Макроэкомические проблемы российской экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 12:01, курсовая работа

Краткое описание

Макроэкономика – отрасль экономической науки, изучающая поведение экономики как единого целого с точки зрения обеспечения условий устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов, минимизация уровня инфляции и равновесие платежного баланса. Центральной проблемой макроэкономики является исследование условий достижения устойчивого равновесия экономического роста. В связи с этим возникает важная задача определения категории «экономическое равновесие» и построение моделей, характеризующих параметры и главные условия установления равновесия в национальном хозяйстве.

Содержание

Введение 3
1. Макроэкономическая политика государства 5
2. Механизм микроэкономического регулирования 11
Заключение 26
Список использованной литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

Курс. раб.эконом.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

-  старение населения в развитых странах на фоне быстрого роста населения в развивающихся странах, что будет интенсифицировать мировые миграционные процессы и увеличивать нагрузку на социальные системы развитых стран.

Предстоящий период характеризуется  структурной перестройкой мирового хозяйства, связанной с изменением баланса между ее экономическими центрами, возрастанием роли региональных экономических союзов. Дальнейшее развитие мировой экономики будет определяться балансом между сложившейся тенденцией поступательной глобализации мировой экономики и тенденциями регионализации как реакции на рост напряженности между мировыми центрами силы и накопление диспропорций в мировой торговле и финансовой системе.

Следствием мирового финансового кризиса может стать развитие кризиса производства, сопровождаемого снижением сырьевых цен и замедлением темпов роста мировой экономики в 2009-2010годах. Сочетание кризисных процессов с высокими темпами роста инфляции может привести к развитию стагфляции, которая наблюдалась в мировой экономике в 80-е годы. Кризисные явления в мировой экономике обусловливают необходимость повышения устойчивости экономики России, и ее способности нейтрализовать негативные воздействия мировых рынков. Динамика курсов акций и цен на сырьевые товары повышают актуальность перехода России на инновационный тип экономического развития, а также формирования в стране самостоятельной мощной финансовой системы.

Развитие глобальной экономической конкуренции сопровождается усилением геополитического соперничества, в том числе за контроль над сырьевыми, энергетическими, водными и продовольственными ресурсами.

Для России трансформация  мировой экономики создает новые  возможности для развития внешнеэкономической  интеграции, укрепления и расширения позиций на мировых рынках, импорта технологий и капитала.

Второй вызов - ожидаемая  новая волна технологических  изменений, усиливающая роль инноваций  в социально-экономическом развитии и снижающая влияние многих традиционных факторов роста.

В ближайшее десятилетие  развитые страны перейдут к формированию новой технологической базы экономических  систем, основанной на использовании  новейших достижений в области биотехнологий, информатики и нанотехнологий, в  том числе в здравоохранении и других сферах.

Для России наличие научно-исследовательского потенциала и высоко

технологичных производств  создает условия для:

-  обеспечения технологического лидерства по ряду важнейших направлений;

-  формирования комплекса высокотехнологичных отраслей и расширения позиций на мировых рынках наукоемкой продукции;

-  увеличения стратегического присутствия России на рынках высокотехнологичной продукции и интеллектуальных услуг;

-  модернизации традиционных отраслей экономики, в том числе за счет развертывания глобально ориентированных специализированных производств.

В то же время отставание в развитии новых технологий последнего поколения может снизить конкурентоспособность  российской экономики, а также повысить ее уязвимость в условиях нарастающего геополитического соперничества.

Третий вызов - возрастание  роли человеческого капитала как  основного фактора экономического развития.

Уровень конкурентоспособности  современной инновационной экономики  в значительной степени определяется качеством профессиональных кадров, уровнем их социализации и кооперационности. Россия не сможет поддерживать конкурентные позиции в мировой экономике за счет дешевизны рабочей силы и экономии на развитии образования и здравоохранения. Для России ответ на этот вызов предполагает преодоление имеющихся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала, которые характеризуются: сокращением численности населения и уровня

занятости в экономике; растущей конкуренцией с европейскими и азиат-

скими рынками в отношении  квалифицированных кадров;

-  низким качеством и снижением уровня доступности социальных услуг в сфере здравоохранения и образования.

Четвертый вызов - исчерпание потенциала экспортно-сырьевой модели экономического развития, базирующейся на форсированном наращивании топливного и сырьевого экспорта, выпуске товаров для внутреннего потребления за счет дозагрузки производственных мощностей в условиях заниженного обменного курса рубля, низкой стоимости производственных факторов - рабочей силы, топлива, электроэнергии.

Кроме того, в условиях трансформации мировой экономики конъюнктура мирового рынка энергоносителей весьма неустойчива. При этом конкурентоспособность российских энергоресурсов может несколько снизиться, в том числе в связи с повышением требований к их качеству, стремлением стран-импортеров к расширению источников поставок и сокращению доли России в топливно-энергетическом балансе. Необходимость укрепления потенциала российского топливно-энергетического комплекса, его модернизации, развития ресурсной базы и инфраструктуры требует значительных финансовых ресурсов, что может привести к повышению уровня издержек в экономике.

Обозначились новые  внутренние ограничения роста, обусловленные  недостаточным развитием транспортной и энергетической инфраструктуры и  дефицитом квалифицированных инженерных и рабочих кадров. При сохранении сложившихся тенденций действие данного фактора может привести к резкому замедлению темпов экономического роста.

Действие структурных  ограничений усиливается нерешенностью  ряда социальных и институциональных проблем, важнейшими из которых яв-

ляются следующие:

-  высокий уровень социального неравенства и региональной дифференциации;

-  высокие риски ведения предпринимательской деятельности в России, в том числе в связи с наличием коррупции, излишними административными барьерами, недостаточным уровнем защиты прав собственности, непрозрачностью системы земельных отношений, низкой корпоративной культурой;

-  слабое развитие форм самоорганизации и саморегулирования бизнеса и общества, низкий уровень доверия в сочетании с низким уровнем эффективности государственного управления;

-  низкий уровень конкуренции на ряде рынков, не создающий для предприятий стимулов к повышению производительности труда;

-  недостаточный уровень развития национальной инновационной системы, координации образования, науки и бизнеса.

Целевые ориентиры. Стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. В  2015-2020годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта.

Достижение этой цели означает формирование качественно нового образа будущей России к концу следующего десятилетия.

Высокие стандарты благосостояния человека. Уровень доходов и качество жизни россиян к 2020 году достигнет показателей, характерных для развитых экономик.

Обобщающий показатель уровня жизни - валовой внутренний продукт на душу населения по паритету покупательной способности - увеличится с 13900 долларов США в2009году,  до более чем 30000 долларов США в2020году.

Охват высшим и средним  профессиональным образованием населения составит 60-70%, средний уровень обеспеченности жильем достигнет к 2020году около 30кв.м на человека. Доля населения, проживающего в местах с неблагоприятной экологической обстановкой, снизится с 43% в 2009году до 14%  в 2020году.

Уровень смертности от насильственных причин снизится вдвое.

Социальное благополучие и согласие. Значительно снизится социальная поляризация. Это будет достигнуто за счет обеспечения равных возможностей для социальной мобильности талантливых представителей всех слоев общества, реализации социальной политики по поддержке уязвимых слоев населения и проведения политики, направленной на интеграцию мигрантов. Доля среднего класса составит более половины населения, при этом значительную часть среднего класса образуют люди, занятые созданием новой экономики знаний, технологий и обеспечением развития самого человека.

Экономика лидерства  и инноваций. Российская экономика не только останется мировым лидером в энергетическом секторе, добыче и переработке сырья, но и создаст конкурентоспособную экономику знаний и высоких технологий. К2020году Россия может занять значимое место (5-10%) на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг в 5-7 и более секторах. Будут сформированы условия для массового появления новых инновационных компаний во всех секторах экономики, и в первую очередь в сфере экономики знаний.

Сбалансированное пространственное развитие. Сформируются

новые территориальные  центры роста, как в районах освоения новых сырьевых ресурсов, так и  в традиционных регионах концентрации инновационного, промышленного и аграрного потенциала России, снизятся масштабы регионального неравенства. Будет создана разветвленная транспортная сеть, обеспечивающая высокий уровень межрегиональной интеграции и территориальной мобильности населения.

Экономика, конкурентоспособная  на мировом уровне. Россия укрепит  свое лидерство в интеграционных процессах на евразийском пространстве, постепенно становясь одним из глобальных центров мирохозяйственных связей (в том числе в качестве международного финансового центра) и поддерживая сбалансированные многовекторные экономические отношения с европейскими, азиатскими, американскими и африканскими экономическими партнерами.

Институты экономической  свободы и справедливости. Будет  обеспечена гарантированная реализация конституционных прав граждан, включая развитую систему демократических институтов и создание эффективных механизмов правоприменения. Политика государства будет ориентирована на расширение свободы предпринимательства, обеспечение эффективности системы государственного управления, поддержание социальной справедливости.

Безопасность граждан  и общества. Будет обеспечено поддержание  высокого уровня национальной безопасности и обороноспособности страны, включая  экономическую и продовольственную безопасность, безопасность населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Будет достигнут высокий уровень боеспособности Вооруженных Сил Российской Федерации.

Системное решение поставленных задач состоит в переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития.

Формирование инновационной  экономики означает превращение  интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности. Источником высоких доходов становится не только возможность получения ренты от использования природных ресурсов, обусловленной высокой мировой конъюнктурой, но и производство новых идей, технологий и социальных инноваций. Инновационный социально ориентированный тип экономического развития Российской Федерации имеет ряд качественных и количественных характеристик.

Во-первых, он опирается  на модернизацию традиционных секторов российской экономики (нефтегазового, сырьевого, аграрного и транспортного), опережающее увеличение объема продукции отраслей высоких переделов, которые вплоть до 2020года остаются ведущими секторами производства валового внутреннего продукта.

Во-вторых, превращение  инноваций в ведущий фактор экономического роста во всех секторах экономики, повышение производительности труда в секторах, определяющих национальную конкурентоспособность, в 3-5раз и снижение энергоемкости в среднем в 1,6-1,8раза. Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 40-50процентов, а доля инновационной продукции в объеме выпуска - до 25-35.

В-третьих, формирование новой экономики - экономики знаний и высоких технологий, которая  становится одним из ведущих секторов национальной экономики, сопоставимым к 2020году по своему вкладу в валовой внутренний продукт с нефтегазовым и сырьевым секторами. При этом под экономикой знаний и высоких технологий понимаются сферы профессионального образования, высокотехнологичной медицинской помощи, науки и опытно-конструкторских разработок, связи и телекоммуникаций, наукоемкие подотрасли химии и машиностроения.

Доля экономики, знаний и высокотехнологичного сектора  в валовом внутреннем продукте должна составлять не менее 17-20процентов. Внутренние затраты на исследования и разработки должны подняться до 2,5-3процентов валового внутреннего продукта в 2020году при кардинальном повышении результативности фундаментальных и прикладных исследований и разработок.

Расходы на образование  за счет государственных и частных  источников составят 6,5-7процентов валового внутреннего продукта в 2020году, на здравоохранение - 6,7-7процентов валового внутреннего продукта в 2020году, что обеспечит опережающее развитие человеческого потенциала. С учетом различий в паритете покупательной способности рубля и валют других стран доли расходов на образование и здравоохранение в валовом внутреннем продукте составят около 13-14процентов, что сопоставимо с показателями передовых зарубежных стран.

Информация о работе Макроэкомические проблемы российской экономики