Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 13:31, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы. Процессы рыночной трансформации предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) приобрели особую значимость в связи с определяющей ролью этих предприятий в обеспечении безопасности страны и со сложностью их адаптации к условиям рынка вследствие господства на них командно — административной системы управления.
Введение 3
Глава 1. Определение оборонно-промышленного комплекса 5
1.1.Военная экономика и ОПК: сущность и структура. 9
1.2.Основные факторы и динамика функционирования оборонно-промышленного комплекса 15
Глава 2. Модернизация производства и конверсия оборонно-промышленного комплекса в России
2.1.Конверсия оборонно-промышленного комплекса (проблемы) 20
2.2.Госуд. оборонный заказ и контрактная система его реализации 24
Заключение 32
Литература
Важнейшая роль экономики в войне наиболее наглядно проявилась в XX в. И особенно в годы Первой Второй мировых войн. Как относительно самостоятельная и крупная военно-хозяйственная система военная экономика сформировалась в ходе Первой мировой войны.
Возникновение и развитие военной экономики как объективного общественного явления обусловлено прежде всего политическими причинами, стремлением государств использовать военную силу в качестве средства обеспечения безопасности страны достижения военным путем экономических, политических иных целей.
В структуре военной экономики различают два блока: производственный, соответствующий первой- основной- фазе военно-экономического процесса, и инфраструктурный, включающий в себя фазы распределения, обмена и потребления оружия и других предметов военного назначения. Производственный блок, объединяющий предприятия и организации, продукция которых предназначена для удовлетворения военный потребностей государства и поставок за рубеж, образует специфический сектор национальной экономики- оборонно-промышленный комплекс или, иначе, оборонную промышленность. Продукция в данном определении включает в себя конечные и промежуточные товары и услуги. В современную эпоху именно ОПК определяет облик военной экономики, образует фундамент ее развития и служит важнейшей опорой военной мощи государства.
К числу структурных элементов ОПК, помимо самой промышленности, относят и другие отрасли, в частности строительство и сферу услуг. Оборонная промышленность стремительно развивается под воздействием научно-технического прогресса и изменений в военном деле, в ней появляются новые отрасли, происходит перестройка научно-производственной базы, организационной структуры и т.д.
Выполняемый предприятиями оборонной промышленности Государственный оборонной заказ является ключевым механизмом реализации военно-технической политики, развития вооружения и военной техники и представляет собой очень важный инструмент стимулирования экономического развития страны.
Оборонно-промышленный комплекс является относительно самостоятельной системой, но его функционирование невозможно без наличия тесных межсистемных взаимосвязей с внешней политикой, национальной экономикой, военной организацией и пр.[2]
Поскольку оборонно-промышленный комплекс (ОПК) представляет собой реальный сектор обрабатывающей промышленности, опирающийся на высокие технологии, и, одновременно, структуру, решающую одну из трех основных задач, изложенных в Послании Президента РФ, то есть обеспечение безопасности страны, целесообразно целый ряд организационно-экономических проблем рассмотреть через призму этой сферы науки и производства.
В рамках функционирования ОПК представителями государства в настоящее время являются различные структуры, претерпевшие многократные изменения как в своих функциях, так и в названиях, объединяющие и в некоторой, не всегда рациональной, форме связывающие в нечетко очерченную систему специализированные научные и производственные структуры. Причем во многих случаях достаточно однозначно определить эти связующие факторы не представляется возможным, что, в свою очередь, требует экономических исследований, оценок и выработки конструктивных предложений.
Подсказываемая опытом последнего десятилетия необходимость формирования крупных холдингов в сфере ОПК и, в этой связи, изменения функции связанных с ними административных структур также является организационно-экономической проблемой, требующей профессионального объединения усилий как в теоретической проработке, так и в практической реализации. Таким образом, в рамках мероприятий по совершенствованию функционирования предприятий ОПК необходимо сосредоточить внимание на решении следующих организационно-экономических вопросов, которые можно классифицировать как базовые и обеспечивающие, или как структуру и инфраструктуру.
Структура процессов, связанных с решением проблемы интенсификации работ по созданию вооружения и военной техники:
- определение путей эффективного решения задач в условиях новых требований к отраслевым структурам и предприятиям ОПК со стороны Президента - Главнокомандующего ВС и подчиненных ему силовых структур (МО, ФСБ, МВД и др.), а также выработка реальных методов решения этих вопросов с определением реально выделяемых ресурсов;
- формирование позиции ОПК по оптимизации макроэкономических процессов, как важнейшему фактору обеспечения минимально необходимого производства вооружения и военной техники, представление законодательных предложений по формированию средств в системе создаваемого ВВП в интересах обеспечения безопасности, поддержка ОПК в решении вопросов, связанных с рынком вооружений, пресечением процессов необоснованного банкротства предприятий этой сферы деятельности и т. п.;
- оценка ситуации, связанной с формированием оптимальной структуры оборонного заказа. Совершенствование процедуры взаимодействия Заказчика со структурами ОПК. Прогнозирование динамики изменения требований к оборонному заказу во времени и разработка методов соответствующей корректировки объемов затрат;
- анализ и выработка предложений по структуре организации работ в ОПК с учетом "содержания оборонного заказа", "структуры исполнительного механизма ОПК" и "материальных, трудовых и денежных ресурсов", прогнозирование основных направлений совершенствования технологических процессов в ходе восстановления обрабатывающей промышленности, представленной предприятиями ОПК, в том числе за счет роста ресурсов в этой стране путем увеличения доли заказов для добывающих и других отраслей отечественного производства;
- разработка вопросов восстановления технологических процессов путем выработки оптимальных методов приобретения оборудования и материалов, специализации и кооперирования производства, экономической поддержки отечественной обрабатывающей промышленности.
Инфраструктура, обеспечивающая решение базовых вопросов по созданию вооружения и военной техники:
- решение вопросов восстановления кадрового потенциала ОПК на базе экономической мотивации и системы профессиональной подготовки в направлениях: руководителей НИИ и заводов на всех уровнях технологического процесса, квалифицированных рабочих, персонала всей обеспечивающей инфраструктуры;
- разработка и объявление наиболее приоритетных исследований в области экономики и организации производства в сфере ОПК, оптимизации производственных структур и систем управления, мотивации деятельности на всех уровнях хозяйствования и т. п.;
- обеспечение решения социальных проблем, прежде всего, путем создания устойчивых рабочих мест;
- формирование структур и определение средств, обеспечивающих теоретическое обоснование рассматриваемых процессов и их поддержки на уровне массового общественного сознания:
- использование выставочных технологий (включая электронные) для информационной поддержки деятельности оборонно-промышленного комплекса;
- организация мер по поощрению лиц, принимающих активное участие в решении рассматриваемых проблем.
В свете решения проблем восстановления оборонно-промышленного комплекса существенную роль будет играть формирование массового экономического сознания по поддержке такого спектра экономической политики, поскольку в течение последнего десятилетия на основе фактического материала, но крайне односторонне, пропагандировалась и осуществлялась идея необходимости свертывания работ в сфере ОПК.
1.2. Основные факторы и динамика функционирования оборонно-промышленного комплекса
В течение ряда лет функционирование предприятий оборонной промышленности определялось рядом следующих негативных факторов: низкая фондовооруженность; большой износ основных производственных мощностей и рентабельности; снижение численности и качества персонала; распад сложившихся кооперационных связей; слабая экономическая устойчивость, неритмичность и недостаточное финансирование и др.
Действие указанных факторов может привести к следующим негативным последствиям: затягиванию сроков разработки образцов вооружения; изменению тактико-технических заданий на разработку в сторону снижения заложенных ранее тактико-технических характеристик; преждевременному окончанию работ плана на ранних стадиях; невозможности начать серийное производство уже разработанных комплексов; удорожанию процесса разработки и производства ВВТ.
На фоне имеющего место в последние годы экономического роста в оборонной промышленности России появились явные свидетельства позитивного изменения ситуации: растет экспорт ВВТ, увеличиваются объемы государственного финансирования, финансово-банковская система стала проявлять больше интереса к реальному производству.
Среди тенденций, наметившихся в последние годы, следует отметить изменение соотношения вклада гражданского и военного секторов ОПК. Если в 2002-2003 гг. наблюдался опережающий рост производства военной продукции, то в 2004 г. быстрее увеличивались объемы выпуска гражданской. Выпуск гражданской продукции увеличился во всех отраслях ОПК. Доля гражданской продукции в общем объеме производства оборонных предприятий в 2004 г. увеличилась почти до 46 % по сравнению с 42 % в 2003 г.
Сам факт и результат промышленного роста в ОПК особенного важны и показательны, если учесть, что его достижению сопутствовал продолжающийся процесс коренного реформирования, реструктуризации и сокращения ОПК. В новых геополитических и экономических условиях этот процесс есть не что иное, как эмпирический поиск структурно-технологического баланса ОПК с текущими и перспективными возможностями государства, отвечающими его доктринальным и программным документам в сфере обеспечения национальной и технологической безопасности, с запросами мирового рынка на ВВТ, производственного и потребительского секторов новой российской экономики на его гражданскую продукцию.
Вместе с тем, хотя ОПК в целом показывает положительную динамику производства, она неустойчива, а потому скорее следует вести речь о балансировании между стабилизацией и ростом, что свойственно всей обрабатывающей промышленности. Несмотря на положительные сдвиги, состояние ОПК характеризуется:
Прекращением или сокращением до минимума выпуска ряда важнейших образцов продукции военного, двойного и гражданского назначения, что влечет утрату кадров, знаний и практического опыта;
Практическим свертыванием ряда работ в области создания новых материалов, видов продукции;
Продолжающимся сокращением инвестиций и прогрессирующим старением производственного, научного и кадрового потенциала;
Низкой технологической оснащенностью предприятий новейшими средствами автоматизации проектирования и стендового моделирования новых образцов техники, что вызывает их удорожание и увеличение длительности разработки;
Спадом уровня научно-технических разработок и крайне слабой динамикой их восполнения (экспортируемая продукция военного и гражданского назначения базируется в основном на разработках советского периода);
Неудовлетворительным финансово-экономическим состоянием многих предприятий, к тому же отягощенным расходами на содержание мобилизационных мощностей и социальной инфраструктуры;
Нескоординированностью поступления денежных средств, невозможностью долгосрочного финансового планирования (бюджетные средства планируются только на один год) и, как следствие, слабой мобильностью разработок и производства;
Неэффективным контролем за использование государственной собственности, в том числе и в сфере патентного законодательства;
Несовершенством законодательства , допускающим передачу контрольных пакетов акций оборонных и других высокотехнологичных предприятий иностранным компаниям, которые могут преследовать цель ликвидации российского конкурента на внутреннем и мировом рынках (что может принести и уже принесло не только экономические потери, но и серьезный урон обороно-способности страны), а также банкротство или перепрофилирование предприятий, обладающих критически важными оборонными технологиями;
Низкой зарплатой персонала, которая регламентируется государственными контрактами на выполнение госзаказа на значительно более низком уровне, чем среднемесячная зарплата по промышленности и в том регионе, где находится предприятие. Даже по коммерческим работам заказчики стараются свести затраты контрагентов к уровню затрат по государственным заказам.
Основные фонды предприятий , которые в 1991 г. были не самыми современными , в последующие годы практически не обновлялись. Отсутствие заказов и финансовых средств у предприятий ОПК реально повлекло за собой нарушение процесса воспроизводства научно-технического , технологического и производственного потенциала.
Морально устаревшими признаны 75% еще работоспособных производственных фондов предприятий ОПК. Около 50% фондов имеют физический износ. На протяжении более десяти последних лет темпы ежегодного обновления основных фондов в ОПК не превышали 1%, в то время как потребность в их замене, диктуемая техническим прогрессом и конкуренцией, составляла 10% (в научно-экспериментальной базе - не менее 15%, а в некоторых ее секторах –до 30% в год). По итогам 2002 г., износ активной части основных производственных фондов превышает 72%, а доля нового оборудования с возрастом до пяти лет составляла всего 4,6%. Из общего количества передовых производственных технологий на предприятиях оборонных отраслей почти половина (47,7%) была введена в эксплуатацию 10 лет назад и ранее. Лишь в 2002 г. впервые за весь постсоветский период развития ОПК, несмотря на высокий физический и моральный износ основных производственных фондов, темпы обновления активной части производственного аппарата (9,0%) превысили критический уровень (8,5%). Физически устаревающие машины и оборудование объективно влекут за собой снижение качества ВВТ.
Информация о работе Модернизация производства и конверсия оборонно-промышленного комплекса в России