Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 09:48, курсовая работа
Целью данной работы является комплексное изучение финансовых и кредитных методов государственного регулирования экономики. Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:
Изучение целей и задач денежно-кредитной политики государства, ознакомление с инструментами денежно-кредитных мероприятий государства, а также анализ тенденций и особенностей современной российской кредитно-денежной политики.
Введение………………………………………………………………………..…3
1. Цели и задачи кредитно-денежных мероприятий государства. Политика «дорогих» и «дешевых» денег………………………………………..…..5
2. Инструменты кредитно-денежных государственных мероприятий…………………………………………………………….…8
3. Тенденции и особенности современной российской кредитно-денежной политики…………………………………………………………………..12
Заключение…………………………………………………………………..…..23
Список литературы………………………………………………………...........25
Практикум………………………………………………………………….........26
План:
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Практикум………………………………………………………
Введение
Деньги существуют на
протяжении тысячелетий. Напротив, центральные
банки появились на исторической сцене сравнительно
недавно. Что же касается современной
модели центральных банков, то ее формирование
восходит, когда начали определяться функции
центральных банков в экономике с бумажными
деньгами и коммерческими банками.
Сегодня в любой, даже самой
маленькой, стране мира есть свой центральный
банк. Он выполняет 2 основные задачи. Первая
задача – центральный банк должен обеспечить
стабильность функционирования банковской
и финансовой систем. В частности, он должен
предупреждать возникновение финансовой
паники, вероятность которой в финансовой
системе с широким набором посреднических
институтов весьма велика. При выполнении
этой задачи центральный банк играет роль
кредитора в последней инстанции.
Проведение денежной
политики – является второй основной
задачей. Она осуществляется в основном посредством
инструктирования. Бюро по операциям на
открытом рынке по поводу контроля над
денежной массой,
чтобы был обеспечен низкий уровень инфляции
и при этом не допущена
значительная безработица.
Кредит относится к
числу важнейших категорий
1. Цели и задачи кредитно-денежных мероприятий государства. Политика «дорогих» и «дешевых» денег
Денежно-кредитная политика (иногда ее называют монетарной или просто денежной) – это комплекс мер, используемых финансовыми властями страны для достижения преследуемых ими целей и воздействующих на количество денег, находящихся в обращении.
Цели кредитно–денежной политики:
Денежно-кредитная политика,
основным проводником которой, как
правило, является центральный банк,
направлена главным образом на воздействие
на валютный курс, процентные ставки и
на общий объем ликвидности
Вместе с тем взаимоотношения банка и правительства в проведении денежно-кредитной политики обычно четко определены. Главное место здесь занимает так называемая финансовая конституция, т.е. закрепление принципов взаимоотношения банка с бюджетом. Правительство ограничено в своих действиях и обычно не вмешивается в повседневную деятельность банка, согласовывая лишь общую макроэкономическую политику.
Другой важный момент – единство денежно-кредитной и валютной политики. Центральный банк никогда не замыкается на поддержании внутренней стабильности национальной денежной единицы уже потому, что купля-продажа валюты прямо отражается на ликвидности банковской системы и связана с эмиссией.
Проводя стимулирующую или
В условиях спада производства
и увеличения безработицы центральный банк проводит
«гибкую» стимулирующую политику, получи
Увеличение денежного предложен
2. Инструменты
кредитно-денежных
Инструментарий денежно-
Основные инструменты, которыми располагает Центральный банк, включают:
Является мощным
средством воздействия на
Обязательные резервы выполняют две основные функции.
Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации.
Во-вторых, обязательные резервы являются инструментом, используемым центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране. Управляя нормой резервирования, центральный банк оказывает влияние на уровень прибыльности коммерческих банков, повышая либо понижая стоимость ресурсов, объем кредитов и депозитов. Изменяя размеры кредитно-депозитной эмиссии, центральный банк управляет величиной и темпами изменения денежной массы.
2. Операции на открытых рынках.
Основным инструментом регулирования предложения денег является покупка и продажа ЦБ государственных ценных бумаг. При продаже и покупке ценных бумаг ЦБ пытается воздействовать на объем ликвидных средств коммерческих банков предлагая выгодные проценты. Покупая ценные бумаги на открытом рынке, он увеличивает резервы коммерческих банков, тем самым способствуя увеличению кредитования и соответственно росту денежного предложения. Продажа ценных бумаг ЦБ приводит к обратным последствиям.
Это дисконтная политика, или изменение учетного процента. Традиционная функция Центрального банка — предоставление ссуд коммерческим банкам. Ставка процента, по которой выдаются эти ссуды, называется учетной ставкой процента. Изменяя эту ставку, центральный банк может воздействовать на резервы банков, расширяя или сокращая их возможности в предоставлении кредита населению и предприятиям. В зависимости от уровня учетного процента строится система процентных ставок коммерческих банков, происходит удорожание или удешевление кредита вообще и тем самым создаются условия ограничения или расширения денежной массы в обращении.
Учетная политика, будучи составной частью государственной процентной политики, является одним из наиболее важных инструментов денежно-кредитного регулирования, основные направления которой разрабатываются и реализуются центральным банком посредством установления и пересмотра официальной (базовой) процентной ставки двух основных видов: ставки по редисконтированию (переучету ценных бумаг) и ставки по рефинансированию (кредитованию банковских учреждений).
Центральные банки устанавливают несколько официальных учетных ставок в зависимости от срока, надежности, «классности» и так далее, равно как и несколько ставок по ломбардному кредиту, исходя из вида обеспечения, сроков и прочих условий.
Регулируя уровень ставок по рефинансированию и редисконтированию, центральный банк влияет на величину денежной массы в стране, способствует повышению или сокращению спроса коммерческих банков на кредит. Повышение официальных ставок затрудняет для коммерческих банков возможность получить кредитные ресурсы, а в результате и возможность расширять масштабы операций с клиентурой. Официальные процентные ставки оказывают косвенное влияние на рыночные процентные ставки, устанавливаемые коммерческими банками в соответствии с условиями рынка кредитных ресурсов и не находящиеся под прямым контролем центрального банка.
Фактически, кредитно-денежная политика как инструмент государственного регулирования сформировалась только в 1992 году. Трудно сказать, какая теоретическая концепция лежит в основе кредитно-денежной политики России. В начале перехода к рынку несколько раз в нашей стране принималась программа преодоления кризисных явлений и формирования рыночной экономики, которая во многом ориентировалась на монетаристский подход регулирования экономики, то есть Банк России в качестве основного инструмента денежно-кредитной политики использовал денежные агрегаты. Это является особенностью современной монетарной политики России.