Конспект лекций по микроэкономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2014 в 13:32, курс лекций

Краткое описание

Цель работы: познакомиться с основными элементами современного рыночного механизма, в том числе:
• особенностями потребительского поведения в условиях ограниченности ресурсов;
• закономерностями рыночного механизма в условиях свободной конкуренции;
• механизмом принятия решений относительно цены и выпуска на уровне фирмы;
• особенностями фирменной стратегии в условиях совершенной и несовершенной конкуренции;
• закономерностями в распределении экономических ресурсов между рыночными субъектами;

Вложенные файлы: 1 файл

конспект по микро.doc

— 1.07 Мб (Скачать файл)

 

Неоднозначны и последствия установления потолка цен на уровне ниже равновесной цены (P”< Pe). Последствия  ценового вмешательства в краткосрочном периоде прежде всего связаны с выигрышем покупателей в текущем периоде с учетом установления рыночной цены на более низком уровне. Однако уже в краткосрочном периоде на рынке появиться дефицит, обусловленный реакцией покупателей ( площадь фигуры QeCDQ”). Данный дефицит можно структурировать как расширение спроса за счет «старых» и «новых» покупателей на рынке.

В долгосрочном периоде проявиться и реакция продавцов-производителей. Прежде всего производители ограничатся объемом производства ниже равновесного- Qs”, что увеличит размеры дефицита ( площадь фигуры Qs”ECQe). К тому же, конкуренция между покупателями приведет к дополнительным затратам времени и денег ( в случае теневых сделок), что выразиться новым уровнем цены-P1. Произойдет деформация рыночного механизма, цена перестанет выполнять свою регулирующую роль. Примерно по такому сценарию развивался в СССР дефицит на рынке продовольствия, поскольку розничные цены на товары этой группы поддерживались на неизменном уровне.

Рассмотрим воздействие на рыночное равновесие так называемых потоварных налогов. К этой группе налогов можно отнести налог с продаж, акцизы на отдельные группы товаров, налог на добавленную стоимость. Непосредственными плательщиками в государственный бюджет таких налогов являются обычно продавцы. Ставки потоварного налога устанавливаются либо в определенном проценте от цены товара, либо в абсолютной сумме (в рублях) с каждой единицы товара. Рассмотрим рис. 3. Допустим, что правительство ввело налог на данный товар в сумме Т руб. на каждую единицу этого товара. Сначала, до введения налога, линия спроса занимала положение D1D1, а линия предложения - S1S1. Равновесная цена составляла Р1 равновесный объем продаж – Q1.

                                   

          

 

                                  Рис.3.8  Установление потоварного налога на производителей       

 

Введение налога вызовет параллельный сдвиг линии предложения вверх на величину Т. Ранее производители согласны были предложить на рынке количество товара, скажем, Q1, если его цена составит P1; теперь же они согласятся предложить на рынке то же количество товара, если только цена-брутто (с включением налога) будет на Т руб. выше, чем P1. В этом случае производители получают цену-нетто (без включения налога), равную прежней цене. Это рассуждение применимо к любой точке линии предложения. Поэтому все точки линии предложения переместятся вверх на Т руб. Линия предложения займет положение S2S2.

Новое равновесие характеризуется тремя величинами: Q2, Р+, Р-, Объем рынка Q2 будет меньше первоначального Q1. Цена Р+, которую платит покупатель, окажется выше первоначальной Р1. Цена Р-, которую фактически получает продавец (без налога), окажется ниже первоначальной. Общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет равна площади прямоугольника Р+АВР-. Обратим внимание на следующий факт. Несмотря на то, что весь налог вносится в госбюджет продавцами, часть налогового бремени ложится на покупателей. Если реакция покупателей на изменение цены будет менее эластичной, чем у продавца их налоговое бремя будет возрастать.

Таким образом, государственное регулирование конкурентного рынка приводит к расстройству рыночного механизма, искажению цен, сжатию оборота.

 

 

 

3.4  Эластичность спроса и  эластичность предложения

Эластичность, введенная в экономическую науку А. Маршаллом, — одна из важнейших экономических категорий, которая характеризует реакцию одной переменной величины на изменение другой. Анализ эластичности спроса и предложения имеет практическое значение, поскольку позволяет определить ценовую стратегию производителя посредством установления зависимости между изменением цены и выручкой.

Экономисты исследуют эластичность как спроса, так и предложения. При этом различают эластичность спроса по цене и эластичность спроса по доходу. В свою очередь, эластичность спроса по цене бывает прямой и перекрестной..

Прямая эластичность спроса по цене — это степень воздействия изменения цены на изменение количества продукции, на которую предъявлен спрос.

Коэффициент ценовой эластичности Ed рассчитывается по формуле:

Ed=ΔQ/Q0 : ΔP/P0                         (3.5)         

где ΔQ/Q0- процентное изменение спроса; ΔP/P0  - процентное изменение цены.                      

Если Δ(дельта, обозначающая изменение) очень мала, то результат называется точечной эластичностью спроса. Если она велика, то полученный результат обычно называется дуговой эластичностью спроса. В этом случае изменение спроса как и цены соотносится с их средними значениями:

                                                             

                                                Ed=ΔQ/Qср.: ΔP/Pср.                         (3.6)         

 

Коэффициент эластичности спроса по цене почти для всех товаров является отрицательной величиной, так как при снижении цены объем спроса на товар увеличивается и наоборот. Однако в экономической литературе знак "минус" опускается и коэффициент берется по модулю (в абсолютном значении). Если коэффициент эластичности больше единицы, то спрос считается эластичным, если меньше единицы — неэластичным. При коэффициенте, равном единице, говорят о единичной эластичности спроса. Существует также предельная эластичность — абсолютно эластичный спрос (коэффициент эластичности равен бесконечности) и абсолютно неэластичный спрос (коэффициент эластичности равен нулю). Аналогичным образом рассчитывается коэффициент эластичности предложения.

Перекрестная эластичность спроса характеризует относительное изменение величины спроса на один товар (X) при изменении цены другого товара (Y):

                                            Eху=ΔQх/ΔPу*Pу/Qх      3.7

Взаимозаменяемые товары имеют Ехy > О. Чем выше коэффициент перекрестной эластичности, тем больше взаимозаменяемость двух товаров. Взаимодополняемые товары имеют Еху < О. Чем больше отрицательное значение коэффициента перекрестной эластичности, тем больше степень взаимодополняемости товаров. Независимые товары имеют Еху = 0, т. е. изменение цены на один товар никак не отражается на спросе на другой товар. Перекрестная эластичность спроса может быть асимметричной, т. е. обратная зависимость между ценой на один товар и спросом на другой может быть совсем иной.

Эластичность спроса по доходу характеризует чувствительность спроса потребителей к изменению их дохода:

                                           EI=ΔQ/ΔI*I/Q                    3.8       где I—доход потребителя.

Для большей части товаров непроизводственного назначения коэффициент эластичности спроса по доходу положителен. Он положителен для предметов роскоши, для регулярно используемых, но не являющихся крайне необходимыми товаров и отрицателен для некачественных товаров. Эластичность спроса по доходу показывает перспективность производства. Чем выше эластичность спроса по доходу, тем благоприятнее перспективы производства данного товара.

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается гибкость рыночного механизма?

2. Сформулируйте закон спроса, закон  предложения.

3. Какова зависимость спроса (предложения) от неценовых факторов?

4. Какое воздействие оказывает фактор времени на предложение?

5. Как определяется эластичность спроса. В чем отличие точечной и дуговой эластично-      сти?

6. Какая связь между эластичностью по спросу и выручкой?

7. Каким образом достигается устойчивость равновесия?

8. В чем отличие краткосрочного  и долгосрочного равновесия?

9.  Какое воздействие оказывают налоги на рыночное равновесие?

10. Каковы последствия установления  нижнего (верхнего) пределов цен?

 

 

           4. ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ

 

4.1 Понятие общей и  предельной полезности блага. Максимизация благосостояния потребителя в кардиналистской концепции.

 

Теория потребления исследует основные принципы потребительского выбора (поведения), в основе которого лежат такие понятия, как полезность блага, его цена, доход потребителя. Потребитель — любой экономический агент, потребляющий конечные блага и услуги. Рациональный потребитель максимизирует полезность. Полезность — синоним таких понятий, как благосостояние, экономическое благосостояние, удовольствие и даже счастье. В более строгом значении (в концепции маржиналистов) полезность — это суждение потребителя о благе.

 Понятие полезности было введено в научный оборот английским философом И.Бентамом. Согласно его представлениям максимизация полезности является руководящим психологическим принципом поведения людей. Как писал Бентам: "природа поставила человека под управление двух верховных властителей - страдания (pain) и удовольствия (pleasure). Им одним предоставлено определять, что мы можем делать, и указывать, что мы должны делать". Эта философия полезности (utility), как основной цели и критерия деятельности людей, получила название утилитаризма .

Экономисты рассматривают не полезность блага вообще,  а полезность определенного количества того или иного блага. Поскольку потребитель нуждается не в благе вообще, а в определенном его количестве, то потребность в нем удовлетворяется в соответствии с законом насыщения потребностей.

Существует два подхода к определению полезности количественный и порядковый.

Количественный подход к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в гипотетических единицах полезности - ютилах (от англ. utility - полезность). Такой подход обосновывается в концепции кардиналистов (kardinale, лат.- количественный). В этом случае справедливо будет сказать, что ежедневное потребление потребителем 1 стакана сока приносит ему удовлетворение, скажем, в 20 ютилов, а 2-х стаканов - 38 ютилов.

Очевидно, что количественные оценки полезности имеют исключительно индивидуальный, субъективный характер. Один и тот же продукт может представлять большую ценность для одного потребителя и никакой ценности  для другого. Количественный подход обычно не предусматривает также возможности соизмерения объемов удовлетворения, получаемых различными потребителями.

Итак, в количественной теории полезности предполагается, что потребитель может дать количественную оценку в ютилах полезности любого потребляемого им товарного набора. Формально это можно записать в виде функции общей полезности:

                                                TU = F(QA, QB, ..., QZ),        (4.1)

где TU - общая полезность данного товарного набора; QA, QB, ┘, QZ - объемы потребления товаров А, В, ..., Z в единицу времени.

. Рассмотрим, как изменяется общая  полезность товарного набора  в зависимости от объема потребления  товара А при условии, что объемы потребления остальных товаров постоянны. В верхней части рис. 4.1,a изображена эта зависимость. Длина отрезка ОК равна полезности товарного набора при фиксированных нами объемах товаров В, С,..., Z и при нулевом объеме потребления товара А. В количественной теории предполагается, что функция TU в верхней части рис. 4.1 возрастающая и выпуклая вверх (каждое последующее благо увеличивает общую полезность товарного набора на меньшую величину, чем предыдущее). В принципе эта функция может иметь точку максимума (S), после которой она становится убывающей

                                        

                                   Рис.4.1 Кривая общей и предельной полезности.

 

В нижней части рис. 4.1 изображена зависимость предельной полезности благ от объема их потребления.

Предельная полезность - это прирост общей полезности товарного набора при увеличении объема потребления данного товара на одну единицу.

Математически предельная полезность товара есть частная производная общей полезности товарного набора по объему потребления i-того товара:

                                       4.2

 

Геометрически значение предельной полезности (длина отрезка ON) равно тангенсу угла наклона касательной к кривой TU в точке L. Поскольку линия TU выпукла вверх, с увеличением объема потребления г-того товара угол наклона этой касательной уменьшается и, следовательно, понижается и предельная полезность товара. Если при некотором объеме его потребления (на нашем рисунке Q'A) функция общей полезности достигает максимума, то одновременно предельная полезность товара становится нулевой.

Принцип убывающей предельной полезности часто называют первым законом Госсена, по имени немецкого экономиста Г. Госсена (1810-1859), впервые сформулировавшего его в 1854 г.6 Этот закон содержит два положения. Первое констатирует убывание полезности последующих единиц блага в одном непрерывном акте потребления, так что в пределе достигается полное насыщение этим благом. Второе констатирует убывание полезности первых единиц блага при повторных актах потребления.

Принцип убывающей предельной полезности по существу аналогичен так называемому основному психофизическому закону Вебера-Фехнера, характеризующему связь между силой раздражителя (стимула) и интенсивностью ощущения. Согласно этому закону, раздражения равной интенсивности, повторяющиеся в течение определенного времени, сопровождаются снижением интенсивности ощущений.

Принцип убывающей предельной полезности заключается в том, что с ростом потребления какого-то одного блага (при неизменном объеме потребления всех остальных) общая полезность, получаемая потребителем, возрастает, но возрастает все более медленно. Математически это означает, что первая производная функции общей полезности по количеству данного блага положительна, а вторая  отрицательна:

                                     

Однако принцип убывающей предельной полезности отнюдь не универсален. Во многих случаях предельная полезность последующих единиц блага сначала увеличивается, достигает максимума и лишь затем начинает снижаться. Такая зависимость характерна для небольших порций делимых благ.

Информация о работе Конспект лекций по микроэкономике