Мировая торговля и торговая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 11:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – наиболее полно рассмотреть международную торговлю и торговую политику, выявить проблему и перспективы развития международной торговли, а также рассмотреть инструменты торговой политики
Выделяется ряд задач:
рассмотреть теории международной торговли,
рассмотреть перспективы развития международной торговли;
дать определение торговой политики, а также политики протекционизма и либерализации

Содержание

Введение 3
1. Теории международной торговли 4
1.1 Классическая теория международной торговли 4
1.2. Развитие теории международной торговли в работах Хекшера-Олина, Леонтьева, Портера 6
1.3. Неотехнологические теории 11
2. Структура и виды мировой торговли 14
2.1. Анализ структуры мировой торговли и ее основных видов 14
2.2. Место и роль России в мировой торговле 22
2.3. Современные тенденции в развитии мировой торговли 36
3. Международная торговая политика и ее роль в экономическом развитии страны 40
3.1. Характеристика политики свободной торговли и протекционизма 40
3.2. ВТО и ее влияние на торговую политику России 42
Заключение 44
Список литературы: 46

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 257.50 Кб (Скачать файл)

- бензина автомобильного – на 24,7%,

- керосина, топлива реактивного  – на 67,2%,

- дизельного топлива – на 3,5%.

В экспорте товаров металлургической промышленности произошел рост физических объемов вывоза ферросплавов на 18,9%, полуфабрикатов из железа и нелегированной стали – на 11,6%, никеля необработанного – на 45,8%, алюминия необработанного – в 2,0 раза; снизились физические объемы экспорта чугуна на 41,7% по сравнению с январем 2007 года, проката плоского из железа и нелегированной стали – на  3,3%, меди рафинированной – на 8,1%.

Среди товаров  химической промышленности в январе 2008 года по сравнению с аналогичным периодом 2007 года наблюдался рост экспорта (физические объемы) метанола на 5,2%, удобрений – на 6,9%, пластмассы и изделий из нее – на 51,4%.

Среди продукции машиностроительной промышленности в январе 2008 года по сравнению с январем 2007 года наблюдался рост экспорта (физические объемы) средств наземного транспорта: автомобилей легковых – в 12,2 раза, автомобилей грузовых – в 2,6 раза.

В январе 2008 года по сравнению с январем 2007 года наблюдается рост физических объемов экспорта  товаров лесопромышленного комплекса практически по всем основным товарным позициям. Так экспорт необработанных лесоматериалов возрос на 5,1%, пиломатериалов – на 7,1%, фанеры – на 2,4%, целлюлозы древесной – на 17,3%,бумаги газетной  - на 32,1%.

В экспорте продовольствия и с/х сырья в январе 2008 года по сравнению с январем 2007 года наблюдался рост поставок пшеницы на 69,9%, молока и сливок  - в 3,7 раза; в то же время произошло снижение поставок ячменя – на 92,4%, ржи на 68,1% .

В товарной структуре экспорта в страны  СНГ  в январе 2008 года доля продукции топливно-энергетического комплекса составила 45,8% от всего объема экспорта в эти страны (в январе прошлого года – 52,6%), машин и оборудования – 18,9% (14,5%), металлов и изделий из них – 12,2% (12,1%), продукции химической промышленности – 9,2% (7,5%), продовольствия и сельскохозяйственного сырья – 6,0% (5,4%), древесины и целлюлозно-бумажных изделий – 4,5% (4,1%).

В январе 2008 года по сравнению с январем 2007 года физические объемы поставок нефти сырой снизились на 25,8%, при росте средней контрактной цены на 56,4%. По сравнению с январем 2007 года возрос экспорт (физические объемы):

- угля каменного  – на 1,8%,

- нефтепродуктов – на 11,6%, в том  числе бензина автомобильного  – на 20,1%, дизельного топлива –  в 2,0 раза,

- электроэнергии – на 42,1%.

В то же время снизились физические объемы экспорта :

- керосина, топлива реактивного – на 53,0%,

- мазута – на 76,1%,

- газа природного – на 44,7%,

- кокса и полукокса – на 42,1% .

По сравнению с январем 2007 года стоимостные объемы экспорта машин и оборудования выросли на 61,7%, а их удельный вес в общих объемах экспорта в страны СНГ увеличился на 4,4 процентных пункта.

Среди товаров металлургической промышленности в январе 2008 года наблюдается рост экспорта в страны СНГ практически по всем основным товарным позициям. Так экспорт (физические объемы) чугуна возрос на 41,4%, полуфабрикатов из железа и нелегированной стали – на 52,0%, проката плоского – на 78,3%, меди – на 16,3%.

Стоимостной объем экспорта продукции химической промышленности  по сравнению с январем 2007 возрос на 52,5%. Экспорт  удобрений  возрос в физическом выражении в 2 раза, в стоимостном в 3,9 раз.

В экспорте продовольствия и с/х сырья в январе 2008 года по сравнению с январем 2007 года наблюдается рост поставок  (физические объемы) масла подсолнечного, сафлорового или хлопкового на 79,2%, мяса птицы – в 4,7 раза, молока и сливок сгущенного – на 58,5%, сыров и творога – на 24,5%.

Стоимостной объем экспорта древесины и целлюлозно-бумажных изделий по сравнению с январем 2007 года возрос на 36,6%. Экспорт (физические объемы) необработанных лесоматериалов  возрос на 65,9%, пиломатериалов – на 8,3%, целлюлозы древесной – на 13,8%, бумаги газетной – на 7,6%.

Импорт России  в январе 2008 года составил 13,7 млрд.долларов США и  по сравнению с январем 2007 года вырос на 39,5%, в том числе из стран дальнего зарубежья – 11,6 млрд.долларов США (рост на 44,5%), из стран СНГ – 2,1 млрд.долларов США (рост на 17,6%).

В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья доля машин и оборудования составила 52,9% (в январе 2007 года – 49,6%), продовольственных товаров и сырья для их производства – 14,7% (18,3%), продукции химической промышленности – 13,8% (14,1%), металлов и изделий из них – 5,2% (5,9%),  текстиля и обуви – 5,2% (4,3%).

Рост импорта из стран дальнего зарубежья наблюдается по всем основным укрупненным позициям товарной номенклатуры. Так, импорт машиностроительной продукции увеличился по сравнению с январем 2007 года на 54,1%. Доля механического оборудования в импорте продукции машиностроения в январе 2008 года составила 33,6%, электрического оборудования – 23,7%, средств наземного транспорта – 35,5%. Физический объем импортных поставок легковых автомобилей по сравнению с январем 2007 года увеличился на 50,5%, грузовых автомобилей – на 10,5%.

Стоимостной объем импортных поставок продовольствия и с/х сырья в январе 2008 года по сравнению с январем 2007 года увеличился на 16,2%.

По сравнению с январем 2007 года увеличился физический объем поставок:

- говядины на 3,8%

- свинины на 8,6%

- мяса птицы на 14,0%

- рыбы свежей и мороженой  на 12,2%

- молока и сливок несгущенных 40,3%

- сыров и творога на 5,1%

- цитрусовых плодов на 12,2%

- ячменя в 4,2 раза.

Среди поставок продукции химической промышленности в январе 2008 года по сравнению с январем 2007 года увеличились поставки (физические объемы) парфюмерно-косметических средств на 12,7%, пластмассы и изделий из нее – на 11,3%, медикаментов на 43,1%.

Импорт одежды по сравнению с январем 2007 года увеличился в физическом выражении в 1,8 раза, в стоимостном  - в 1,84 раза; обуви – в 2,2 раза и 2,0 раза соответственно.

В импорте из стран СНГ выросли закупки (физические объемы) сыров и творога – на 20,7%, пшеницы – на 6,3%, угля каменного – на 33,1%,  пластмассы и изделий из них – на 19,4%, текстиля и обуви – на 26,9%. Снизились поставки (физические объемы) древесины и изделий из нее – на 3,2%, черных металлов – на 22,9%, проката плоского из железа и нелегированной стали – на 5,1%,  труб – на 36,6%, автомобилей легковых – на 16,0%, автомобилей грузовых – на 58,0%. 

В страновой структуре внешней торговли России особое место, как крупнейший экономический партнер страны, занимает Европейский Союз. На его долю в январе 2008 года приходилось 55,2%  российского товарооборота (в январе 2007 года – 53,7%). На страны СНГ в январе 2008 года приходилось 14,0% российского товарооборота (в январе 2007 года – 15,7%), на страны ЕврАзЭС  - 8,3% (8,4%), на страны АТЭС – 18,8% (17,2%).

  Основными торговыми партнерами  России в январе 2008 года среди  стран дальнего зарубежья являлись  Нидерланды, товарооборот с которыми  составил 4,5 млрд.долларов США (158,5% к январю 2007 года), Германия – 4,4 млрд.долл.США (148,0%), Италия – 4,2 млрд.долл.США (156,6%), Китай – 3,7 млрд.долл.США (169,8%), Турция – 2,2 млрд.долл.США (161,4%), Польша – 1,9 млрд.долл.США (172,1%), Япония – 1,6 млрд.долл.США (168,6%), Франция – 1,4 млрд.долл.США (190,6%), Финляндия – 1,4 млрд.долл.США (178,9%), Соединенное королевство – 1,3 млрд.долл.США (155,5%).

Товарная структура отечественной внешней торговли отражает ограниченные возможности приспособления российского производства к взаимодействию с внешним миром. Мировая торговля является ныне сферой обмена преимущественно готовыми изделиями: на них падает около 80% мирового экспорта. У России составляющий показатель составляет примерно 40%, т.е. вдвое меньше. На мировых рынках более 2/5 реализуемой продукции приходится на машины, оборудование и транспортные средства, около 16% - на высокотехнологичную продукцию. В отечественном экспорте удельный вес продукции машиностроения составляет только 8%, высокотехнологичной продукции – примерно 2%. В российском импорте -  непомерно высока для страны, в которой 11% самодеятельного населения занято в сельском хозяйстве, доля продовольствия и сельскохозяйственного сырья (примерно 1/5).

2.3. Современные тенденции в развитии мировой торговли

Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является внешняя торговля. На долю торговли приходится около 80 % всего объемам международных экономических отношений. Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. По определению Дж. Сакса, «экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы».

В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.

Международная торговля связывает национальные экономики в единую систему мирового рынка. Субъектами международной торговли выступают все государства мира. Кроме того, в современных условиях усиление интернационализации производственной сферы мировой экономики выдвигает в качестве одного из важнейших субъектов международной торговли транснациональные и многонациональные компании (ТНК и МНК).

Развитие же интеграционных процессов предопределяет участие в качестве субъектов международной торговли интеграционных региональных группировок (например, Европейского Союза).

Субъектами международной торговли выступают:

1) страны мира;

2) ТНК и МНК;

3) региональные интеграционные  группировки.

Главной особенностью 19современного этапа функционирования мировой экономики является опережающий рост международной торговли над производством, который обусловлен увеличением хозяйственной взаимозависимости большинства стран и выравниванием динамики ВВП по регионам. Важными тенденциями современного развития международной торговли являются также:

- увеличение экспорта промышленных  товаров в большей степени, нежели  экспорта сырья;

- повышение в международной  торговле роли европейского региона, доля которого составила 45%;

Анализ изменения масштабов внешней торговли стран мира позволяет выделить особенности, которыми характеризуется современный этап.

1. Ускорение развития международной  торговли после второй мировой  войны.

2. Преимущественный рост внешней  торговли по сравнению с общими темпами хозяйственного развития стран.

3. Решающее значение на развитие  международной торговли оказывают  факторы, действующие в сфере производства: структурные сдвиги и циклические колебания мирового хозяйства.

4. Рост экспортной квоты, свидетельствующий о возрастающем вовлечении стран в мировую экономику.

5. Значительные изменения географической  структуры международной торговли под влиянием экономических и политических изменений в мире в 90-х годах.

Основной тенденцией современного этапа развития МТТ является увеличение удельного веса продукции обрабатывающей промышленности и сокращение доли сырьевых товаров. Среди важнейших структурных сдвигов в МТТ следует отметить также снижение удельного веса продовольствия. В основе этой тенденции лежат относительно медленный рост сельскохозяйственного производства по сравнению с промышленным и падение доли аграрного сектора в ВВП во всех группах стран.

Таким образом, мировой рынок товаров на современном этапе значительно диверсифицирован, а товарный ассортимент внешнеторгового оборота чрезвычайно широк, что связано с углублением МРТ и огромным разнообразием потребностей в товарах производственного и потребительского назначения.

На основании вышесказанного можно сформулировать тенденции, характерные для развития МТТ и МТУ на современном этапе. Новые тенденции в развитии мирового товарного обращения связаны прежде всего с НТП, изменением объекта торговли, субъектов товарного общения и организационно-экономических форм последнего. Среди них:

1) быстрое обновление товарной номенклатуры МТ, которое находит отражение в появлении на мировых рынках большого числа принципиально новых товаров, преимущественно продукции новых отраслей, сферы высоких технологий;

2) рост обмена узлами, деталями, компонентами;

3) относительное падение значения торговли сырьем и топливом;

4) приоритетное присутствие ТНК, для которых внутрифирменная  передача оборудования, комплектующих, а также информации, технологии, финансов выступает в форме международной продажи товаров и услуг;

5) отказ от личного контакта продавца и покупателя в сфере.

Нельзя не заметить все возрастающую роль современных средств связи в процессе обмена информации и заключении самих сделок. Тенденции к обезличиванию и стандартизации товаров позволяют ускорять процесс заключения сделок и оборот капиталов. В историческом плане нельзя не отметить рост влияния азиатских стран на процессы мировой торговли, вполне вероятно в новом тысячелетии этот регион займет ведущие роли в мировом процессе производства и реализации товаров. Изменения величины чистого экспорта, то есть разницы между стоимостью экспорта страны и ее импорта, оказывают многостороннее влияние на уровень национального дохода примерно таким же образом, как и колебания различных видов внутренних расходов. Небольшие изменения в объеме американского импорта и экспорта могут вызвать серьезные сдвиги в уровнях доходов, занятости и цен внутри страны.

Информация о работе Мировая торговля и торговая политика