Модернизация производства и конверсия оборонно-промышленного комплекса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 13:31, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы. Процессы рыночной трансформации предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) приобрели особую значимость в связи с определяющей ролью этих предприятий в обеспечении безопасности страны и со сложностью их адаптации к условиям рынка вследствие господства на них командно — административной системы управления.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Определение оборонно-промышленного комплекса 5
1.1.Военная экономика и ОПК: сущность и структура. 9
1.2.Основные факторы и динамика функционирования оборонно-промышленного комплекса 15
Глава 2. Модернизация производства и конверсия оборонно-промышленного комплекса в России
2.1.Конверсия оборонно-промышленного комплекса (проблемы) 20
2.2.Госуд. оборонный заказ и контрактная система его реализации 24
Заключение 32
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

НОВАЯ КУРСОВАЯ ПО ЭКОНОМ ТЕОРИИ.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

     Одной из важных составных частей оборонно– промышленного комплекса является система научных и научно – производственных организаций, в рамках которых создавались новые технологии, объекты интеллектуальной собственности и иные нематериальные активы.

     Одной из основных причин утраты Россией позиций на мировом и внутреннем рынках наукоемкой продукции и связанным с этим обвальным снижением инвестиций в науку явилось отсутствие государственной политики в сфере интеллектуальной собственности и инновационной деятельности в области высоких технологий. Российская Федерация по-прежнему сохраняет уникальный научно-технический и образовательный потенциал, однако эффективность его практического использования явно низка, так как формирование национальной инновационной системы в условиях рыночной экономики находится в начальной стадии развития.

     Проводимая государством политика в сфере  науки и технологий фрагментарна и несистемна, целостная нормативно- правовая база инновационной деятельности не сформирована, роль государства в этих процессах не определена, эффективные механизмы взаимодействия государства с предпринимательским сектором не созданы.   

   Это существенным образом отразилось на деятельности научных и научно-производственных организаций оборонно-промышленного комплекса России. В 90-е годы на предприятиях существенно сократились количественные показатели изобретательской и рационализаторской работы, снизилось качество патентно-лицензионной деятельности, на ряде предприятий подразделения, обеспечивающие эту деятельность, ликвидированы, разрушилась действовавшая ранее система управления изобретательством. По экспертным оценкам , с начала 90-х годов в Российской Федерации произошел спад количества поданных заявок на изобретения на оборонных предприятиях в 10-20 раз. Утрачены кадры патентоведов, не обеспечивается проведение необходимой проверки создаваемой научно-технической продукции на патентную чистоту и наличие патентноспособных решений.

   Практически не патентуются российские разработки в странах предполагаемого или осуществляемого экспорта, что могло бы создать для российской стороны весомые конкурентные преимущества. Только за первые шесть лет проведения экономических реформ эффективность внутренних затрат в сфере научно-технической деятельности [2].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Модернизация производства и конверсия оборонно-промышленного комплекса в России

2.1.Конверсия оборонно-промышленного комплекса (проблемы)

  

   За годы российских реформ редко какая проблема привлекала

столь пристальное внимание общественности, вызывала столь

противоречивые комментарии и острые споры отечественных и

зарубежных специалистов, как конверсия военно-промышленного

комплекса бывшего Советского Союза.

     Термин "конверсия" (от лат. conversio - изменение, превращение) означает разработку, планирование и реализацию мероприятий организационного, технического, экономического и социально-политического характера, направленных на переориентацию научно-исследовательских, опытно-конструкторских и серийных предприятий промышленности, а также некоторых предприятий и организаций, эксплуатирующих военную технику и вооружения, с военного на гражданское производство.

     Не всякий процесс перехода военной промышленности на гражданские рельсы может быть назван конверсией. Например, если предприятие, занимавшееся производством гражданской продукции, на какое-то время привлекается к выпуску военной продукции, а затем возвращается к гражданскому производству, то этот процесс называют "реконверсией". Мы ведем речь о ситуации, когда работа предприятия по военным контрактам представляет собой не временное отклонение, а нормальное состояние.

     Конверсируемое предприятие - это в общем случае производственное, научно-производственное объединение, завод, конструкторская или научно-исследовательская организация, а также любое другое предприятие (независимо от формы собственности), занятое исследованиями, производством, ремонтом, обслуживанием и утилизацией ВВТ, комплектующих изделий, материалов, специального и технологического оборудования, а также добычей, переработкой, утилизацией и хранением специальных видов сырья и материалов для производства ВВТ, на которых прекращаются (сокращаются) работы, связанные с разработкой и производством вооружений и военной техники, с параллельным осуществлением мероприятий по усилению интенсивности разработок и увеличению объемов выпуска продукции гражданского назначения. К конверсируемым также относятся оборонные предприятия, закрываемые по решению государственных органов из-за технической и иной невозможности перепрофилирования.

   Глубина и масштабы конверсии определяются объемом сокращения разработок военной техники, ее производства и поставок и могут исчисляться как в стоимостном выражении, так и в конкретной номенклатуре и натуральном измерении. Для понимания существа проблемы конверсии необходимо прежде всего хорошо представлять себе различия в функционировании военного и гражданского секторов экономики. Главная цель разработок продукции военного назначения:

- добиться максимальной надежности и качества ее функционирования, что ведет к узкой и глубокой специализации ученых и инженеров. Исключительная важность, придаваемая военным разработкам, позволяет предприятиям не слишком заботиться о сокращении издержек, поскольку их увеличение обычно приводит к росту массы прибыли в силу затратного характера ценообразования для военной техники и вооружения. В то же время, в гражданском секторе существуют гораздо более жесткие ограничения на стоимость продукции и в этой связи специалисты, занятые в этом секторе, должны иметь более широкий общий кругозор, хорошо разбираться в механизмах взаимодействия организационно-производственных систем, имеющих отношение к данному виду продукции, и добиваться желаемых результатов при наименьших расходах.

     Тот факт, что специалисты в области проектирования и производства военной техники, как правило, довольно трудно включаются в технологии гражданского назначения, свидетельствует о том, что особенности подготовки и характер научно- производственной деятельности в военном секторе осложняют использование его высоких потенциальных возможностей для нужд гражданского сектора.

     Нацеленность отечественных производителей ВВТ на государство-заказчика заставляет их заниматься лоббизмом в государственных структурах с целью получения выгодных военных заказов. Но конверсия по самой своей сути требует усилий большей частью в других областях деятельности, таких, как изучение перспектив рынка с точки зрения спроса на конверсионную продукцию, регулирование ценовой политики, реклама и т.п. Вдобавок ко всему конверсируемое производство в наших условиях

сразу теряет все преимущества военного в части обеспечения сырьем, полуфабрикатами и комплектующими изделиями, а также былую престижность занятости персонала на оборонном производстве.

     После окончания Второй мировой войны экономика СССР так же, как и других стран - участников антигитлеровской коалиции, совершала переход от военного производства к гражданскому. Для того чтобы правильно оценить этот процесс, надо прежде рассмотреть вопрос о том, как формировалась экономика военного периода. Вспомним, что сразу после начала Великой Отечественной войны подавляющая часть предприятий Советского Союза была переведена на производство продукции для нужд фронта. Немаловажную роль сыграло и то обстоятельство, что во время войны и средства производства, и технологии, применявшиеся в производстве военной продукции, были весьма родственны средствам производства и технологиям гражданского сектора промышленности, а во многих случаях были ориентированы на продукцию "двойного назначения". Поэтому, когда Великая Отечественная война закончилась и встал вопрос о переводе значительной доли промышленности на мирные рельсы, для огромного числа предприятий это означало возвращение к той деятельности, которой они совсем недавно (6-7 лет назад и менее) занимались и которая еще оставалась привычной для них. Тут имела место реконверсия. Не

следует, однако, думать, что наряду с преобладающими реконверсионными процессами в то время не происходило истинной конверсии. Она, конечно, тоже имела место, но по уже указанным выше причинам, этот процесс также был достаточно безболезненным. Кроме того, после "похолодания" в международных отношениях стало ясно, что на очереди - новый виток гонки вооружений.

     За несколько десятилетий этой гонки ситуация резко изменилась. Вследствие интенсивного научно-технического прогресса, который в нашей стране более всего коснулся именно предприятий оборонно-промышленного комплекса, оборудование, изделия, сырье и технологии военного производства стали резко отличаться от тех, что применяются в гражданском производстве, и проблема перехода от первого ко второму чрезвычайно усложнилась, превратившись в проблему истинной конверсии, т.е. перехода к чему-то незнакомому или малознакомому.

     Кроме того, если в послевоенный период переход на гражданское производство сопровождался общим улучшением уровня жизни для большинства людей, в настоящее время пока наблюдается обратная картина.

     Существенные сложности на путях конверсии создало и одновременное осуществление другого процесса - перехода к рыночным отношениям. Если в послевоенный период с управлением конверсией довольно успешно справилась централизованная командная система, то теперешняя конверсия вряд ли под силу значительно ослабленным центральным органам, из под прямого управления которых уже вышла значительная часть экономики. Что же касается предприятий оборонного комплекса, то, находясь по-прежнему в

государственной собственности, они не проявляют необходимой активности, ожидая от государства поддержки в виде правового обеспечения и субсидий.

 

2.2. Государственный оборонный заказ и контрактная система его реализации

 

     Военная продукция все еще занимает значительную долю в объеме производства предприятий оборонных отраслей России, несмотря на ее абсолютное и относительное сокращение. Этим объясняется интерес соответствующих предприятий и органов государственного управления к рационализации параметров государственного оборонного заказа, исходя как из нужд государства, так и из коммерческих интересов предприятий- поставщиков.

     Естественно, что оптимизация параметров государственного оборонного заказа остается прерогативой заказчиков - в первую очередь Министерства обороны Российской Федерации – и законодательно регулируется. Однако федеральный закон "О государственном оборонном заказе", носит сугубо организационно- процедурный характер и не определяет экономических и

управленческих аспектов.

     Устойчивость функционирования оборонной промышленности является одним из основных условий обеспечения военной безопасности страны. Поэтому государственный оборонный заказ должен, помимо материально-технического обеспечения Вооруженных Сил, выполнять функцию стабилизации и стимулирования развития отечественного оборонно-промышленного комплекса. Его устойчивость в значительной мере определяется именно параметрами государственного оборонного заказа - его предсказуемостью и стабильностью, уровнем обеспечиваемой рентабельности, загрузки производственных мощностей и занятости персонала предприятий, высокой технологичностью заказываемой военной техники. С учетом изложенного при выборе параметров государственного

оборонного заказа необходимо ориентироваться на критерии промышленно-технологической и экономической устойчивости функционирования оборонно-промышленного комплекса, обеспечивая неизменность параметров уже размещенного государственного оборонного заказа, прежде всего в части его устойчивой бюджетной обеспеченности.

     Для этого на государственном уровне должны быть определены: минимальный уровень государственного оборонного заказа, обеспечивающий поддержание военно-научного, военно- технологического и военно-промышленного потенциала страны (по- видимому, на уровне 20-25% загрузки мощностей);

     минимальный и максимальный уровни рентабельности военных

исследований и военного производства (на сегодняшний момент это,

соответственно, должно составлять 12% и 20%);

     минимальный уровень оплаты труда персонала, обеспечивающий

сохранение занятости квалифицированных специалистов на оборонных

предприятиях (на сегодняшний момент он должен составлять примерно

130% среднего по стране, хотя фактически не достигает 30-50%);

     минимальный (в процентном отношении) уровень военных ассигнований на НИОКР в сравнении с общим финансированием военных закупок. Ассигнования на военные НИОКР не должны опускаться ниже 10-12%-процентнoгo уровня в общем объеме государственного оборонного заказа, а с учетом ситуации в области высоких технологий его имело бы смысл поднять на ближайшие 5 лет на уровень 15-20%;

     реальные гарантии индексирования ценовых параметров в условиях инфляции и гарантированная оплата поставок по сделанным заказам;

     переход на долгосрочные контракты по государственному оборонному заказу (на 3-5 лет или период реализации программы производства системы ВВТ или на период НИОКР).

Информация о работе Модернизация производства и конверсия оборонно-промышленного комплекса в России