Малый и средний бизнес в России: место и роль в экономики России и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 01:43, курсовая работа

Краткое описание

Современное российское общество переживает чрезвычайно сильный кризис, который проявляется в политике, экономике, идеологии и других сферах жизни общества. Россия в очередной раз стоит перед необходимостью выбора ориентиров для своего дальнейшего развития, и здесь нельзя ошибиться.

Вложенные файлы: 1 файл

Московский государственный университет..doc

— 996.00 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, если подвести итог и рассмотреть послеперестроечный период развития малого и среднего бизнеса в нашей стране, то можно выделить три периода:

 

  1. период интенсивного становления предпринимательства (1990-1995гг.);

 

  1. период насыщения и структурного оформления (1996-1998 гг.);

 

  1. период цивилизованной модернизации (с 1998г. по настоящее время).

 

1.2  Необходимость  разделения  предприятий на крупные,  средние и мелкие.

 

  В хозяйственной  практике широко применяются  традиционные схемы деления экономики  на составные элементы, позволяющие  всесторонне изучить закономерности и направления развития народного хозяйства, своевременно заметить нарождающиеся проблемы и принять меры по их решению. Это – деление экономики по отраслевому признаку, по территориальному, по формам собственности и т.д.

   Существовало и деление предприятий по критерию их размера в зависимости от численности работающих, стоимости основных и оборотных фондов, объема производства продукции и других показателей. Такое деление использовалось для определения категории предприятий, что является базой для формирования оплаты труда. Реформа оплаты труда, казалось бы, сделала ненужными определения “категорийности” предприятия. Однако жизнь дает другой вывод: необходимо резко повысить роль деления предприятий на крупные, средние и малые и положить его в основу специальной системы организации дифференцированного внимания со стороны государства к финансовому, материально-техническому благополучию различных по размеру предприятий.

Функциональное назначение предприятий, их роль в экономике  в значительной мере меняются в зависимости от размера предприятия. Крупное и мелкое производства, даже в рамках одной территории и отрасли, как правило, не являются взаимозаменяемыми. Отсутствие одного из них – это незаполненная ячейка экономики, имеющая своим следствием общее снижение эффективности производства. Крупные, средние и малые предприятия дополняют друг друга, создают целостный организм экономики.

 

1.3 Критерии выделения малых предприятий

 

    Человечество  накопило достаточно богатый  опыт распределения предприятий на группы в зависимости от их размера. При этом не существует какого-то единого для всех стран универсального критерия выделений малых предприятий. Каждое государство в зависимости от национальности, производственных градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает свои критерии распределения предприятий по их размерам.

   Например, во Франции  очень малыми предприятиями считаются  производства с числом занятых  до 10 человек, малыми – от 10 до 100, средними от 100 до 500 и крупными  свыше 500 человек. Малые и средние предприятия составляют около 99% численности всех предприятий и на них трудится примерно 67% всех занятых.

   В Японии к  категории малых и средних  предприятий относятся юридически  самостоятельные компании с числом  занятых до 300 человек или объемом основного капитала до 100 млн. иен в отраслях обрабатывающей промышленности, строительстве, транспорте, связи, в коммунальном хозяйстве; до 100 человек (или до 30 млн. иен капитала) – в оптовой торговле и до 50 человек (или 10 млн. иен капитала) – в розничной торговле и сфере услуг. Мелкие и средние компании составляют более 99% общего их числа и на них трудится свыше 80% всех занятых.

   В нашей стране, согласно принятому 14 июля 1995 г.  Федеральному закону “О государственной  поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не превышает 25% и в которых численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

    в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек;

    в оптовой  торговле  – 50;

    в розничной  торговле и бытовом обслуживании  – 30;

    в других  отраслях и при осуществлении  других видов деятельности –  50 человек.

  Таким образом,  определен критерий выделения малых предприятий – по численности работающих. Несовершенство данного критерия, да и других критериев также, очевидно. Например, на электростанции, где многомиллионные основные фонды приводятся в действие несколькими работниками.

    Видимо универсальных критериев выделения малых предприятий, позволяющих безошибочно сортировать предприятия, не существует. Поэтому представляется целесообразным, ориентируясь точно на численность работников, определять по каждой отрасли, с учетом специфики производства, какие предприятия нельзя относить к малым. В случае возникновения спорных вопросов, решать их в индивидуальном порядке.

 

1.4 Виды малых  предприятий.

 

   Те, кто впервые  сталкивается с малыми предприятиями,  обычно допускают типичную ошибку: считают малые предприятия одним из видов предприятий, подобно государственным, арендным, совместным, семейным и т.д. Это неверно, малые предприятия в этот перечень не могут быть включены. Малые – это не вид, не организационно-правовая форма, а размер предприятия. Малое предприятие – всегда какое-то применительно к выделяемым в законодательстве видам предприятий. Из всех имеющихся видов предприятий: государственных, коллективных, совместных, кооперативов и т.д., выделяется их часть по критериям численности работающих. Таким образом, существуют малые государственные, малые совместные, малые частные и прочие виды малых предприятий.

    В этой связи  становится очевидным, для малых  предприятий не существует какой-то  универсальной, общей для всех  их видов системы ценообразования, материально-технического снабжения, оплаты труда, управления и т.д. Все эти системы функционирования предприятия определяются по их видам.

    Бытует и  еще одно широко распространенное  заблуждение, будто бы вид малого  предприятия предопределяется тем, какая организация является его учредителем. Безусловной связи здесь нет. Малые предприятия могут создаваться гражданами, членами семьи и совместно с другими лицами, государственными, арендными, совместными предприятиями, общественными организациями и т.д. Кроме того, малые предприятия могут создаваться совместно указанными органами, предприятиями, организациями и гражданами.

   Если учредителем  малого предприятия является  государственная организация, то  это отнюдь не означает, что  новое образование будет именно малым государственным предприятием. Имущество, выделяемое из состава государственного предприятия, может быть сдано в аренду кооперативом. Вид созданного предприятия – кооператив. Могут быть и другие варианты.

   В то же время  индивидуальные и семейные частные предприятия, названные так именно применительно к учредителям, не могут быть иного вида. То есть по таким видам малых предприятий учредительство и вид малых предприятий совпадают.

 

1.5 Правовые  основы малого бизнеса

 

    Малый бизнес  в России как самостоятельное социально-экономическое явление существует уже свыше 10 лет. Действующие законодательные и нормативно-правовые акты направлены на государственную поддержку малых предприятий  с целью создания благоприятных условий для их функционирования, в первую очередь предоставления льгот по налогообложению. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.91 г. № 406 “О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР”, были определены критерии отнесения предприятий к категориям малых, предусмотрена возможность установления определенных налоговых льгот, а также создания фондов финансовой поддержки за счет бюджетных средств.

    В соответствии  с законом РСФСР “О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках”, Правительство РФ в апреле 1993 г. приняло постановление об образовании фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции (с декабря 1995 года он был переименован в Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства).

    А в июне 1995 г. был принят федеральный закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, определивший общие положения поддержки малых предприятий, формы и методы государственного стимулирования, а также регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.

    Указом Президента  РФ в июне 1995 г. был образован  Государственный комитет РФ по  поддержке и развитию малого  предпринимательства. В апреле 1994 г. Правительством РФ одобрена  целевая Федеральная программа  государственной поддержки малого предпринимательства в России на 1994 - 1995 гг.

    В ней были  определены основные направления,  цели и приоритеты в данной  области, включая совершенствование  законодательства, развитие системы  финансово-кредитной поддержки,  информационное и консультационное обеспечение малых предприятий, содействие в реализации контрактов для обеспечения государственных нужд и др.

   В 1996 г. Государственной  Думой была утверждена вторая  Федеральная программа государственной  поддержки предпринимательства на 1996-1997гг.

    Остается надеяться,  что действующий с 01.01.99г. Налоговый  Кодекс РФ, в содержании которого  нет особых приоритетов для  малого и среднего предпринимательства,  не будет препятствовать дальнейшему  развитию малого бизнеса в  России.

   Кстати на реформу  налогообложения и рост частного  предпринимательства в России, Агентство  США по международному развитию  затратило в 1992-1996 годах около  435 млн. долларов – это больше, чем в других странах СНГ.  Средства на поддержку малых  и средних предприятий исключены из федерального бюджета на этот год. Несмотря на то, что в процессе проведения реформ стала очевидной важная роль этих предприятий: они выполнили роль буфера, который смягчил экономический спад.

 

1.6 Особенности  и функции малого предприятия.

 

    Предпринимательство  в масштабе малого предприятия  обладает рядом качественных  особенностей. В первую очередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием.

  Вторая характеристика – так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.

  Третья – относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.

  Четвертая – персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, как еже отмечалось, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.

  Пятое – ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией.

  Шестая специфическая черта – семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия.

  Наконец, седьмая особенность связана с характером финансирования. Если “гиганты” черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и  “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).

  Также, как одну  из особенностей, можно выделить  высокую долю оборотного капитала  по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий  это соотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80.

   В ряду функций  малого предприятия, прежде всего,  важно отметить экономические функции, определяемые его ролью как, во-первых, работодателя; во-вторых – производителя продукции и услуг, в-третьих – катализатора научно-технического прогресса, в четвертых – налогоплательщика, в пятых – агента рыночных отношений.

   Не менее значимы  функции социальные. Во-первых, через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. Во-вторых, в основном здесь используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях. В – третьих, малые предприятия являются главным продуцентом мест производственного обучения, своеобразным “полигоном” для обкатки молодых кадров. В-четвертых, небольшие предприятия, прежде всего в сфере обслуживания, удовлетворяют потребности людей в общении (но его они лишены, например, в супермаркетах).

   Уже сегодня  актуальна и будет актуализироваться  и далее экологическая функция  малого бизнеса, которая уже  имеет место в странах с  развитой рыночной экономикой.

 

1.7 Сфера деятельности  малых предприятий и их взаимодействие  с большой промышленностью.

 

   Малые предприятия,  как правило, появляются при  необходимости изготовления небольших  партий продукции с постоянно  обновляемой номенклатурой и  ассортиментом выпускаемых изделий,  использования незначительных источников  сырья и материалов в условиях ограниченного количества потребителей. Таким образом, малые предприятия при сравнительном насыщении рынка, находят себя в доработке продукции с учетом индивидуальных запросов заказчика, производстве мелочей или продукции, изготовление которой в технологическом отношении является преимущественно ручным, не автоматизированным. Малые предприятия утилизируют отходы крупных производств, изготавливают комплектующие изделия для сборочных предприятий. Кроме того, малые предприятия доминируют во всех сферах деятельности с высоким риском получения нулевого результата. Это и инновационная деятельность, и освоение новой технологии, новых видов изделий.

Информация о работе Малый и средний бизнес в России: место и роль в экономики России и перспективы развития