Федеральное государственное
образовательное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Факультет «Очно-заочный»
Специальность «Финансы и кредит»
Реферат
по дисциплине «История
экономических учений»
на тему: «Концепции
К. Маркса о «базисе и надстройке», «органическом
строении капитала» и «норме эксплуатации».
Выполнила:
студентка Моргунова
А.Ю.
группа ВФК4-1у
студенческий билет
№ 10266
Москва 2014
План
Введение
Марксистское учение
вышло на арену экономической теории с
середины 19 в. как одна из вершин теоретической
мысли того времени. Таким оно в основном
и остается. По признанию самого К. Маркса,
как ученый он исходил одновременно из
трех научных источников: английской классической
политической экономии Смита и Рикардо,
немецкой классической философии Гегеля
и утопического социализма.
У Смита и Рикардо им
заимствованы трудовая теория стоимости,
положения закона тенденции нормы прибыли
к понижению, производительного труда.
У вторых - идеи диалектики и материализма,
у третьих -понятие классовой борьбы, элементы
социологического устройства общества.
Автор “Капитала” является не единственным
в числе исследователей начала и середины
XIX в., рассматривавших политику и государство
как вторичные явления по отношению к
социально-экономическим, предпочитавших,
следуя причинно- следственному подходу,
классифицировать экономические категории
как первичные и вторичные, считавших
экономические законы, капитализм и соответственно
рыночный механизм хозяйствования временными.
Целью данного реферата
является рассмотрение основных концепций
К.Марса. Исходя из данной цели, были поставлены
следующие задачи:
- проанализировать концепцию о «базисе и надстройке»;
- разобрать концепцию К.Марса об «органическом строении капитала»;
- рассмотреть концепцию
о «норме эксплуатации».
Работа состоит из
введения, трех разделов, заключения и
списка используемой литературы.
- Концепция о «базисе
и надстройке»
Центральное место
в методологии исследования К.Маркса занимает
его концепция о базисе и надстройке, о
которой он заявил еще в 1859 г. в «Критике политической
экономии».
Базис и
надстройка (греч. basis - основание)
- основные понятия марксистской версии
социальной философии, характеризующие
структуру "общественно-экономической
формации". С помощью данных понятий
в границах исторического материализма
была предпринята попытка установить
существенную, системообразующую связь
и взаимозависимость экономических и
идеологических отношений, а также общие
закономерности их развития. Сжатую характеристику
базиса и надстройки и их взаимодействия
Маркс сформулировал в предисловии к работе
"К критике политической экономии"
: "В общественном
производстве своей жизни люди вступают
в определенные, необходимые, от их воли
не зависящие отношения - производственные
отношения, которые соответствуют определенной
ступени развития их материальных производительных
сил. Совокупность этих производственных
отношений составляет экономическую структуру
общества, реальный базис, на котором возвышается
юридическая и политическая надстройка
и которому соответствуют определенные
формы общественного сознания". Способ
производства материальной жизни обусловливает
социальный, политический и духовный процессы
жизни вообще. Не сознание людей определяет
их бытие, а, наоборот, общественное бытие
определяет их сознание.
Таким образом, базис,
по Марксу, - это первичная экономическая
структура общества, представляющая собой
совокупность исторически определенных
производственных отношений. Надстройка
- совокупность идеологических отношений
и взглядов (идей), а также соответствующие
им организации и учреждения (государство,
партии, церковь и др.). К надстроечным
идеям относятся политические, правовые,
нравственные, эстетические, религиозные,
философские воззрения (по Марксу, "формы
общественного сознания").
Базис носит исторически
изменяющийся характер, что обусловлено
развитием производительных сил. Коренные
качественные изменения в экономическом
строе общества (т.е. в базисе) вызывают
изменения и в надстройке. Однако, изменения
в ней, по Марксу, происходят не автоматически
вслед за изменениями в базисе, а лишь
через опосредующие звенья. Например,
философия определенным образом связана
с базисом через политику, право, мораль.
Надстройка обладает относительной самостоятельностью
в своем развитии. Она может несколько
отставать от базиса или опережать его
в своем развитии. Надстройка выполняет
в обществе важные социальные функции.
Она выражает и закрепляет экономические
отношения собственности данного общества
прежде всего с помощью определенных правовых
и политических норм и учреждений. Но в
каждом обществе существуют элементы
надстройки, выполняющие разрушительные
функции по отношению к породившему их
базису, и способствующие возникновению
нового базиса. Таким образом, надстройка
оказывает активное воздействие на базис.
По версии Маркса, разработка концепции
«базиса и надстройки», с одной стороны являла
собой одну из первых попыток анализа
социума как сложной системы, а с другой
же - выступила как избыточно упрощенная
попытка материалистического решения
так называемого "основного вопроса
философии" в марксовой версии применительно
к обществу.
Обращаясь к сути рассматриваемой
концепции К.Маркса, следует заметить,
что идея анализа общественного развития
как чередования базиса и надстройки не
проста в применении. К примеру, «производительные
силы зависят одновременно от технической
оснащенности и от организации совместного
труда, которая в свою очередь зависит
от законов собственности. Последние принадлежат
к юридической сфере. Но... право — это
часть государства, а последнее относится
к надстройке. Мы снова сталкиваемся с
трудностью отделения базиса и надстройки».
Но, несмотря на это с тех пор «для марксиста
экономический подход означает, что организация
производства играет решающую роль, предопределяя
социальную и политическую структуру,
и основной упор он делает на материальных
благах, целях и процессах, конфликте между
рабочими и капиталистами и всеобщем подчинении
одного класса другому».
- Концепция об «Органическом
строении капитала»
О противоречиях капитализма,
а равно и рыночных экономических отношений,
К.Маркс акцентирует внимание и в теории
капитала. Уже в определении категории
«капитал» ее сущность сравнивается им
со «средством эксплуатации» рабочего
и установления власти над рабочей силой.
К. Маркс дал следующее определение сущности
капитала: “В процессе производства капитал
развился в командование над трудом, т.е.
над действующей рабочей силой, или самим
рабочим. Персонифицированный капитал,
капиталист, наблюдает за тем, чтобы рабочий
выполнял своё дело как следует и с надлежащей
степенью интенсивности… капитал развился
в принудительное отношение, заставляющее
рабочий класс выполнять больше труда,
чем того требует узкий круг его собственных
потребностей.” Короче сущность капитала
Маркс однажды сформулировал так: “Капитал
есть средство господства над производством”
.
Однако, у К.Маркса
есть еще две трактовки «капитала». Одна
из них явствует, когда он пишет, что «...присоединяя
к их мертвой предметности живую рабочую
силу, капиталист превращает стоимость
— прошлый, овеществленный, мертвый труд
— в капитал, в самовозрастающую стоимость,
в одушевленное чудовище, которое начинает
«работать» «как будто под влиянием охватившей
его любовной страсти».
Другая трактовка очевидна
в указании автора «Капитала» на взаимосвязь
происхождения прибавочной стоимости
и самовозрастания капитала и в частности,
когда он утверждает: «Только тот рабочий
производителен, который производит для
капиталиста прибавочную стоимость служит
самовозрастанию капитала».
Марксу принадлежит
большая роль в изучении органического строения капитала,
который он делил на постоянный и переменный.
Деление это происходит из двойственной
природы труда. Это значит, что в процессе
производства создаётся новая стоимость
и одновременно сохраняется старая, т.е.
окупаются и рабочая сила, и сырьё, и топливо
или энергия, и производственные строения,
и станки. В “Капитале” Маркс сказал об
этом так: “Как…целесообразная производительная
деятельность, труд одним своим прикосновением
воскрешает средства производства из
мёртвых; одушевляя эти средства производства,
он превращает их в факторы процесса труда
и соединяется с ними в продукты”. Таким
образом, труд присоединяет к стоимости
сырья и орудий труда новую стоимость,
а в своём полезном свойстве, как процесс
производства, он переносит на продукт стоимость
этих средств производства и таким образом
сохраняет их стоимость в продукте. Отсюда
двойственность результата труда, совершаемого
в одно и то же время. Средства производства
не утрачивают своей стоимости одновременно
со своей потребительной стоимостью, т.к.
вследствие процесса производства они
утрачивают лишь первоначальную форму
своей потребительной стоимости и только
затем, чтобы в продукте приобрести форму
другой потребительной стоимости. Поэтому
средства производства переносят свою
потребительную стоимость на продукт
по частям, и только ту стоимость, которую
утрачивают как средства производства.
Например, станки полностью переносят
свою меновую стоимость на производимые
продукты в течение срока своей эксплуатации. Маркс установил, что
средство производства никогда не отдаёт
продукту больше стоимости, чем оно утрачивает
в процессе труда вследствие уничтожения
своей собственной потребительной стоимости.
В “Капитале” на этот счёт Марксом указано,
что “…известный фактор процесса труда,
известное средство производства, целиком
принимает участие в процессе труда, но
лишь частью – в процессе образования
стоимости”. Т.е. «одно и то же средство
производства как элемент процесса труда
целиком входит в данный процесс производства,
а как элемент образования стоимости входит
частями”.
Из всего вышеописанного
Марксом был сделан следующий вывод: “Изобразив
те различные роли, которые различные
факторы процесса труда играют в образовании
стоимости продукта, мы тем самым охарактеризовали
функции различных составных частей капитала
в процессе его собственного возрастания.
Избыток всей стоимости продукта над суммой
стоимости элементов, участвующих в его
образовании, есть избыток возросшего
в своей стоимости капитала над первоначально
авансированной капитальной стоимостью.
Итак, та часть капитала,
которая превращается в средства производства,
т.е. в сырой материал, вспомогательные
материалы и средства труда, в процессе
производства не изменяет величины своей
стоимости. Поэтому её называют постоянной
частью капитала или постоянным капиталом.
Напротив, та часть
капитала, которая превращена в рабочую
силу, в процессе производства изменяет
свою стоимость. Она воспроизводит свой
собственный эквивалент и сверх того избыток,
прибавочную стоимость, которая в свою
очередь может изменяться, быть больше
или меньше. Из постоянной величины эта
часть капитала непрерывно превращается
в переменную. Поэтому её называют переменной
частью капитала, или переменным капиталом.
Кроме вышеописанного
строения капитала Маркс различал и стоимостное
и техническое строение капитала. Если
рассматривать строение со стороны стоимости,
то оно определяется тем отношением, в
котором капитал делится на постоянный
и переменный, это – стоимостное строение
капитала. А если рассматривать строение
капитала со стороны материала, функционирующего
в процессе производства, всякий капитал
делится на средства производства и живую
рабочую силу (в этом случае строение определяется
отношением между массой применяемых
средств производства и количеством труда,
необходимого для их применения), это –
техническое строение капитала. Они тесно
взаимосвязаны: стоимостное строение
капитала определяется техническим и
отражает в себе изменения технического
строения. И именно под стоимостным строением
капитала Маркс подразумевал органическое
в самой формулировке строения капитала.
Понятие «органическое
строение капитала» составляет соотношение
между постоянным и переменным капиталом.
Именно через это понятие он переходит
затем к еще более важной, на его взгляд,
характеристике — норме эксплуатации,
(что одно и то же, норме прибавочной стоимости),
определяемой как отношение между прибавочной
стоимостью и переменным капиталом. Подразделяя
капитал на постоянный и переменный, К.Маркс
имеет в виду как специфику движения выделяемых
им частей капитала, так и специфику влияния
каждой из этих частей на массу прибавочной
стоимости в стоимости продукта. В частности,
о движении капитала подробно говорится
в главе 8 тома II «Капитала», где речь идёт
о кругообороте капитала, в соответствии
с которым постоянный капитал свою ценность
переносит на создаваемый продукт частями,
а переменный — полностью, т.е. подлежит
возмещению после каждого производственного
цикла. Разница здесь в том, что постоянный
в отличие от переменного капитала может
воплощаться либо в машинах и оборудовании,
либо в необходимом для производства сырьевом
материале и прибавочной стоимости не
создает.
- Концепция о «норме
эксплуатации»
Следующим шагом было
введение нового важного понятия марксовой
теории, а именно, нормы эксплуатации труда
капиталом, которая равна отношению прибавочной
стоимости к переменному капиталу. Затем
Маркс переходит к анализу рабочего дня,
когда время работы делится на время необходимое
для производства необходимого продукта
и дополнительного продукта. Время, затраченное
на производство необходимого продукта
капиталистом, оплачивается, а то время,
которое рабочий изготавливает прибавочный
продукт, он работает на капиталиста бесплатно.
Следовательно, если капиталист увеличит
рабочий день, возрастет дополнительный
продукт, и следовательно норма эксплуатации.
Вот почему, как объясняет Маркс, капиталисты
всегда старались увеличить рабочий день.
Но увеличивать рабочий день бесконечно
невозможно, поэтому капиталисты увеличивают
норму эксплуатации другим способом. Если
невозможно увеличить прибавочное рабочее
время, то почему бы не попробовать уменьшить
необходимое рабочее время, которое есть
не что иное, как время, в течение которого
рабочий выполняет эквивалент своей заработной
платы. Тогда возрастет добавочное время
и соответственно продукт - прибыль капиталиста.
Вот почему зарплата всегда приближается
к прожиточному минимуму. Однако меньше
минимума рабочему платить нельзя, и капиталист
вынужден идти на повышение производительности
труда рабочего. При повышении производительности
труда, рабочий тратит меньше времени
на производство необходимого продукта,
а норма эксплуатации повышается.
Чтобы перейти к теории
прибавочной стоимости К.Маркса, резонно
сразу задаться вопросом: как она возникает,
если все продается и покупается по своей
ценности по принципу «обмена эквивалентов»,
то есть если товары, обмениваются пропорционально
овеществленному в процессе производства
труду? Речь об этом начинается в главе
4 тома I «Капитала». В теории доказывается,
что хотя рабочая сила как товар продается
по стоимости, но именно этот товар является
тем единственным и специфическим товаром,
ценность которого (в товарах, необходимых
для рабочего и его семьи) не может устанавливаться
при капитализме в точном соответствии
с принципом трудовой теории ценности
(стоимости). Разгадка этого явления у
К.Маркса достаточно проста, и суть ее
примерно такова: труд количественному
измерению поддается с точностью, а оценка
ценности рабочей силы — это, в большей
степени проблематика, как выразился Р.Арон,
определяемая «состоянием нравов и коллективной
психологии, что признавал сам Маркс».
Поэтому вывод автора
«Капитала» однозначен — источником прибавочной
стоимости является только «неоплаченный
труд» производительных рабочих, продающих
свою рабочую силу. Причем механизм извлечения
прибавочной стоимости в понимании К.Маркса
— это данность, которая также проста
и очевидна: в течение «необходимого времени»,
которое всегда меньше фактически отрабатываемого
времени, рабочий отрабатывает своим «необходимым
трудом» ценность своей рабочей силы,
чтобы получить её в форме заработной
платы, а в течение «прибавочного времени»
имеет место уже «прибавочный труд», который
и создает желанную капиталистами «прибавочную
стоимость».