Макроэкомические проблемы российской экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 12:01, курсовая работа

Краткое описание

Макроэкономика – отрасль экономической науки, изучающая поведение экономики как единого целого с точки зрения обеспечения условий устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов, минимизация уровня инфляции и равновесие платежного баланса. Центральной проблемой макроэкономики является исследование условий достижения устойчивого равновесия экономического роста. В связи с этим возникает важная задача определения категории «экономическое равновесие» и построение моделей, характеризующих параметры и главные условия установления равновесия в национальном хозяйстве.

Содержание

Введение 3
1. Макроэкономическая политика государства 5
2. Механизм микроэкономического регулирования 11
Заключение 26
Список использованной литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

Курс. раб.эконом.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

Система разработки и  выявления необходимых условий  формирования возможных изменений  рыночных взаимоотношений элементов  экономического пространства является одной из составляющих стратегического планирования. При этом немаловажную роль играет создание такого модельного отражения, которое позволит осуществить теоретический расчет практических действий. При этом изучение процесса разработки рыночных стратегий* представляет собой ключевое условие для понимания рыночных процессов.

В рамках стратегического  планирования происходит фиксация необходимого соответствия сводимых экономических  параметров. Необходимо помнить также  об учете отдельных частных факторов, воздействующих на тенденции реализации плана. Одновременно фиксация параметров регистрирует наблюдаемое экономическое явление с точки зрения его исследования. Рыночная стратегия требует приведения к единой шкале измерения данных различных информационных источников.

 

 

 

2. Механизм микроэкономического регулирования

 

В современном механизме  макроэкономического регулирования  очень важная роль принадлежит государству. Без его регулирующего вмешательства  не может обойтись уже ни одна экономика, ни одна страна. Главной целью государственного регулирования является экономическая стабильность, устойчивость развития. Для достижения этой цели приходится выдвигать и решать также ряд других, опосредующих целей 4

Осознание необходимости  государственного макроэкономического регулирования экономики происходило с разработкой его целей средств, эффективности и границ.

Сложные, а иногда и  противоречивые взаимоотношения целей  государственного регулирования экономики, и взаимопереплетения и возникающие  побочные (желательные и нежелательные) последствия заставили государственные регулирующие органы разрабатывать и осуществлять цели не по отдельности, а только в увязке друг с другом. Именно поэтому в современных правительственных программах цели государственного регулирования экономики формируются в виде многоугольников.

Наиболее распространен  среди официальных целей государственного макроэкономического регулирования  экономики так называемый «магический  четырехугольник», т.е. четыре взаимосвязанных  цели, за реализацию которых государство несет ответственность.

 Из названий углов  следует, что каждая цель существует  не сама по себе, а во взаимосвязи  с другими. Магическим многоугольник  называют потому, что одновременно  достичь всех названных целей  – задача неимоверно трудная, а часто и неисполнимая.

Цели «магического четырехугольника», являющиеся типичными для государственного регулирования экономики развитых стран: постоянный и умеренный хозяйственный  рост; стабильность цен; высокая степень  занятости; внешнеэкономическое равновесие.

Государство располагает  определенными инструментами, которые  оно использует для воздействия  на макроэкономическую активность.

Бюджетно – налоговая (фискальная) политика. Она реализуется  с целью накопления финансовых ресурсов, достижения макроэкономической стабильности, перераспределения ресурсов и доходов, обеспечения полной занятости, снижения инфляции, а в сочетании с мерами кредитно-денежной политики – влияния на чистый экспорт товаров и услуг.

К важнейшим задачам  фискальной политики относятся усиление стимулирующей и регулирующей функций налоговой системы, подготовка законодательно-нормативного обеспечения бюджетной и налоговой реформ, своевременное формирование доходов государства, совершенствование структуры и повышение эффективности использования государственных средств, поддержание дефицита бюджета на приемлемом уровне.

Основными инструментами  осуществления налогово-бюджетной  политики являются налоговые и бюджетные  регуляторы.

Россия относится к  странам с переходной экономикой. Основными

направлениями налоговой политики на 2010 год, одобренными  Правительством Российской Федерации, являются  внесения изменений в налоговое законодательство по следующим направлениям:

1. Контроль за трансфертным  ценообразованием в целях налогообложения.

2. Налогообложение дивидендов, выплачиваемых российским лицам.

3. Регулирование налогообложения  контролируемых иностранных компаний.

4. Проблемы определения  налогового резидентства юридических  лиц.

5. Введение института  консолидированной налоговой отчетности  при исчислении налога на прибыль организаций.

6. Совершенствование  налога на добавленную стоимость.

7. Индексация ставок  акцизов.

8. Налогообложение организаций  при совершении операций с  ценными бумагами.

9. Налогообложение налогом  на доходы физических лиц при совершении операций с ценными бумагами.

10. Совершенствование  налога на имущество физических  лиц (введение налога на недвижимость).

11. Совершенствование  системы вычетов, предоставляемых  по налогу на доходы физических  лиц.

12. Совершенствование  налога на добычу полезных ископаемых.

13. Создание особых  экономических зон портового  типа.

14. Внесение изменений  в налоговое законодательство  в связи с созданием целевого  капитала некоммерческих организаций  и создания благоприятных условий  для функционирования некоммерческих организаций в социально значимых областях.

15. Совершенствование налогового  законодательства в части регулирования  учетной политики налогоплательщиков.

16. Международное сотрудничество, интеграция в международные организации  и соглашения, информационный обмен.

17. Введение в налоговое законодательство  понятия индексируемой налоговой  единицы.

18. Создание налоговых стимулов  для осуществления инновационной  деятельности.

19. Реформирование налога на  игорный бизнес.

20. Совершенствование порядка налогообложения при реализации концессионных соглашений 5.

Денежно-кредитная (монетарная) политика является частью общей макроэкономической политики. Основные конечные цели денежно-кредитной  политики: устойчивые темпы роста  национального производства; стабильные цены; высокий уровень занятости населения; равновесие платежного баланса.

Осуществляет денежно-кредитную  политику Центральный банк страны.

Эффективность денежно-кредитной  политики в значительной мере зависит  от выбора инструментов денежно-кредитного регулирования. Их можно разделить на общие и селективные. Общие воздействуют практически на все параметры денежно-кредитной сферы. Селективные методы направлены на регламентацию отдельных форм кредита, условий кредитования и т.д. Основными общими инструментами денежно-кредитной политики являются: операции на открытом рынке; изменение резервной нормы; изменение учетной ставки.

В зависимости от состояния экономики  страны проводится политика «дорогих»  или «дешевых» денег. Во время  инфляции Центральный банк проводит политику «дорогих» денег, которая направлена на сокращение предложения денег (или уменьшения темпов роста денежной массы). Для этого Центральный банк продает государственный ценные бумаги, увеличивает норму обязательных резервов, повышает учетную ставку.

В период спада, для стимулирования деловой активности, проводится политика «дешевых» денег. Она заключается  в увеличении предложения денег: Центральный банк выкупает государственные  ценные бумаги у коммерческих банков и населения; понижает резервную  норму; понижает учетную ставку. Все эти меры приводят к созданию благоприятных условий для получения кредитов, а это ведет к увеличению количества денег находящихся в обращении.

Социальная политика. В современных  условиях человеческий фактор становится решающим в социально-экономическом развитии общества, это утверждение определяет необходимость вмешательства государства в социально-экономические процессы посредством разработки и реализации направлений социальной политики, в качестве которых выступают: политика занятости населения; регулирование его доходов; обеспечение социальной защиты и др.

Политика занятости населения  предполагает, что государство обеспечивает и регулирует занятость населения. Что находит свое отражение в  обеспечении гарантии на труд, разработке и реализации программ по формированию новых рабочих мест, программ занятости инвалидов и борьбы с безработицей.

Регулирование доходов осуществляется государством с помощью системы  налогообложения и распределения  изъятых средств в форме льгот  и различных пособий для неимущих слоев населения.

Таким образом, государство обеспечивает определенный уровень материального  благосостояния населения. Что позволяет  увеличить доходы малоимущих слоев  населения, создание системы обучения и переквалификации безработных. Государство обязывает предпринимателей выплачивать работникам заработную плату не ниже определенного уровня и представляет бесплатные услуги образования и здравоохранения.

Государство стремится так осуществлять социальную политику, чтобы сделать  ее эффективной, не допуская инфляционного обеспечения социальных расходов, образования дефицита сбережений, роста безработицы и инфляции.

В условиях нарастающей инфляции в  целях предотвращения снижения доходов  населения государством используются компенсация и индексация из текущих доходов. Компенсации предполагают передачу государственных дотаций на убыточную продукцию, от производителя к потребителю, при повышении цен на эту продукцию.

Для учета уровня жизни населения  используется индекс стоимости жизни, который отражает изменение цен и тарифов фиксированного набора товаров и услуг, потребляемых среднестатистическим жителем страны. Для исчисления индекса стоимости жизни производятся определенные расчеты семейных расходов («потребительской корзины») и  выделение на этой основе товарных коэффициентов. Во многих странах набор товаров непрерывно пересматривается.

Развитию внешнеэкономической  деятельности способствует совершенствование  экономических методов ее регулирования  со стороны государства. Новые подходы  к развитию экономики, в связи с переходом к рыночным отношениям, характерны и для внешнеэкономической деятельности. Основу этих подходов составляет необходимость повышения самостоятельности и экономической ответственности всех субъектов хозяйствования и развития разнообразных форм собственности, расширение и углубление внешнеэкономических связей, повышения их роли во включении национальной экономики в мировое хозяйство.

Составной частью внешнеэкономической  деятельности является

внешняя торговля, включающая импортные операции, экспорт, реэкспорт и реимпорт.

Управление внешнеэкономической  деятельностью осуществляется высшими  органами государственной власти.

Национальному банку предоставлено  право определять сферу и порядок  обращения иностранной валюты на территории республики, регулирование курса рубля к иностранным валютам, лицензирование деятельности банков по операциям с валютными ценностями, осуществление контроля над проведением валютных операций.

Государственное регулирование внешнеэкономических  связей осуществляется следующими методами: планирование основных направлений развития внешнеэкономических связей; лицензирование экспорта и импорта; оперативное регулирование экспорта и импорта, осуществляемым путем введением количественных или стоимостных ограничений (квот); таможенным контролем ввоза и вывоза товаров; валютно-финансовое регулирование.

С помощью этих методов государство  осуществляет контроль за внешней торговлей  с целью защиты торгово-экономических  интересов республики. 

Вызовы предстоящего долгосрочного периода. В середине текущего десятилетия российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития 6.

Первый вызов - усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала.

Основными характеристиками развития мировой экономики, оказывающими серьезное влияние на социально-экономические процессы в России, в ближайшие 10-15 лет будут:

-  вероятное возобновление в 2010 году, после преодоления кризиса, динамичного роста мировой экономики;

-  превращение Китая и Индии в основные локомотивы мирового экономического роста, появление новых мировых центров экономического развития в Азии и Латинской Америке, рост их влияния в результате финансового кризиса;

-  преодоление энергетических барьеров роста, в том числе за счет повышения энергоэффективности и расширения использования альтернативных видов энергии при сохранении тенденции к удорожанию энергоносителей;

-  усиление влияния экологических факторов, рост дефицита пресной воды и изменение климата;

-  сохранение и возможное усиление дисбалансов в области мировой торговли, движении капиталов;

Информация о работе Макроэкомические проблемы российской экономики