Механизм обеспечения экономической безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 19:10, контрольная работа

Краткое описание

Экономическая безопасность или финансовая безопасность — это состояние какого-либо хозяйствующего субъекта, характеризующееся наличием стабильного дохода и других ресурсов, которые позволяют поддержать уровень жизни на текущий момент и в обозримом будущем. Она включает в себя: сохранение платежеспособности; планирование будущих денежных потоков экономического субъекта; безопасность занятости.

Содержание

Введение. 3

1.Виды экономической безопасности. 4

2.Структура системы экономической безопасности страны. 6

3.Организационная структура экономической безопасности. 9

4.Правовое обеспечение экономической безопасности. 11

5.Угрозы экономической безопасности. 14

6.Механизм обеспечения экономической безопасности. 16

Заключение. 18

Список литературы. 20

Вложенные файлы: 1 файл

Общее понятие экономической безопасности.docx

— 53.71 Кб (Скачать файл)

Общая сумма внешнего долга, по данным платежного баланса, составила в 2003 г. 182,4 млрд. долл. Его погашение за последние годы составило примерно треть всего федерального бюджета. В 2003 г. расходы на погашение и обслуживание внешнего

долга составили 17 млрд. долл., в 2004 г. - 16,3 млрд долл., в 2005 г. - предположительно

18,9, в 2007 г. - 14,9 млрд. долл.

- Нестабильная инвестиционная активность.

В 2000 г. впервые произошел существенный прирост инвестиций - 17,4%. Однако в 2001 г. темпы резко снизились до 10%, в 2002 г. - до 2,6%, а в 2003 г. - вновь повысились до 12,5%.

- Низкая конкурентоспособность продукции.

Известно, что после резкой девальвации рубля начал существенно снижаться импорт и отечественные товары нашли свою нишу на внутреннем рынке. Доля импорта в ресурсах розничного товарооборота снизилась с 48-52% в 1994-1998 гг. до 35% к началу 2000 г. Однако в дальнейшем эффект импортозамещения был исчерпан. Отечественная продукция вновь перестала быть конкурентоспособной. В 2001 г. доля импорта в ресурсах розничного товарооборота вновь составила 41%, в

2002 г . - 4 3 , в 2003 г.-44%.

-Высокий уровень бедности населения и низкое качество жизни большей части российского народа.

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума существенно снизилась в 2003 г. по сравнению с 2000 г. (36%),однако все еще составляет более 20% и выше порогового значения более чем в 2 раза. Отношение доходов 10% наиболее обеспеченных к доходам 10% наименее обеспеченных слоев населения сохраняется в течение последних лет на уровне 14.

- Утечка капитала.

По экспертным оценкам, нелецензируемый вывоз капитала в 1992-2000 гг. составил более 200 млрд. долл., в том числе в 2000 г. примерно 25 млрд. долл., и, по расчетам на основе платежного баланса, в последние годы сохраняется на уровне более 20 млрд. долл. в год.

 

6.Механизм обеспечения экономической безопасности.

Меры и механизмы экономической политики, разрабатываемые и реализуемые на  федеральном  и  региональных  уровнях,   должны   быть   направлены   на предотвращение  внутренних  и  внешних  угроз   экономической   безопасности Российской Федерации.

- Мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности  Российской Федерации

Важнейшими элементами механизма обеспечения экономической безопасности Российской  Федерации  являются  мониторинг  и   прогнозирование   факторов, определяющих угрозы экономической безопасности. Мониторинг   как   оперативная   информационно-аналитическая   система наблюдений за динамикой показателей  безопасности  экономики  имеет  большое значение  для  переходного  состояния  экономики   при   наличии   серьезных межотраслевых пропорций и  острой  недостаточности  ресурсов  (прежде  всего финансовых).

- Разработка   критериев   и   параметров   (пороговых    значений) экономической безопасности Российской Федерации.

Для  реализации  Государственной  стратегии  должны  быть  разработаны количественные  и  качественные  параметры  (пороговые  значения)  состояния экономики,  выход  за  пределы   которых   вызывает   угрозу   экономической безопасности страны, характеризующие: динамику и структуру валового внутреннего продукта, показатели объемов и  темпов  промышленного  производства,  отраслевую   и   региональную структуру  хозяйства  и  динамику  отдельных   отраслей,   капитальные вложения и тому подобное; состояние природно-ресурсного, производственного и научно-технического потенциала страны; способность  хозяйственного  механизма  адаптироваться  к  меняющимся внутренним и внешним факторам состояние финансово-бюджетной и кредитной системы; качество жизни населения.

- Деятельность государства по обеспечению экономической  безопасности Российской Федерации осуществляется по следующим основным направлениям:

- Выявление случаев,  когда  фактические  или  прогнозируемые  параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности.

-Организация работы в целях реализации комплекса мер по преодолению недопущению возникновения угроз экономической безопасности  Российской Федерации. Экспертиза принимаемых решений по финансовым и хозяйственным  вопросам с позиции экономической безопасности Российской Федерации.

Также немаловажно для обеспечения экономической безопасности взаимодействие основных индикаторов. Самое важное свойство индикаторов для построения системы экономической безопасности - это их взаимодействие, которое существует всегда, но только при определенных условиях нарастания опасности становится очевидным. Накопление значений численных параметров такого взаимодействия необходимо для определения социально-экономических последствий принимаемых макроэкономических решений, оценки значимости тех или иных угроз экономической безопасности. Состояние экономики, ее безопасность определяются тремя индикаторами, которые оказывают существенное влияние на все другие индикаторы: потребительскими ценами, курсом рубля и денежными доходами населения.

Пороговое значение индикаторов- из всего множества индикаторов уровня угроз экономической безопасности необходимо выделить те, которые отражают критические «болевые точки»в развитии экономики. Именно эти индикаторы используются в качестве пороговых значений экономической безопасности. Они характеризуют предельные значения, игнорирование которых препятствует нормальному развитию экономики и социальной сферы и приводит к формированию разрушительных тенденций в области производства и уровня жизни населения.

Заключение.

Что же говорят об экономической безопасности люди сталкивающиеся с этой проблемой каждый день? Хотелось бы ответить на этот вопрос выдержкой из интервью Сугробова Д.А. руководителя ГУЭБ РФ. Которое он дал газете «Аргументы и факты».

«Какая сфера экономики наиболее коррумпирована? - Самые серьёзные проблемы связаны с конкурсами на закупку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Словом, всё, что имеет отношение к освоению бюджетных средств. Необходимо делать систему закупок более открытой, в том числе для общественного контроля. Часто экономические преступления совершаются при помощи фирм-однодневок, через которые отмываются грязные деньги…? -Среди компаний, вовлечённых в криминальные схемы, примерно треть - фирмы-однодневки. Как правило, они оформлены на «мёртвые души» или лиц, потерявших паспорта. Есть случаи, когда такие компании регистрировали на студентов за символические 100 долларов. А вот долги на эти фирмы и, соответственно, на владельцев, вешали огромные».

Экономическая безопасность - это основа национальной безопасности страны. Данное понятие имеет сложную, многослойную структуру и означает, во-первых, способность экономики поддерживать суверенитет страны и геополитическое положение в мире, самостоятельно определять ее экономическую политику и адаптироваться к новым условиям развития; во-вторых, системную оценку состояния экономики с позиции защиты национальных интересов страны; в-третьих, готовность институтов власти противодействовать угрозам и вызовам постиндустриального развития путем повышения эффективности и результативности управления и создания благоприятных условий для конкуренции и развития предпринимательства в рамках соблюдении кодекса корпоративного поведения; укрепление законодательства и судебной власти, рационализацию налоговой системы на основе сочетания интересов центра и субъектов РФ; создание экономических и правовых условий, исключающих

криминализацию; повышение эффективности государственного регулирования, сокращение избыточных функций государственных органов управления и проведение административной реформы; использование международных стандартов функционирования современного эффективного государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности».
  2. закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
  3. Указ  Президента  Российской Федерации от 29.04.96 г. №608 «О Государственной  стратегии  экономической безопасности  Российской  Федерации».
  4. Положение о совете безопасности Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 590.
  5. Конституция Российской Федерации с комментариями для изучения и понимания. -М.: ИНФРА-М, 2005.- 127с.
  6. Экономическая безопасность России. Общий курс./Учебник/Под ред. Сенчагова В.К.2-е издание/ г. Москва издательство Дело 2005г./896с.
  7. Газета «Аргументы и Факты» от 27 октября 2011 года.
  8. Интернет источники.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Механизм обеспечения экономической безопасности