Кредитно-денежная политика на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 17:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение теоретических основ денежно-кредитной политики, а также анализ денежно-кредитной политики РФ на современном этапе. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть сущность денежно-кредитной политики, изучить ее инструменты и цели, а также описать современную денежно-кредитную политику РФ.

Содержание

Введение 3

Теоретические аспекты кредитно-денежной политики 5
1.1. Цели и эффективность денежно-кредитной политики 5
1.2. Теория денег - основа денежно-кредитной политики 10
1.3. Инструменты денежно-кредитной политики 13

2. Анализ денежно-кредитной политики 20

2.1. Инструменты денежно-кредитной политики в РФ в 2010-2011 гг. 20
2.2. Анализ денежно-кредитной политики России в 2009 году 23
2.3. Сценарии макроэкономического развития на 2010-2012 годов 35

Заключение 39

Список использованных источников 41

Вложенные файлы: 1 файл

КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА.docx

— 235.08 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО Тюменский  государственный университет  
Нижневартовский экономико-правовой институт (филиал)

 

 

 

 

 

 

Кафедра «Экономики»

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине «Экономическая теория»

 

на тему: «КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА НА СОВРЕМЕННОМ  ЭТАПЕ»

 

 

 

 

 

 

Выполнил: ст. гр. Ф - 12

Рахимзянова Е.Р.

 

Проверил: к.э.н., доцент

Касаткина Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Нижневартовск  2011

Содержание

 

Введение            3

 

  1. Теоретические аспекты кредитно-денежной политики    5

1.1. Цели и эффективность денежно-кредитной политики    5

1.2. Теория денег - основа денежно-кредитной политики           10

1.3. Инструменты денежно-кредитной политики            13

 
2. Анализ денежно-кредитной политики              20

 

2.1. Инструменты денежно-кредитной политики в РФ в 2010-2011 гг. 20

2.2. Анализ денежно-кредитной политики России в 2009 году          23

2.3. Сценарии макроэкономического развития на 2010-2012 годов         35

 

Заключение                  39

 

Список использованных источников              41

                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Данная тема выбрана мною, потом  что она является в настоящее  время наиболее актуальной. Мировой  финансовый кризис повлиял на экономику  всех стран. Регулирование денежно-кредитной  политики является основанием для стабилизации экономики государства после  кризиса.

Денежно – кредитная политика (англ. Monetary policy) представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

В идеале денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость  и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели. Однако на практике с ее помощью приходится решать и  более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики страны задачи.

Нельзя  забывать и о том, что денежно-кредитная  политика - чрезвычайно мощный, а  потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из кризиса, но и не исключена и печальная  альтернатива - усугубление сложившихся  в экономике негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые  на высшем уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной  политики на экономику государства, дадут положительные результаты. В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный эмиссионный банк государства. Без верной денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком, экономика не может эффективно функционировать. Центральному банку предоставлены самые широкие полномочия и полная самостоятельность в вопросе о выборе методов и мероприятий по денежно-кредитному регулированию экономики страны в рамках действующего законодательства.

Денежно-кредитная политика – это  важная форма участия государства  в регулировании рыночного процесса.

Роль государства в регулировании  денежного рынка очень велика, так как именно оно выпускает  деньги в обращение и берет  на себя ответственность за управление денежным процессом. Главной задачей  денежно-кредитной политики является достижение поставленных экономической  политикой государства макроэкономических целей, таких, как:

  • финансовая стабилизация и закрепление достигнутых результатов;
  • снижение темпов инфляции;
  • укрепление курса национальной валюты;
  • обеспечение устойчивого платежного баланса страны;
  • достижение и закрепление тенденции не инфляционного экономического роста и т.п.

Отцом кредитно-денежной политики признан Милтон Фридман, лауреат  Нобелевской премии, видный экономист  современности. Его теориями пользуются многие правительства, в том числе  правительство Англии.

Сегодня в России рациональная денежно-кредитная  политика призвана минимизировать инфляцию, способствовать устойчивому экономическому росту, поддерживать курсовые соотношения  валютного курса, на экономически обоснованном уровне, стимулируя развитие ориентированных  на экспорт и импортозамещающих  производств, существенно пополнить  валютные резервы страны.  

Целью работы является изучение теоретических основ  денежно-кредитной политики, а также  анализ денежно-кредитной политики РФ на современном этапе. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть сущность денежно-кредитной политики, изучить  ее инструменты и цели, а также  описать современную денежно-кредитную  политику РФ.

 

 

 

1. Теоретические  аспекты кредитно-денежной политики

1.1 Цели и эффективность денежно-кредитной политики

 

Кредитно-денежная политика состоит из изменения денежного  предложения с целью стабилизации совокупного объема производства занятости  и уровня цен. Она призвана вызывать увеличение денежного предложения во время спада, с целью поощрения денежных расходов и снижения денежного предложения во время инфляции с целью ограничения расходов, то есть основными целями кредитно-денежной политики являются:

  • регулирование темпов экономического роста;
  • смягчение циклических колебаний;
  • сдерживание инфляции;
  • сбалансированность бюджета;
  • обеспечение стабильности цен;
  • полная занятость;
  • рост реального объема производства.

Для регулирования  этих процессов необходима взвешенная государственная политика регулирования  денежного обращения. Эту роль главного регулирующего органа всей денежной системы страны выполняет Центральный Банк.

Главная задача кредитно-денежной политики Центрального банка - поддержание стабильной покупательной  силы национальной валюты и обеспечение  эластичной системы платежей и расчетов. В то же время политика центрального банка является одной из важнейших  частей регулирования всей экономики  государства.

С помощью  денежно-кредитного регулирования  государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания  конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики  страны.

Нужно отметить, что денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между  ними состоит в том, что центральный  банк либо оказывает косвенное воздействие  через ликвидность кредитных  учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и  качественных параметров деятельности банков. Предложение денег на денежном рынке играет большую роль в экономике. Это, в частности, следует из известного уравнения обмена. Соответственно ему существует зависимость между объемами денежной массы, скоростью обращения денег, выпуском продукции и уровнем цен.

Опыт проведения денежно-кредитной  политики в различных странах  в течение нескольких десятилетий  позволяет выявить ее сильные и слабые стороны, определить факторы, оказывающие влияние на ее эффективность.

Во всех странах с развитой рыночной структурой центральные банки обладают известной независимостью от правительства  и могут оперативно принимать  решения по корректировке денежно-кредитной  политики в зависимости от меняющейся экономической ситуации.

Самостоятельность центральных банков в проведении денежно-кредитной  политики позволяет также успешно  противостоять давлению со стороны  политиков, когда краткосрочные  политические цели правительства вступают в противоречие с основной стратегической линией макроэкономического регулирования. Подобное часто наблюдается в  условиях приближающихся выборов, растущего  дефицита государственного бюджета и т. д. Все это делает денежно-кредитную политику чрезвычайно привлекательным инструментом государственного регулирования экономики.

С другой стороны, в проведении денежно-кредитной политики возникают серьезные ограничения, которые таят в себе опасность ухудшения экономической ситуации.

Во-первых, это обусловлено общими особенностями использования косвенных  методов регулирования, когда одни и те же мероприятия, проводимые государственными органами, обеспечивая положительный эффект на одних рынках, могут вызвать отрицательные последствия на других рынках. В связи с этим при проведении денежно-кредитной политики важно уметь предвидеть возможные негативные последствия и принять меры для их нейтрализации.

Во-вторых, большое влияние на эффективность  денежно-кредитной политики оказывает  также правильность выбора промежуточных  и тактических целей. В данном случае речь идет о так называемой технической стороне дела. Известно, что денежную массу можно представить  различными денежными агрегатами, построенными по принципу убывания ликвидности. Выбирая  в качестве промежуточной цели, например, темп роста денежной базы. Центральный  банк должен выбрать и денежный агрегат, который он будет контролировать, более узкий или более широкий  и соответственно определить тактические  цели. Если выбор сделан неправильно, без учета всех происходящих процессов  в денежно-кредитной сфере, предпринимаемые  усилия не только не принесут желаемого  конечного результата, но и могут  подорвать авторитет экономических  теорий, на основе которых формировалась  денежно-кредитная политика.

В-третьих, при проведении денежно-кредитной  политики и выборе ее целей необходимо учитывать побочные эффекты, обусловленные  самим механизмом изменения объема денежной массы в экономике. Центральный  банк не может полностью контролировать предложение денег, поскольку в  этом процессе участвуют также коммерческие банки и небанковский сектор. Таким  образом, Центральный банк не может  точно предусмотреть объем кредитов, которые будут выдавать коммерческие банки, а увеличение избыточных резервов повысит норму резервов и снизит денежный мультипликатор.

В итоге эффективность денежно-кредитной  политики в целом зависит от качественной работы всех звеньев так называемого  передаточного механизма.

Передаточный механизм – это процесс, посредством которого денежно-кредитная политика влияет на уровень плановых затрат всех субъектов рыночной экономики. Передаточный механизм монетарной политики достаточно сложен. В нем выделяют четыре звена:

  1. Изменение величины реального предложения денег в результате проведения центральным банком соответствующей политики;
  2. Изменение процентной ставки на денежном рынке;
  3. Реакция совокупных расходов на ставку процента;
  4. Изменение объема выпуска в ответ на изменение совокупного спроса.

В современных условиях в передаточном механизме монетарной политики учитывается влияние изменения предложения денег не только на инвестиции, но и на все компоненты плановых затрат, включая потребление и государственные закупки, причем воздействие осуществляется не только через процентную ставку, но и через цены на акции и облигации и изменение уровня богатства общества в целом.

В рамках существующего передаточного  механизма при определении направлений  денежно-кредитной политики необходимо учитывать, по крайней мере, еще два  обстоятельства, которые оказывают  существенное влияние на конечные результаты.

Во-первых, это чувствительность совокупного  спроса к изменениям процентной ставки. Слабая реакция на динамику процентной ставки или ее отсутствие со стороны  основных компонентов совокупного  спроса, и прежде всего инвестиционных расходов, разрывает связь между  колебаниями денежной массы и  объемом выпуска продукции. Воздействие  на основные макроэкономические переменные посредством процентной ставки оказывается  неэффективным.

Во-вторых, изменение процентной ставки вследствие изменения денежной массы  зависит от степени эластичности спроса на деньги по отношению к  процентной ставке. При относительно неэластичном спросе реакция денежного  рынка на динамику предложения денег  будет более сильной. Например, увеличение денежной массы приведет к более  существенному падению процентной ставки, чем в том случае, когда спрос на деньги достаточно чувствителен (более эластичен) к изменению этой ставки.

В целом эффективность денежно-кредитной  политики при прочих равных условиях зависит от того, насколько точны  знания экономистов о кратко- и  долгосрочных экономических процессах, о сумме факторов, влияющих на спрос  и предложение денег, о сложностях взаимной связи между изменением денежной массы и основных макроэкономических параметров, таких, как номинальный  ВНП, уровень цен, объем производства, обменный курс и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Теория денег - основа денежно-кредитной политики 

В основе денежно-кредитной политики лежит  теория денег, изучающая воздействие  денег на состояние экономики  в целом. Существует два различных подхода; кейнсианская теория денег и монетаризм.

Кейнсианская теория денег.

Джон  Мейнард Кейнс и его последователи полагали, что рыночная структура экономики обладает внутренними «пороками», что она неспособна к саморегулированию. Это, в частности, выражается в безработице, инфляции, частых экономических кризисах. Кейнсианцы делали вывод, что государство должно активно вмешиваться в дела экономики для предотвращения кризисов и обеспечения стабильности, должно проводить жесткую фискальную и денежную политику. Они признавали, что изменение денежного предложения влияет на номинальный ВНП, причем в основу монетарной политики должен быть положен уровень процентной ставки (так как, изменяя процентную ставку, мы изменяем инвестиционную активность, а через мультипликационный эффект - номинальный ВНП).

Информация о работе Кредитно-денежная политика на современном этапе