Мировая торговля и торговая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 11:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – наиболее полно рассмотреть международную торговлю и торговую политику, выявить проблему и перспективы развития международной торговли, а также рассмотреть инструменты торговой политики
Выделяется ряд задач:
рассмотреть теории международной торговли,
рассмотреть перспективы развития международной торговли;
дать определение торговой политики, а также политики протекционизма и либерализации

Содержание

Введение 3
1. Теории международной торговли 4
1.1 Классическая теория международной торговли 4
1.2. Развитие теории международной торговли в работах Хекшера-Олина, Леонтьева, Портера 6
1.3. Неотехнологические теории 11
2. Структура и виды мировой торговли 14
2.1. Анализ структуры мировой торговли и ее основных видов 14
2.2. Место и роль России в мировой торговле 22
2.3. Современные тенденции в развитии мировой торговли 36
3. Международная торговая политика и ее роль в экономическом развитии страны 40
3.1. Характеристика политики свободной торговли и протекционизма 40
3.2. ВТО и ее влияние на торговую политику России 42
Заключение 44
Список литературы: 46

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 257.50 Кб (Скачать файл)

Товарные биржи.

Существует несколько основных видов товарных бирж:

  • Открытые  - доступные для всех. На них торгуют реальными товарами, поэтому в сделках непосредственно участвуют продавцы и покупатели. Посредники между ними возможны, но не обязательны. Деятельность таких бирж регламентируется слабо.
  • Открытые биржи смешанного типа, уже с посредниками - брокерами, действующими за счет клиента, и дилерами, действующими за свой счет.
  • Закрытые - торгующие реальным товаром. На них продавцы и покупатели не вправе входить в «биржевое кольцо» и тем самым непосредственно контактировать друг с другом.

В настоящее время биржи реального товара сохранились лишь в некоторых странах и имеют незначительные обороты. Они являются, как правило, одной из форм оптовой торговли товарами местного значения, рынки которых отличаются низкой концентрацией производства, сбыта и потребления, или создаются в развитых странах в попытке защитить национальные интересы при экспорте важнейших для этих стран товаров. Институт биржи не потерял своего значения для международной торговли в связи с превращением из биржи реального товара в рынок прав на товар, или в так называемую фьючерсную биржу.

Фьючерсные биржи.

Сочетание в торговых сделках элементов купли продажи и кредита и заинтересованность торговце скорее получить деньги на как можно большую часть стоимости товара, независимо от его фактической реализации, явились важнейшими факторами организации нового типа биржевой торговли - фьючерсной.

Срочные (фьючерсные) биржи   - это биржи, где торгуют не товаром, а контрактами на поставку товаров в будущем. Это могут быть закрытые срочные биржи, где непосредственно торгуют лишь профессионалы и преобладают сделки страхования цен контрактных товаров от риска их снижения или, наоборот, роста в будущем; открытые срочные биржи, где, кроме профессионалов участвуют продавцы и покупатели контрактов. В современных условиях именно фьючерсная торговля является господствующей формой биржевой торговли.

Фьючерсные биржи позволяют не только быстрее реализовывать товар, но и ускорить возврат авансированного капитала в денежной форме в количестве, максимально близком первоначально авансированному капиталу, и получить соответствующую прибыль. Кроме того, фьючерсная биржа обеспечивает экономию резервных средств, которые бизнесмен держит на случай неблагоприятной коньюнктуры.

Основными признаками фьючерсной торговли являются:

- фиктивный характер сделок, то  есть осуществление купли-продажи, при которой обмен товаров  почти отсутствует (реальные поставки составляют 1-2% всего товарооборота), так как обязательства сторон по сделке прекращаются путем обратной операции с выплатой разницы в ценах;

- преимущественно косвенная связь  с рынком реального товара (через  хеджирование, а не через поставку товара);

- заранее строго определенная  и унифицированная, лишенная каких-либо  индивидуальных особенностей потребительная  стоимость товара, определенное  количество которого потенциально  представляет биржевой контракт, используемый в качестве носителя цены, непосредственно приравниваемого к деньгам и обмениваемого на них в любой момент;

- полная унификация условий  в отношении количества разрешенного  к поставке товара, места и  сроков поставки;

- обезличенность сделок и заменимость  контрагентов по ним.

Во фьючерсных операциях сохранена полная свобода сторон только в отношении цены и ограниченная в выборе срока поставки товара; все же остальные условия строго регламентированы и не зависят от воли участвующих в сделке сторон. В связи с этим фьючерсные биржи иногда называют «рынком цен» (то есть меновых стоимостей), в отличие от рынков товаров (совокупности и единства), например бирж реального товара, где покупатель и продавец могут согласовать между собой любые условия контракта. В настоящее время фьючерсные биржи служат удовлетворению потребностей как мелких, так и крупнейших компаний.

Фондовые биржи.

Торговля ценными бумагами ведется на международных денежных рынках, то есть на биржах таких крупных финансовых центров, как Нью-Йорк, Лондон, Париж, Франкфурт-на-Майне, Токио, Цюрих. Торговля ценными бумагами производится в определенные часы на бирже, или так называемое биржевое время. В качестве продавцов и покупателей на биржах могут выступать лишь брокеры (маклеры), которые выполняют заказы своих клиентов, и за это получают определенный процент с оборота. Для торговли ценными бумагами - акциями и облигациями - существуют так называемые брокерские фирмы, или маклерские конторы.

Биржевой курс акций и других ценных бумаг зависит исключительно от соотношения между предложением и спросом. Индекс котировки (курсов) акций - это показатель курсов важнейших акций на биржах. Он обычно включает курсы акций крупнейших предприятий. Индекс котировки акций является своего рода индикатором климата на бирже.

Ярмарки.

Одним из наилучших путей поиска контакта между производителем и потребителем являются ярмарки, чаще всего специализированные, что позволяет потребителю сравнить и выбрать наиболее подходящий ему по потребительским качествам и цене товар, не затрачивая огромных усилий на поиск информации о производителях необходимых ему товаров. На тематических ярмарках производители выставляют на выставочных площадях свой товар «лицом», а потребитель имеет возможность выбрать, купить или заказать необходимый ему товар прямо на месте. Ярмарка представляет собой обширную выставку, где стенды с товарами и услугами распределены согласно тематике, отрасли, назначения и т.п. Поэтому любой желающий, сориентировавшись по темам выставок, может выбрать ту, которая позволит встретиться с интересующими его производителями.

Ведущее место в Европе занимают ярмарки в Германии. Среди европейских ярмарок одной из старейших является Лейпцигская. Она стала одним из крупнейших торговых центров. В послевоенное время она часто была единственной возможностью для развития торговых связей между Востоком и Западом. В настоящее время Лейпциг становится одним из самых динамичных торговых центров Европы, в который производятся особенно большие капитальные вложения и которому предъявляются новые требования. Главное из них: вместо крупных универсальных выставок проводить целенаправленное и хорошо обозримые небольшие выставки, ориентирующиеся на потребности рынка.

Мюнхенская ярмарка делает особый акцент на более полном той или иной отрасли промышленности в глобальном масштабе. Мюнхен приобретает функцию моста между Востоком и Западом. Ежегодно на ярмарке проводится около 20 международных мероприятий с 24 тысячами участников из 88 стран и 2 миллионов посетителей из более чем 130 стран.

Ее выставочные павильоны резервируются на месяцы вперед. В таких областях, как сельское хозяйство, туризм, радиоэлектроника, Берлинская ярмарка занимает ведущие позиции на континенте. Быстро растет ее значение и в таких отраслях ярмарок, как строительная, электротехническая, автомобильная, авиакосмическая, а также ярмарки санитарной техники, конторского оборудования, по водоснабжению и охране водоемов. В прошлом году оборот ярмарки превысил 200 миллионов марок и имеет устойчивую тенденцию к росту.

Валютные рынки.

Годовой оборот мировой торговли составляет почти 20 млрд. долларов, а ежедневный оборот валютных бирж - примерно 500 млрд. долларов. Это означает что 90% всех валютных сделок прямо не связаны с торговыми операциями, а осуществляются международными банками. Все это происходит в течение суток.

Под торговлей иностранной валютой понимают сделки купли-продажи одной валюты на другую или на национальную валюту по курсу, заранее установленному партнерами. Важнейшим валютным курсом является курс доллара к немецкой марке.

Кроме банков и крупных предприятий в операциях на рынке принимают участие также маклеры. Маклеры являются всего лишь посредниками и требуют за свои услуги комиссию (куртаж). Валютный рынок представляет собой сумму телефонных и телетайпных контактов между участниками торговли иностранной валютой.

Обмен информацией производится через сеть спутниковой и мониторной связи, покрывающей весь земной шар. Мониторы установлены во всех банках, участвующих в мировой торговле иностранной валютой. Они имеются также у маклеров и других заинтересованных лиц и организаций. Множество банков в финансовых центрах мира вводят в память этой системы свои действующие курсы и условия для купли и продажи валют и свои поставки. Каждый участвующий в ней, набрав код другого участника, может узнать его данные. Банки-участники данной системы в тех случаях, когда другой участник набирает их код, не обязаны заключать сделку по той информации, которая отображается на экране.

 

 

2.2. Место и роль России в мировой торговле

 

Статистика внешней торговли характеризует объем экспорта и импорта товаров, их динамику, географическое распределение, товарный состав, участие в мировой торговле, а также ее значение в экономике страны.

Под экспортом понимается вывоз товаров из страны отечественного производства, а также реэкспортные товары.

К товарам отечественного производства относятся также товары иностранного происхождения, ввезенные в страну и подвергшиеся существенной переработке, изменяющей основные качественные или технические характеристики товаров.

Под импортом понимается ввоз товаров в страну. В импорт включаются ввезенные товары, предназначенные для потребления в хозяйстве страны, для реэкспорта и товары, закупаемые для отечественных организаций за границей, для потребления на месте.8

Внешний спрос России ограничивается в основном товарами топливно-сырьевой группы, металлами, удобрениями, лесоматериалами. Машиностроительная и некоторые другие виды готовой продукции не могут выдержать конкуренции мирового рынка или преодолеть устанавливаемые странами Запада дискриминационные барьеры на пути российских товаров. Обладающая конкурентными преимуществами российская продукция, как, например, стальной прокат и другие металлы, обогащенный уран, химические товары, стекло, наталкивается на те или иные ограничения.

Сейчас  российский экспорт (см Приложение 2) остается чуть ли не решающим фактором поддержки экономической деятельности в стране, в нём преобладают энергоносители, металлы, удобрения, лесоматериалы.  Они дают более 3/4 всей экспортной выручки.

Как уже говорилось, топливно-сырьевая ориентация российского экспорта в тесной мере носит вынужденный характер, спасая соответствующие отрасли от недогрузки и удерживая всю экономику от еще большего спада. Но цена такой структурной деформации, расходящейся с общемировыми тенденциями, весьма высока. Упор на отрасли ТЭК как палочку-выручалочку в решении обрабатывающих  отраслей в АПК. Вывоз за рубеж 4/5 производимых удобрений, наносящий огромный ущерб российскому сельскому хозяйству, - результат структурных аномалий, порожденных рыночными реформами.

Экспорт многих цветных металлов, внутренние цены которых в ряде случаев выше мировых и не по карману отечественным потребителям, также относится к таким аномалиям. От этого страдают собственные обрабатывающие отрасли. Утяжеление структуры экономики в результате гипертрофированного развития таких отраслей, как металлургия, базовая химия, целлюлозно-бумажная, цементная, имеет еще одни существенный минус - значительное загрязнение окружающей среды.

Что касается машин и оборудования, то их доля в экспорте мизерна и никак не соответствует сложившейся структуре российской промышленности и ее научно-техническому потенциалу. Удельный вес этой группы в мировом экспорте достигает 40%, в экспорте США и Германии - почти 50%, а в России он не дотягивает и до 10%. В вывозе продукции обрабатывающих отраслей нашей промышленности более половины составляла низкотехнологичная продукция, чуть больше 40% - рядовая по технологии и лишь 1,5-1,8% - наукоемкая, высокотехнологичная. Конкурентоспособен пока только экспорт военной техники, и на этом сегменте мирового рынка Россия сохраняет четвертое место после США, Великобритании и Франции.9

За первые пять лет нового века внешнеторговый оборот, экспорт и импорт России увеличились в фактических ценах в 2,4 раза каждый при сверхвысоких среднегодовых темпах прироста более 19% (см. Приложение 3). Столь стремительному  росту внешней торговли способствовали благоприятные условия внутри страны и на внешних рынках. На внутреннем рынке спрос на отечественное сырьё, продукты первого передела и продукцию оборонного комплекса возрастал медленнее, чем возможности её производства, что позволяло наращивать экспортные поставки. Постоянное увеличение совокупного внутреннего спроса – конечного потребления и накопления – стимулировало расширению импорта.

Экспорт и импорт товаров в сопоставимых ценах выросли за 2000 – 2004 г.г. соответственно  в 1,5 и 3 раза. Стремительный рост импорта связан в первую очередь с существенным расширением (в 3,8 раза) физических объёмов закупок по основной статье ввоза – машинам, оборудованием и транспортным средствам. Ещё более заметно – увеличился импорт текстиля, текстильных изделий и обуви.  Закупки металлов и изделий из них, древесины, целлюлозно-бумажных изделий и продукций химической промышленности выросли соответственно в 3.3, 3 и 2,9 раза. Ввоз продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья увеличивался не так быстро и превысил уровень 1999 года в 1,5 раза. Среди экспортных товаров наиболее высокую динамику продемонстрировали продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (рост в 2,7 раза), а также машины, оборудование и транспортные средства (2,2 раза). Рост экспорта продукции остальных товарных групп был менее значительным: продукции деревообрабатывающей промышленности – 1,8 раза, топливно-энергетических товаров и химической продукции – 1,5 раза, металлов – в 1,3 раза. В результате более динамичного увеличения импорта удельный вес чистого экспорта в ВВП снизился с 17% в 1999г. до 12,7% в 2004.10

В течение последних пяти лет внешний фактор – спрос мировых рынков на товары российского экспорта и высокие цены на энергоресурсы, в первую очередь, на нефть, давал мощный импульс экономическому развитию страны. На него, по различным оценкам, приходилось от 1/3 до 2/3 прироста ВВП. Так, по расчётам Института экономического анализа, внешний экономический фактор обеспечивал в 1999 – 2003 г.г. увеличение ВВП в среднем на 5,9% ежегодно. В 2004 году сверхвысокие нефтяные цены обеспечили половину прироста ВВП.

Информация о работе Мировая торговля и торговая политика