Малый бизнес, его место и роль в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в России и на Дальнем Востоке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 13:37, курсовая работа

Краткое описание

Особенно актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий в свете последних изменений в экономике нашей страны. В условиях жесточайшего экономического кризиса 1998 года, который привел к банкротству большого числа крупных олигополий, нельзя не вспомнить о поддержке малого бизнеса. Обвал рубля привел к тому, что крупные компании потеряли свои позиции на рынке товаров и услуг, а большинство средних и мелких предприятий, которые «держались на плаву» до сентября 1998 года, вообще перестали существовать. Данная экономическая ситуация создала условия для оптимального варианта экономической единицы, как малое предприятие, малый бизнес. Экономически это выгодно, потому что появление большого числа фирм привело к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, да и это принесет реальные деньги в бюджет не только центра, но и регионов, что особенно важно, учитывая выделение Москвы и огромный упадок субъектов Российской Федерации.

Содержание

стр.
1.
Введение
3
2.
Глава 1. Понятие малого бизнеса и его сущность
4
3.
1.1. Основной критерий малого бизнеса
4
4.
1.2. Правовые основы деятельности малых предприятий
4
5.
1.3. Государственная регистрация предприятия.
9
6.
1.4. Ликвидация и реорганизация предприятия.
10
7.
1.5. Управление предприятием.
11
8.
1.6. Хозяйственная и иная деятельность предприятия.
10
9.
Глава 2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса.
10
10.
2.1. Проблемы становления малого бизнеса в России.
10
11.
2.2. Государственная поддержка малого бизнеса
12
12.
2.3. Самостоятельное существование малого бизнеса на Дальнем Востоке
17
13.
Глава 3. Роль малого бизнеса в экономике
18
14.
Заключение
21
15.
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Dokument_Microsoft_Word.docx

— 66.19 Кб (Скачать файл)

Муниципальное образование и науки Российской Федерации

Калужский государственный университет  им. К.Э. Циолковского

 

Физико-технологический институт

Кафедра экономики и менеджмента

 

 

 

Кафедра Экономики

 

 

 

 

Курсовая работа

По экономической  теории

На тему:

 

«Малый бизнес, его место  и роль в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в России и на Дальнем  Востоке»

 

 

 

                                                                                     Студентка группа: ФТИ-33

Дёмкина О.А.

Руководитель курсовой работы:

Губина Н.К.

 

Калуга 2014

 

Содержание

 

 

   

стр.

1.

Введение

3

2.

Глава 1. Понятие малого бизнеса и его  сущность

4

3.

1.1. Основной критерий малого  бизнеса

4

4.

1.2. Правовые основы деятельности  малых предприятий

4

5.

1.3. Государственная регистрация предприятия.

9

6.

1.4. Ликвидация и реорганизация  предприятия.

10

7.

1.5. Управление предприятием.

11

8.

1.6. Хозяйственная и иная деятельность  предприятия.

10

9.

Глава 2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса.

10

10.

2.1. Проблемы становления малого  бизнеса в России.

10

11.

2.2. Государственная поддержка малого  бизнеса

12

12.

2.3. Самостоятельное существование  малого бизнеса на Дальнем  Востоке

17

13.

Глава 3. Роль малого бизнеса в экономике

18

14.

Заключение

21

15.

Список  используемой литературы

23

16.

Рецензия  на курсовую «Малый бизнес, его место  и роль в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в России и на Дальнем  Востоке»

24

17.

Приложение 1

 

18.

Приложение 2

 

 

 

Введение.

В последнее время в  России созрел достаточно серьезный  вопрос: кто займет место ныне распадающихся  крупных монополистических предприятий, относящихся как к тяжелой, так  и к другим не менее важным отраслям промышленности?

Поэтому необходимо дать свободу  для развития предприятий малого бизнеса. Они могут дать России необходимую  насыщенность рынка, устойчивые цены, среду конкуренции, которой так  не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс  внедрения новых технологий всегда был заторможен.

Особенно актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий  в свете последних изменений  в экономике нашей страны. В  условиях жесточайшего экономического кризиса 1998 года, который привел к  банкротству большого числа крупных  олигополий, нельзя не вспомнить о  поддержке малого бизнеса. Обвал  рубля привел к тому, что крупные  компании потеряли свои позиции на рынке товаров и услуг, а большинство  средних и мелких предприятий, которые  «держались на плаву» до сентября 1998 года, вообще перестали существовать. Данная экономическая ситуация создала  условия для оптимального варианта экономической единицы, как малое  предприятие, малый бизнес. Экономически это выгодно, потому что появление большого числа фирм привело к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, да и это принесет реальные деньги в бюджет не только центра, но и регионов, что особенно важно, учитывая выделение Москвы и огромный упадок субъектов Российской Федерации. И одним из самых главных преимуществ является то, что малый и средний бизнес, неизбежно ведет к появлению конкуренции на отечественном рынке, что благоприятно скажется на экономическом состоянии страны.

Наконец, развитие мелкого  предпринимательства необходимо только потому, что они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в  союзе с ними получают значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом.

В данной работе будет сделана  попытка охарактеризовать малое  предпринимательство в России в  настоящее время, выделить особенности  малого предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его проблемы. А также рассмотреть характер развития малого бизнеса на Дальнем  Востоке.

 

Глава 1. Понятие малого бизнеса и его  сущность

 

1.1. Основной критерий малого бизнеса

 

Малые предприятия — это  не организационно-правовая форма, термин «малое» характеризует лишь размер предприятия, а критериями отнесения  предприятия к малым являются численность работающих и доля государственной, муниципальной собственности и  собственности общественных объединений  в уставном капитале этих предприятий, которая должна составлять не более 25%.

В ряде научных работ под  малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой  лиц, или предприятие, управляемое  одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является: - численность персонала; - размер уставного капитала; - величина активов; - объем оборота (прибыли, дохода). По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период.

В российской практике развитие малого предпринимательства началось в 1988 г. В этот период к числу малых  отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел. В последствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве. Такие изменения были в 1990 г., в 1991 г., в 1993 г., в 1995 г. Под субъектами малого бизнеса понимались коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого бизнеса, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период на превышает предельных уровней: в промышленности – 100 человек; в строительстве – 100 человек; на транспорте – 100 человек; в сельском хозяйстве – 60 человек; в научно технической сфере – 60 человек; в оптовой торговле – 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

 

1.2. Правовые  основы деятельности малых предприятий.

 

По мере развития мелкого  предпринимательства образуются различные  формы организации частных фирм. На данный момент известны три основные правовые формы: единоличные, партнерства  и корпорации.

Фирма, находящаяся в единоличном  владении наиболее простая форма  для мелкого бизнеса. Обычно для  открытия такого предприятия достаточно лишь получить лицензию от местных  властей и зарегистрировать торговое имя. Деловые партнерства представляют собой организацию из двух и более  лиц, между которыми заключается  контракт на совместное владение предприятием. Партнерства могут быть полными  и ограниченными. Третий тип - корпорации. И хотя формально управление корпорацией  должно быть отделено от ее владения, нередко  бывают случаи, когда корпорацией  владеет и руководит один собственник  при помощи подставных лиц, которые  реально не вкладывают в нее средства и не принимают участия в управление ею.

Нормативной базой для  создания и ликвидации МП является закон РФ "О развитии малого и  среднего бизнеса" , его глава IV.

<< Предприятие может  быть учреждено либо по решению  собственника имущества или уполномоченного  им органа, либо по решению  трудового коллектива государственного  или муниципального предприятия  в случаях и порядке, предусмотренном  Законом.

Предприятие может быть учреждено  в результате выделения из состава  действующего предприятия, объединения, организации одного или нескольких структурных подразделений с  сохранением за ними существующих обязательств перед предприятием. Предприятие  может быть учреждено в результате принудительного разделения в соответствии с антимонопольным законодательством  РФ.

Учредительными документами  предприятия являются устав предприятия, а также решение о его создании или договор учредителей. В уставе предприятия определяются организационно правовая форма предприятия, его  название, адрес, органы управления и  контроля, порядок распределения  прибыли и образования фондов предприятия, условия реорганизации  и ликвидации предприятия. Устав  предприятия утверждается его учредителем. На государственном и муниципальном  предприятии, а также на предприятии  смешанной формы собственности, в имуществе которого доля государства  или местного Совета составляет более 50%, устав утверждается учредителем  совместно с трудовым коллективом.

Предприятие считается утвержденным и приобретает права юридического лица со дня его государственной  регистрации. (закон  «О развитии малого и среднего бизнеса в РФ», гл. 4) >>

 

1.3. Государственная  регистрация предприятия.

 

Государственная регистрация  предприятия, независимо от его организационно-правовой формы, осуществляется местным Советом  по месту учреждения предприятия. Данные государственной регистрации предприятия  в месячный срок сообщаются Советом, зарегистрировавшим предприятие, в  Министерство финансов РФ для включения  в Государственный реестр. Деятельность незарегистрированного предприятия  запрещается. Доходы, полученные от деятельности такого предприятия, взыскиваются через  суд и направляются в местный  бюджет.

Для регистрации предприятия  учредитель представляет следующие  документы: - заявление учредителя, - устав предприятия, - решение о  создании предприятия или договор  учредителей, - свидетельство об уплате государственной пошлины.

Решение о регистрации  или отказ в регистрации предприятия  должно быть принято не позднее чем  в месячный срок с момента выдачи заявления учредителя, устава, договора учредителей и свидетельства  об уплате госпошлины. О регистрации  предприятия держатель реестра  объявляет в местной печати не позднее чем в недельный срок со дня регистрации.

Отказ в государственной  регистрации предприятия возможен в случае нарушения установленного Законом порядка создания предприятия, а также несоответствия учредительных  документов требованиям законодательства РФ. Отказ в регистрации предприятия  по другим мотивам является незаконным. О решении отказать в регистрации  предприятия соответствующий орган  обязан сообщить в 3-хдневный срок в  письменной форме учредителю предприятия. Отказ в регистрации предприятия  может быть обжалован в судебном порядке. Предприниматель может  взыскать через суд убытки, нанесенные в результате незаконного отказа в регистрации предприятия.

 

1.4. Ликвидация  и реорганизация предприятия.

 

Прекращение деятельности предприятия  может осуществляться в виде его  ликвидации или реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование в иную организационно-правовую форму). Ликвидация и реорганизация  предприятия производится по решению  собственника или органа, уполномоченного  создавать такие предприятия, с  согласия трудового коллектива либо по решению суда.

Предприятия ликвидируются  в случаях: - признания банкротом, - принятия решения о запрете деятельности предприятия из-за невыполнения условий, установленных законодательством  РФ, если в предусмотренный решением срок не обеспечено соблюдение этих условий  или не изменен вид деятельности, - признания судом недействительными  учредительных документов и решения  о создании предприятия, - по другим основаниям, предусмотренным законодательными актами РФ и входящих в его состав республик.

Ликвидация предприятия  осуществляется ликвидационной комиссией, образуемой собственником имущества  предприятия или уполномоченным им органом, совместно с трудовым коллективом. По их решению ликвидация может проводиться самим предприятием в лице его органа управления. Ликвидация предприятия при банкротстве  осуществляется в соответствии с  законодательством РФ.

Предприятие индивидуальное, семейное или принадлежащее группе лиц, совместно ведущих трудовое хозяйство. Закон РФ о предприятиях и предпринимательской деятельности разрешает организацию и создание предприятий и ведение предпринимательской деятельности на базе их индивидуальной (частной) собственности. Это может быть один человек, несколько членов семьи (или) группа лиц, совместно ведущих трудовое хозяйство. Любая группа физических лиц (не менее 2-х) может образовать акционерное общество с ограниченной ответственностью но может создать предприятие и без образования общества. И если такое предприятие будет создано с соблюдением установленных правил, иметь свой устав и зарегистрировано в установленном порядке , оно признается юридическим лицом. А это значит, что оно само от своего собственного имени будет заключать договоры и иные сделки и вступать в обязательства. Оно не будет отвечать по личным обязательствам своих учредителей, а учредители не будут отвечать по обязательствам предприятия. Таким образом учредители рискуют только тем своим имуществом, которое они передали предприятию и закрепили за ним, т.е. сделали имуществом предприятия.

Информация о работе Малый бизнес, его место и роль в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в России и на Дальнем Востоке