в краткосрочном периоде (рис.3.5).                                                                                             

Равновесие по А. Маршаллу основано на разности цен спроса и предложения, связанной с отклонением фактического объема предложения от равновесного. Модель А. Маршалла описывает рыночные процессы в долгосрочном периоде.                                                                                                                         

 

 

                                                      Рис.3.5  Равновесие Вальраса 

 

На рыночное равновесие оказывает влияние фактор времени. В текущем и краткосрочном периодах изменение параметров равновесия происходит под влиянием спроса, в долгосрочном — под влиянием, как спроса, так и предложения..

При равновесных ценах общество выигрывает. Показателем выигрыша покупателя служит излишек потребителя — выгода, которая равна разнице между ценой спроса покупателя и равновесной ценой. По изменению величины излишка потребителя можно судить о том, как изменение цены товара влияет на благосостояние покупателя

Показателем выигрыша продавца служит излишек производителя — разница между равновесной рыночной ценой и ценой предложения продукции.

 

 

 

Рис.3.6  Излишек потребителя

 

   На рис. 3.6 по цене 4 ден. ед. потребитель купит 16 ед. товара и его потребительский излишек, представленный площадью заштрихованного треугольника, равен 64. По изменению величины излишка потребителя можно судить о том, как изменение цены товара влияет на благосостояние покупателя.

  Равновесие на конкурентном рынке эффективно по Парето, так как при любой иной цене одни рыночные агенты улучшают свое положение лишь за счет снижения благосостояния других ( например, продавцы за счет покупателей). Связь между эффективностью по Парето и конкурентным равновесием выражается двумя теоремами. Первая теорема экономики благосостояния гласит, что если существует свободный рынок и равновесные цены устойчивы, то в экономике эффективно распределяются ресурсы. Вторая утверждает, что для всякого эффективного по Парето распределения ресурсов найдется такой вариант их перераспределения, что данное эффективное по Парето распределение окажется конкурентно равновесным для нового варианта распределения.

 

3.3 Государственное регулирование  рынка.

 

 При стабильном рыночном равновесии вмешательство государства в механизм рынка нецелесообразно. Если равновесие нестабильно, необходимо активное вмешательство государства в рыночную систему. В практике государственного регулирования отраслевых рынков выделяют прямое административное воздействие на рынок, связанное с непосредственным установлением фиксированной цены на товар, а также косвенное регулирование в виде налогообложения продавцов либо покупателей.

  Например, государство может установить фиксированную цену на уровне как превышающем цену равновесия (Р1 > Pe), так и ниже ее (Р" < Pe)- В первом случае это приведет к избытку предложения ΔS = QS' – QD', во втором случае -к дефициту Δ D = Q’’D – Q”S В обоих случаях объем продаж будет ниже равновесного объема QE В первом случае будет реализовано Q’D единиц продукции, во втором -Q’’S.

                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Рис.3.7 Установление фиксированных цен

 

Фиксированные цены, превышающие цены равновесия, устанавливаются в некоторых странах на сельскохозяйственную продукцию. Эта практика в значительной мере объясняется тем политическим давлением, которое оказывают на правительство сельскохозяйственные производители. Обратим внимание на то, что правительство не может ограничиться только установлением фиксированной цены. Ведь возникает избыток продукции, который приходиться закупать на деньги налогоплательщиков. Сумма денег, направляемых на эти цели из госбюджета, равна площади прямоугольника Q’DABQ’S.. Правительство не может "выбросить" закупленную продукцию на внутренний рынок, так как это неизбежно приведет к понижению цен. Не решает проблему и экспорт продукции в другие страны, поскольку это может привести к сокращению частного экспорта сельхозпродукции из данной страны и опять же к понижению внутренних цен. Правительству приходится увеличивать государственные запасы сельхозпродукции без ясной перспективы их дальнейшего использования.

В попытке сократить избыток продукции правительство может прибегнуть к дополнительным административным мерам. Например, оно может начать устанавливать каждому производителю пределы посевных площадей, платить премии за их сокращение и т. д. Это приведет к уменьшению предложения, к сдвигу линии SS на рис. 2.22 влево и к сокращению избытка продукции. Но эти же меры вызывают необходимость в создании специального административного аппарата, увеличивают государственные расходы на его содержание, на выплату вышеупомянутых премий и т. д. Многие зарубежные экономисты подвергают большому сомнению экономическую целесообразность установления государством фиксированных цен, превышающих цены равновесия.

Информация о работе Конспект лекций по микроэкономике