Механизм рынка и его основные элементы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 00:02, контрольная работа

Краткое описание

Приступая к рассмотрению данного вопроса, необходимо подчеркнуть, что современная экономика — это многочисленные постоянные потоки товаров и услуг, перемещающиеся навстречу друг другу из самых отдаленных точек национальных хозяйств и мирового сообщества. И только рынок соединяет производителей этих товаров и услуг, которые общаются на языке цен и решают три основных вопроса экономического развития: «Что производить? Как производить? Для кого производить?»
Следует отметить, что система рынков обладает определенным внутренним порядком, подчиняется сложившимся закономерностям и способна саморегулироваться, благодаря действию механизма функционирования рынка. Его можно определить как механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия субъектов рынка по поводу установлении цен, объема и структуры производства, предложения и спроса.

Содержание

1. Понятие и основные элементы механизма функционирования рынка
2. Сущность, функции и система цен
3. Спрос: понятие, факторы, эластичность
4. Предложение: понятие, факторы, эластичность
5. Рыночное равновесие и равновесная цена
6. Конкуренция: сущность, формы, методы конкурентной борьбы

Словарь основных понятий.
Список используемых источников.

Вложенные файлы: 1 файл

Готовая контрольная по экономике.docx

— 39.43 Кб (Скачать файл)

Изменение величины спроса под влиянием динамики цены характеризуется показателем эластичности спроса по цене

Эластичность спроса, как  правило, велика при высоких ценах, а при снижении цен она сокращается  и может вообще исчезнуть, если падение  цен настолько сильно, что достигается  уровень насыщенности спроса.

На динамику спроса на тот  или иной товар при неизменном доходе может оказывать воздействие  и изменение цен на другие товары. Силу такого воздействия определяют перекрестным коэффициентом эластичности спроса по цене. Он показывает, насколько  процентов изменится спрос на товар при однопроцентных колебаниях цены товара.

К.эл.с.ц. = изменение величины спроса (в %): изменение цены (в %)

Величина этого коэффициента зависит от того, в каком отношении  друг к другу находятся товары. Они могут быть взаимосвязанными   (К.эл.с.ху > 0), взаимодополняемыми (К.эл.с.ху < 0) и нейтральными (К.эл.с.ху = 0).

Спрос испытывает влияние  и со стороны дохода покупателя. Количественно взаимосвязь дохода и спроса отражает коэффициент эластичности спроса по доходу, показывающий, что  будет со спросом при однопроцентном изменении дохода.

К.эл.с.д. = изменение объема спроса (в%) : изменение дохода (в%)

Если этот коэффициент  величина отрицательная, то товары называются недоброкачественными, а если —  величина положительная, то товары нормальные. Товары могут относиться к предметам  первой необходимости, когда 0 < К.эл.с.д < 1; второй необходимости, когда К.эл.с.д. = 1 и к предметам роскоши, когда  К.эл.с.д. > 1.

  1. Предложение: понятие, факторы, эластичность

 

Предложение — это количество товаров или услуг, предложенное для реализации на рынки, или которое в данное время и в данном месте могут получить люди, желающие их купить. На объем предложения влияет множество факторов, но одним из главных является цена.

Существует положительная  или прямая зависимость между  ценой и количеством предлагаемого  продукта или услуги: с повышением цены соответственно возрастает и величина предложения; со снижением — сокращается  предложение. Эта специфическая  связь называется законом предложения.

Минимальная цена, по которой  продавец согласен продать свой товар, называется ценой предложения. Ниже этой цены товар не может быть продан, ибо в данном случае его производство будет убыточно.

Изменение цен на ресурсы, что сказывается на изменении  издержек производства, а в итоге  и на предложении (снижение цен на минеральные удобрения увеличивает  предложение пшеницы; повышение  цен на дождевальные установки сокращает  предложение кукурузы).

  1. Изменение технологии (создание более эффективного средства против колорадского жука увеличивает предложение картофеля).
  2. Изменение налогов и дотаций (повышение акцизного налога на сигареты сокращает их предложение; увеличение дотаций фермерам приведет к росту предложения сельскохозяйственной продукции).
  3. Изменение цен на другие товары (снижение цен на баранину и свинину увеличивает предложение говядины).
  4. Изменение ожиданий (ожидание снижения в будущем цен на алкогольные напитки заставит их производителей увеличить текущее предложение этой продукции).
  5. Изменение числа поставщиков (увеличение количества фирм, проводящих обувь, увеличит предложение данной продукции).

Предложение, подобно спросу, можно разграничить на «эластичное» и  «неэластичное». Эластичность предложения  по цене — это степень реагирования объема (величины) предложения на изменения  цены единицы товара или услуги. Коэффициент эластичности предложения  по цене рассчитывается по формуле:

К.эл.п.ц. = процентное изменение  объема предложения : процентное изменение  цены

Следует отметить, что более  привлекательная для продавца ситуация неэластичного предложения, гарантирующая  стабильность производства при резком изменении цены. Поэтому они стремятся  стать монополистами в производстве данного товара и искусственно ограничить объем выпуска, а следовательно, и величину предложения.

Эластичность предложения  зависит от трудности перераспределения  ресурсов между альтернативными  областями их использования. В свою очередь, эта мобильность ресурсов зависит от количества времени, имеющегося в распоряжении производителей для  того, чтобы приспособиться к данному  изменению цены. Чем больше времени  имеется в распоряжении производителя, чтобы отреагировать на изменения  в спросе, тем сильнее будут  соответствующие изменения в  области производства.

В пределах текущего (мгновенного) рыночного периода  производителю не хватает времени, чтобы изменить объем производства, поэтому реализуется уже произведенный  товар по установившейся рыночной цене, т.е. предложение подстраивается под  спрос. Так что предложение оказывается  совершенно неэластичным.

В пределах краткосрочного периода производственные мощности остаются неизмененными, однако объем  производства может быть изменен  за счет интенсивности их использования  и за счет изменения переменных факторов производства (интенсификации труда, количества материалов, товарных запасов и т.д.). Поэтому предложение становится боле эластичным.

На протяжении долгого (долгосрочного) периода могут быть приняты все  желательные меры (включая изменения  мощности предприятия), направленные на приспособление к изменившемуся  спросу, и предложение становится еще более эластичным, достигая максимальной величины.

  1. Рыночное  равновесие и равновесная цена

 

Основой рыночного механизма  является взаимодействие спроса и предложения. Сведя вместе эти понятия, можно  выяснить, как взаимодействие решений  домохозяйств о покупке продукта и решений производителей о его  продаже определяет цену продукта и  количество, которое реально покупается и продается на рынке.

Согласно закону спроса, импульс поведению потребителя (покупателя) задает цена предложения (по которой  производитель предлагает свой товар), которая затем сталкивается с  ценой спроса (которую в состоянии  и намерен уплатить потребитель).

Обычно достигается компромисс в виде «рыночной цены» товара, по которой он действительно продается  и покупается. Рыночную цену называют еще «ценой равновесия», поскольку  она находится на том уровне, когда  продавец еще согласен продать (по более  низкой цене продажа убыточна), а  покупатель уже согласен купить (по более высокой цене покупка убыточна).

Если же цена отклонится в пользу спроса и оказывается  ниже равновесной, то возникнет дефицит, при котором величина спроса превысит величину предложения. Состояние дефицита вызовет сокращение товарных запасов, усиление конкуренции между покупателями за приобретенные товары, что усилит их готовность заплатить более высокую  цену. В этой ситуации производители  начнут повышать цену товара.

Следовательно, избыток спроса оказывает повышающее давление на цену, и она будет расти до тех  пор, пока не установится на равновесном  уровне. Из этого следует, что всякий раз, когда хотят угодить потребителям и устанавливают более низкую цену, это ведет к дефициту, разорению производителей, к теневому рынку.

Если же цена, отклонившись в пользу продавцов, будет выше цены равновесия, то усилится конкуренция  между производителями, из-за притока  капитала из других областей произойдет расширение производства товаров, а  в итоге объем предложения превысит объем спроса. Такая ситуация вызовет затруднения с реализацией товара и увеличение товарных запасов, что окажет понижающее давление на цену. Это приведет к снижению цены до равновесной и к сокращению величины предложения, и в итоге — к ослаблению конкуренции товаропроизводителей.

  1. Конкуренция: сущность, формы, методы конкурентной борьбы

 

Взаимодействие между  спросом и предложением и функционирование ценового механизма происходят на рынке  в условиях конкурентной борьбы между  покупателями и между продавцами. Конкуренция (в переводе с латинского означает «сходиться», «сталкиваться») — это экономическое соперничество, состязательность обособленных товаропроизводителей и потребителей за получение максимального  дохода. А. Смит образно назвал этот процесс «невидимой рукой» рынка, благодаря  которой эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению  собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества, служат поступательному движению экономики.

В широком смысле слова  понятие «конкуренция» употребляется  в экономической науке как  элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие субъектов рыночного  хозяйства в процессе производства, купли и продажи товаров, а  также в сфере приложения капитала. В более узком смысле понятие  «конкуренция» употребляется как  соперничество внутри отрасли, как  соперничество отдельных фирм разных отраслей или отдельных производителей за более выгодные условия хозяйствования, за получение максимальной прибыли. В связи с этим выделяют следующие  виды конкуренции Важная роль конкуренции  в механизме функционирования рынка  определяется теми функциями, которые  она должна выполнять.

Во-первых, конкуренция должна обеспечивать утверждение суверенитета потребителей, а также осуществление  оптимального сочетания и эффективного использования факторов производства. Другими словами конкуренция  должна обеспечивать адаптацию производства к изменившимся условиям, т.е. к предпочтительным интересам потребителей и к новым  методам производства. В этом заключается  адаптационная функция конкуренции.

Во-вторых, конкуренция должна обеспечивать такое развитие, чтобы  стремление предприятий к получению  максимальной прибыли способствовало техническому прогрессу, т.е. конкуренция  выполняет функцию обеспечения  прогресса.

В-третьих, конкуренция выполняет  функцию распределения. Она должна создать такие условия, когда  распределение дохода от производственных факторов осуществляется в зависимости  от их производительности. Такое распределение  является наилучшей основой для  стимулирования повышения эффективности  производства и тем самым обеспечивает максимальный рост объемов производимой продукции, т.е. объемов предложения.

В-четвертых, наряду с перечисленными экономическими функциями, ориентированными на повышение эффективности производства и рост благосостояния, конкуренция  выполняет также функцию обеспечения  свободы деятельности. Дело в том, что и в рыночной системе деятельность и возможности выбора участников рынка подвержены ограничениям, но конкуренция предполагает, с одной  стороны, наличие альтернативы для  любой деятельности, с другой стороны, она открывает субъектам рыночных отношений свободу действий.

С учетом условий, в которых  протекает конкуренция, различают  две основные формы конкуренции: совершенную и несовершенную, имеющую  несколько моделей 

Следует отметить, что диапазон методов, который может быть использован  конкурирующими фирмами, достаточно широк. Эти методы можно разделить на ценовые и неценовые. К ценовым  относятся: применение монопольно высоких  или монопольно низких цен в целях  вытеснения конкурента и завоевания рынка сбыта; использование ценовой  дискриминации, особенно при оказании услуг (услуги врачей, адвокатов, владельцев гостиниц, транспортировка скоропортящихся  продуктов) и т.д.

Основными же методами конкуренции  в современных успениях являются неценовые, т.е. конкуренция осуществляется посредством повышения технического уровня изделий, качества товаров, улучшения  ассортимента при сохранении примерно одной и той же цены. Эти методы включают рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, продажу в кредит, лизинг, льготы постоянным покупателям, использование торговых знаков и  торговых марок фирм.

К сожалению, иногда используются силовые методы конкурентной борьбы (лишение конкурента сырья, рынков сбыта, скупка патентов, захват рынков рабочей  силы), а также запрещенные законом  методы (поджоги, убийства опасных конкурентов, экономический шпионаж, подкуп и  шантаж, распространение заведомо ложных сведений о конкурентах, подделка торговых знаков и т.д.).

Вместе с тем использование  различных методов конкурентной борьбы не принесет успеха, не сделает  конкуренцию цивилизованной и эффективной, если экономическим центром общества — государством — не будут предприняты  меры, обеспечивающие нормальные условия  для функционирования и защиты от монополизма, усиление которого негативно  сказывается на развитии рыночной экономики. Осуществление политики в области  конкуренции и регламентации  деятельности монополий со стороны  государства проявляется в формировании и совершенствовании антимонопольного регулирования, включающего антимонопольный  контроль над монополизированными  рынками, организационный механизм (поддержка малого бизнеса, упрощение  механизма лицензирования, либерализации  рынков и т. д.) и антимонопольное  законодательство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарь основных понятий

Конкуренция

(в переводе с латинского  означает «сходиться», «сталкиваться») — это экономическое соперничество,  состязательность обособленных  товаропроизводителей и потребителей  за получение максимального дохода

Предложение

количество товаров или  услуг, предложенное для реализации на рынки, или которое в данное время и в данном месте могут получить люди, желающие их купить

Спрос

это денежная форма выражения  потребности, т.е. это количество товаров  и услуг, которое покупатели желают и могут (готовы) купить по некоторой  цене в течение определенного  периода времени.

Рыночная цена

цена компромисса, соглашения между продавцом и покупателем, цена, по которой товар действительно  продается и покупается. Рыночную цену называют еще ценой равновесия, поскольку она находится на том  уровне равновесия, когда продавец еще согласен продать, а покупатель уже согласен купить товар.

Конъюнктура рынка 

совокупность складывающихся на рынке в каждый данный момент времени экономических условий, при которых осуществляется процесс  реализации товаров и услуг

Рыночный механизм

механизм взаимосвязи  и взаимодействия основных элементов  рынка: предложения, спроса и цены

Информация о работе Механизм рынка и его основные элементы