Кредитно-денежная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 22:04, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является уточнение сущности инструментов и методов денежно–кредитной политики.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- дать общую характеристику денежно-кредитной политики;
- рассмотреть её цели и разработку.
- раскрыть понятие методов денежно-кредитной политики;
- выявить инструменты денежно-кредитной политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА, ЕЁ ЦЕЛИ И РАЗРАБОТКА. МЕТОДЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 5
2. ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 10
3. ПРОБЛЕМЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22

Вложенные файлы: 1 файл

макроэкономика.docx

— 47.58 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кредитно-денежная политика государства

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ  ПОЛИТИКА, ЕЁ ЦЕЛИ И РАЗРАБОТКА. МЕТОДЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 5

2. ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 10

3. ПРОБЛЕМЫ  ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Финансовая политика государства  является частью социально- экономической  политики государства и представляет собой совокупность всех нормативных  требований и финансового механизма  их реализации, направленных на мобилизацию  и рациональное использования финансовых ресурсов государства, для осуществления  его функций и задач.

Под нормативными требованиями понимается разработка общей концепции, основных направлений, целей, задач финансовой политики государства.

Финансовая политика определенной страны зависит от ряда факторов: исторических условий, уровня развития экономики, политических, экономических и социальных целей, сроков их достижение и национальных традиций.

Финансовая политика государства  призвана обеспечивать нормальное функционирование финансовой системы общества. Содержание финансовой политики определяется принятой концепцией развития финансов, её стратегическими  целями, раскрывающими основные направления  формирования, распределения и использования  финансов, и совокупностью мероприятий, осуществляемых органами государственной  власти и управления для достижения выдвинутых целей. При этом мероприятия  в финансовой системе должны увязываться  с мероприятиями, осуществляемыми  в других сегментах социально- экономической  политики государства: денежно- кредитном, ценовом, оплаты труда и др.

Важнейшим направлением регулирования  экономики страны традиционно является денежно-кредитная политика государства. Денежная политика, важнейший элемент  современной макроэкономической политики, представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и кредита.

Конечные цели денежно-кредитной  политики государства заключаются  в экономическом росте, полной эффективной  занятости населения, обеспечении  стабильности цен и устойчивом платежном  балансе. Наряду с денежно-кредитной  политикой конечные цели должны реализовываться  фискальной, валютной, внешнеторговой и другими видами политики.

Действуя в рамках денежно-кредитной  политики, государство ориентируется  на достижение поставленных глобальных целей с помощью различных  мероприятий данной политики, которые  рассчитаны на несколько лет и  осуществляются довольно медленно.

Целью работы является уточнение  сущности инструментов и методов денежно–кредитной политики.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих  задач:

- дать общую характеристику  денежно-кредитной политики;

- рассмотреть её цели  и разработку.

- раскрыть понятие методов  денежно-кредитной политики; 
- выявить инструменты денежно-кредитной политики.

Объект исследования –  система отношений связанных  с денежно-кредитной политикой государства.

Предметом исследования являются методы и инструменты денежно-кредитной  политики.

Теоретико-методологическую и информационную основу исследования составили работы отечественных  и зарубежных ученых по вопросам сущности денежно-кредитной политики государства. Автор использовал такие научные методы как анализ, синтез, обобщение.

Структурно работа включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы.

1. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА, ЕЁ ЦЕЛИ И РАЗРАБОТКА. МЕТОДЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

 

Центральный Банк регулирует экономику не прямо, а опосредовано – через денежно-кредитную систему. Воздействуя на кредитные институты, он создает определенные условия  для их функционирования. От этих условий  в известной мере зависит направление  деятельности коммерческих банков и  других финансовых институтов, что  и оказывает влияние на ход  экономического развития страны. Поэтому  национальные особенности кредитной  системы определяют степень регулирующего  воздействия центрального банка  на экономику и влияют на условия  функционирования центрального банка. Особенности национальной банковской системы в значительной степени  воздействуют на выбор центральными банками путей и методов денежно-кредитного регулирования, на предпочтение ими  тех или иных инструментов денежной политики1.

Под функциями центрального банка следует понимать объективно обусловленные постоянные цели, которые должен преследовать центральный банк. Достаточно долгий опыт работы центральных банков позволяет в целом четко выявить выполняемые ими функции. Банк России, например, выполняет следующие функции:

• во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную  политику;

• монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

• является кредитором последней  инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

• устанавливает правила  осуществления расчетов в РФ и  проведения банковских операций;

• осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной  системы РФ;

• осуществляет эффективное  управление золотовалютными резервами  Банка России;

• принимает решение о  государственной регистрации кредитных  организаций, выдает и отзывает лицензии на осуществление банковских операций кредитным организациям;

• осуществляет надзор за деятельностью  кредитных организаций и банковских групп;

• регистрирует эмиссию  ценных бумаг кредитными организациями;

• осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства  РФ все виды банковских операций и  сделок;

• организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;

• устанавливает правила  бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ;

• устанавливает и публикует  официальные курсы иностранных  валют по отношению к рублю;

• принимает участие в  разработке прогноза платежного баланса  РФ;

• проводит анализ и прогнозирование  состояния экономики и др.2

Важнейшей функцией центрального банка любой страны является разработка и реализации единой государственной  денежно-кредитной политики.

Денежно-кредитная политика является составной частью экономической политики государства, главные стратегические цели которой - повышение благосостояния населения и обеспечение максимальной занятости. Исходя из этой долгосрочной стратегии, основными ориентирами макроэкономической политики правительства обычно выступают обеспечение роста ВВП и снижение инфляции.

Ее конечные цели формулируются в соответствии с принятыми на текущий год целями макроэкономической политики.

Основным направлением денежно-кредитной  политики как составной части  современной экономической политики России является постепенное снижение уровня инфляции и поддержание ее на определенном уровне. Такой подход к формированию основной (конечной) цели единой государственной политики на ближайшие годы предусмотрен3.

Основными направлениями  социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу. В соответствии с этим документом конечной целью денежно-кредитной  политики в предстоящие 10 лет должно быть снижение, а в дальнейшем, при  достижении низких значений, - сохранение инфляции на уровне, обеспечивающем условия  для устойчивого экономического роста.

Постепенное снижение уровня инфляции будет способствовать уменьшению макроэкономических рисков, расширению внутреннего кредита, концентрации в стране капиталов, необходимых  для модернизации основных фондов и  закрепления на этой основе устойчивых тенденций экономического роста. Исходя из конечных целей денежно-кредитной политики определяются ее промежуточные цели4.

Разработка денежно-кредитной  политики. Ее осуществляет непосредственно Банк России. Этот процесс организован следующим образом.

Разработанный Банком России проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной  политики на предстоящий год передается на рассмотрение Национальному банковскому совету, который дает по нему заключение. Далее уточненный по рекомендациям Банковского совета проект представляется Президенту РФ и Правительству РФ. Не позднее 1 октября Банк России представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря - Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год5.

Основные направления  единой государственной денежно-кредитной  политики на предстоящий год содержат анализ состояния и прогноз развития экономики РФ, основные ориентиры, параметры  и инструменты единой государственной  денежно-кредитной политики. Государственная  Дума рассматривает этот документ и  принимает решение.

Председатель Банка России ежегодно представляет Государственной  Думе годовой отчет, в котором  содержится перечень мероприятий по единой государственной денежно-кредитной  политике, проведенных Банком России.

Реализация утвержденной денежно-кредитной политики целиком  возложена на Банк России.

Методы денежно-кредитного регулирования представляют собой набор инструментов, объединяемых единым признаком, а инструменты – это переменные, находящиеся в сфере прямого воздействия Центрального Банка, величина которых может быть быстро скорректирована и с которыми тесно связаны целевые ориентиры.

Проводя денежно-кредитную  политику, ЦБ не оказывает прямого  воздействия на состояние реального  сектора экономики. Его главная  задача – создать объективные  предпосылки для формирования сбережений предприятий и населения и  последующей их трансформации в  производительные инвестиции. Под такими объективными предпосылками, которые находятся в компетенции ЦБ, следует понимать стабильность темпов роста инфляции, курса национальной валюты, низкий уровень процентных ставок6.

Денежно-кредитная политика Центрального Банка играет в жизни  общества настолько важную роль, что  нарушения экономических законов  при ее разработке и реализации могут  повлечь за собой необратимые  последствия7.

 

2. ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

 

Государство стремится оказать  определенное, заранее рассчитанное воздействие на процесс воспроизводства, используя в качестве передаточного  механизма различные инструменты  денежной сферы. В связи с этим денежно-кредитная политика должна ориентироваться на более конкретные промежуточные целевые ориентиры, такие как денежная масса, ставка процента и обменный курс.

По мнению автора инструменты  денежно-кредитной политики стоит  группировать следующим образом:

1) лимиты кредитования; прямое  регулирование ставки процента;

2) изменение нормы обязательных  резервов;

3) изменение учетной ставки (ставки рефинансирования);

4) операции на открытом  рынке8.

Анализируя предложенную группу инструментов, необходимо отметить, что регулирование ставки процента является инструментом прямого регулирования, остальные – косвенного регулирования. При переходе к рыночным отношениям косвенные инструменты зачастую вытесняют инструменты прямого  регулирования.

Одной из основных функций  ЦБ РФ является контроль над предложением денег путем воздействия на денежную массу. Фактический объем предложения  денег складывается в результате операций коммерческих банков по приему вкладов и выдаче ссуд. Для осуществления  контрольных и регулирующих функций  ЦБ РФ создаются обязательные резервы  – это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки обязаны  хранить в ЦБ РФ в виде беспроцентных  вкладов9.

Хранение денежных средств  в качестве установленной нормы  банковского резервирования приводит к уменьшению активной денежной массы. Чем выше устанавливает Центральный  банк норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может  быть использована коммерческими банками  для активных операций, что лишает банки суммы дохода, который они  могли бы получить, пуская эти деньги в оборот. Отношение предложения  денег к денежной базе называется денежным мультипликатором. Увеличение нормы резервов уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы. Чем выше банковская активность, тем меньше реальных денег  в системе. Таким образом, ЦБ РФ оказывает  воздействие на динамику денежного  предложения.

Информация о работе Кредитно-денежная политика государства