Механизмы государственного регулирования инфляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 23:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в рассмотрении сущности инфляции ее основных причин, типов антиинфляционной политики и применения данной политики в Республике Беларусь

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3
1 Инфляция: сущность и виды……………………………………………….5
1.1. Сущность инфляции и ее измерение …………………………………….5
1.2. Типы и виды инфляции и ее причины……………………………………7
1.3. Антиинфляционная политика …………………………………………..12
2 Инфляция и антиинфляционная политика в Республике Беларусь ……. 21
3 Пути совершенствования антиинфляционной политики………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………...34

Вложенные файлы: 1 файл

Инфляция (2).doc

— 308.50 Кб (Скачать файл)

Инфляционные процессы в 2010 году протекали неоднородно. На динамику индекса потребительских цен в течение года значительное влияние оказывал рост издержек производства вследствие роста цен на импортируемое сырье и материалы.

Во второй половине года определяющими факторами ускорения инфляционных процессов стали повышение цен на отдельные продукты питания на внешних рынках вследствие низкой урожайности сельскохозяйственной продукции в 2010 году, рост импортируемой инфляции, инфляционных и девальвационных ожиданий населения.

 Значительно ускорилась инфляция  в 2011 г., этому ухудшении. Прирост индекса потребительских цен в 2011 г. составил 208,7 % против 109,9% в 2010 г. При этом цены на продовольственные товары увеличились на 62,2%, на непродовольственные товары - на 55,0 %, тарифы на платные услуги - на 29,6% (табл. 2.2) [11].

 

Таблица 2.2 – Динамика индекса потребительских цен в 2005-2012 гг.

Годы

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Товары и услуги

110,3

107,0

108,4

114,8

113,0

107,8

153,2 

121,8

товары

109,9

105,4

108,4

113,9

112,8

108,5

159,5 

119,1

продовольственные

111,9

106,1

109,8

117,7

114,0

109,2

162,2 

125,1

непродовольственные

104,5

103,4

105,5

106,9

110,4

107,3

155,0 

110,3

услуги

112,1

113,2

108,8

118,2

113,9

105,0

129,6 

136,1


Примечание – источник [11].

Наблюдаемая динамика индекса потребительских цен в 2011 г. связана, прежде всего, с негативными тенденциями развития платежного баланса и ситуацией на валютном рынке, а именно недостаточностью стабильных источников удовлетворения спроса на иностранную валюту, что породило неопределенность в отношении обменного курса белорусского рубля на всех секторах валютного рынка и, в конечном итоге, привело к ослаблению обменного курса белорусского рубля к иностранным валютам.

Кроме того на потребительские цены оказывалось давление со стороны роста затрат на производство товаров и услуг, в том числе за счет дальнейшего повышения как в долларовом, так и в рублевом эквиваленте цен на импортируемые сырье и материалы, в первую очередь на энергоносители, в условиях сохраняющейся высокой материало- и энергоемкости экономики. Повышающее воздействие на рост цен продолжает оказывать высокая степень монополизации производства и рынков, недостаточная эффективность антимонопольной политики, а также существующий диспаритет цен на потребительские товары в Беларуси и странах-основных торговых партнерах.

Специфика инфляции в Беларуси определяется условиями, в которых протекает процесс воспроизводства. Инфляция обусловлена недостатком рыночной саморегуляции и способствует формированию институтов, собственника, рыночной инфраструктуры и новой структуры белорусской экономики, вписывающейся в международное разделение труда.

Наряду с причинами инфляции, вытекающими из структуры экономики страны, есть причины и условия развития инфляции, лежащие в сфере экономической политики. Это последствия определенной финансово-бюджетной и денежно-кредитной политики государства, отразившиеся в инфляционных процессах. В частности, проведение стимулирующей бюджетно-налоговой политики в конце 2010 года, направленной на опережающий рост доходов населения, (в условиях девальвационный ожиданий), что способствовало росту спроса на товары и услуги при неизменной производительности труда. Это ускорила инфляцию в конце 2010 начале 2011 года.

Несвоевременные меры политики Национального банка по регулированию курса национальной валюты и поддержанию платежного баланса страны, привели к кризису в финансовой сфере, подогрев инфляционные и девальвационные ожидания населения, что также, ускорило инфляцию в Беларуси. Последующая девальвация белорусского рубля завершила этот процесс, обеспечив рекордно высокий рост цен в стране с начала 2000-ых годов.

Необходимо отметить, что в начале 2012 года инфляционные процессы в стране продолжились, и наблюдается дальнейший рост цен по основным группам потребительским товаров.

Базовый индекс потребительских цен, исключающий изменения цен на отдельные товары и услуги, регулируемые государством, а также на товары сезонного характера, в феврале 2012 г. по сравнению с январем 2012 г. составил 101,2%, с декабрем 2011 г. – 103%, в том числе на продовольственные товары – соответственно 101,8% и 103,6%, на непродовольственные товары – 100,7% и 102,3%, на платные услуги – 101,5% и 103,8% (рисунок 2.1) [11].

 

Рисунок 2.1 – Динамика индекса потребительских цен в Беларуси

Примечание – источник [11]

Стоимость минимального набора продуктов питания в феврале 2012 г. по сравнению с январем 2012 г. увеличилась на 3%, с декабрем 2011 г. – на 4,7%, с февралем 2011 г. – в 2,4 раза (рисунок 2.2) [11].

 

Рисунок 2.2 – Структура стоимости минимального набора продуктов

 

Таким образом, несвоевременные меры политики Национального банка по регулированию курса национальной валюты и поддержанию платежного баланса страны, привели к кризису в финансовой сфере, подогрев инфляционные и девальвационные ожидания населения, что также, ускорило инфляцию в Беларуси. Последующая девальвация белорусского рубля завершила этот процесс, обеспечив рекордно высокий рост цен в стране с начала 2000-ых годов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Пути совершенствования антиинфляционной политики

 

Инфляцию,  развивающуюся  в  масштабах,  подрывающих  законы  товарно-денежного обращения, можно  считать  одной  из  закономерностей  переходного периода. Очевидно, что стержнем  любой  антиинфляционной  политики  является подавление причин  инфляции  и  нейтрализация  условий  ее  возникновения  и развития.

Системной причиной инфляции стала попытка форсированно внедрить  форму свободного рынка  в  условиях  неадекватной  социально-экономической  среды. Либерализация цен в отсутствие инфраструктуры рынка, когда  ценовые  и  иные рыночные сигналы слабо, а  то  и  не  адекватно,  воспринимаются  субъектами хозяйствования  и  домашними  хозяйствами,  привела  к   разрыву   формально свободных цен и реального движения воспроизводственных процессов.

В  настоящее   время   резервы   увеличения   производства   за   счет организационных  факторов  и  загрузки  неиспользуемых  мощностей,   которые сыграли существенную роль в 1996-2000 гг.,  в  основном  исчерпаны.  Поэтому необходимо улучшение качественных параметров  функционирования  национальной экономики и повышение  конкурентоспособности  отечественной  продукции,  что требует  направления  дополнительных  финансовых  ресурсов   в   капитальные вложения. В условиях дефицита внешнего финансирования основными  источниками инвестиций должны стать внутренние сбережения секторов экономики, а также  и кредитные  централизованные  бюджетные  ресурсы.  Решение  задачи   снижения инфляции, которое  будет  достигаться  применением  комплекса  мер  денежно- кредитной, валютной и налогово-бюджетной политики,  предусматривает  плавную траекторию ее снижения до 10%  за  год.  При  их  определении учитывались необходимость  устранения  сложившихся  ценовых  диспропорций  и сокращения накопленного инфляционного  потенциала,  поэтапного  выравнивания цен и доходов населения в Республике Беларусь по отношению  к  их  уровню  в сопредельных странах. Такой подход исходит из того,  что  снижение  инфляции не является самоцелью и  скорость  ее  снижения  должна  сообразовываться  с сохранением  позитивной  динамики  социально-экономического   развития.   Он позволит  минимизировать  издержки  и  негативные  эффекты  стабилизационной политики, которые возможны при чрезмерно жестком использовании монетарных  и фискальных  инструментов,  чреватых  массовыми  банкротствами   предприятий, ростом безработицы и социальной напряженности.

Макроэкономическая,  монетарная  и  фискальная  политика  должны  быть умеренно жесткими и достаточно гибкими. Для сдерживания инфляции  необходимо использовать соответствующие меры,  как  монетарного  характера,  так  и  со стороны издержек производства.

Глубинной причиной  инфляции  в  республике  является  низкий  уровень эффективности   функционирования   реального    сектора    экономики,    что подтверждается наличием большого  удельного  веса  убыточных  предприятий  и планово-убыточных отраслей, функционирование которых поддерживается за  счет перераспределительного финансирования из республиканского бюджета,  а  также эмиссионных ресурсов  банковской  системы.  Неплатежи  и дефицит  оборотных средств у предприятий в реальном  секторе  экономики,  обусловленные  низкой эффективностью  хозяйствования,  создают  постоянный  спрос  на   финансовые ресурсы. С целью недопущения банкротств убыточных предприятий  и  сокращения рабочих  мест  государство  за  неимением  других  источников   (иностранных кредитов и частных инвестиций) обеспечивает эти потребности  преимущественно за счет эмиссионного кредитования.  Национальный  банк  вынужден  продолжать финансирование   как   текущих   кассовых   разрывов,   так    и    дефицита республиканского бюджета в целом. Кроме того, с 1999 г.  применяются  методы внеэкономического  принуждения  в  отношении  коммерческих  банков  в  части кредитования государственных программ в  области  АПК  за  счет  собственных средств.

Поэтому решение задачи  поэтапного  снижения  инфляции  с  применением комплекса мер денежно-кредитной политики  требует  создания  соответствующих предпосылок за счет реформирования реального сектора  экономики.  Реализации стабилизационной    программы     должны     предшествовать     кардинальная инвентаризация   и   пересмотр   (секвестирование)    объемных    ориентиров государственных программ с целью приведения их в соответствие с  финансовыми возможностями государства. В первую очередь это касается программ в  области жилищного  строительства  и   сельского   хозяйства.   Политика   финансовой стабилизации    должна    сопровождаться    активной     приватизацией     и реструктуризацией  реального  сектора  экономики, созданием   стимулирующей институциональной  среды  для  развития  предпринимательства  и  привлечения иностранных  инвестиций.  Важнейшей  предпосылкой  финансового  оздоровления экономики является кардинальное  реформирование  колхозно-совхозной  системы ведения   сельскохозяйственного   производства,   которая   в   силу   своей неэффективности  ложится  тяжелым  бременем  на   государственные   финансы, этим направлениям ликвидация  государственной  финансовой  подпитки  чревата массовыми  банкротствами  предприятий,  ростом  безработицы   и   социальной напряженности и дискредитацией рыночных реформ в целом.

С целью минимизации издержек и  негативных  эффектов  стабилизационной политики необходимо придерживаться плавной траектории  снижения  инфляции  и ужесточения  монетарных   параметров,   углубление   которых   должно   быть синхронизировано с динамикой структурных реформ в  реальном  секторе.  Иными словами,    интенсивность    применения    макроэкономических     финансовых инструментов должна  усиливаться  по  мере  адаптации  предприятий  к  новым условиям самостоятельного полноценного функционирования.

Важнейшим условием и предпосылкой перехода к  таргетированию  инфляции  является обеспечение независимости Национального банка  и  самостоятельности в выборе монетарных  инструментов  для  достижения  конечной  цели.  Решение этого вопроса предполагает  устранение  давления  на  Национальный  банк  со стороны правительства,  которое  заинтересовано  в  выполнении  им  активной экономической функции. Для этого необходимо пересмотреть  Банковский  кодекс с целью восстановления правовых основ  его  независимости.  Достижение  этой цели   предполагает   изменение   отдельных    законодательных    положений, регламентирующих   статус   и   взаимоотношения   Национального   банка    с исполнительной властью.

Всю совокупность мер антиинфляционной политики, применяемых в Беларуси, можно условно разделить на три группы: комплекс мер по ограничению издержек и ресурсосбережению; комплекс мер по ограничению монетарных факторов инфляции и комплекс мер по структурному регулированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования.

Первый комплекс включает меры:

• по регулированию заработной платы в составе себестоимости продукции;

 • поиску путей удешевления импортных энергоносителей, сырья и материалов, комплектующих изделий;

• снижению материало- и энергоемкости продукции на основе внедрения наукоемких ресурсосберегающих технологий;

 • реструктуризации и финансовому  оздоровлению предприятий, включая оптимизацию процентных ставок, формирующих стоимость продукции, налоговых ставок и обязательных платежей;

• сокращению трансакционных издержек и др.

Второй комплекс охватывает меры:

• по регулированию объема и структуры денежной массы;

• проведению эффективной процентной политики по кредитным депозитам;

• сокращению скорости оборота денег;

• регулированию резервных требований;

• ограничению бюджетного дефицита;

• регулированию доходов населения;

• сокращению бартерных операций, неплатежей; • стабилизации белорусского рубля и др.

Информация о работе Механизмы государственного регулирования инфляции