Методы борьбы с неравенством и бедностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 19:06, курсовая работа

Краткое описание

Слова Президента Российской Федерации В.В. Путина о том, что Россия - богатая страна бедных людей, заставляют обратиться к
проблеме бедности. Действительно, в стране с многовековой государственностью, обладающей огромными природными ресурсами, с высокообразованным населением и международно-признанным уровнем интеллектуального потенциала её граждан, бедность значительной части населения на протяжении ряда лет продолжает оставаться одной из главных социальных угроз успешного развития общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….……………...3
Глава1. Понятие и причины неравенства……………………………………5
1.1.Социальное неравенство………………………………………………….5
1.2.Экономическое неравенство……………………………………………..5
1.3.Причины неравенства в распределении дохода………………………...7
Глава 2. Дифференциация доходов………………………………………….8
2.1.Дифференциация доходов в России…………………………………......8
2.2.Кривая Лоренца и Коэффициент Джини………………………………11
Глава 3.Методы борьбы с неравенством и бедностью……………………13
3.1.Государственная социальная помощь…………………..……………...13
3.2. Методы борьбы с бедностью……………..…………………………….16
3.3. Подходы к сглаживанию неравенства…………………………..……..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...20
ПЕРЕЧЕНЬ ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ………………………………..20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ………22

Вложенные файлы: 1 файл

Микроэкономика.docx

— 85.00 Кб (Скачать файл)

Основные показатели дифференциации доходов изменялись следующим образом. Коэффициент Джини, который показывает степень неравномерности распределения населения по уровню денежных доходов, вырос с 0.256 в 1991 году до 0.376 в 1998 году. Хотя в период с 94 по 98 год явно наблюдается улучшение ситуации. В 1999 году данный коэффициент ещё снизился до 0.341. Децильный коэффициент выражает соотношение между средними доходами 10 % наиболее высокооплачиваемых и 10% наименее обеспеченных граждан. В 1998 году на 10% наиболее обеспеченного населения приходилось 33,1%денежных доходов, а 10% наименее обеспеченных имели всего 2,5% денежных доходов. В феврале 1999г. на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходилось 29,5% общего объема денежных доходов, а на долю 10% наименее обеспеченного населения - 2,7%. Исходя из выше названного, можно сделать вывод, что, несмотря на сложность ситуации, дифференциация доходов населения всё-таки имеет тенденцию к сокращению.

Таблица 3.[ Хомелянский Б. Н. Уровень жизни населения России: современное положение, тенденции развития.// Эко. - 1999. - №3 - с.147.

Государственный комитет  статистики России.

Дифференциация доходов  населения России.

 

Показатели

1991

1994

1998

1999

 

Численность населения с  доходами ниже прожиточного минимума, млн. чел.

6,1

34,5

44,3

49,9

 

% ко всему населению

4,1

23,3

30,1

34,1

 

Коэффициент Джини

0,256

0, 409

0,376

0,341

 

Децильный коэффициент

4,5

15,1

13,2

10,9

 
           

Из этих данных видна тенденция  роста общей численности и  доли беднейших слоёв населения  с доходами ниже прожиточного минимума. По данным обследования, проведённого Всероссийским центром изучения общественного мнения, в начале 1998 года материальное положение семьи  оценили как «очень плохое и плохое» 54% всех опрошенных, когда как в 1995 году их было 48%.

По величине разрыва в  уровне доходов Россия попала в зону повышенного риска. Этот разрыв на 40% связан с различиями в оплате труда, на 7% - с дифференциацией социальных трансфертов и на 53% - с дифференциацией  доходов за счёт предпринимательской  деятельности, собственности и прочих источников. Основную часть населения  России составляют низкодоходные группы, поэтому решение проблемы неравенства доходов в значительной степени сводится к сокращению численности бедных слоёв населения.

Экономисты пришли к выводу, что предел социальной напряжённости  наступает в тот момент, когда  беднейшие 40% населения получают менее 12-13% общей суммы доходов. Сейчас в России в низкодоходной группе оказалось подавляющее большинство работников сферы образования, здравоохранения и культуры. В 1998 году средняя заработная плата работников системы кредитования, финансов, страхования достигла 178, 5%[ Хомелянский Б. Н. Уровень жизни населения России: современное положение, тенденции развития.// Эко. - 1999. - №3 - с.149.] от среднего общероссийского уровня, органов управления - 134, 9%, тогда как заработная плата сельскохозяйственных рабочих составила 44% к общероссийскому уровню, образования - 54, 3%, культуры - 56, 6%, здравоохранения - 66,8%, науки и научного обслуживания - 90,1%.

Неравенство доходов - это  та цена, которую обществу приходится платить за ускорение повышения  его благосостояния. Россия не достигла того уровня, при котором происходит сглаживание социальных различий, нормальное для многих европейских стран.

2.2. Кривая Лоренца и коэффициент Джини

В экономической теории распределение  общественного дохода рассматривается  как с точки зрения функционального  распределения, так и исходя из персонального  распределения. Функциональное распределение  дохода показывает, какая часть национального  дохода приходится на заработную плату, ренту, процент и прибыль. Основная масса людей подавляющую часть  своих доходов получает в форме  заработной платы (в развитых странах  этот показатель составляет 75%). На долю ренты, как платы за землю (сюда не включается экономическая рента, полученная на рынке труда) приходится 0,4% национального  дохода, на долю процентных платежей - 9% общего дохода, на прибыль соответственно - 15,6%. Персональное распределение дохода показывает, как распределяется доход  между различными группами населения. Ни для кого не секрет, что доход  этот распределяется неравномерно. Для  наглядного изображения степени  неравенства в распределении  дохода среди групп населения  в мировой практике используется кривая Лоренца (рис. 1).

Рис. 1

Накопленная частость населения

Пример построения графика  Лоренца:

накопленная частость населения (ось абсцисс) — 0, 20,40,60, 80. 100;

накопленная частость доходов (ось ординат): при абсолютном равенстве — 0,

20,40, 60,80, 100;

при абсолютном неравенстве  — по оси ординат должно быть 0, 0, 0, 0, 0, 100;

фактически оказалось 8; 20; 36; 61; 100.

На оси абсцисс в процентном соотношении приводится доля семей, а на оси ординат - доля в совокупном доходе. Все население и все доходы разделены на 5 групп (по 20%). Если бы доходы были распределены равномерно, то это бы показала прямая линия, идущая из начала координат под углом в 45° (здесь кривая Лоренца свидетельствует об абсолютном равенстве). На самом же деле доходы распределены неравномерно, и это иллюстрируется кривой, расположенной ниже прямой в 45° (кривая Лоренца свидетельствует о фактическом распределении доходов). Чем дальше от прямой в 45° расположена кривая Лоренца, тем больше степень неравенства в обществе. При абсолютном неравенстве 1% семей имеет все 100% дохода, остальные же не будут иметь ничего (кривая Лоренца образует прямой угол с вершиной в точке М).

Кроме децильного коэффициента, показывающего неравномерность распределения доходов, в экономике используется индекс Джини - коэффициент концентрации доходов. Он представляет собой отношение площади, расположенной между реальной кривой Лоренца и прямой в 45° к площади, лежащей ниже прямой в 45°. Значение индекса Джини находится между 0 и 1: чем индекс Джини ближе к 1, тем более неравномерно распределены доходы,чем ближе он к 0, тем выше уровень равенства.

Коэффициент Джини по России составил: в 1992 г. — 0,289; в 1993 г. — 0,398; в1994 г. — 0,409; в 1995 г. — 0,381; в 1998 г. — 0,379. Общее повышение коэффициента за 1992 — 1998 гг. свидетельствует об усилении неравенства в распределении совокупного дохода в обществе.

3. Методы борьбы с неравенством и бедностью

3.1. Государственная социальная помощь

Впервые термин «социальное обеспечение» появился в «Акте о социальном обеспечении» в США в 1935г. и в  «Акте о социальном обеспечении» в Новой Зеландии в 1938г.

В определении социального обеспечения, ключевым моментом стал доклад У. Бевериджа в Великобритании в 1942г. В этом докладе он определил социальное обеспечение следующим образом: «социальное обеспечение означает обеспечение минимального дохода от безработицы, болезни, аварии, увольнения по старости и предотвратить убытки от иждивенчества других людей, а также решить проблему исключительных расходов, возникающих в случае рождения, смерти, брака».

П. Ларок утверждает, что социальное обеспечение непрерывно определяет уровень жизни для трудящихся масс, и во всех случаях обеспечение соответствующего минимального уровня жизни посредством перераспределения доходов, основываясь на принципе солидарности, гарантирует такой уровень жизни».

Можно сказать, что определения  даваемые учеными понятию социального  обеспечения весьма разнообразны. Однако основное значение и цель социального обеспечения они видят в обеспечении права на достойное существование через обеспечение минимального уровня жизни. Таким образом, они включают в данное понятие социальную и экономическую функции государства.

Юристы и правоведы считают, что цель социального обеспечения  заключается в охране права на жизнь. Политики часто используют социальное обеспечение в качестве политического  лозунга. Экономисты понимают социальное обеспечение, как перераспределение  доходов.

Принимая во внимание эти тенденции, можно определить понятие социального  обеспечения следующим образом: Социальное обеспечение в узком  смысле означает, что государство, имеющее  целью социальной политики обеспечение  минимального уровня жизни общества, гарантирует каждую личность от основных опасностей, угрожающих потере средств к существованию - таких как болезнь, несчастный случай на производстве, преклонный возраст, безработица, бедность; в широком смысле социальное обеспечение означает систему, которая через государство и общественные организации предоставляет ресурсы на проживание и сервис нуждающимся, для того чтобы человек жил по-человечески, и через перераспределение дохода стремится к социальному равенству и полному равновесному развитию.

Международная Ассоциация Социального  Обеспечения классифицирует различные  формы системы социального обеспечения  следующим образом: социальное страхование, социальная помощь и социальное обслуживание.

Можно считать, что основой системы  социального обеспечения является, прежде всего, социальное страхование. Базу социального страхования обычно составляют следующие элементы:

а) пенсионное страхование:

б)медицинское страхование:

в)страхование несчастных случаев на производстве:

г) страхование по безработице.

Социальная помощь подразделяется следующим образом:

а)охрана жизни:

б)медицинская помощь:

в)поддержка военным инвалидам.

г)спасение от стихийных бедствий.

Особенностью социальной помощи является то, что для получения пособия  должна подтверждаться ее необходимость. Это является главным отличием социальной помощи от социального страхования.

Таким образом, все условия связанные  с жизнью населения как-то: обеспечение  дохода, медицина, здравоохранение, образование, наем, жилье - являются объектами социального  сервиса.

Самой важной функцией системы социального  обеспечения является, безусловно, обеспечение приемлемого уровня жизни населения. Структура такой  системы такова: нетрудоспособным оказывается  социальная помощь; трудоспособным предоставляется  возможность социального страхования, нуждающимся в социальной поддержке  оказывается поддержка социальным обслуживанием.

Второй важнейшей функцией можно  назвать функцию перераспределения  доходов. Типичным примером перераспределения  дохода в социальном обеспечении  является социальная помощь, которая, можно сказать, осуществляет "вертикальное перераспределение доходов". Еще  одним структурным направлением, которое выполняет функцию "вертикального  перераспределения", является социальное обслуживание. Функции "горизонтального  распределения" выполняет социальное страхование.

Третьей основной функцией социального  обеспечения, является функция экономической  стабилизации.

В Федеральном законе "О государственной  социальной помощи" четко сформулированы цели предоставления государственной  социальной помощи: это "поддержание  уровня жизни малоимущих семей, а  также малоимущих одиноко проживающих  граждан, среднедушевой доход которых  ниже величины прожиточного минимума", а также "адресное и рациональное использование бюджетных средств" (ст. 3).

Подчеркивается, что получателями государственной социальной помощи могут быть только те малоимущие, чьи среднедушевые доходы не достигают прожиточного уровня по не зависящим от них причинам

также определены источники оказания государственной социальной помощи. При этом отмечается, что "в случае недостаточности средств субъектов  Российской Федерации и средств  местных бюджетов на оказание государственной  социальной помощи такие средства выделяются субъектам Российской Федерации  и органам местного самоуправления за счет средств бюджета вышестоящего уровня бюджетной системы" (ч. 2 ст. 5).

Важным представляется положение, в соответствии с которым государственная  социальная помощь оказывается лишь временно (ч. 1 ст. 6).

Другой существенной новацией является то, что Закон предусматривает  возможность проведения органами социальной защиты дополнительной проверки (комиссионного  обследования), направленной на подтверждение  сведений, которые представлены в  заявлении о предоставлении государственной  социальной помощи (п. 2 ст. 8). Здесь же регламентируются порядок и сроки  принятия решения по таким заявлениям (п. 3 ст. 8).

Закон весьма подробно указывает причины  отказа в государственной социальной помощи (ч. 1 ст. 9), а также основания для прекращения таковой (п. 1 ст. 10). При этом Закон устанавливает обязанности не только государственных органов, оказывающих социальную помощь от имени государства (как это обычно делается в социальных законах), но и обязанности получателей социальной помощи.

Таким образом, последние социальные законы свидетельствуют о желании  законодателя избавиться от патерналистского подхода к предоставлению государственной  социальной помощи и преодолеть свойственное такому подходу иждивенчество.

3.2. Методы борьбы с бедностью

Независимо от различного трактования этого понятия, бедность затронула все слои населения, приняв широчайшие масштабы в РФ.

Согласно стандартам Всемирного банка, Россия по показателю ВВП относится  к среднеразвитым странам, а по показателю бедности - к развивающимся странам.

Главное направление преодоления  абсолютной бедности - обеспечение  продуктивной занятости, повышение  эффективности труда, создание условий  для трудоактивной части населения достаточно зарабатывать и тем самым содержать себя и свою семью. В этом случае размер получаемой заработной платы выступает как главная гарантия от бедности. Роль государства заключается в создании рыночных условий для усиления конкурентоспособности национальной экономики через обеспечение конкурентоспособности российских предприятий - проведение необходимой промышленной политики, соответствующая адаптация системы образования и подготовки кадров, введение мер защиты отечественного производителя.

Первым шагом политики в области  преодоления бедности является построение (уточнение) типологии бедных семей  и определение их целевых групп - полные низкодоходные семьи, многодетные семьи, семьи с инвалидами, семьи с безработными. Тщательный анализ причин бедности в разрезе этих групп, осуществление дифференцированного подхода к этим группам.

Необходима обязательная проверка нуждаемости соответствующих семей, исходя из двух критериев:

1) совокупные доходы семьи находятся  ниже официально установленной  черты (стандарта) бедности,

Информация о работе Методы борьбы с неравенством и бедностью