Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2015 в 19:17, реферат
Целью данного реферата являлось рассмотреть сущность, задачи, элементы и эволюцию мировой валютной системы. Большое внимание в работе уделено понятиям валюты, валютного курса, мирового валютного рынка. В заключение кратко изложены проблема соперничества евро и доллара на мировой арене и проблема создания единой азиатской валюты.
Введение - 3 -
1. Международные валютные отношения. Мировая валютная система. - 4 -
1.1 Сущность, участники, состав. - 4 -
1.2 Эволюция мировой валютной системы. - 6 -
1.2.1 Парижская мировая валютная система - 6 -
1.2.2 Генуэзская мировая валютная система - 7 -
1.2.3 Бреттон-Вудская мировая валютная система. - 8 -
1.2.4 Ямайская мировая валютная система. - 10 -
2. Валюта. Валютный курс. - 12 -
2.1 Определение, функции. - 12 -
2.2 Сущность валютного курса как стоимостной категории. - 13 -
2.3 Факторы, влияющие на валютный курс. - 13 -
2.4 Виды валютных курсов. - 17 -
3. Мировой валютный рынок. - 22 -
3.1 Сущность, участники, функции. - 22 -
3.2 Виды валютных рынков. - 22 -
3.3 Рынок FOREX. - 27 -
4. Межгосударственные структуры в валютно-финансовой сфере. - 30 -
5. Полюсы мировой валютной системы. - 32 -
5.1 Евро и доллар США - 32 -
5.2 Перспективы создания единой азиатской валюты. - 35 -
Заключение - 39 -
Список литературы
Для Европейского союза появление евро означает качественно новый этап экономической интеграции: на едином внутреннем рынке ЕС исчезает прежняя множественность денежных систем, кредитных и валютных политик и связанные с этим валютные риски, снижаются операционные расходы предприятий, ускоряется оборот платежей и капитала. Использование евро сразу в нескольких странах привело к формированию высоколиквидного рынка, достигающего масштабов рынка США. В связи с требованием снижения дефицита бюджета потребность государственного сектора стран ЕС в ресурсах уменьшилась, что, в свою очередь, улучшило условия получения кредитов и размещения облигационных займов по более низким процентным ставкам предприятиями зоны евро.
Особенно важно введение новой валюты для банковских систем стран ЕС, поскольку для них возникла принципиально новая ситуация: в связи с устранением последних барьеров на пути свободного перемещения капиталов и прозрачностью ценообразования резко возросла межбанковская конкуренция в самой зоне евро, исчезли валютные операции с денежными единицами стран ЭВС, большое значение приобрел доступ к платежным системам других стран, начался процесс рационализации банковских структур и унификации банковской деятельности.
Введение единой европейской валюты снизило трансакционные издержки в банковской сфере и обеспечило клиентам стран ЭВС экономию в среднем до 1,5% объема проводимых операций, а для экспортеров из третьих стран, активно работающих с государствами зоны евро, - около 2% (за счет снижения расходов на конвертацию). При этом снизились потери времени и риск изменения курса при конверсионных операциях с активами клиентов внутри ЭВС. Заметную выгоду получили инвесторы и заемщики: с 1999г. на межбанковском рынке сформировались две ставки кредитов – для оценки заемных средств в евро и в долларах. Несмотря на то, что ставки LIBOR рассчитываются по сделкам коммерческих банков, участники рынка ориентируются на ставки ЕЦБ и ФРС, которые различаются почти вдвое (соответственно отличаются и ставки LIBOR по кредитам в евро и долларах). Для заемщиков из стран ЭВС кредиты в евро более предпочтительны, поскольку активы и пассивы удобнее иметь в одной валюте.
В настоящее время крупнейшие банки стран ЭВС пересматривают стратегию своей деловой активности, стремясь максимально использовать потенциальные преимущества валютного союза и расширить свою нишу на европейских финансовых рынках. В этой связи все более отчетливо проявляется тенденция к изменению стратегии развития банковского сектора: универсальные банки, действующие на разных финансовых рынках и предоставляющие широкий спектр услуг, уступают место банкам, действующим в определенных географических зонах или имеющим ограниченный круг банковских продуктов. Политику дерегулирования сменяет политика «нового регулирования», учитывающая особенности современной конкуренции, причем усиление регулирования отмечается не только на уровне отдельных стран, но и на уровне ЕС и международных финансовых организаций.
В переходный период происходят многочисленные объединения, поглощения и союзы между банками, осуществляется реструктуризация всего банковского сектора экономики. Не случайно год введения евро стал периодом рекордных показателей по объемам трансграничных слияний и поглощений в мире на сумму 1, 2 триллиона долларов. В начале 2000г. крупнейшим событием деловой жизни в ЕС стало слияние германского концерна «Маннесманн» с британо-американской телекоммуникационной компанией «Водафон-ЭйрТач» стоимостью 206 миллиардов евро. Эта самая крупная сделка в мире подтвердила общую тенденцию: все крупнейшие слияния и поглощения будут происходить в Европе, поскольку появление евро, открытие местных рынков электроэнергии, газа, связи и распродажа немецких холдингов буквально толкают европейские компании на укрупнение и увеличение финансовой мощи.
Фактически введение евро означало новую ступень интеграции европейских стран, стремящихся превзойти Америку по своей экономической мощи и занять лидирующие позиции в мире. В настоящее время страны Европейского валютного союза играют одну из ключевых ролей в мировой экономике. На страны ЭВС приходится около 16% мирового ВВП и около 29% мирового экспорта. Европейский валютный союз имеет несколько большее население и немногим меньший объем ВВП, чем США. Торговый оборот между странами ЭВС и остальным миром (без учета торговли внутри ЭВС) значительно превышает соответствующий показатель Соединенных Штатов. И самое важное - европейская экономика имеет неоспоримое преимущество перед американской экономикой, поскольку имеет экспортно-ориентированную направленность.
С момента своего появления единая европейская валюта прочно заняла второе место в международных частных инвестициях и на международных рынках частных долговых обязательств. Хотя доллар США все еще остается ключевой валютой сбережения для частного сектора, значительный рост доли евро на фондовом рынке и в международных банковских активах за три года безналичного обращения единой европейской валюты говорит о том, что такая ситуация вряд ли сохранится неизменной в будущем. Дальнейший рост привлекательности евро в качестве инвестиционного актива будет зависеть от ряда факторов. В частности, от интеграции финансовых рынков стран ЭВС, от емкости и ликвидности самого рынка евро, от проведения ЕЦБ денежно-кредитной и фискальной политики, ориентированной на поддержание стабильности.
Появление евро делает международную валютно-финансовую систему более симметричной и стабильной за счет равномерного распределения ответственности между двумя ведущими регионами. В конечном счете, США объективно заинтересованы в поддержании бесперебойного функционирования мировой валютной системы, предупреждении и регулировании системных рисков, поддержании общей финансовой стабильности. Тем не менее, как считают большинство экспертов, отношения между Европейским союзом и США в обозримой перспективе будут характеризовать две взаимодополняющие тенденции: конкуренция и сотрудничество. Конкуренция будет преимущественно касаться выбора наиболее эффективного типа и содержания денежно-кредитной, финансовой и экономической политики официальными органами власти Евросоюза и США, а тенденция к сотрудничеству – общим стремлением поддержать стабильность глобальной финансовой системы.
Оценивая в целом место и роль евро в формируемой международной валютно-финансовой системе в сопоставлении с положением доллара США, можно отметить, что в обозримой перспективе, скорее всего, произойдет своеобразное «распределение зон ответственности» между двумя ключевыми валютами. Евро будет играть роль мировой резервной валюты в функциях частного и официального международного валютного инструмента преимущественно в странах Центральной и Восточной Европы, а доллар США будет продолжать доминировать на развивающихся рынках стран Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.
Введение наличного евро, безусловно, усилило процесс вытеснения доллара из резервов и обращения, а население стран, не входящих в еврозону (включая Россию), получило новый инструмент сбережений. Уже долгое время некоторые экономические аналитики грозят обвалом доллара и предрекают американской экономике очередную Великую депрессию. В такой ситуации евро – фактически единственная альтернатива нестабильному доллару. Но в мировой экономике все настолько взаимосвязано, что негативные события в одном месте тут же отражаются на рынках других стран. Поэтому не стоит ожидать, что в то время, когда в Америке случится коллапс, в Европе начнется расцвет. Крах американской экономики, если таковой произойдет, не замедлит сказаться на самочувствии и европейских стран.
Важной новостью на мировом финансовом рынке стало сообщение о том, что 13 стран Юго-Восточной Азии - Япония, Китай, Южная Корея, а также 10 государств Ассоциации Стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) - вслед за Старым Светом собираются ввести единую валюту, которая будет отражать котировки денежных единиц 13 стран региона и впоследствии должна превратиться в азиатский аналог евро. Это означает, что в мире формируется третий, после американского и европейского, финансовый центр, который объединит экономики стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Азиатская валютная единица – АКЮ (ACU – Asian Currency Unit) будет представлять собой среднее значение ценности валют Китая, Южной Кореи, Японии и 10 стран Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН – ASEAN, Association of South-East Asia Nations). Первым этапом станет фиксирование единой валютной единицы АКЮ по образцу европейской ЭКЮ (ECU, European Currency Unit), введенной в 1979 году и в настоящее время замененной евро. АКЮ станет своего рода «валютной корзиной», пропорционально отражающей валовой национальный продукт (ВНП) и объемы внешней торговли стран-участниц. Кроме того, «Азиатский банк развития» станет каждый день публиковать курсы всех азиатских валют по отношению к АКЮ. По европейскому же образцу предполагается выработать способы привязки национальных валют к АКЮ и обязать страны-участницы к проведению общей экономической политики для сокращения валютного разрыва.
Азиатские страны активно обсуждали вопрос создания единой региональной валюты еще в 1998-1999 годах, сразу после финансового кризиса в Юго-Восточной Азии. Но тогда этот вопрос благополучно затих, и более 5 лет об этой идее ничего не было слышно. Сейчас проблема создания единой азиатской валюты стала очень острой. Что произошло, почему вопрос, к решению которого и не знали, как подступиться в 1998-1999 годах, сегодня вновь включен в повестку дня?
В первую очередь изменился Китай. Из его международной политики полностью выветрились прежние отголоски национализма времен китайской агрессии против Вьетнама в феврале 1979 года. Все последние годы Китай методично сглаживал межэтнические, территориальные и прочие разногласия между странами региона. В 2002г. Китай подписал соглашение с АСЕАН о всестороннем экономическом сотрудничестве, Декларацию о поведении в Южно-Китайском море, предусматривающую неприменение силы при разрешении конфликтов из-за спорных территорий и акваторий, полностью урегулировал с Вьетнамом вопрос о приграничных спорных территориях, включая демаркацию границы, подписание карт и разминирование минных полей, оставшихся с 1979 года. В октябре 2003 года Китай присоединяется к соглашению стран АСЕАН о мирных отношениях и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и принимает на себя обязательства по действию на территории Китая инструментария данного соглашения. На 2003 год приходится и прорыв в области китайско-индийских отношений по вопросу спорных территорий в Тибете. Итог: Китай сегодня – это уже региональная сверхдержава, которая выступает признанным международным посредником в зоне конфликтов. Создавая АКЮ, Китай преследует собственные цели, добиться которых он не может десятилетиями. Первая из них связана с Тайванем, получившим независимость в 1949 году. Если единая валюта будет введена, то островное китайское государство не сможет долго оставаться в стороне. А значит, и реализация лозунга: "Одна страна - две системы" превращается в бесконфликтный рутинный процесс, сроки которого будут определяться сроками введения АКЮ. Вторая цель возникла в июле 1997 года в момент перехода Гонконга под юрисдикцию Китая. Англия обусловила эту передачу одним мало приемлемым для Китая условием - сохранением на 50 лет независимой системы Гонконга на основе гонконгского доллара. Именно эта валюта уже более 50 лет служит в качестве резервной для стран Юго-Восточной Азии. И втягивание ее в сферу АКЮ ничуть не противоречит англо-китайским договоренностям 1997 года. Третья цель обрисовалась не так давно, примерно 2-3 года назад началось давление стран Запада, и в первую очередь США на Китай, чтобы тот провел так называемую ревальвацию юаня. Хотя именно низкий курс китайских денег к доллару при низкой зарплате и низком прожиточном уровне - это и есть один из секретов китайского чуда. Проголосуй Китай за дорогой юань, и он тут же растеряет свои конкурентные преимущества на внешних рынках. Но у Запада есть эффективные, но пока не задействованные средства давления. Как известно, Китай - член Всемирной торговой организации (ВТО). А сейчас ВТО активно разрабатывает вопросы социального демпинга (низкая зарплата по сравнению с Западом при той же производительности труда) и экологического демпинга (отсутствие расходов на защиту окружающей среды; здесь у Китая также не все в порядке). Так что интерес Китая к идее АКЮ более чем очевиден.
Гораздо сложнее понять мотивы Японии. Главный инициатор создания первой азиатской валюты и Азиатского валютного фонда, Япония под давлением США похоронила эту идею уже в 1999 году. Тогда валютные резервы Японии составляли около 400 млрд. долларов США, что, по современным меркам, не так уж и много. Но сейчас они приближаются к триллиону. Китай имел тогда немного более 100 млрд. долларов, но сейчас его резервы могут перевалить за полтриллиона. Возможно, Япония, как и Китай, начинает приходить к выводу, что, скупая доллары, она просто оплачивает дефицит бюджета и торгового баланса США, которые находятся в полной уверенности, что мировой рынок привлечет в свой оборот и свои накопления очередные напечатанные 500-600 млрд. долларов в год.
Так что финансовые антидолларовые интересы Японии и Китая, двух ведущих стран Восточной и Юго-Восточной Азии, удивительным образом сходятся. Поэтому проект конвертации неудавшегося азиана (прообраза первой азиатской валюты) в новое АКЮ может стать вполне реальным. Появление азиатской мировой валюты подтвердит прогнозы, прозвучавшие во время Мирового экономического форума в Москве, что в ближайшее время экономический центр тяжести все больше будет смещаться на Восток. А через несколько десятилетий понятие абсолютного мирового лидерства в экономике исчезнет вообще.
Однако, как считают эксперты, в любом случае реализовать проект создания единой азиатской валюты будет непросто. В АСЕАН входят Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд и Филиппины. Их экономическое состояние весьма далеко от такового Японии или Китая. Разница в финансовом состоянии азиатских государств намного больше, чем была между европейскими, что, естественно, не будет благоприятствовать введению единой азиатской денежной единицы в ближайшем будущем. Для создания реального экономического сообщества потребуется больше времени, чем для введения евро, – около 20 лет.
Необходимо заметить, что процесс создания единой азиатской валюты – достаточно рискованное мероприятие. Попытки создания единой зоны были в Латинской Америке. Инициаторами процесса выступали Бразилия, Аргентина и, в меньшей степени, Чили и Венесуэла. К чему это привело – говорят следующие цифры. В восьмидесятых годах ХХ века общий долг Южной Америке международным финансовым организациям составлял 425 миллиардов долларов. После решения о создании собственной экономической зоны были проведены все мероприятия, в соответствии с указаниями МВФ. В результате - долг возрос до триллиона долларов. Дело в том, что США не заинтересованы в укреплении независимости государств с большими природными ресурсами. В ответ на попытку отстоять свое право страны попали в тяжелый финансовый кризис.