Курс лекций по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2013 в 07:25, курс лекций

Краткое описание

Государственные экономические органы и институты.
Основные уравнения СНС-93.
Система национальных счетов.
Основные макроэкономические показатели.
Фиаско» рынка. Необходимость и пределы государственного регулирования .
Кейнсианская модель рынка.
Кейнсианская теория потребления. Сбережения, потребление, инвестиции.

Вложенные файлы: 1 файл

эк.теория.doc

— 270.00 Кб (Скачать файл)

52. Государственные экономические органы и институты.

Государственное регулирование экономики ставит главной целью соблюдать интересы государства, общества, социально незащищённых слоёв населения, не забывая при этом о правах и свободе личности. Государство следит за тем, чтобы в условиях экономической свободы общественные интересы не были ущемлены устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, частных лиц. Государственное регулирование направлено на защиту интересов будущих поколений, охрану окружающей среды, предотвращение её загрязнения. Управление экономикой – часть системы управления обществом. Поэтому аппарат управления экономикой, органы управления зачастую представлены как органы государственно, общественного, социально управления, связанного не только с экономикой но и с другими жизненными процессами. Органы власти делятся на законодательные, исполнительные, судебные. Каждый из этих видов власти имеет непосредственное отношение к управлению экономикой. Законодательные органы федерального уровня и субъектов федерации принимают законы, постановление и другие законодательные акты. Законодательные акты частично или полностью содержат статьи, определяющие принципы, правила, нормы, применяемые в управлении экономикой. Законодательные органы управляют экономикой посредством принятия и изменения законов и постановлений, устанавливающих законополагающие правила функционирования экономики, осуществления экономических отношений, использования экономических ресурсов. Законодательные органы представлены двухпалатным парламентом. В России это Федеральное Собрание в лице Государственной Думы и Совета Федерации. Роль законодателей в управлении экономикой и обществом сводится к принятию целесообразных эффективных, действенных законов. После того как законы приняты, именно сами законы, а не отдельные люди должны править экономикой, а люди должны соблюдать законы и по необходимости их совершать, следить за их исполнением. Исполнительном органам принадлежит основная роль в управлении экономикой, так как именно эти орган призваны исполнять законы, приводить их в действие. Количество исполнительных органов велико и они многообразны. Исполнительную власть возглавляет президент, а непосредственное исполнительное управление экономикой на уровне страны осуществление правительство. Чаще всего правительство в его вершинной части – это кабинет министров, возглавляемый председателем, т.е. премьер-министром и его заместителям, вице-премьерами. Высшие исполнительные органы осуществляют управление экономикой посредством президентских указов, постановлений и распоряжений правительства, принятия оперативных решений в области производства, распределения, использования экономических ресурсов, решения социальных проблем, развития внешнеэкономических связей, регулирования экономических отношений. Наряду с правительством страны отдельные вопросы исполнительного управления экономикой решают министерства и ведомства страны и входящих в её состав национально-территориальных образований. Национально-территориальные образования в виде республик, входящих в состав РФ, и городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют собственные правительства, олицетворяющие исполнительную власть в данном регионе. Министерства и ведомства(комитеты, департаменты, управления) делятся на отраслевые, территориальные и функциональные. Отраслевые министерства и ведомства управляют определёнными отраслями хозяйства, а территориальные – территориями. Функциональные министерства и ведомства призваны управлять обороной, безопасностью, банками, иностранными делами, внутренними делами, внешнеэкономическими связями, общими проблемами экономики, государственной статистикой, социальным обеспечением. Акционерные общества, фирмы, предприятия, организации производственной и социально-культурной сферы имеют собственные органы управления, называемые администрацией предприятия, фирмы. В состав администрации входят и экономические службы. Судебные, правовые органы можно считать органами управления экономикой, т.к. они следят за соблюдением и выполнением законов, регулирующих экономические отношения, пресекают их нарушение, рассматривают конфликтные ситуации, трудовые, имущественные, денежные споры. Непосредственное отношение к экономическому управлению имеют арбитражные органы, рассматривающие в судебном порядке претензии предприятий. Имеет отношение к управлению экономикой адвокатура и нотариат, так как первые связаны с ведением  дел по суду, а вторые – с оформление документов экономической, хозяйственной природы.

 

58. Основные уравнения СНС-93

СНС-93г. Состоит из счетов и таблиц, которые базируются на международном наборе согласованных концепций, определений, классификаций и правил учёта. Существует 4 основных группы определений, которые называются основными макроэкономическими тождествами:

  1. предложение и использование.

Тождество 1: общее предложение товаров и услуг = их общему использованию.

Тождество 2: выпуск и импорт = промежуточному и конечному потреблению, валовому накоплению капитала и экспорту. Т.е. предложение в открытой экономике обеспечивается внутренним экспортом и импортом. Использование имеет форму промежуточного конечного потребления валового капитала и экспорта. Промежуточное потребление – стоимость товаров и услуг, потреблённых как затраты в процессе производства, кроме основного капитала. Валовое накопление капитала = общей стоимости валового накоплении основного капитала, изменениям в запасах материальных оборотных средств и чистому приобретению ценностей хозяйственной единицы (сектора).

Тождество 3: валовая добавленная стоимость = выпуску – промежуточное потребление.

Тождество 4: выпуск – промежуточное потребление = конечное потребление + валовое накопление капитала + экспорт – импорт(в ценах производителя).

Тождество 5: выпуск + налоги на продукты – субсидии на продукты – промежуточное потребление = конечное потребление + валовое накопление капитала + экспорт – импорт(в ценах потребителя).

  1. СНС-93г. предлагает отказаться от традиционного подхода(исчисление валового национального и внутреннего продукта) и перейти к методологии ВВП. Сложность его трактовки состояла в определении понятий(разделы нац.экономики), поэтому СНС-93 предлагает не использовать ВНП.

Тождество 6: ВВП = выпуск + налоги на продукты – субсидии на  продукты – промежуточное потребление(по добавленной стоимости).

Тождество 7: ВВП = валовая добавленная стоимость + налоги на продукты – субсидии на продукты. Это тождество и 7-ое определяют  ВВП как суммарную величину добавленной стоимости, произведённую всеми странами + все виды налогов на продукты  - субсидии на продукты.

Тождество 8: ВВП = конечное потребление + валовое накопление капитала + экспорт – импорт(по расходам).

Тождество 9: ВВП = компенсации работникам + налоги на производство и импорт – субсидии на производство и импорт + валовая операционная разница(по доходам).Компенсации наёмным работникам – полное вознаграждение в денежной или натуральной форме, подлежащей оплате наёмным работникам предприятиями за работу, проделанную в течении учётного периода. Налоги на производство и импорт – налоги, размер которых зависит от стоимости произведённых товаров и услуг. Чем больше производство, тем выше налоги(налог на добавленную стоимость, акцизы). Размер некоторых налогов зависит от типа экономической деятельности, например, лицензированная деятельность связана с высокими налогами на эту деятельность, поэтому лицензия является налогом на производство. К налогам на производство относится налог на право пользования определёнными видами природных ресурсов. Операционная разница – излишек(дефицит), полученные производства до выплаты любых % ренты(сходных платежей), выплачиваемых по финансовым или иным материальным непроизводственным активам, заимствованным или арендованным предприятием и до получения любых % или ренты, полученных по финансовым или материальным непроизводственным активам, не принадлежащим предприятиям. Валовой смешанный доход – показатель для некорпоративных предприятий, принадлежащих домашним хозяйствам.

  1. ВНД – совокупная величина первичных доходов, полученных резидентскими институциональными единицами. Первичные доходы – получены институциональными единицами как следствие их участия в процессе производства или владения активами, необходимыми для цели производства.

Тождество 10: ВНД = ВВП + компенсация наёмным работникам и доход от собственности, полученный из остального мира – компенсация наёмным работникам и доход от собственности, выплачиваемый остальному миру. Доход от собственности – доход, полученный собственником материального актива или материального непроизводственного актива взамен обеспечения фондами или предоставление материального непроизводственного актива другой институциональной единицы. Он состоит из распределённого дохода корпораций(дивидендов и изъятий из дохода квазикорпораций ) и реинвестированных доходов от прямых иностранных инвестиций, % дохода, полученного держателем страхового полиса и ренты.(I→D→I)

Тождество 11: валовый национальный располагаемый доход = ВНД + текущие трансферты из остального мира – текущие трансферты, выплаченные остальному миру. Трансферт – трансакция, при которой одна институциональная единица предлагает другой товары, услуги или активы, без получения товаров, услуг или активов от противоположной стороны. Трансакция в СНС-93 – экономический поток, который заключается во взаимодействии между  институциональными единицами по взаимному согласию или действия внутри институциональной единицы, которая с аналитической точки зрения полезно понимать как трансакцию. Экономические потоки отражают создание, трансформацию, обмен, трансферт или исчезновение экономической стоимости. Это тождество говорит, что текущие трансферты состоят из всех, кроме трансферта капитала.

Тождество 12: валовый национальный располагаемый доход = расходам на конечное потребление + валовое сбережение.

  1. валовое сбережение капитала, чистое кредитование

Тождество 13: валовое сбережение = валовому накоплению капитала – расходы на конечное потребление.

Тождество 14: а) чистое кредитование = валовому сбережению + чистые капитальные трансферты – валовое накопление капитала. Капитальные трансферты – трансакции, в которых право собственности на активы передаётся  от одной единицы к другой; б) чистое кредитование = чистое приобретение финансовых активов – чистое возникновение обязательств. Экономические активы – объекты, в которых распространены индивидуальные или коллективные права собственности каких-либо институциональных единиц, которые приносят экономические выгоды собственникам за счёт владения, использования в течении определённого времени. Обязательство – обязанность одной институциональной единицы-должника осуществить платёж или серию платежей другой институциональной единице при обстоятельствах, оговорённых в договоре.

Тождество 15: чистая стоимость собственности капитала = общей величине нефинансовых и финансовых активов – общая сумма обязательств. Для страны этот показатель характеризует чистое нац.богатство. Нефинансовые активы – объекты на которые распространяются права собственности институциональных единиц и могут принести и экономическую выгоду собственнику за счёт использования, владения в течении определённого периода времени. Состоят из материальных и нематериальных активов, для которых неткорреспондентных обязательств. Чистые показатель высчитываются с помощью вычета стоимости потребления основного капитала. Вычетом стоимости согласно СНС-93 внутренняя экономика состоит из 5 секторов:

  1. нефинансовые корпорации – главной деятельностью является производство рыночных товаров и оказание нефинансовых услуг;
  2. сектор финансовых корпораций – все резидентные корпорации и квазикорпорации, которые занимаются финансовым посредничеством или обслуживанием, связанным с финансовым посредничеством.
  3. сектор органов гос.власти – все институциональные единицы, которые в дополнении  к выполнению политических обязанностей или их ролей в регулировании экономики производят преимущественно нерыночные товары и услуги для индивидуального потребления и перераспределяют доходы и богатства.
  4. некоммерческие организации – не финансируются, не контролируются, предоставляют товары и услуги дом.хозяйствам бесплатно или по экономически заниженным ценам.
  5. дом.хозяйства – небольшая группа людей, которая проживает совместно, объединяется частично или полностью свои доходы и богатства, потребляют определённые типы товаров и услуг совместно. Остальной мир – совокупность нерезидентных институциональных единиц, которые выступают в трансакции с резидентными единицами или имеют другие экономические связи с резидентными единицами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

57. Система национальных счетов

 СНС – система  взаимосвязанных показателей и  классификаций, которые используются  практически во всех странах  для описания и анализа наиболее общих результатов и аспектов экономических процессов на макро уровне. Идея национального счетоводства сформировалась около 60 лет назад и удовлетворяла потребности государства в достоверной информации для регулирования рыночной экономики. СНС сформулирована в категориях и терминах рыночной экономики и описывает систему, функционирующую на основе рыночных механизмов. Она является международным стандартом макроэкономического учёта, который позволяет сравнивать протекание хозяйственных процессов в разных странах. Применение СНС носит ограниченный характер, не смотря на её уникальность. Т.е. в некоторых аспектах страна может не применять СНС. Россия перешла на СНС в 1998г. У нас СНС представляет собой систему упорядоченных массивов информации в виде таблиц и показателей СНС:

  1. о всех хозяйствующих субъектах участвующих в экономических процессах, о юридических лицах, предприятиях, банках, домашних хозяйствах.
  2. об экономических операциях, связанных с производством товаров и услуг, распределением и перераспределением доходов, приобретением активов и принятием обязательств.
  3. об экономических активах и пассивах, формирующих национальное богатство(материально-оборотные фонды, финансовые активы, стоимость земли) и об изменениях в результате экономических операций и экстраординарных причин(пожары).

В экономике одновременно происходит множество экономических  процессов, совершаемых большим  количеством хозяйствующих субъектов, поэтому надо упорядочить наиболее важные результаты и закономерности. СНС упорядочивает принцип и схему такого упорядочивания. В общем виде СНС имеет вид таблицы, подлежащим которой являются основные группы экономических показателей, а в сказуемом основные группы хозяйствующих субъектов. Записи таблицы показывают доходы и расходы. Чётко отражено состояние экономики каждой группы хозяйствующих субъектов и их взаимосвязей. Эта таблица имеет 2 важных свойства:

- сумма записей о  ресурсах для каждого сектора  = сумме записей об использовании(балансовое  равенство).

- сумма записей о  ресурсах должна быть = сумме записей об использовании для каждой группы экономических операций только для колонки всего(тождество экономических операций). Обеспечивается только если поступление из остального мира = выплатам в остальной мир. Тогда это тождество возникнет в колонке итого отечественные секторы.

В таблице СНС речь идёт только об экономических операциях  и нет информации об запасах активов  и пассивов.

Причина возникновения  СНС – необходимость достоверной  информации, которая возрастает с  развитием системы государственного регулирования(достоверная информация – объективная, соответствующая действительности, проверенная). Эта необходимость стала особенно актуальной после великой репрессии(29-33г.-крах нью-йоркской фондовой биржи). Кризис показал, что в рыночной экономике нет стабильного механизма саморегулирования и вывода экономики из кризиса. Кейнс опроверг представления неоклассиков о абсолютной гибкости цен, заработной платы и ставки созданного %. Он доказал, что система нуждается в мерах государственного регулирования чтобы обеспечить стабильность макроэкономического равновесия. Рыночная экономика основывается на экономической свободе субъектов и суверенитете частной собственности, а это исключает возможность принудительного получения информации об объёмах хозяйственной деятельности каждого субъекта. Государственное регулирование экономики нуждается в разработке системы взаимосвязанных макроэкономических перемен: общий доход субъекта, инвестиции, сбережения. Это возможно при узаконенном воздействии государства на деятельность хозяйствующих субъектов(налогообложение, контроль цен, заработной платы ).

Информация о работе Курс лекций по "Экономической теории"