Лекции по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 00:37, курс лекций

Краткое описание

1. Совокупный спрос и его компоненты. Величина совокупного спроса.
Кривая совокупного спроса и эффекты, объясняющие ее отрицательный наклон.
2. Факторы, воздействующие на совокупный спрос.
3. Совокупное предложение. Факторы, влияющие на совокупное предложение.
4. Особенности вида кривой совокупного предложения. Классический и кейнсианский подходы к анализу совокупного предложения. Кривая совокупного предложения в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Вложенные файлы: 1 файл

СОВОКУПНЫЙ СПРОС И СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.doc

— 295.00 Кб (Скачать файл)

    Татьяна Матвеева

ЛЕКЦИЯ 3. СОВОКУПНЫЙ СПРОС  И СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 

(МОДЕЛЬ “AD - AS») 

План:

1. Совокупный спрос и его компоненты. Величина совокупного спроса.

Кривая  совокупного спроса и эффекты, объясняющие  ее отрицательный наклон.

2. Факторы, воздействующие на совокупный спрос.

3. Совокупное  предложение. Факторы, влияющие  на совокупное предложение.

4. Особенности  вида кривой совокупного предложения.  Классический и кейнсианский  подходы к анализу совокупного  предложения. Кривая совокупного  предложения в краткосрочном и долгосрочном периодах.

5. Равновесие  в модели «совокупный спрос  — совокупное предложение». Последствия изменения совокупного спроса и совокупного предложения в модели «AD — AS» в краткосрочном и долгосрочном периодах. Равновесный и потенциальный ВНП. 

  Основной (базовой) макроэкономической моделью  является модель «совокупный спрос  - совокупное предложение», которая позволяет:

  1. выявить условия макроэкономического равновесия и определить величину равновесного объема производства и равновесного уровня цен;
  2. объяснить колебания объема производства и уровня цен в экономике;
  3. показать причины и последствия этих изменений;
  4. описать различные варианты экономической политики государства.
 

Совокупный  спрос. Совокупный спросAD (aggregate demand) представляет собой сумму опросов всех макроэкономических агентов (домохозяйств, фирм, государства и иностранного сектора) на конечные товары и услуги в течение года.

Компонентами совокупного спроса выступают:

  1. спрос домохозяйств, то есть потребительский спрос - С (consumption);
  2. спрос фирм, то есть инвестиционный спрос - / (investment);
  3. спрос со стороны государства, то есть государственные закупки товаров и услуг - G (government spending);
  4. спрос иностранного сектора, то есть чистый экспорт - Хп (net export).
 

  Поэтому формула совокупного спроса: AD = С + I + G + Хп похожа на формулу подсчета ВНП по расходам.

  Отличие состоит в том, что формула ВНП  представляет собой  сумму фактических расходов всех макроэкономических агентов, которые они сделали в течение года, в то время как формула совокупного спроса отражает расходы, которые намерены сделать макроэкономические агенты.  

Величина  этих совокупных расходов, то есть величина совокупного спроса, зависит прежде всего от уровня цен.

Это зависимость обратная. Чем выше общий уровень цен, тем меньше величина совокупного спроса, то есть тем меньше расходов намерены сделать все макроэкономические агенты на покупку конечных товаров и услуг.

Зависимость величины совокупного спроса от общего уровня цен графически можно представить в виде кривой, имеющей отрицательный наклон (рис. 3-1). Каждая точка кривой совокупного спроса (кривой AD) показывает стоимость того количества конечных товаров и услуг, на которое будет предъявлен спрос всеми макроэкономическими агентами при каждом возможном уровне цен.

 На графике по оси абсцисс  откладывается реальный ВНП (величина совокупного спроса), измеряемый в денежных единицах (например, в долларах, рублях и т.п.), то есть это стоимостный показатель, а по оси ординат — общий уровень цен (дефлятор ВНП), измеряемый в относительных величинах.

При более высоком уровне цен ­) величина совокупного спроса 1) будет меньше (точка А), чем при более низком уровне цен 2), которому соответствует величина совокупного спроса (Y2 ) (точка В).

Кривая  совокупного спроса не может быть получена суммированием индивидуальных или рыночных кривых спроса. Это связано с тем, что по осям отложены совокупные величины. Так, рост общего уровня цен (дефлятора ВНП) не означает повышения цен на все товары в экономике и может происходить в условиях, когда цены на некоторые товары снижаются, а на некоторые остаются без изменения.

  Отрицательный наклон кривой совокупного спроса, таким образом, также не может быть объяснен эффектами, объясняющими отрицательный наклон кривых индивидуального и рыночного спроса, то есть эффектом замещения и эффектом дохода. Например, замещение относительно более дорогих товаров относительно более дешевыми не может сказаться на величине совокупного спроса, поскольку она отражает спрос на все конечные товары и услуги, произведенные в экономике, на весь реальный ВНП, и снижение величины спроса на один товар компенсируется ростом величины спроса на другой.

Отрицательный наклон кривой AD объясняется следующими эффектами:

  1. Эффектом реального богатства (эффектом реальных денежных запасов — real money balances effect), или эффектом Пигу.

      Под реальным богатством или реальными  денежными запасами понимают отношение номинального богатства индивидуума (М), выраженного в денежной форме, к общему уровню цен (Р): real money balances = М / Р, то есть это реальная покупательная способность номинального богатства человека, которое может быть представлено как наличными деньгами (денежными финансовыми активами), так и ценными бумагами (неденежными финансовыми активами, то есть акциями и облигациями) с фиксированной номинальной стоимостью.

  При росте уровня цен покупательная  способность номинального богатства  падает, то есть на ту же сумму номинальных денежных запасов можно купить меньше товаров и услуг, чем раньше.

Эффект  Пигу заключается  в следующем:

если  уровень цен повышается, величина реальных денежных запасов (реального богатства) снижается, люди чувствуют себя относительно беднее, чем раньше, и сокращают величину потребления, а поскольку потребление (потребительский спрос) является частью совокупного спроса, то величина совокупного спроса уменьшается.

Этот  эффект можно записать в виде следующей  логической цепочки:

P­® M/P ->C¯ ->AD ¯. 

  1. Эффектом  процентной ставки (interest rate effect), или эффектом Кейнса.

Он  состоит в следующем:

если  уровень цен повышается, то возрастает спрос на деньги, поскольку людям требуется больше денег для покупки подорожавших товаров. Люди снимают деньги с банковских счетов, возможности банков по выдаче кредитов сокращаются, кредитные ресурсы становятся дороже, растет «цена» денег (цена кредита), то есть ставка процента. А так как кредиты в первую очередь берут фирмы, используя их на покупку инвестиционных товаров, то удорожание кредита ведет к сокращению величины инвестиционного спроса, являющегося частью совокупного спроса, и, следовательно, величина совокупного спроса уменьшается. Эффект Кейнса может быть представлен в виде логической цепочки:

P­ ® M D­ -> R ­® I ¯ -> AD ¯.

Кроме того, рост ставки процента сокращает и величину потребительских расходов. С одной стороны, кредит берут не только фирмы, но и домохозяйства (потребительский кредит), особенно на покупку товаров длительного пользования, и его удорожание ведет к сокращению потребительского спроса, а с другой стороны, рост ставки процента означает, что по сбережениям теперь выплачивается более высокий доход, что стимулирует домохозяйства увеличивать сбережения и сокращать потребительские расходы. Величина совокупного спроса уменьшается в еще большей степени.

  1. Эффектом импортных закупок (эффектом чистого экспорта - net export effect), или эффектом Манделла - Флеминга.

Он  заключается в следующем:

если  уровень цен в  стране повышается, то товары данной страны становятся относительно более дорогими для иностранцев, и поэтому сокращается экспорт. Импортные же товары становятся относительно более дешевыми для граждан данной страны, поэтому увеличивается импорт. В результате чистый экспорт сокращается, а поскольку он является частью совокупного спроса, то величина совокупного спроса уменьшается.

Запишем эту логическую цепочку: P­® EX ¯->I m¯ ® Xn¯ ->AD ¯.

Во  всех трех случаях  зависимость между  уровнем цен и  величиной совокупного  спроса обратная, следовательно, кривая AD должна иметь отрицательный наклон.

  Эти три эффекта показывают воздействие  ценовых факторов (изменения общего уровня цен), которые влияют на величину совокупного спроса и обусловливают движение вдоль кривой совокупного спроса. 

  Неценовые факторы оказывают влияние на сам совокупный спрос, что означает, что величина совокупного спроса одинаково изменяется при каждом возможном уровне цен. Это обусловливает сдвиг кривой AD.

  Если  под воздействием неценовых факторов совокупный спрос увеличивается, кривая AD сдвигается вправо, а если сокращается — она сдвигается влево.

  К неценовым факторам изменения совокупного  спроса относятся все факторы, влияющие на величину совокупных расходов, а именно: 

•  Факторы, воздействующие на совокупные потребительские расходы:

  • Уровень благосостояния (W - wealth). Чем выше уровень благосостояния, то есть величина богатства, тем больше потребительские расходы и совокупный спрос. Если благосостояние растет, то кривая AD сдвигается вправо. В противоположном случае она сдвигается влево.
  • Уровень текущего дохода (Yd - disposal income). Рост уровня дохода ведет к росту потребления и поэтому к увеличению совокупного спроса (сдвиг кривой AD вправо).
  • Ожидания (expectations). При анализе их воздействия на совокупный спрос учитывают два вида ожиданий:

      ожидания изменения дохода в будущем (Ydе - expected disposal income). Если человек ожидает увеличения дохода в будущем, то он увеличивает потребление уже в настоящем, что ведет к росту совокупного спроса (сдвиг кривой AD вправо);

       ожидания изменения уровня цен ( pе- expected inflation). Если люди ожидают роста уровня цен, то они увеличивают спрос на товары и услуги, стремясь купить их как можно больше по относительно низким ценам в настоящем (так называемая «инфляционная психология»), что также ведет к увеличению совокупного спроса.

  • Налоги (Тх -taxes). Рост налогов приводит к сокращению располагаемого дохода, частью которого является потребление, и, следовательно, к уменьшению совокупного спроса и сдвигу кривой AD влево.
  • Трансферты (Tr - transfers). Увеличение трансфертов означает рост личного, а при неизменных налогах (то есть при прочих равных условиях) - рост располагаемого дохода. Потребительские расходы растут, совокупный спрос увеличивается.
  • Уровень задолженности дoмoxoзяйcmв (D - debt). Чем выше степень задолженности, тем большую долю дохода домохозяйства вынуждены направлять на выплату долгов в настоящем или откладывать в виде сбережений для выплаты долгов в будущем, что ведет к сокращению потребления и, соответственно, совокупного спроса (сдвиг кривой AD влево).
  • Ставка процента по потребительскому кредиту (R - interest rate). Чем выше ставка процента по потребительскому кредиту, который домохозяйства берут на покупку дорогостоящих товаров длительного пользования, тем меньше потребительские расходы.
  • Количество потребителей (N — number of consumers). Очевидно, что этот фактор находится в прямой зависимости с совокупным спросом.

Информация о работе Лекции по "Экономической теории"