Модели экономических систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2012 в 23:22, курсовая работа

Краткое описание

Главной целью курсовой работы является необходимость понять условия развития рыночного хозяйства на примере стран, экономика которых имеет отличительные черты, и исследовать принимаемые этими странами меры для дальнейшего экономического процветания.
Курсовая работа имеет ряд задач:
– выявить понятие и сущность экономических систем;
– определить основные типы экономических систем;
– установить основные модели рыночной экономики.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования смешанной экономики
1.1 Сущность и классификация моделей смешанной экономики 6
1.2 Основные черты и характеристика смешанной экономики 15
Глава 2. Анализ моделей смешанной экономики
2.1 характеристика основных моделей смешанной экономики 22
2.2 Преимущества и недостатки моделей смешанной экономики 26
Заключение 31
Список используемой литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Смешанная экономика 111.doc

— 228.00 Кб (Скачать файл)

Эффективность той или иной экономической модели определяется ее жизнеспособностью, возможностью постоянно и адекватно реагировать на внешние и внутренние дисбалансы. В конечном счете наиболее полно эффективность модели оценивается в показателях роста экономического потенциала и благосостояния населения.

При всей своей устойчивости каждая национальная экономика имеет свой жизненный цикл. Достаточно длительные (обычно не менее 10 лет) периоды стабильного и динамического роста той или иной страны, сопровождающегося прогрессивными преобразованиями в структуре экономики и ростом благосостояния, иногда называют «экономическим чудом». [8. С.188][8]

Общая линия на развитие смешанной системы не означает однообразия и стандартизации.

Реально в разных странах и регионах складываются различные модели смешанной экономики. Они отличаются друг от друга своими "национальными коэффициентами смешения" разных форм собственности, рынка и государственного регулирования, капитала и социальности, экономической и постэкономической сторон. Эта особенность зависит от многих факторов: уровня и характера материально-технической базы, исторических и геополитических условий формирования общественного устройства, национальных и социокультурных особенностей страны, влияния тех или иных социально-политических сил и т.п. Более того, в смешанной экономике, как правило, может доминировать та или иная сторона параметров.

В зависимости от страны в системе всегда будут преобладать элементы рынка или плана. Одни страны опираются в основном на командные, другие – на рыночные рычаги. Различают несколько моделей смешанной экономики (приложение 1). 

Например, модель с минимальным участием государства в регулировании экономики. В ней преобладает сфера рынка по сравнению с государственным сектором. Это американская (или либеральная) модель рыночной экономики. В США примерно 4/5 валового национального продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под контролем государства.

Прежде всего делом государства является обеспечение экономики нужным количеством денег, которое должно предотвращать инфляцию.

Другой государственной функцией является регулирование внешних эффектов, которые представляют собой побочные последствия хозяйственной деятельности отдельных участников рынка.

Особая задача государства – управление нерыночным сектором национального хозяйства, который представляет населению товары и услуги общественного пользования. Речь идет о национальной обороне, государственном управлении, единой энергосистеме и национальной сети коммуникаций, всеобщем образовании, здравоохранении, фундаментальных науках и т.п. [9. С.343][9]

Смешанная экономика имеет несколько форм или моделей:

- американская;

- шведская

- японская;

- новых индустриальных стран (Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг).

Американская модель - это преимущественно рыночная экономика, но вместе с тем экономические функции правительства играют в ней очень существенную роль.

Шведская модель:

- социальная политика. Большую часть благ и услуг шведы получают из государственных социальных фондов минуя рынок;

- полная занятость;

- ставка на труд, на самореализацию личности, утверждение ее общественной значимости.

Японская модель характеризуется:

- развитым планированием и координацией деятельности правительства и частного сектора;

- сохранение своих традиций, и в то же время умение заимствовать у других все то, что нужно для развития страны;

- высокий престиж государственной службы;

- стержнем стратегии экономического развития является установка на развитие наукоемкой продукции;

- высокий престиж образования, и прежде всего высшего.

Черты Кореи:

- защита внутреннего рынка;

- жесткий экономический курс, проводимый центральной властью;

- привлечение иностранного капитала;

- национальные кадры;

- образование массового среднего класса.

В экономической теории выделяют следующие национальные модели смешанной экономики:

а) Англо-американская – либерально-рыночная модель, характеризующаяся преобладающей ролью частной собственности, поощрением и свободой предпринимательской деятельности и ориентацией на личный успех, опорой на рыночные механизмы, социальной и имущественной дифференциацией;

б) немецкая – сформировавшаяся после Второй мировой войны модель социально-рыночного хозяйства, характеризующаяся высокими социальными гарантиями и активной антимонопольной политикой государства. В начале ХХI века в нее были внесены существенные изменения, направленные на сокращение роли государства в социальной сфере;

в) японская – модель регулируемого корпоративного капитализма, в котором ведущая роль промышленного и финансового капитала сочетаются с государственным программированием экономики и довольно значительным влиянием традиционализма. Для этой модели характерно широкое распространение пожизненного найма рабочих на фирмах. Данная модель продемонстрировала восприимчивость к научно-техническому прогрессу, значительные конкурентные преимущества, очень высокие темпы роста в послевоенный период, сохранить которые к концу ХХ века не удалось;

г) шведская – модель рыночного хозяйства с незначительной долей государственной собственности, но высоким уровнем социальных гарантий, основанным на широком перераспределении доходов при высоком уровне налогообложения. Ее недостатки связаны в основном с низкими темпами экономического роста;

д) китайская – модель, предполагающая использование рыночного механизма при ведущей роли государственного планирования и регулирования экономики и сохранении государственных социальных гарантий.

Указанные модели динамичны, их характеристики в силу внутренних и внешних условий существенно изменяются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Основные черты и характеристика смешанной экономики

 

Одним из главных признаков является преобладание рыночной организации экономики, что в первую очередь подразумевает свободное предпринимательство. Многосекторность экономики предполагает наличие большого количества равноправных секторов, соотношение которых зависит от национальных и территориальных особенностей стран. Государство играет роль организатора, но не оказывает значительного влияния на экономику. Оно должно координировать деятельность малого, среднего и крупного бизнеса, защищать отечественного производителя, обеспечивать свободную конкуренцию.

Государство может размещать госзаказы на товары, услуги или выполнение работ, что является чертой, присущей командно-административной экономике.

Социальная защита населения поддерживает незащищенные социальные группы, давая возможность для существования хотя бы на минимальном уровне. Также государство ведет перераспределение доходов для сглаживания их первичной неравномерности. Политика распределения является важным инструментом государственного регулирования.

Каждое отдельное государство по-разному расставляет приоритеты развития, однако три основных принципа присущи всем моделям смешанной экономики:

1) насколько увеличивается рыночный сектор, настолько (в пределах определившейся потребности) уменьшится государственный сектор;

2) насколько эффективен финансовый потенциал рыночного сектора, настолько экономически "обеспечен" и государственный сектор;

3) процесс приватизации (в том числе и земли) будет в стране идти до тех пор и до тех размеров, пока весь государственный сектор не перейдет на "содержание" рыночного.

К основным целям, которые преследует смешанная экономическая система, можно отнести обеспечение полной занятости, увеличение потенциального ВВП, антикризисное регулирование.

Экономика стран, входящих в число мировых лидеров, является смешанной, при этом наиболее высокая доля государственного сектора — в экономике Швеции (свыше 60%, что значительно выше, чем в современной России). В основе шведской модели — система государственного регулирования цен, включая главное слагаемое цены — заработную плату. Этот принцип получил название принципа «равной оплаты за равный труд», который:

1) не стимулирует работников к смене места работы;

2) создаёт экономические предпосылки для выбраковки нерентабельных производств;

3) не даёт недобросовестным хозяйственникам переводить доходы своих работников в «тень»,

4) чем способствует формированию доходной части бюджета на стабильной основе;

5) снимает социальную напряжённость в обществе, практически сводя к минимуму влияние профсоюзов (исчезает основное экономическое направление их деятельности).

Государственное регулирование в форме планирования получило развитие в таких странах, как Япония (где создано Управление экономического планирования), Франция (функции планирования и прогнозирования в этой стране возложены на Министерство планирования и финансов), в Испании (министерство экономики и финансов) и др. США активно используют программно-целевой метод планирования» (Planning-Programming-Budgeting System, PPB), зародившийся в СССР и позволивший ему осуществить такие грандиозные проекты, как план ГОЭЛРО, программу освоения космического пространства, программу развития атомной энергетики и ряд других. Во всех этих странах: [10. С.55][10]

1) осуществляется прогноз рыночной конъюнктуры (на ближайшую перспективу, а также ближайшие 5—10 лет) и вырабатываются соответствующие рекомендации правительству;

2) разрабатывается государственный бюджет страны и контролируется его исполнение;

3) рассматриваются и утверждаются цены и/или устанавливается соответствующий порядок утверждения цен на продукцию предприятий-монополистов, а также на социально-значимую продукцию;

4) формируются объёмы и структура государственного заказа;

5) разрабатываются государственные целевые программы.

В индустриально развитых странах мира планирование не является «тотальным», а сконцентрировано на решении наиболее важных задач, с учётом реальной ситуации в экономике страны. Например, в Дании рынки массовых товаров полностью контролируются иностранным капиталом (это относится к таким отраслям, как нефтепереработка, автомобилестроение, металлургия), в связи с чем основной принцип деятельности датских фирм сводится к стремлению захватить значительную часть узкого рынка определённой продукции, а не пробовать завоевать небольшую долю на крупном рынке. (В мировой экономической литературе эта стратегия получила название «датской ниши», «скандинавской ниши»). Маркетинговой стратегии отечественных фирм соответствует и содержание государственных экономических программ, в которых рассматриваются не все, а исключительно «нишевые сферы производства».

Наиболее ценным в практике планирования индустриально развитых стран является учёт долговременных циклов развития мировой экономики. Теория циклического развития родилась в 20-е годы в СССР, однако в современной России не используется, но в тоже время пользуется государственной поддержкой практически во всех индустриально развитых странах мира.

В смешанной экономике между производителем и потребителем стоит рынок с элементами регулирования рыночных отношений. [11. С.452][11]

Политико-экономическая концепция социально-рыночного хозяйства направлена на синтез гарантированной правовым государством свободы, экономической свободы (которая из-за неделимости свободы рассматривается как необходимая составляющая свободного порядка вообще) и идеалами социального государства, связанными с социальной защищенностью и социальной справедливостью. Это сочетание целей - свободы и справедливости - отражается в понятии "социальное рыночное хозяйство". Рыночное хозяйство олицетворяет хозяйственную свободу. Оно заключается в свободе потребителей покупать по своему выбору изделия (свобода потребления), в свободе производства и торговли, свободе соревнования.

Расширение функций государства в современном обществе при сохранении рыночных свобод, институтов и механизмов в решающей степени обусловлено возросшей сложностью социально-экономического процесса. Многие фундаментальные проблемы сегодняшнего общества не могут быть эффективно решены при помощи только рыночных механизмов. Это прежде всего укрепление социальной сферы, которая стала одним из важнейших источников экономического роста. Так, уровень образования, квалификация рабочей силы и состояние научных исследований непосредственно влияют на темпы и качество экономического роста, что подтверждено эконометрическими расчетами. Огромное влияние на качество рабочей силы, на экономическое развитие в целом оказывают здравоохранение, социальное обеспечение и состояние окружающей среды. Рынок сам по себе не может создать мощной социальной сферы, хотя рыночным механизмам, особенно конкуренции, может быть присуща сильная социальная направленность.

Термин "социальный" означает:

1) "что рыночное хозяйство в силу своей экономической эффективности, т.е. благодаря тому, что оно создает экономические предпосылки "благосостояния для всех", и представляет экономические свободы, ограничиваемые рамками неприкосновенности прав третьих лиц, носит социальный характер;

2) что рыночное хозяйство должно ограничиваться там, где оно привело бы к социально нежелательным результатам или же результаты свободного экономического процесса должны корректироваться, если они, согласно ценностным представлениям общества, не являются достаточно социальными".

Информация о работе Модели экономических систем