Краткая биография Адама Смита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:03, доклад

Краткое описание

Адам Смит (1723-1790) был сыном таможенного чиновника. Получил хорошее образование. В 28 лет был избран профессором философии морали университета в г. Глазго. Результаты его научных исследований этого периода обобщены в книге "Теория нравственных чувств". В 41 год Смит отказался от работы в университете и занял место воспитателя в одной аристократической семье. Путешествуя со своим воспитанником по Европе,

Вложенные файлы: 1 файл

Адам Смит экономика.docx

— 33.52 Кб (Скачать файл)

Краткая биография Адама Смита

Адам Смит (1723-1790) был сыном таможенного чиновника. Получил хорошее образование. В 28 лет был избран профессором философии морали университета в г. Глазго. Результаты его научных исследований этого периода обобщены в книге "Теория нравственных чувств". В 41 год Смит отказался от работы в университете и занял место воспитателя в одной аристократической семье. Путешествуя со своим воспитанником по Европе, он познакомился в Париже с представителями школы физиократов Ф.Кенэ и А.Тюрго. После возвращения в 1766 г. в Англию Смит поселился в своем родном шотландском городе Кирколди и целиком посвятил себя работе над книгой "Исследование о природе и причинах богатства народов". В марте 1776 г. книга вышла в свет. Смит хотел посвятить ее Ф.Кенэ, но он умер двумя годами раньше. Книга имела громадный успех и несколько раз переиздавалась при жизни автора. На русский язык была переведена в 1804 г. и затем переиздавалась несколько раз. "Богатство народов" включает в себя пять книг. Практически весь теоретический анализ сосредоточен в первых двух книгах.

Модель  «экономического человека» А. Смита

Модель человека в экономической  науке претерпевала значительные изменения вместе с развитием самой науки. Модель человека является важнейшей составной частью экономических исследований. Идея экономического человека как человека, руководимого собственным интересом, была доминирующей в конце XVIII в. в Европе. Но нигде и ни у кого она не была сформулирована настолько отчетливо, как в «Богатстве народов». Вместе с тем Смит стал первым экономистом, положившим определенное представление о человеческой природе в основу целостной теоретической системы.

Анализ литературы позволяет выделить ученых, которые рассматривали некоторые элементы модели человека: Л. Гребнева, В. Зотова, Г. Беккер, Н. Макашева. Попытки дать многосторонний анализ модели экономического человека в определенный период развития экономической мысли, все еще являются большой редкостью. Именно поэтому целью работы является комплексный анализ модели человека в работах выдающегося экономиста Адама Смита.

Смит выводит своего движимого собственным интересом человека не из умозрительных соображений о природе человека, а из своих наблюдений за окружающим его реальным миром. В «Богатстве народов» нет резкого отделения теории от опыта (эмпирии). Так, Смит не сводит собственный интерес людей к получению денежных доходов наподобие максимизации прибыли: на выбор занятий помимо заработка влияют также приятность или неприятность занятия, легкость или трудность обучения, постоянство или непостоянство занятий, больший или меньший престиж в обществе. Модель «человека экономического» Смита, предполагает в качестве основы всех экономических процессов и явлений человеческий эгоизм, а общее благо стихийно складывается вследствие самостоятельных действий индивидов, каждый из которых стремится к максимизации собственной выгоды.

В самом начале «Богатства народов» он пишет о свойствах человека, налагающих отпечаток на все виды его хозяйственной деятельности:

1. это «склонность к обмену одного предмета на другой» (это позволяет объяснить обмен эквивалентов, а не предметов, имеющих разную ценность для продавца и покупателя);

2. собственный интерес, эгоизм, «одинаковое у всех людей постоянное  и неисчезающее стремление улучшить свое положение».

Эти свойства взаимосвязаны: в условиях широкого развития обмена невозможно установить с каждым из партнеров личные отношения, основанные на взаимной симпатии. Вместе с тем обмен возникает именно потому, что даром получить нужные предметы у такого же эгоистичного по природе соплеменника невозможно[4].

Отмеченные свойства человеческой природы имеют у Смита важные экономические последствия. Они  лежат в основе системы разделения труда, где индивид выбирает для  себя более выгодное занятие. «Каждый  отдельный человек постоянно  старается найти наиболее выгодное приложение капитала, которым он может распоряжаться. Он имеет в виду собственную выгоду, а отнюдь не выгоды общества». Однако Смит в отличие от меркантилистов не противопоставляет частный интерес общему благу. Дело в том, что это богатство равно, по Смиту, сумме ценностей, созданных во всех отраслях хозяйства. Таким образом, выбирая отрасль, где его «продукт будет иметь большую стоимость, чем в других отраслях», человек, ведомый эгоистическим интересом, самым непосредственным образом увеличивает богатство общества. Можно высказать точку зрения, что все в этом мире построено на «индивидуальной жадности» каждого из людей и эти жадности борются друг с другом. И эта борьба создает богатство общества.

Необходимо отметить, что основанная на собственном интересе модель человеческой мотивации в «Богатстве народов», казалось бы, не согласуется с ее трактовкой в первом большом произведении Смита — «Теории нравственных чувств». Здесь просматривается дуализм его методологии. Смит подчеркивает, что поведение человека направляется «симпатией», т. е. умением поставить себя на место другого и желанием заслужить одобрение «беспристрастного наблюдателя». Собственный интерес при этом не отрицается, но Смит подчеркивает его ограниченность. В «Богатстве народов» Смит отнюдь не идеализирует эгоизм владельцев капитала: он хорошо понимает, что собственный интерес капиталистов может заключаться не только в производстве выгодных продуктов, но и в ограничении аналогичной деятельности конкурентов, что в конце концов приводит к монополии. Однако Смит демонстрирует, что даже при самых худших предположениях относительно человеческой природы рыночная экономика, основанная на свободной конкуренции, все равно дает лучший результат, чем принудительная регламентация экономической деятельности [4].

Реалистичен подход Смита и к  другим аспектам модели человека: его  интеллектуальным способностям и информационным возможностям. Индивид, согласно Смиту, далеко не всегда может предвидеть последствия своих поступков. Более всего он компетентен в том, что затрагивает его личные интересы. Он лучше, чем кто-либо другой, в том числе и государственный чиновник, способен обусловить свой собственный интерес.

Необходимо отметить, что понятие  «homo oeconomicus» («экономический человек») возникло несколько позже, но его изобретали, опираясь на Смита.

Таким образом, проведя анализ модели человека в трудах Адама Смита  можно утверждать, что «экономический человек» - эгоист, стремящийся к  личному обогащению путем производства и реализации качественного товара или услуги. Необходимо отметить, что  понятие «homo oeconomicus» («экономический человек») возникло несколько позже, но его изобретали, опираясь на Смита. Концепцией ''экономического человека'' Смит поставил вопрос колоссальной теоретической и практической важности: о мотивах и стимулах хозяйственной деятельности человека. И он дал плодотворный и глубокий для своего времени ответ на этот вопрос, если иметь в виду, что под его «естественным» человеком скрывался действительный человек буржуазного общества.

Основная работа: "Исследование о природе и причинах богатства  народов" ["An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations"] (1776)

Шотландский экономист А. Смит многими  рассматривается в качестве первого  великого экономиста. Такого признания  А. Смита удостоился из-за того, что  его книга "Богатство народов"25[3] представляет собой первый в истории  экономической науки труд, в котором  было дано ее систематическое изложение. По мнению М. Блауга, экономические труды до А. Смита - это "генеральные репетиции науки, но еще не сама наука"26[4].

Методология исследования А. Смита  схожа с методологией физиократов. В основе мироздания лежит некий "внутренний", "естественный порядок", создающий гармонию между отдельными действиями свободных независимых друг от друга лиц.

Но при этом его методология  содержит элементы новизны, связанные  с концепциями "экономического человека" и "невидимой руки"; эти концепции  позднее стали фундаментом магистрального направления современной экономической науки (трансформировавшись соответственно в принципы рациональности и равновесия).

Согласно концепции "экономического человека", каждый индивид при  осуществлении своих действий руководствуется  личными интересами и стремится  к максимальной выгоде для себя. Таким образом, каждый человек является "экономическим человеком" [Homo Oeconomicus]. А. Смит характеризует поведение экономического человека следующим образом:

"Он скорее достигнет своей  цели, если обратится к их [других  людей - И. Р.] эгоизму и сумеет  показать им, что в их собственных  интересах сделать для него  то, что он требует от них.  Всякий предлагающий другому сделку какого-либо рода, предлагает сделать именно это. Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно, - таков смысл всякого подобного предложения."27[5]

Согласно концепции "невидимой  руки" [invisible hand], поведение отдельных людей, ведущих себя в соответствии с концепцией "экономического человека", в конечном счете приводит к максимально возможному общественному благосостоянию. Его максимизация достигается при неограниченной свободе рыночной деятельности. А. Смит не дает непосредственного определения "невидимой руки", упоминая ее как бы вскользь, утверждая, что индивид "... преследует лишь собственную выгоду, причем... он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения; при этом общество не всегда страдает от того, что эта цель не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действительным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им".28[6]

Уже из названия основной работы А. Смита  вытекает, что главным объектом его  интересов является богатство. Вся  эта книга посвящена выявлению  факторов, способствующих или препятствующих накоплению богатства.

По А. Смиту, богатство представляет собой стоимость материальных благ ("предметов жизненной необходимости  и удобства"), находящихся в  руках нации (народа). Богатство состоит  из продуктов труда народа данной страны и продуктов труда других народов, приобретенных в обмен  на богатство нации. Цель же экономической  науки состоит в изучении того, каким образом можно добиться максимального богатства нации.

Среди главных факторов богатства  А. Смитом выделяются следующие.

а) Разделение труда.

б) Накопление капитала.

в) Государственное вмешательство  в экономику.

Первые два фактора влияют на богатство положительно, третий - отрицательно. Вся дальнейшая структура книги  А. Смита прямо или косвенно "подгоняется" под анализ этих факторов. И в  первую очередь, А. Смита интересует первый фактор богатства - разделение труда.

«Экономический человек» и «невидимая рука» 

 

Чтобы объяснить феномен  успеха  А.Смита,  прежде  всего необходимо обратиться к особенностям его методологии.    Центральное место в методологии исследования А.Смита  занимает  концепция экономического либерализма, в основу которой он, как и  физиократы,  положил идею естественного порядка, т.е. рыночных экономических отношений. В  то  же время А.Смита  постоянно подчеркивает,  рыночные  законы  лучшим  образом  могут  воздействовать   на экономику, когда  частный  интерес  стоит  выше  общественного,  т.е.  когда интересы общества в целом рассматриваются как сумма  интересов  составляющих его лиц. В развитие этой  идеи  автор  "Богатства  народов"  вводит  ставшие затем знаменитыми понятия "экономический человек" и "невидимая рука".

Сущность "экономического человека" достаточно рельефно  показана  уже  во второй главе книги I "Богатства народов", где особо впечатляет  положение  о том, что  разделение  труда  является  результатом  определенной  склонности человеческой природы к торговле и обмену. А.Смит  характеризует "экономического человека" словами: "Он скорее  достигнет  своей  цели,  если обратится к их (своих ближних) эгоизму  и  сумеет  показать  им,  что  в  их собственных интересах сделать для него то, что он  требует  от  них.  Всякий предлагающий другому сделку  какого-либо  рода,  предлагает  сделать  именно это. Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе  нужно,  —  таков смысл всякого подобного предложения...  Не  от  благожелательности  мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а  от  соблюдения  ими своих собственных интересов. Мы обращаемся  не  к  их  гуманности,  а  к  их эгоизму, и никогда не говорим им о наших нуждах, а об их выгодах" .

Без  особых  комментариев  А.Смит  преподносит  читателю  и  положение  о "невидимой  руке".  При  этом  нельзя  исключить,  что  идею  о  ней   автор "Богатства народов" заимствовал в  памфлетах  меркантилистов  XVII  в.,  где проводилась мысль о том, что экономическое поведение  предопределяет  прежде всего  прибыль,  а  для  этого  государству  необходимо  защищать  свободную конкуренцию в эгоистических интересах отечественных предпринимателей.    Но  А.Смит  ничуть  не  повторяет  меркантилистов.  В  его  книге   смысл "невидимой руки" заключается  в  пропаганде  таких  общественных  условий  и правил, при  которых  благодаря  свободной  конкуренции  предпринимателей  и через их частные интересы рыночная экономика будет наилучшим образом  решать общественные задачи и приведет к  гармонии  личную  и  коллективную  волю  с максимально возможной выгодой для всех и каждого.

Другими словами, "невидимая рука" независимо от воли и намерений индивида — "экономического человека" —  направляет  его  и  всех  людей  к  наилучшим результатам, выгоде и к более высоким целям общества, оправдывая как бы  тем самым   стремление   человека-эгоиста   ставить    личный    интерес    выше общественного.  Таким  образом,  смитовская  "невидимая  рука"  предполагает такое  соотношение  между  "экономическим  человеком"  и  обществом,  т.  е. "видимой   рукой"   государственного   управления,   когда   последняя,   не противодействуя  объективным  законам  экономики,  перестанет   ограничивать экспорт  и  импорт  и  выступать  искусственной  преградой   "естественному" рыночному порядку.    Стало быть, рыночный механизм хозяйствования, а по Смиту —  "очевидная  и простая система естественной свободы",  благодаря  "невидимой  руке"  всегда будет  автоматически  уравновешиваться.  Государству   же   для   достижения правовых  и  институциональных  гарантий   и   обозначения   границ   своего невмешательства остаются "три весьма важные обязанности". К ним он  относит: издержки на общественные работы (чтобы "создавать и  содержать  определенные

Информация о работе Краткая биография Адама Смита