Контрольная работа по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 19:54, контрольная работа

Краткое описание

Важнейшей характеристикой национальной экономики являются сложившиеся макроэкономические пропорции – количественные и качественные соотношения между различными подразделениями и сферами общественного производства, отраслями, территориально – производственными частями национальной экономики.
Каждый тип национальной экономики имеет свои особенности формирования макроэкономических пропорций. В планово регулируемой национальной экономике они устанавливаются централизованно, в рыночной экономике – на основе спроса и предложения на рынке, в смешанной экономике – рынком, с учетом регулирующего воздействия государства.

Содержание

1. СИСТЕМА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОПОРЦИЙ
2. ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ. ФИНАНСИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА
3. ЭКОНОМИКА ПРЕДЛОЖЕНИЯ И КРИВАЯ ЛАФФЕРА
4. ЗАДАЧА
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. СИСТЕМА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОПОРЦИЙ
  2. ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ. ФИНАНСИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА
  3. ЭКОНОМИКА ПРЕДЛОЖЕНИЯ И КРИВАЯ ЛАФФЕРА
  4. ЗАДАЧА
  5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1 СИСТЕМА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОПОРЦИЙ

Важнейшей характеристикой национальной экономики являются сложившиеся макроэкономические пропорции – количественные и качественные соотношения между различными подразделениями и сферами общественного производства, отраслями, территориально – производственными частями национальной экономики.

Каждый тип  национальной экономики имеет свои особенности формирования макроэкономических пропорций. В планово регулируемой национальной экономике они устанавливаются  централизованно, в рыночной экономике  – на основе спроса и предложения на рынке, в смешанной экономике – рынком, с учетом регулирующего воздействия государства.

Макроэкономические пропорции – это количественное соотношение между отдельными частями и сферами общественного производства [1].

Различают:

    • общеэкономические;
    • межотраслевые;
    • внутриотраслевые;
    • территориальные;
    • межгосударственные пропорции.

Общеэкономические пропорции представляют собой соотношение  между сферами экономики, выполняющими различную роль в общественном воспроизводстве  и характеризующимися, как правило, однотипными видами деятельности. В основу выделения элементов в данном случае можно положить весьма разнообразные критерии. Например, по способу участия в создании продукта можно выделить 2 сферы и рассматривать общеэкономические пропорции между материальным и нематериальным производством. Вычленение групп отраслей, обеспечивающих создание продукта, его перемещение к потребителю и деятельности в сфере личного потребления позволяет анализировать соотношение между производством, обращением и потреблением. В качестве примеров данного рода пропорции можно также привести соотношения между потребительскими и инвестиционными расходами, базовыми отраслями и инфраструктурными, сферой создания материально-вещественных благ и сферой услуг и т.д.

Межотраслевые пропорции есть количественное соотношение между качественно однородными хозяйственными единицами с особыми условиями функционирования в системе общественного разделения труда. Таким образом, можно сопоставлять, например, промышленность и сельское хозяйство, машиностроение и транспорт и т.п.

Внутриотраслевые  пропорции характеризует соотношение  производств в рамках одной отрасли. Например, производство одежды и обуви  в легкой промышленности, молока и  мяса в пищевой, растениеводство  и животноводство в сельском хозяйстве.

Территориальные пропорции — это количественные соотношения между подразделениями, сферами, отраслями, выделяемые в рамках административно-территориальных образований. Примерами могут служить соотношение между потребительскими и инвестиционными расходами юридических и физических лиц; промышленностью и сельским и т.п.

Межгосударственные  пропорции складываются между отдельными государствами на основе международного разделения труда. Кроме того, могут  быть выделены материально-вещественные пропорции — между производством и потреблением отдельных видов продукции в натуральном выражении; стоимостные, характеризующие распределение отдельных частей стоимости ВНП.

Макроэкономическая  пропорциональность лежит в основе сбалансированного развития экономической  системы. Действительно, мало установить определенное количественное соотношение между частями целого. Необходим механизм поддержания соответствия между элементами экономики, в качестве которых выступают отрасли, сферы, подразделения общественного производства. В командно-административной экономке пропорциональность и сбалансированность поддерживалась сознательно, в ходе осуществления директивного планирования. Формально это выражалось в составлении и необходимости выполнения Баланса народного хозяйства. Что же касается рыночной экономики, то пропорциональность и сбалансированность устанавливаются под действием стихийных сил.

Следует отметить, что все пропорции носят объективный  характер и отражают в конечном счете  распределение общественного труда  между отраслями и сферами экономики, удовлетворяющими различные общественные потребности [2].

Пропорции складываются и изменяются под влиянием:

во–первых, общественных потребностей, изменение которых  ведет к изменению планов производства конкретных видов продукции (номенклатуры изделий, объемов), а это влияет на пропорции;

во–вторых, под  влиянием научно–технического прогресса, развитие которого ведет к появлению  новой продукции и технологий, уменьшению затрат живого и овеществленного  труда на единицу продукции, что  способствует изменению пропорций;

в–третьих, на изменение пропорций влияют и  такие факторы, как избранный  тип экономического роста (экстенсивный или интенсивный), политические события, стихийные бедствия и т.д.

Любая национальная экономика стремится к установлению оптимальных пропорций, т.е. таких, которые обеспечивают наиболее полное удовлетворение общественных потребностей при наименьших затратах живого и овеществленного труда. С точки зрения воспроизводства оптимальные пропорции предусматривают качественное и количественное соответствие между структурой общественного производства и общественных потребностей.

 

 

2 ВНУТРЕННИЙ И  ВНЕШНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ. ФИНАНСИРОВАНИЕ  БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА

Заимствуя денежные средства у юридических и физических лиц (в том числе иностранных) для покрытия дефицита госбюджета, государство формирует государственный долг.

Государственный долг – это сумма задолженности  внешним и внутренним кредиторам. Его подразделяют на внешний и  внутренний [3, с. 55].

Внешний государственный  долг – это суммарные денежные обязательства страны, выраженные денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определенную дату.

Внутренний  долг – это внутренняя задолженность  государства предприятиям и населению, образовавшаяся в связи с привлечением их средств для выполнения государственных программ и заказов, выпуском в обращение бумажных денег, государственных облигаций и других государственных ценных бумаг.

Основной возникновения  государственного долга является бюджетный  дефицит, который представляет собой сумму превышения расходов из бюджета над его доходами.

Причинами образования  дефицита бюджета могут быть:

  • рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и увеличением государственных инвестиций;
  • чрезвычайные обстоятельства (стихийные бедствия, войны и др.), вызывающие такой рост непредвиденных расходов государства, что на их покрытие не хватает обычных резервов и приходится прибегать к источникам особого рода;
  • кризисные явления в экономике, ее раздел, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.

Государственный долг имеет как положительную, так  и отрицательную стороны. С одной  стороны, он позволяет государству, не прибегая к эмиссии денег, получить денежные средства для покрытия дефицита бюджета, положительно влиять на денежно-кредитную систему, а соответственно, и на экономику в целом. С другой стороны, чрезмерная доля внешних заимствований может стать серьезной проблемой для экономики.

Чтобы определить, насколько государственный долг негативно влияет на экономику страны, его сравнивают с темпами роста ВВП и национального дохода. Если темпы роста государственного долга меньше, чем темпы роста ВВП, то долг не страшен. При низких темпах экономического роста государственный долг превращается в серьезную макроэкономическую проблему.

К основным негативным последствиям государственного долга  можно отнести:

  • усиление экономической и политической зависимости страны в связи с увеличением внешнего долга;
  • снижение доверия к стране в деловом мире, подрыв ее инвестиционной привлекательности;
  • нестабильность национальной денежной системы в связи с использованием золотовалютных резервов для погашения внешнего долга;
  • снижение жизненного уровня населения страны; ибо часть национального дохода отвлекается на погашение долга;
  • обслуживание внешнего долга может подтолкнуть правительство к продаже иностранцам части национального богатства страны (например, нефте- и газотранспортных систем);
  • и др.

Для того, чтобы  смягчить для страны последствия  государственного долга, правительство должно принимать действенные меры по управлению им. К таким мерам можно отнести:

  1. погашение государственных займов, включая выплату процентов по ним, необходимо производить либо за счет запланированных бюджетных средств, либо за счет доходов от выпуска новых займов;
  2. не допускать, чтобы процентная ставка по государственным ценным бумагам была больше темпов роста ВВП, ибо все большая доля ВВП будет уходить на обслуживание государственного долга;
  3. в случае необходимости, изменять прежние сроки погашения финансовых обязательств правительства, переводя краткосрочные обязательства в долгосрочные;
  4. проводить рефинансирование государственного долга: выпускать новые государственные займы для погашения процентов по старым долгам;
  5. обеспечивать максимизацию налоговых поступлений в бюджет;
  6. и др.

По данным Министерства финансов Республики Беларусь, внешний государственный долг Беларуси по состоянию на 1 июля 2013 года составил 12,4 млрд. USD, увеличившись с начала года на 438,7 млн. USD, или на 3,7% (с учетом курсовых разниц). 

Долг сократился, несмотря на то, что Минфин в июне привлек  за рубежом займов еще на 90,1 млн. USD, то есть частично рефинансировал внешнюю  задолженность.

Всего за первое полугодие 2013 года привлечены внешние государственные  займы на сумму 1 375,4 млн. USD. Из них:

 — 880,0 млн. USD по кредиту  АКФ ЕврАзЭС,

 —  295,8 млн. USD по государственному экспортному кредиту правительства РФ, предоставляемого для строительства АЭС на территории Республики Беларусь,

 — 142,0 млн. USD по кредитам банков КНР,

 — 57,6 млн. USD по кредитам  МБРР.

Погашение внешнего государственного долга, по данным Минфина, с начала 2013 года составило 864,1 млн. USD:

 — 692,3 млн. USD — выполнение  обязательств перед МВФ по  кредиту «стэнд-бай»,

 — 75,0 млн. USD по кредитам правительства РФ,

 — 48,8 млн. USD по кредиту  Банка экономического и социального  развития Венесуэлы,

 — 43,0 млн. USD по кредитам  банков КНР,

 — 5,0 млн. USD по прочим  внешним государственным займам.

Внутренний  государственный долг Беларуси по состоянию  на 1 июля 2013 года составил 30,5 трлн. BYR, увеличившись с начала года на 4,6 трлн. BYR, или на 17,8% (с учетом курсовых разниц).

Увеличение  внутреннего государственного долга  в 2013 году обусловлено размещением валютных государственных облигаций для юридических и физических лиц в размере 582,9 млн. USD, или 5,1 трлн. BYR, и снижением официального курса белорусского рубля по отношению к доллару США.

Погашение внутреннего  государственного долга с начала 2013 года составило 0,8 трлн. BYR.

В целом государственный  долг РБ на 1 июля 2013 года составил 139,9 трлн. BYR и увеличился по сравнению с  началом 2013 года на 11,1 трлн. BYR, или на 8,6%. Увеличение государственного долга  в 2013 году в основном обусловлено ростом внешней государственной задолженности [4].

Существует  три основных способа финансирования дефицита госбюджета:

  1. монетизация бюджетного дефицита;
  2. внешнее долговое финансирование;
  3. внутреннее долговое финансирование.

В переходных экономиках монетизация дефицита государственного бюджета обычно используется в тех случаях, когда имеется значительный внешний долг, и это исключает льготное финансирование из иностранных источников, а возможности внутреннего долгового финансирования также практически исчерпаны, что часто является главной причиной высоких внутренних процентных ставок. Этот способ финансирования целесообразен, если официальные валютные резервы Центрального Банка истощены, в силу чего урегулирование платежного баланса остается первостепенной задачей, причем предполагается, что экономика выдержит высокую инфляцию. В случае монетизации дефицита (то есть внутреннего банковского финансирования) нередко возникает сеньораж - доход государства от печатания денег. Сеньораж является следствием превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономической теории"