Международные валютные системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 18:05, курсовая работа

Краткое описание

Выбор данной темы обусловлен тем, что именно познание международной валютно - финансовой системы открывает большие возможности для изучения мировой экономики. Для того чтобы лучше понять международные отношения стран необходимо в первую очередь проследить эволюцию изменения мировой валютной системы. В данной работе большое внимание уделяется именно этому вопросу, т.е. причинам создания, преимуществам функционирования, недостаткам, а также причинам ослабления влияния этих систем.

Содержание

1. Понятие международной валютно - финансовой системы как результата развития валютно - финансовых отношений между странами 4
2. Особенности функционирования различных типов международных валютно - финансовых систем 7
2.1 Роль Парижской международной валютно - финансовой системы в установлении валютных отношений между странами 7
2.2 Трансформация валютных отношений, основанных на золотом стандарте при функционировании Генуэзской и Бреттонвудской валютных систем 9
2.3 Принципы функционирования Ямайской валютной системы 15
3. Элементы международной валютно - финансовой системы и ее особенности в современных условиях 19
3.1 Основные формы мировых денег как основа международной валютно - финансовой системы 19
3.2 Валютный рынок, конвертируемость валют и порядок установления валютного курса 20
3.3 Организация валютного регулирования и валютного контроля 25
3.4 Деятельность международного валютно - финансового фонда в сфере регулирования валютных отношений 26
4. Перспективы развития международной валютно - финансовой системы и место Российской Федерации в ней 31
4.1 Трансформация международной валютно - финансовой системы в связи с появлением евро и формирование Европейской валютной системы 31
4.2 Место России в системе международных валютно - финансовых отношений 35
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсоваяEkonomicheskaya_teoria(2).docx

— 56.83 Кб (Скачать файл)

СДР - Международные платежные и резервные средства, выпускаемые Международным валютным фондом (МВФ). Используются для безналичных международных расчетов между странами - членами МВФ и с МВФ путем записи на специальных счетах, а также в качестве расчетной единицы МВФ; являются международным резервным активом.

Выпускаемые платежные средства распределяются между странами в размерах, пропорциональных квоте последних в МВФ.

СДР выполняют ряд функций мировых  денег по регулированию платежных  балансов, пополнению официальных валютных резервов, соизмерению стоимости  национальных валют, но не имеют собственной  стоимости и реального обеспечения. Термином СДР пользуются и для  обозначения искусственной коллективной денежной единицы, курс которой до 2000 года определялся на основе средневзвешенного  курса специального набора валют.

Свободно  конвертируемая валюта - валюта, свободно и неограниченно обмениваемая на другие иностранные валюты. СКВ обладает, как правило, полной внешней и  внутренней обратимостью, т.е. одинаковыми  режимами обмена. Сфера обмена СКВ  распространяется на текущие операции, связанные с повседневной внешнеэкономической  деятельностью (внешнеторговый обмен, неторговые платежи, иностранный туризм), а также на операции по движению внешних кредитов и заграничных  инвестиций. СКВ без специальных  разрешений обменивается на любые другие валюты, режим ее функционирования практически означает отсутствие каких-либо валютных ограничений. [4].

В настоящее время к числу СКВ  относятся доллар США, канадский  доллар, евро, национальные валюты Швейцарии, Швеции и Японии. СКВ обычно используется при определении валютной цены.

3.2 Валютный рынок, конвертируемость  валют и порядок установления  валютного курса

Валютный рынок - финансовый рынок, на котором осуществляется обмен иностранных валют. Валюта («цена, стоимость») - это денежная единица страны.

Каждый  национальный рынок имеет собственную  национальную валютную систему. На базе национальных валютных систем функционирует  мировая валютная система - форма  организации международных валютных отношений, сложившаяся на основе развития мирового рынка и закрепленная межгосударственными  соглашениями. Ее составными элементами являются: основные международные платежные  средства; механизм установления и  поддержания валютных курсов; порядок  балансирования международных платежей; условия конвертируемости валют; режим  международных валютных рынков и  рынков золота. В условиях рыночной экономики движение денежных средств  из страны в страну, обмен и продажа  валют осуществляется, прежде всего, через деятельность крупных коммерческих банков. Через такие банки проводятся торговые и внешнеэкономические  операции. Главными экономическими агентами внешнего валютного рынка являются экспортеры, импортеры и держатели  портфелей активов.

Валютный  курс - относительная цена валют  двух стран, т.е. цена одной валюты, выраженная в единицах другой валюты.

Существует 3 режима установления валютных курсов:

1. На основе золотых паритетов  (при золотом стандарте). Основывался  на соотношении золотого содержания  денежных единиц, т.е. на золотом  паритете. Валюты, привязанные к  золоту, соотносились друг с другом  по твердому валютному курсу.  Причем содержание золота в  валютах не менялось до 1914 года. Отклонение валютного курса от  паритета было незначительным  в пределах так называемых  «золотых точек», определяемых расходами  по транспортировке золота за  границу. Золотой стандарт выступал  автоматическим регулятором мирового  рынка.

2. Фиксированный курс. Курс национальной  валюты устанавливается Центральным  банком, который берет на себя  обязательство покупать и продавать  любое количество иностранной  валюты по установленному курсу.  Обычно ЦБ устанавливает пределы  свободных колебаний курса национальной  валюты в целях макроэкономической  стабилизации. Когда цена валюты  приближается к верхней или  нижней границе этих пределов, ЦБ проводит интервенции: приближение  к нижнему пределу требует  покупки ЦБ этой валюты в  обмен на иностранную валюту  или золото, и наоборот.

3. Плавающий курс. Обменный курс  устанавливается в результате  свободных колебаний спроса и  предложения как равновесная  цена валюты на валютном рынке.  При системе абсолютно гибких  валютных курсов колебания обменного  курса ничем не ограничены, поэтому  колебания объемов экспорта и  импорта, а следовательно, и  состояния торгового баланса,  текущего счета и платежного  баланса в целом могут оказаться  труднопрогнозируемыми, что может  оказать дестабилизирующее воздействие  на экономику.

Конвертируемость  валюты это способность валюты обмениваться на другие иностранные валюты. Режим  обратимости валют может различаться  для резидентов и нерезидентов, может  распространяться на текущие операции, связанные с повседневной внешнеэкономической  деятельностью, и операции, отражающие движение капиталов.

К резидентам в сфере валютных отношений  относятся: а) физические лица, постоянно  проживающие в России, независимо от гражданства, и граждане России, временно находящиеся вне её территории в течение срока менее одного года; б) юридические лица, созданные  в соответствии с российским законодательством, с местонахождением в России (включая  их филиалы и представительства); в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные  в соответствии с российским законодательством, с местонахождением в России (включая  их филиалы и представительства); г) дипломатические и иные официальные  представительства Российской Федерации, находящиеся за ее пределами.

Нерезидентами с точки зрения валютного законодательства являются: а) физические лица, постоянно  проживающие за границей, независимо от гражданства, и иностранные граждане, находящиеся на территории России менее  одного года; б) юридические лица, созданные  в соответствии с законодательством  иностранных государств, с местонахождением за пределами России (включая их филиалы и представительства); в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в  соответствии с законодательством  иностранных государств, с местонахождением за пределами России (включая их филиалы и представительства); г) находящиеся в России иностранные  дипломатические и иные официальные  представительства, а также международные  организации, их филиалы и представительства.

В зависимости от допускаемой свободы  выбора и действий для участников внешнеэкономического оборота существует множество разновидностей и вариантов  режима обратимости.

При режиме полной обратимости все юридические  и физические лица, как отечественные, так и зарубежные, располагая той  или иной суммой денег данной страны, независимо от источников и времени  их происхождения, имеют возможность  совершенно свободно, по своему выбору и усмотрению использовать эти средства на любые нужды и цели дома или  за границей, в том числе путем  беспрепятственного обмена (купли - продажи) на любые иностранные денежные единицы. Другими словами, полная обратимость  охватывает все виды внешнеэкономических  операций, действует в равной степени  в отношении всех категорий юридических  и физических лиц, распространяется на все регионы и валюты мира.

Частичная конвертируемость валюты - это национальная валюта стран, в которых применяются  валютные ограничения для резидентов и по отдельным видам обменных операций. Обычно частично конвертируемая валюта обменивается только на некоторые  иностранные валюты, и функционирует  как средство платежа по отдельным  видам международного платежного оборота.

В свою очередь, в зависимости от места  постоянного проживания и деятельности владельца валюты, обратимость может  быть внешней или внутренней. При  внешней обратимости полная свобода  обмена заработанных в данной стране денег для расчетов с заграницей предоставляется только иностранцам (нерезидентам), тогда как граждане и юридические лица этой страны (резиденты) подобной свободой не обладают.

Как показывает мировой опыт, переход  к конвертируемости обычно начинается с внешней обратимости. Потому что, как правило, внешняя обратимость  стимулирует активность иностранных  инвесторов, снимая проблему репатриации  ввезенных капиталов и вывоза полученных прибылей; складывается более  или менее устойчивый спрос на данную валюту с соответствующим  благоприятным воздействием на валютный курс и валютное положение страны; создается и укрепляется престиж  валюты в глазах деловой мировой  общественности. Вместе с тем установление и поддержание подобной ограниченной формы обратимости требует значительно  меньших экономических и финансовых преобразований и валютных издержек, поскольку контингент нерезидентов обычно невелик по сравнению с  отечественными собственниками валюты.

При режиме внутренней конвертируемости есть возможность покупки и продажи  иностранной валюты в обмен на национальную, и наоборот, внутри страны, но пользуются этим правом лишь резиденты  данной страны, тогда как нерезиденты  им не обладают.

Имеются и другие модели частичной конвертируемости, обусловленные тем или иным сочетанием свобод и ограничений в отношении  различных видов внешнеэкономической  деятельности и ее участников. В  каждом отдельном случае они определяются местом страны в системе международных  хозяйственных связей, ее конкретными  экономическими и валютно - финансовыми  возможностями.

3.3 Организация валютного регулирования  и валютного контроля

Одной из наиболее острых и насущных проблем  валютного регулирования и валютного  контроля в РФ является отсутствие в действующих законодательных  актах четкого и однозначного определения понятия экспорта и  импорта работ и услуг.

Неурегулированность данного вопроса порождает определенные трудности при отнесении валютных операций, связанных с расчетами  по такого рода сделкам, к разряду  текущих либо капитальных. Это, в  свою очередь, создает почву для  различных трактовок и, следовательно, весьма затрудняет работу предприятий (как российских, так и зарубежных), банковских учреждений и государственных  контролирующих органов. Дело в том, что, с одной стороны, в соответствии с п. 9а ст. 1 Закона Российской Федерации  “О валютном регулировании и валютном контроле” операции, связанные с  переводами в Российскую Федерацию  и из Российской Федерации иностранной  валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по импорту  и экспорту работ и услуг на срок до 180 дней, являются текущими, и  для их проведения не требуется разрешений ЦБ РФ (в соответствии с п. 1 ст. 6 указанного Закона). Действующие в настоящее  время нормативные акты Банка  России также разрешают проведение расчетов в иностранной валюте по экспортно-импортным операциям в  области оказания услуг и выполнения работ. С другой стороны, анализ действующего законодательства показывает, что в  нем отсутствует четкая регламентация  того, какая деятельность охватывается понятиями “услуги” и “работы”. В частности, Федеральный закон  №157 - ФЗ от 13 октября 1995 г. “О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности”  определяет экспорт (импорт) как вывоз (ввоз) товаров, работ и услуг, результатов  интеллектуальной деятельности, в том  числе исключительных прав на них  с (на) таможенной территории Российской Федерации за (из-за) границу без  обязательства об обратном ввозе (вывозе). К сожалению, при этом не указано  место получения работ и услуг: либо только вне территории РФ, либо на территории РФ и за ее пределами. Так как в силу различия ведомственных  функций и круга решаемых задач  позиции контролирующих и регулирующих органов различны, в настоящее  время существует несколько подходов к ответу на этот вопрос, а следовательно, к определению понятий экспорта и импорта услуг.

В действующих нормативных актах  Банка России не дается определение  данных понятий, так как их толкование не входит в компетенцию Банка  России. Он наделен правом регулирования  порядка расчетов. В настоящее  время в Банке России такой  порядок разрабатывается, и с  его изданием отпадает целый ряд  проблем, возникающих у участников внешнеэкономической деятельности и контролирующих органов. Вместе с  тем ввиду того, что точное определение  экспорта и импорта работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности затрагивает интересы государства  в сферах регулирования внешнеэкономической  деятельности, сбора налогов, валютной политики, необходимо конкретизировать эти понятия, данные в Законе Российской Федерации “О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности”.

3.4 Деятельность международного валютно  - финансового фонда в сфере  регулирования валютных отношений

Фонд, являющийся специализированным учреждением  ООН, начал осуществлять операции в 1946 году.

Устав МВФ изменялся в 1969 г. (с введением  специальных прав заимствования - СДР 2СДР - международные платежные и резервные средства, выпускаемые МВФ и используемые для безналичных международных расчетов путем записей на специальных счетах и в качестве расчетной единицы МВФ.), в 1976-1978 гг. (с ликвидацией Бреттон - Вудской валютной системы) и в ноябре 1992 г. (с включением санкции - приостановлением права голосования по отношению к государствам, не погасившим свою задолженность перед МВФ).

Два основных момента в Уставе МВФ  обеспечивают гибкость в достижении внешнего равновесия:

Кредитные услуги МВФ. МВФ готов предоставлять  валютные кредиты своим членам, чтобы  дать им возможность преодолеть период, на протяжении которого баланс текущих  операций находится в дефиците, а  проведение более жесткой кредитно-денежной или бюджетной политики оказало  бы нежелательное воздействие на занятость в стране. Общий резерв золота и валюты, формируемый членами, представляет ресурсы МВФ, используемые в этих кредитных операциях.

Каким образом МВФ осуществляет кредитование? При вступлении в МВФ новый  член вносит квоту, которая определяет как его вклад в общий резервный  фонд, так и его право привлекать ресурсы МВФ. Каждый член вносит в  Фонд золото в количестве, равном по стоимости ј квоты. Остальные  ѕ квоты вносятся в его собственной  национальной валюте. Страна-член наделяется правом использования собственной  валюты для временных закупок  золота или иностранной валюты у  Фонда в размере, равном по стоимости  ее членскому взносу в золоте. Государство  может (в ограниченных масштабах) брать  у Фонда дополнительные ссуды  в золоте и иностранной валюте, однако лишь при условии все более  жесткого надзора Фонда за макроэкономической политикой заемщика. Такой надзор за политикой стран-членов, являющихся крупными заемщиками ресурсов Фонда, называется обусловленностью займов МВФ.

Информация о работе Международные валютные системы