Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 20:23, курсовая работа
Объект исследования – сегмент предприятий МСБ в России и зарубежных странах.
Предмет исследования – развитие самих предприятий в рамках программы содействия развитию малого и среднего бизнеса и его государственного регулирования.
ВВЕДЕНИЕ
2
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
5
1.1 Основные понятия категории МСБ
5
1.2 Организационно-правовые нормы предприятия МСБ в России
9
1.3 Теоретическое обоснование концепции МСБ
12
2. СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ
14
2.1 Основные показатели статистики по предприятиям МСБ России
14
2.2 Проблемы становления МСБ с России
18
2.3 Государственная поддержка МСБ в России
22
3.ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МСБ ЗА РУБЕЖОМ
30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Исходя из следующей таблицы, нетрудно оценить роль МСБ в социально-экономическом развитии РФ на фоне стран «Большой семерки» по состоянию на конец 2010 года [5, c.22].
По данным на 2012 год: в России вклад в ВВП – 23%, количество занятых – 25%, в ЕС – вклад в ВВП – 50-60%, количество занятых - 60-70%, в США – 50% от экономически активного населения. Объем кредитования предприятий МСБ в России – 4 трлн. рублей в год, в США – 37 трлн. рублей в год. [4, с.6].
Хотелось бы обозначить еще одну проблему. «Бизнес по-русски», на самом деле, зачастую не является экономным. По собственному опыту хочу сказать, что большинство внутренних проблем фирмы возникает за счет желания сэкономить на всем: оборудовании, внутренних и внешних издержках, обучении сотрудников, найма квалифицированной рабочей силы. Мало кто из предпринимателей досконально просчитывает и оптимизирует свои издержки. А это, зачастую, ведет к убыткам много большим, чем сумма сэкономленных средств.
2.3 Государственная поддержка МСБ в России
Одним из факторов, предполагающих рост и развитие предприятий МСБ, является уровень и качество государственной поддержки самих предприятий в РФ на муниципальном и региональном уровнях.
Так что же предлагает предпринимателям правительство РФ в качестве вариантов господдержки? В рамках программ государственной поддержки МСБ РФ мероприятия по государственной поддержке субъектов МСБ реализуются в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства» в Российской Федерации №209-ФЗ от 27 июля 2007 г. и выражаются в следующих видах поддержки: финансовая, имущественная, информационная поддержка МСБ. Также:
Финансовая поддержка МСБ по линии министерств и ведомств, включает в себя:
На реализацию программ поддержки МСБ из федерального бюджета в 2013 году выделено 34,54 млрд. рублей (по данным Минэкономразвития России). Структуру финансирования по видам господдержки можно представить в виде таблицы [8, c.3].:
Министерства - |
Мероприятия поддержки МСП |
2013 г., млрд. руб. | |
Минэкономразвития России |
субсидии регионам на государственную поддержку МСП |
21,84 | |
Минсельхоз России |
поддержка малых форм хозяйствования - субсидирование % ставки |
5,0 |
8,6 |
поддержка начинающих фермеров |
2,0 | ||
развитие семейных животноводческих ферм |
1,5 | ||
оформление земельных участков в собственность КФХ |
0,1 | ||
Минобразования России (Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере) |
прикладные научные исследования и разработки |
4,1 | |
Итого: |
34,54 |
63% процента средств были
По поручению Президента Российской Федерации от 14 марта 2011 г. № Пр-634 координация поддержки МСБ осуществляется Минэкономразвития России, Минздравсоцразвития России, Минсельхозом России, Минрегионом России, Минобрнауки России.
Согласно приказу Минэкономразвития России от 26 июля 2011 г. № 372 координация и мониторинг реализации программ господдержки производится Рабочей группой под председательством Министра экономического развития. В нее входят представители федеральных органов исполнительной власти: Минсельхоз России, Минтруд России, Минрегион России, Минобрнауки России, Минпромторг России, Минфин России, Минздрав России), общественных организаций предпринимателей («ОПОРА РОССИИ», «Деловая Россия», ТПП РФ, ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России «АККОР».
Государственная программы финансовой поддержки МСБ базируется на предоставлении субъектам РФ субсидий из федерального бюджета на реализацию региональных программ развития МСБ на конкурсной основе. Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2009 года № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» определены правила и порядок предоставления субсидий. Непосредственно субсидии распределяются за счет средств федерального бюджета целевым образом на конкурсной основе между субъектами Российской Федерации. Они направлены на мероприятия региональных программ поддержки МСБ на условиях софинансирования и не являются прямыми субсидиями, перечисляемыми самим предприятиям. Несмотря ни на что, распределять эти субсидии могут главы регионов в рамках программы поддержки каждого региона, каковые устанавливаются ежегодно.
Основные направления и цели программы господдержки МСБ в РФ.
а) не более 80,0 млн. рублей - на муниципальную программу моногорода с численностью населения не более 50 тыс. чел.
б) не более 150,0 млн. рублей - 50-300 тыс. чел.
в) не более 300,0 млн. рублей - более 300 тыс. чел. [8, c.12].
В 2013 году в соответствии с приказом Минэкономразвития приоритетными являются следующие направления поддержки:
Бизнес-инкубирование является одной из наиважнейших и действенных форм поддержки МСБ. Его главное назначение состоит в том, чтобы предоставить максимально благоприятные условия для малых предприятий путем предоставления всевозможных видов услуг (консалтинг, аренда обучение, кредитования) на льготных условиях. Эффективность самого инкубатора обеспечивается за счет сопровождения малых предприятий на всем пути реализации их проектов: от обучения сотрудников и руководства до составления бизнес-планов, получения готового продукта.
Также важна система государственных заказов. Такая форма бизнес-отношений позволяет обеспечить МСП гарантированный рынок сбыта готового продукта для дальнейшего развития самого предприятия.
Антимонопольную политику также можно рассматривать в качестве одного из вариантов господдержки. Она включает в себя множественные меры по обеспечению равных условий деятельности на всех уровнях взаимодействия между государством и предприятиями МСБ, так и между самими МСП. Меры по предотвращению банкротств мелких компаний, а также, насколько это возможно, гибкую таможенную политику.
В налоговой политике господдержка МСБ в России осуществляется через упрощенную систему регистрации и отчетности и льготную систему налогообложения.
По итогам 2012 года помощь в рамках господдержки оказана 274,4 тысячам предприятий МСП, что составляет 15% от общего количества МСП в России на тот же период (см. п.2.1).
По результатам опроса самих предпринимателей оценки господдержки даются очень сдержанные: в программах поддержки участвуют только 24% из опрошенных, далее, 25% всех опрошенных считают, что администрация не уделяет должного внимания проблемам МСБ в своих регионах, 27% заявили, что внимания уделяется крайне мало и только в случае острой необходимости, еще 27% дали менее строгую оценку признав, что внимание уделяется, но его «очень мало», и только 8% оценили программы поддержки, как приоритетные в своих регионах [7, c.38].
Из компаний, участвующих в программах поддержки и развития, 42% положительно оценивают эффективность программ, 32% - умеренно, 23% - как очень низкую. В городах – миллионниках оценки такие же низкие, как и на уровне регионов: 31% - позитивные оценки, 32% - «крайне мало внимания» - 26% - эффективность отсутствует. Тем не менее, муниципальные программы поддержки крайне положительно охарактеризовали 49% участвующих в них предприятий, 26% доли умеренную оценку, 7% крайне низкую и 14% не извлекли из данных программ никакой пользы [7, c.39].
При детальном изучении программ господдержки выявляется не очень положительная тенденция. Все более-менее крупные денежные суммы, приходящие в региональный бюджет из федерального, имеют своим получателем не конкретное предприятие МСБ, а субъект регионального или муниципального управления, а при высоком уровне сложности доступа предприятий к самим источникам финансирования (грантовая и конкурсная система получения средств, сложности с оформлением документов, высокий уровень коррупции, юридическая некомпетентность самих предпринимателей, отсутствия принципа честности и открытости с обеих сторон и т. д.) эффективность программ господдержки снижается в разы.