Используя исторический метод, экономика
исследует хозяйственные процессы и явления
в той последовательности, в которой они
в самой жизни возникали, развивались
и сменялись одни другими. Такой подход
позволяет конкретно и наглядно представить
особенности различных экономических
систем.
Исторический метод показывает, что в
природе и обществе развитие идет от простого
к сложному. Применительно к предмету
экономики это означает, что во всей совокупности
экономических явлений и процессов необходимо
выделить в первую очередь наиболее простые,
возникающие раньше других и составляющие
основу возникновения более сложных. Например,
в анализе рынка такое экономическое явление
— обмен товаров.
Экономическим процессам и явлениям
присуща качественная и количественная
определенность. Поэтому экономическая
теория (политическая экономия) широко
использует математические и статистические
приемы и средства исследования, которые
позволяют выявить количественную сторону
процессов и явлений хозяйственной жизни,
их переход в новое качество. При этом
широко применяется вычислительная техника.
Особую роль здесь играет метод экономико-математического
моделирования. Данный метод, являясь
одним из системных методов исследования,
позволяет в формализованной форме определять
причины изменений экономических явлений,
закономерности этих изменений, их последствия,
возможности и издержки влияния, а также
делает реальным прогнозирование экономических
процессов. С помощью этого метода создаются
экономические модели.
Экономическая модель — это формализованное
описание экономического процесса или
явления, структура которого обусловлена
его объективными свойствами и субъективным
целевым характером исследования.
Экономико-математическое моделирование
как метод экономической теории получил
широкое распространение в XX в. Однако
элемент субъективности в построении
экономических моделей иногда ведёт к
ошибкам.
Экономические теории формулируются
в виде позитивных утверждений, большинство
расхождений между экономистами возникает
при рассмотрении вопросов нормативного
анализа.
При изучении экономической жизни людей,
их групп и всего общества возможны, разумны
и необходимы экономические эксперименты,
хотя далеко не всегда можно предвидеть
все вероятные результаты этих экспериментов.
Экономический эксперимент — это искусственное
воспроизведение экономического явления
или процесса с целью его изучения в наиболее
благоприятных условиях и дальнейшего
практического применения.
Из
многочисленных функций экономической
теории выделим самые важные:
-познавательная
-практическая
-методологическая
-эмпирическая
-теоретическая
-образовательная
Познавательная функция - заключается
в том, что экономическая теория призвана
изучать и объяснять процессы и явления
экономической жизни общества.
Практическая функция связана с тем,
что экономическая теория не может ограничиться
простой констатацией фактов, их описанием.
Прежде всего она должна проникнуть в
суть того или иного явления и вскрыть
экономические законы, управляющие хозяйственными
процессами, а это очень ценно для общества.
Методологическая функция заключается
в том, что экономическая теория выступает
в качестве теоретического фундамента
всего комплекса экономических наук как
отраслевых экономических наук (экономика
промышленности, сельского хозяйства,
транспорта), так и функциональных экономических
наук (экономика труда, финансы, кредит,
экономическая статистика). Кроме того,
существуют экономические науки, находящиеся
на стыке различных областей знания: экономическая
география, демография. Значение экономической
теории по мере развития общества возрастает,
ибо усиливаются задачи о движении общества
к прогрессу.
Эмпирическая функция, она говорит
нам о том, что, как и всякая научная деятельность,
экономические исследования носят эмпирический
характер (от греч. empeiria - опыт), то есть основываются
на живом, практическом опыте. Учёные-экономисты
постоянно ведут сбор и обработку конкретной
экономической информации, следят за реальными
хозяйственными процессами (ростом или
падением производства, за изменениями
себестоимости продукции и цен, за потоками
капиталов, товаров, денег и другими событиями).
Только на такой, фактической, базе можно
делать научные, объективные выводы и
строить правильные, жизненные теории.
Теоретическая функция как раз и проявляется
тогда, когда учёные обобщают и систематизируют
эмпирические данные, выявляют закономерности
и принципы экономики, представляют полученные
знания в виде тех или иных понятий, терминов,
определений, а также теорий, концепций,
доктрин. Без всего этого наши знания неизбежно
оставались бы путаным нагромождением
фактов.
Благодаря образовательной функции
многие люди самых разных профессий могут
овладеть экономической культурой. Жизнь
современного человека буквально пронизана
экономикой, поэтом; все учебные программы
предусматривают изучение её законов
и принципов. Экономические знания позволяют
людям чувствовать возможность самостоятельно
принимать оптимальные хозяйственные
решения в различных жизненных ситуациях
(например, при покупке товаров или услуг,
найме на работу, размещении своих денежных
сбережений и так далее).
Познание экономических процессов и
явлений в экономике осуществляется при
помощи различных методов, способов, приемов.
Прежде всего, всеобщим методом познания
экономической действительности является метод диалектики, который обязывает
исследователя - экономиста рассматривать
явления и процессы в их всеобщей связи
и взаимозависимости, в состоянии непрерывного
развития, в ходе которого накопление
количественных изменений приводит к
смене качественного состояния. Кроме
этого метода большое значение имеет метод научной абстракции. Абстрагирование
означает очищение наших представлений
об изучаемых процессах от случайного,
приходящего, единичного и выделение в
них прочного, устойчивого и типичного.
В результате абстрагирования выводятся
экономические категории как теоретические
выражения реально существующих взаимосвязей
явлений и процессов хозяйственной жизни.
Они в совокупности обрабатывают понятийный
аппарат экономики.
Кроме этих двух методов познания экономической
действительности в практике развития
экономики как науки было выработано и
применяются немало способов и приемов
познания экономической действительности.
Способы и приемы:
1.Статистические наблюдения – это изучение и анализ статистического
материала, характеризующего экономические
явления и процессы в конкретных условиях
места и времени. Это позволяет выявить
основные закономерности в развитии явлений
и процессов.
2.Выдвижение и проверка гипотез. Гипотеза –
это предположение того, что лежит в основе
процесса и явления, то есть предположительное
суждение о закономерной причинно-следственной
связи между явлениями и процессами экономической
жизни.
3.Анализ и синтез. Анализ - помогает разлагать и расщеплять
то или иное экономическое явление или
экономические отношения на их составные
части и исследует каждую из этих частей
отдельно. Путем синтеза экономика как
наука воссоздает целостную единую картину
явления или процесса.
4.Индукция и дедукция. Посредством индукции (нововведения)
обеспечивается переход от изучения единичных
фактов к общим положениям и выводам. Дедукция
же (выведение) делает возможным переход
от наиболее общих выводов к относительно
частичным.
5.Системный подход. Системный подход - это метод подготовки
научно-обоснованных решений крупных
комплексных проблем в сфере управления,
планирования, финансов, кредитов и т.д.
Осуществляется это на таких принципах,
как динамичность системы, взаимодействие
и связь элементов системы, целостность
системы, выделение главного звена (главного
элемента системы).
Итак, экономика – это наука о том, как
общество использует ограниченные ресурсы
для производства полезных продуктов
и распределяет их среди различных групп
людей.
5.Заключение:
Сложность и многоуровневый
характер экономической жизни, ее интенсивная
социальная окраска обусловили наличие
большого количества сопряженных областей
экономического знания, а, следовательно,
и специальных экономических наук. Эти
науки, изучают структуру, элементы и грани,
прямые и обратные связи экономической
действительности, сложились в систему
экономических наук.
Общей методической базой этой
системы является экономическая теория.
Оставляя за собой такую специфику, экономическая
теория, тем не менее, имеет свой предмет
исследования, который изучает характер
экономической деятельности отдельного
экономического субъекта и совокупности
всех функционирующих субъектов на уровне
национальной экономики.
Экономическая теория утверждает,
что, действуя в своих собственных интересах,
люди создают возможности выбора для других
и что общественная
Координация есть процесс непрерывного
взаимного приспособления к изменениям
в чистой выгоде, возникающим в результате
их взаимодействия.
В современной экономике человек
выполняет многообразные экономические
функции. В качестве живого носителя производительных
сил человек обладает множеством атрибутивных
качеств и свойств, совокупностью разнообразных
потребностей и способностей. Как активный
творческий субъект отношений в системе
современной экономики человек играет
полифункциональную роль.
6.Список литературы:
1.Борисов Е.Ф. Основы экономики.
– М.: Юристъ, 2005.
2. Борисов
Е.Ф. Экономическая теория: Курс лекций.–
М., 1999.
3. Камаев
В.Д. и др. Учебник по основам экономической
теории.– М., 1997.
4. Макконнелл
К., Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы
и политика. Т.1., глава 1. – М., 1992.
5.Ведяпин
В.И. Общая экономическая теория. М., 1995
5.Учебник по основам экономической
теории (под редакцией В.Д. Камаева).
М., 2006.
6.Экономика. Учебник (под редакцией
А.С. Булатова). М., 2002.
7.Экономическая теория (политическая
экономия). Учебное пособие. М., 2005.
8.Нуреев Р. М. основы экономических
теорий: Микроэкономика, учебник для вузов,
Москва, Высшая школа, 1996г. - 447с.