Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 23:12, курсовая работа
Для решения поставленной целив данной дипломной работе решаются следующие задачи:
- изучить теоретические основы процесса кредитования, виды кредитных ресурсов и их необходимость;
- раскрыть понятие и сущность процесса кредитования;
- проклассифицировать кредиты по разным характеристикам: по форме, по платности, по видам процентных ставок, по срокам пользования, по характеру обеспечения и т.п.;
- рассмотреть этапы процесса кредитования;
- рассмотреть различные методики оценки кредитоспособности предприятия;
- апробировать разработанную методику анализа кредитоспособности ОАО «ККК» к конкретному предприятию ООО «ЭЛЕКТРО Коннект»;
Введение
1 Процесс кредитования. Виды кредитных ресурсов
1.1 Сущность кредита. Потребность промышленных предприятий в кредите. Необходимость кредитования
1.2 Принципы и функции кредита
1.3 Классификация кредитов. Этапы кредитования
2 Анализ кредитоспособности предприятия
2.1 Методика оценки кредитоспособности заемщика, используемая банками США
2.2 Методика оценки кредитоспособности заемщика, используемая банками Франции
2.3 Методика оценки кредитоспособности заемщика, используемая банками России
3 Практическое применение Методики анализа финансового положения клиента - юридического лица на примере ООО «ЭЛЕКТРО Коннект»
3.1 Характеристика предприятия, потенциального заемщика. Перспективы развития отрасли
3.2 Финансовое состояние предприятия. Общие выводы
3.3 Обеспечение возврата кредита
Заключение
Список использованных источников
Формирование мотивированного суждения о финансовом положении клиента (заемщика) производится на основе анализа финансовой отчетности, а также на основе иных доступных сведений: прочих сведений общего характера и прочих финансовых данных (далее критериев, определяемые Банком):
Корректирующие значения критериев, определяемых Банком:
- Практический опыт руководителей в данной сфере деятельности:
до 1 года +3,
1 - 3 +5,
3 - 5 +7,
более 5 +10.
- Деловая репутация руководителя среди партнеров (информация от представителей поставщиков, покупателей, государственных органов, финансовых учреждений):
отрицательная информация -10,
положительная информация +10,
нет информации 0.
- Срок сотрудничества с основными поставщиками (подрядчиками) (среднее значение):
-
до 1 года +3,
1 – 3 +5,
3 - 5 +7,
более 5 +10.
- Срок сотрудничества с основными покупателями (заказчиками) (среднее значение):
до 1 года +3,
1 – 3 +5,
3 – 5 +7,
более 5 +10.
- Перспективы развития, наличие бизнес-планов, планов развития на период кредитования:
- наличие бизнес-плана
(плана развития), где присутствуют
темпы роста бизнеса – при
рассмотрении сделки
- соблюдение запланированных
темпов роста бизнеса - при
сопровождении сделки
- отсутствие бизнес-плана (плана развития) и / или отсутствие в них темпов роста бизнеса – при рассмотрении сделки - 5,
- несоблюдение запланированных
темпов роста бизнеса или
- вид отрасли:
промышленность
энергетика +12,
химическая промышленность +11,
машиностроение + 6,
добыча полезных ископаемых +13,
телекоммуникации
транспорт +9,
торговля +15,
строительство +8,
сельское хозяйство
сфера обслуживания +7,
органы государственной власти и управления +3,
финансы, лизинг
научная деятельность
прочее
- Наличие действующего расчетного счета в Банке:
наличие действующего р/счета +10,
отсутствие действующего р/счета 0.
- Срок сотрудничества с банком (любые договорные взаимоотношения с клиентом (заемщиком) или клиентом (заемщиком) и холдингом:
до 1 года +3,
1 – 3 +5,
3 – 5 +7,
более 5 +10.
- Наличие положительной кредитной истории:
по 1 договору кредитного характера +5,
более 1 договора кредитного характера +10,
- Доля оборотов по расчетному счету в Банке от общего объема оборотов по расчетным счетам (за последние три месяца):
0 0,
до 10% +3,
11% – 30% +5,
31% - 50% +7,
51% и более +10.
При корректировке рейтинговой оценки финансового положения необходимо учесть следующее:
Если первоначально финансовое положение клиента оценено как плохое, то в результате корректировки оно не может быть оценено лучше, чем среднее. На основе корректировки рейтинговой оценки финансового положения, проведенной в соответствии с данными финансовой отчетности, определяется итоговая рейтинговая оценка в соответствии с таблицей 2.5.
Таблица 2.5 - Итоговая рейтинговая оценка финансового положения (заемщика)
Итоговая рейтинговая оценка |
Финансовое положение Клиента |
130 и более |
Хорошее финансовое положение предполагает следующее: стабильность производства, наличие положительной величины чистых активов, рентабельность, платежеспособность; отсутствие негативных явлений (тенденций), способных повлиять на финансовую устойчивость клиента в перспективе. |
61-129 |
Среднее финансовое положение предполагает следующее: отсутствие прямых угроз текущему финансовому положению при наличии в деятельности клиента негативных явлений (тенденций), которые в обозримой перспективе (год или менее) могут привести к появлению финансовых трудностей, если клиентом не будут приняты меры, позволяющие улучшить ситуацию. |
0-60 |
Плохое финансовое положение предполагает следующее: клиент признан несостоятельным (банкротом) в соответствие с законодательством либо он является устойчиво неплатежеспособным; наличие угрожающих негативных тенденций, вероятным результатом которых могут явиться несостоятельность (банкротство) либо устойчивая неплатежеспособность клиента. |
Ниже, в таблице 2.6 приведено сравнение методик оценки кредитоспособности, применяемых в США, Франции и России (на примере ОАО «ККК»).
Таблица 2.6 - Сравнение анализов финансового состояния заемщика, проводимых в США, Франции и России.
Характеристики для сравнения |
США |
Франция |
Россия, на примере ОАО «ККК» |
Документы, на основе которых проводится анализ финансового состояния |
баланс с объяснительной запиской к нему, а также следует использовать: данные оперативного учета, бизнес-план, сведения, накапливаемые в банках, данные анкеты клиентов |
Баланс и другие формы отчетности |
Форма №1 «Бухгалтерский баланс»,
форма №2 «Отчет о прибылях и убытках»,
годовая бухгалтерская |
Группы показателей, используемые для оценки кредитоспособности |
Пок-ли ликвидности фирмы (Коэфф. Ликвидности и покрытия); оборачиваемости капитала; привлечения средств; показатели прибыльности |
Соотношение долгосрочной задолженности и собственности, соотношение стабильных собственных ресурсов и суммы активов, динамика затрат и убытков по сравнению с темпами роста производства. |
Анализ финансовой отчетности клиента: аналитический баланс, анализ структуры активов и пассивов; анализ фин. результатов; анализ основных фин. показателей и оценка платежеспособности (коэфф. независимости, коэфф. обеспеченности собственными оборотными ср-ми, коэфф. зависимости., коэфф. покрытия, коэфф. орочной ликвидности, коэфф. |
абсолютной ликвидности); анализ показателей деловой активности (коэфф. оборачиваемости, оборачиваемость запасов, оборачиваемость краткосрочной деб. задолженности…);анализ показателей эффективности дея-ти (рентабельность продаж, основной деятельности); рейтинговая оценка клиента; | |||
Источники привлечения внешней информации о заемщике |
Фирма «Дан энд Брэдстрит», Служба взаимного обмена кредитной информацией при национальной ассоциации управления кредитами, контрагенты заемщика, справочники , государственная отчетность, сведения статистических органов |
Данные картотеки Банка Франции, контрагенты заемщика |
Контрагенты клиента, кредитная история предприятия в других банках. |
3 Практическое применение Методики анализа финансового положения клиента - юридического лица на примере ООО «ЭЛЕКТРО Коннект»
3.1 Характеристика
предприятия, потенциального
Для практического применения Методики оценки финансового положения заемщика, предложенной во 2 Главе мы провели анализ ООО «ЭЛЕКТРО Коннект», которое изъявило желание прокредитоваться в ОАО «ККК» на условиях, представленных в таблице 3.1.
Таблица 3.1 – условия кредитной программы «Максимум» ОАО «ККК»
Вид кредита: |
Кредитная линия с «лимитом задолженности» |
Сумма: |
4 000 000= (Четыре миллиона) рублей |
Срок: |
12 месяцев |
Процентная ставка |
19% |
Целевое назначение |
Пополнение оборотных средств |
Обеспечение: |
оборудование |
Источники погашения: |
Выручка от реализации |
График погашения |
Одной сумой в конце срока, при этом сохранение права досрочного погашения |
Ниже, в таблице 3.2 приводятся основная характеристика предприятия (вид деятельности, качество управления, акционеры, основные поставщики и покупатели).
Таблица 3.2 – характеристика предприятия ООО «ЭЛЕКТРО Коннект»
Основная деятельность: |
Производство печатных плат |
Свидетельство о регистрации, дата |
54 РП № 0010986 от 17.04.98г |
Число работников: |
178 |
Юридический адрес предприятия: |
630090, г. Новосибирск, ул. Инженерная,4 |
Фактический адрес предприятия: |
630090, г. Новосибирск, ул. Инженерная,4 |
Генеральный директор, опыт работы |
Иванов Петр Васильевич, 13 лет |
Главный бухгалтер, опыт работы |
Мармеладова Ирина Николаевна, 11 лет |
Директор предприятия является единственным учредителем предприятия, имеет высшее образование, фактический опыт работы в данной сфере 13 лет.
С момента образования
Директор является Единоличным исполнительным органом Общества, который назначается Общим собранием согласно Устава на 2 года. Также директор является единственным учредителем, у которого 100% доля в уставном капитале организации. Уставный капитал составляет 300т.р., оплачен полностью. Связанных компаний нет.
Последнее назначение директора состоялось 01.03.08г. Полномочия директора истекают 01.03.10г.
Основным видом деятельности, в котором опыт работы составляет 13 лет, является производство печатных плат (занимает 97 % в общем объеме реализации), кроме этого предприятие оказывает услуги по монтажу ПМИ (3 % в общем объеме реализации, опят работы- 4 года). Основные продукты Компании – односторонние, двусторонние и многослойные печатные платы. Наибольший удельный вес занимают двусторонние печатные платы (свыше 90% доходов). Услуги, оказываемые предприятием, включают в себя подготовку к производству, дополнительные виды отделки продукции (маркировка, покрытие ламелей, нанесение защитной маски) и монтаж печатных плат.
Доставка заказов по России осуществляется за счет ООО "ЭЛЕКТРО Коннект" ж/д и авиа транспортом. ООО "ЭЛЕКТРО Коннект" заключает договор транспортной экспедиции на обычных условиях с транспортно-экспедиционной компанией и несет расходы по доставке партии продукции до пункта назначения (города), указанного в задании. В случае если "Заказчик" не согласен с предлагаемыми условиями доставки, он вправе заключить договор с другой транспортно-экспедиционной компанией от своего имени. При этом все расходы и риски по данной перевозке несет "Заказчик". Обязанность ООО "ЭЛЕКТРО Коннект" по передаче партии продукции "Заказчику" считается исполненной в момент отгрузки партии продукции транспортно-экспедиционной компании или передачи партии продукции "Заказчику" непосредственно в месте нахождения ООО "ЭЛЕКТРО Коннект" (самовывоз). Основные поставщики покупатели представлены в таблице 3.3.
Таблица 3.3 - Основные поставщики покупатели ООО «ЭЛЕКТРО Коннект»
Наименование поставщика |
Вид продукции (услуг) |
Среднемесячный объем, тыс. руб. |
План поставки на период кредитования, тыс. руб. |
Срок сотрудничества |
Форма расчетов | ||||||
ООО «Абсолют» |
Стеклотекстолит, фотоматериалы |
1380 |
1 700 |
3 года |
Безнал. | ||||||
ООО «Петрокоммерц» |
Стеклотекстолит, фотоматериалы |
1800 |
2 500 |
6 лет |
Безнал. | ||||||
ЗАО «ВИПСибирь» |
фотоматериалы |
180 |
200 |
3 года |
Безнал. | ||||||
Итого постоянный минимум |
3 360 |
4 400 |
|||||||||
ООО «Печатные платы» |
Печатные платы |
1927 |
2 000 |
Более 5 лет |
Безнал. |
||||||
ООО «КТЦКЭБ» |
Печатные платы |
1154 |
1 150 |
Более 5 лет |
Безнал. |
||||||
ЗАО «Элеси» |
Печатные платы |
620 |
650 |
||||||||
Итого постоянный минимум |
3 701 |
3 800 |
|||||||||
ООО «ЭЛЕКТРО Коннект» - динамично растущее предприятие, действующее с 1991 года в сфере производства и сборки печатных плат. Компания имеет собственное и арендованное оборудование для полного цикла производства: от подготовки фотошаблонов до монтажа электронных компонентов. Экономический потенциал и профессиональный опыт специалистов ориентирован на поддержание стабильно высокого качества производимой продукции на уровне мировых стандартов, а также на всемерное удовлетворение потребностей заказчиков в быстрых поставках готовой продукции. Продукты и услуги Компании ориентированы на предприятия малого и среднего бизнеса, действующие в сфере производства широкого спектра электронных изделий (средства и с системы безопасности, автоматизированные системы управления технологическими процессами, телекоммуникационное и сетевое оборудование). Компания проводит активную маркетинговую политику: работа с клиентами через Internet, участие в специализированных выставках, реклама и продвижение торговой марки. ООО «ЭЛЕКТРО Коннект» реализует продукцию и оказывает услуги по всей территории России. Целевыми регионами являются Новосибирск, Екатеринбург, Москва и Санкт-Петербург. В настоящее время взаимоотношения с заказчиками продукции оформляется разовыми счетами-договорами, что обусловлено значительной клиентской базой компании (несколько тысяч клиентов) и позаказным характером производства – большинство заявок покупателей носят разовый характер.