Международная конкуренция и ее формы. Детерминанты конкурентного преимущества стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 21:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение развития теории международной конкуренции и конкурентных преимуществ страны на современном этапе.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- осветить сущность и виды конкуренции, особенности международной конкуренции;
- охарактеризовать понятие конкурентоспособности страны и теорию конкурентных преимуществ;
- проанализировать проблемы повышения конкурентоспособности экономики Беларуси в современных условиях.

Содержание

• Введение
• 1. Теоретические основы международной конкуренции
• 2. Понятие конкурентоспособности государства, детерминанты конкурентоспособности
• Заключение
• Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

Несмотря на то, что названные концепции по-разному определяют условие и источник укрепления конкурентоспособности -- в концепции конкурентной эволюции -- тип рыночной организации и инновационная активность, а в концепции конкурентной рациональности -- организационная культура и скорость принятия решений, они отнюдь не противостоят друг другу. У них одни и те же базовые предпосылки -- динамичный рынок, многообразие типов рыночных субъектов, отсутствие единого критерия оптимального поведения. Это и не случайно, так как обе они эксплуатируют идею Й.Шумпетера о рынке, как системе взаимодействия разнообразных и различающихся своим потенциалом участников. Поэтому между этими концепциями больше общего, чем различий. А вникнув с суть различий, мы обнаружим, что она заключается в разной расстановке акцентов. Р.Нельсон и С.Уинтер акцентируют внимание на технологических инновациях, в отношении осуществления которых организационные изменения играют роль вспомогательного инструмента. П.Диксон, наоборот, рассматривает внутренний организационный потенциал фирмы, как главное условие реализации инновационной стратегии. Поэтому эти концепции следует рассматривать скорее как дополняющие, а не противостоящие подходы. Но, как бы то ни было, для нас обе они имеют ту ценность, что позволяют сформулировать условия и способы, при которых обеспечивается реализация содержательной стороны конкуренции -- завоевание лучших условий хозяйствования. Условиями будут качество конкурентной среды, представленное в типе рыночной организации, и качество хозяйственной организации, выражающееся в ее способности эволюционировать. В качестве способов выступят инновационная активность, понимаемая как склонность фирмы к нововведениям, и организационная культура фирмы, проявляющаяся в способности адекватно и быстро адаптироваться к рыночным изменениям.

Третья концепция конкурентной практики, известная как модель пяти сил конкуренции М.Портера, которая, казалось бы, стоит особняком, в действительности может рассматриваться в качестве практического руководства по реализации вышеозначенных концепций.

Концепция конкурентной эволюции обладает тем достоинством, что рассматривает конкурентную борьбу сквозь призму взаимосвязи между конкурентным окружением (структурой рынка) и инновационной деятельностью. Тем самым она позволяет выявить те институциональные факторы, которые обусловливают завоевание хозяйственными субъектами лучших хозяйственных условий посредством инновационной деятельности. В этой связи наиболее существенными из сформулированных ею выводов являются следующие. Первый заключается в том, что в той связи, которая существует между структурой рынка и инновационной деятельностью, крупные предприятия занимают центральное место, так как, во-первых, обладают преимуществами перед мелкими в освоении нововведений (концентрация ресурсов, распределение рисков, более низкие средние издержки по НИОКР), а, во-вторых, способны обеспечить более быструю компенсацию связанных с осуществлением НИОКР затрат (размер производственных мощностей). В этом смысле, в отраслях с высокой степенью интенсивности инноваций процессы концентрации производства будут происходить быстрее, а сами эти отрасли объективно должны быть более концентрированными. Второй вывод состоит в том, что само по себе наличие рыночной власти не может рассматриваться в качестве препятствия инновационному типу конкуренции, так как она создает экономическую базу (концентрация ресурсов) и мотивацию для инновационной деятельности, в том смысле, что высокие доходы выступают в качестве своеобразной защиты расходов на НИОКР, а рыночная власть выступает платой за научно-технический прогресс. Третий вывод сводится к тому, что между инновационной деятельностью и конкурентным окружением (институциональные условия) существует обратная связь, в которой последние выступают эндогенным фактором. Следовательно, вопрос выбора в конкурентной борьбе способа завоевания лучших условий хозяйствования, а значит, и господствующего типа конкуренции, есть вопрос качества институциональных условий воспроизводства.

Конкурентный рынок является тем стержнем, без которого новые возможности экономики остаются неиспользованными. В условиях конкуренции продавцы ищут новые способы производства товаров и пути улучшения их качества, применяют более прогрессивные технологии. В этом плане конкурентный рынок выступает как принудительная экономическая сила развития и совершенствования производства.

Компания, выходя на один или несколько избранных внешних рынков, вступает в международную конкуренцию. О глобальной конкуренции мы говорим, когда компания разворачивает свою деятельность на нескольких континентах и борется за лидерство на мировом рынке. Очевидно различие в масштабах конкурентной борьбы между компаниями, одни из которых работают в нескольких странах, а другие продают свою продукцию в 50, а то и в 100 странах, и к тому же ежегодно расширяют операции на рынки других стран. Первую компанию можно назвать конкурентом межнационального (или мультинационального) масштаба, вторую - глобальным конкурентом. Таким образом, межнациональным (или мультинациональным) конкурентом называется компания, которая ведет конкурентную борьбу на рынках нескольких стран; глобальный конкурент - это компания, которая присутствует или стремится к присутствию на рынках всех (большинства) стран.

Модели международной конкуренции в разных отраслях экономики сильно различаются. На одном полюсе, как отмечалось выше, находится мулыпинациональная конкуренция, или конкуренция на отдельных, изолированных один от другого национальных рынках. Покупатели на разных рынках имеют разные ожидания, предпочтения и особенности; конкуренция на внутреннем рынке одной страны не зависит от конкуренции на внутренних рынках других стран, состав компаний-конкурентов в каждой стране свой. Например, во Франции, Бразилии и Японии модели банковской деятельности совершенно различны, заметно отличаются рыночные условия и ожидания клиентов, банки-конкуренты во Франции совсем не те, что в Бразилии и Японии, а конкурентная борьба в банковском деле во Франции никак не влияет на конкуренцию в Бразилии и Японии. При мультинациональной конкуренции у компании не существует международного или глобального рынка, а только совокупность изолированных внутренних рынков отдельных стран. Преимущества стратегии, разработанные для конкретной страны, и любое достигнутое в этой стране конкурентное преимущество не выходят за рамки данной страны и не распространяются на другие страны, в которых работает компания. Мультинациональная конкуренция характерна для таких отраслей, как пивная промышленность, страхование жизни, производство швейных изделий, выплавка металлов, производство некоторых видов продуктов питания (кофе, крупы, консервы, замороженные продукты) и многих видов розничной торговли.

На другом полюсе - глобальная конкуренция, при которой цены и конкурентные условия на разных внутренних рынках тесно взаимосвязаны, поэтому термин международный, или глобальный рынок наполняется реальным смыслом. В глобальной отрасли конкурентоспособность компании в каждой стране зависит от конкурентоспособности в других странах. Особенно интенсивна конкуренция в странах, где велики объемы продаж, и где присутствие компании стратегически необходимо для упрочения положения в данной отрасли. При глобальной конкуренции компания укрепляет свои позиции, проводя операции во всем мире; конкурентное преимущество, создаваемое на внутреннем рынке, дополняется преимуществами, создаваемыми в других странах (размещение предприятий в странах с низкой заработной платой, передача опыта и навыков из одной страны в другую, обслуживание мультинациональных клиентов, репутация торговой марки). Глобальные преимущества компании напрямую зависят от ее конкурентных преимуществ на национальном рынке. Глобальная конкуренция наблюдается в производите автомобилей, телевизоров, автошин и автопокрышек, телекоммуникационного оборудования, копировальных устройств, часов, в коммерческих воздушных перевозках.

Таким образом, в условиях глобализации мировой экономики все большую актуальность приобретает проблема выхода предприятий на международный рынок. Современные тенденции развития мирового хозяйства характеризуются усилением конкуренции на различных рынках.

2. ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  ГОСУДАРСТВА, ДЕТЕРМИНАНТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Общее определение конкурентоспособности страны может быть сформулировано так: «конкурентоспособность страны - это обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение страны и ее отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику». Общепринятого определения международной конкурентоспособности нет. Существуют различные взгляды на сущность и природу конкурентоспособности страны. Те или иные определения страновой конкурентоспособности отражают различные аспекты ее сущности. Анализ трактовок данного понятия позволяет выделить ряд сущностных характеристик конкурентоспособности экономики, согласно которым конкурентоспособность это: 1) инструмент, представляющий собой эффективное средство повышения уровня жизни; 2) характеризуется развитым научно-техническим потенциалом; 3) способность национальных предприятий производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка в условиях свободной конкуренции; 4) продуктивность использования ресурсов; 5) характеризуется высоким уровнем социального развития и устойчивыми темпами экономического роста в долгосрочной перспективе; 6) относительное понятие, измеряемое относительно результатов, достигнутых экономиками сравнимого уровня развития. Кроме того, конкурентоспособность - это объективный процесс, отражающий непрерывность и динамичность развития экономической системы.

Национальная конкурентоспособность определяется как результирующий относительный показатель, отражающий уровень эффективности производства, распределения и реализации товаров как внутри страны, так и за ее пределами в целях повышения собственного экономического потенциала и уровня социально-экономического развития. Исходя из представленной трактовки, следует, что сущность конкурентоспособности страны предполагает определенный уровень конкурентоспособности отечественных компаний и производимых ими товаров.

М. Портер выделяет четыре свойства страны, формирующие среду, в которой конкурируют местные фирмы, и влияющие на ее международный успех (рис. 2.1).

Рисунок 2.1 - Детерминанты конкурентного преимущества страны

Источник: [11, c. 35].

Эти детерминанты, каждый в отдельности и все вместе как система, создают среду, в которой рождаются и действуют фирмы данной страны.

Страны добиваются успеха в тех или иных отраслях благодаря тому, что среда в этих странах развивается наиболее динамично и, постоянно ставя перед фирмами сложные задачи, заставляет их лучше использовать имеющиеся конкурентные преимущества и искать новые. Страны имеют наибольшие шансы на успех в тех отраслях или их сегментах, где компоненты национального «ромба» взаимно усиливаются, т.е. каждый детерминант влияет на все остальные.

Преимущество по каждому детерминанту не является предпосылкой для конкурентного преимущества в отрасли. Именно взаимодействие преимуществ по всем детерминантам обеспечивает самоусиливающиеся выигрышные моменты, которые иностранным конкурентам недоступны.

Каждая страна в той или иной степени обладает факторами производства, необходимыми для деятельности фирм в любой отрасли. Теория сравнительных преимуществ в модели Хекшера-Олина посвящена сравнению имеющихся факторов. Страна экспортирует товары, при производстве которых интенсивно используются различные факторы. Однако факторы, как правило, не только достаются по наследству, но и создаются, поэтому для получения и развития конкурентных преимуществ важен не столько запас факторов на данный момент, сколько скорость их создания. Кроме того, изобилие факторов может подорвать конкурентное преимущество, а их нехватка -- побудить к обновлению, что может привести к долговременному конкурентному преимуществу. В то же время нацеленность факторами имеет достаточно важное значение, поэтому это первый параметр данной составляющей «ромба».

Традиционно в экономической литературе выделяет три фактора, труд, земля и капитал. Но более полно их влияние в настоящее время отражает несколько иная классификация:

- людские ресурсы, которые  характеризуются количеством, квалификацией  и стоимостью рабочей силы, а  также продолжительностью нормального  рабочего времени и трудовой этикой. Эти ресурсы подразделяются на многочисленные категории, так как для каждой отрасли требуется определенный перечень конкретных категорий работников;

- физические ресурсы, которые  определяются количеством, качеством, доступностью и стоимостью земельных участков, воды, полезных ископаемых, лесных ресурсов, источников электроэнергии и др. К ним также можно отнести климатические условия, географическое положение и даже часовой пояс;

- ресурс знаний, т.е. совокупность  научной, технической и коммерческой информации, влияющей на товары и услуги. Этот запас сосредоточен в университетах, исследовательских организациях, банках данных, литературе и т. д.;

- денежные ресурсы, характеризующиеся  количеством и стоимостью капитала, который может быть направлен на финансирование промышленности;

- инфраструктура, включающая  транспортную систему, систему связи, почтовые услуги, перевод платежей  между банками, систему, здравоохранения  и др.

Совокупность применяемых факторов в разных отраслях различается. Фирмы достигают конкурентного преимущества, если имеют в распоряжении дешевые или высококачественные факторы, которые важны при конкуренции в конкретной отрасли. Так, расположение Сингапура на важном торговом пути между Японией и Ближним Востоком сделало его центром судоремонтной индустрии. Однако получение конкурентного преимущества на основе факторов зависит не столько от их наличия, сколько от их эффективного использования, поскольку МНК могут обеспечить недостающие факторы путем закупок или размещения деятельности за рубежом, а многие факторы относительно просто перемещаются из страны в страну.

Факторы подразделяются на основные и развитые, общие и специализированные.

К основным факторам относятся природные ресурсы, климатические условия, географическое положение, неквалифицированная рабочая сила и т.п. Их получает страна по наследству либо при незначительных капиталовложениях. Они не имеют особого значения для конкурентного преимущества страны либо создаваемое ими преимущество неустойчиво. Роль основных факторов снижается из-за сокращения потребности в них или из-за их возросшей доступности (в том числе в результате перевода деятельности или закупок за рубежом). Эти факторы имеют важное значение в добывающих отраслях и в отраслях, связанных с сельским хозяйством.

К развитым факторам относятся современная инфраструктура, высококвалифицированная рабочая сила и т.п. Именно эти факторы имеют наибольшее значение, так как позволяют достичь конкурентного преимущества более высокого уровня.

По степени специализации факторы подразделяются на общие, которые можно применять во многих отраслях, и специализированные. Специализированные факторы образуют более солидную и долговременную основу для конкурентного преимущества, чем общие.

Критерии подразделения факторов на основные и развитые, общие и специализированные необходимо рассматривать в динамике, поскольку со временем они изменяются. Например, выпускник вуза 60-х гг. при прочих равных условиях совсем не соответствует уровню выпускника того же вуза 90-х гг. Выпускник вуза 90-х имеет гораздо большую ценность в условиях постиндустриального развития.

Информация о работе Международная конкуренция и ее формы. Детерминанты конкурентного преимущества стран